Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Белова И.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Вуколовой Т.Б.,
судей Фоминой Н.И., Клубничкиной А.В.
при секретаре К.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании от 14 марта 2013 года апелляционную жалобу Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области,
на решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 13 декабря 2012 года по делу по иску К.А.Е. к Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области о признании незаконным отказа, обязании принять решение,
заслушав доклад судьи Клубничкиной А.В.,
объяснения представителя К.А.В. - В.,
установила:
К.А.Е. обратился в суд с иском к Администрации Сергиево-Посадского района о признании незаконным отказа Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области в предоставлении земельного участка, принятии решения о предоставлении в аренду земельного участка.
В обоснование иска указал, что 20.12.2004 г. К.А.Е. было подано заявление в Администрацию Сергиево-Посадского муниципального района Московской области о предоставлении ему в аренду земельного участка, площадью 1200 кв. м под индивидуальное жилищное строительство по адресу: <адрес>. 21.02.2012 истцом было подано повторное заявление в Администрацию района. Письмом от 22.03.2012 г. Администрацией района было отказано в предоставлении земельного участка, так как согласно ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков или продажа права на заключение договоров аренды земельного участка осуществляется на аукционах.
Просил суд признать незаконным отказ Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 22.03.2012 в предоставлении земельного участка К.А.Е. в аренду, поскольку на день обращения с заявлением 20 декабря 2004 года он имел право на предоставление земельного участка без проведения аукциона, и обязать Администрацию Сергиево-Посадского муниципального района в двухнедельный срок с момента вступления в законную силу решения суда принять решение о предоставлении в аренду на 10 лет К.А.Е. земельного участка из земель населенных пунктов, с кадастровым NN, площадью 1106+/-12 кв. м, местоположение: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение <адрес>, для индивидуального жилищного строительства.
Представители Администрации Сергиево-Посадского района по доверенности Н. и Б. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражали.
Решением Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 13 декабря 2012 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с постановленным решением, Администрация Сергиево-Посадского муниципального района обжалует его в апелляционном порядке, и просят отменить как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
В силу требований ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Удовлетворяя исковые требования К.А.Е., суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что право истца на оформление земельного участка и приобретение на него прав, возникли 20.12.2004 года.
Однако судебная коллегия с выводом суда согласиться не может.
Из материалов дела усматривается, что 20.12.2004 года от истца в Администрацию Сергиево-Посадского муниципального района поступило заявление о предоставлении ему в собственность бесплатно. Данное заявление было расписано для оформления в собственность бесплатно.
Статьей 30 ЗК РФ установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии со ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны.
К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Орган местного самоуправления, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Однако у истца отсутствует решение органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта.
Согласно п. 2 ст. 32 ЗК РФ (в редакции от 29.12.2004 года) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Таким образом, поскольку истец не представил на момент подачи заявления 20.12.2004 г. требуемых документов, следовательно решения органа местного самоуправления не могло быть принято.
20.02.2012 истец вновь по истечении семи лет обратился в Администрацию Сергиево-Посадского муниципального района с заявлением о предоставлении ему в аренду на 10 лет земельного участка NN расположенного по адресу: <адрес>
22.03.2012 года Администрацию Сергиево-Посадского муниципального района на указанное заявление истцу был дан ответ, что согласно ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков или продажа права на заключение договоров аренды земельного участка осуществляется на аукционах.
Фактически, требования истца сводятся к предоставлению ему спорного земельного участка в аренду без проведения торгов.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Статьей 30.1 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду.
Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных п.п. 5 и 5.1 п. 1 ст. 24, п. 2.1 ст. 30 и п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ.
Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Анализируя изложенное, судебная коллегия, с учетом положений ст. 31.1 ЗК РФ, приходит к выводу, что правовые основания для удовлетворения исковых требований о признании незаконным отказа Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области в предоставлении земельного участка и принятии решения о предоставлении в аренду земельного участка, отсутствуют.
Истец не лишен права на получение спорного участка с соблюдением процедуры его предоставления в общем порядке по итогам проведения аукциона.
В соответствии со ст. 328 ГПК РФ суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционных жалоб, представления вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Поскольку все обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора установлены в полном объеме, и не требуется представление новых доказательств, судебная коллегия полагает возможным постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований К.А.Е. отказать.
Руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 13 декабря 2012 года, отменить.
В иске К.А.Е. к Администрации Сергиево-Посадского района о признании незаконным отказа Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области в предоставлении земельного участка, принятии решения о предоставлении в аренду земельного участка, отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 14.03.2013 ПО ДЕЛУ N 33-6212/2013
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 марта 2013 г. по делу N 33-6212/2013
Судья: Белова И.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Вуколовой Т.Б.,
судей Фоминой Н.И., Клубничкиной А.В.
при секретаре К.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании от 14 марта 2013 года апелляционную жалобу Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области,
на решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 13 декабря 2012 года по делу по иску К.А.Е. к Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области о признании незаконным отказа, обязании принять решение,
заслушав доклад судьи Клубничкиной А.В.,
объяснения представителя К.А.В. - В.,
установила:
К.А.Е. обратился в суд с иском к Администрации Сергиево-Посадского района о признании незаконным отказа Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области в предоставлении земельного участка, принятии решения о предоставлении в аренду земельного участка.
В обоснование иска указал, что 20.12.2004 г. К.А.Е. было подано заявление в Администрацию Сергиево-Посадского муниципального района Московской области о предоставлении ему в аренду земельного участка, площадью 1200 кв. м под индивидуальное жилищное строительство по адресу: <адрес>. 21.02.2012 истцом было подано повторное заявление в Администрацию района. Письмом от 22.03.2012 г. Администрацией района было отказано в предоставлении земельного участка, так как согласно ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков или продажа права на заключение договоров аренды земельного участка осуществляется на аукционах.
Просил суд признать незаконным отказ Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 22.03.2012 в предоставлении земельного участка К.А.Е. в аренду, поскольку на день обращения с заявлением 20 декабря 2004 года он имел право на предоставление земельного участка без проведения аукциона, и обязать Администрацию Сергиево-Посадского муниципального района в двухнедельный срок с момента вступления в законную силу решения суда принять решение о предоставлении в аренду на 10 лет К.А.Е. земельного участка из земель населенных пунктов, с кадастровым NN, площадью 1106+/-12 кв. м, местоположение: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение <адрес>, для индивидуального жилищного строительства.
Представители Администрации Сергиево-Посадского района по доверенности Н. и Б. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражали.
Решением Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 13 декабря 2012 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с постановленным решением, Администрация Сергиево-Посадского муниципального района обжалует его в апелляционном порядке, и просят отменить как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
В силу требований ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Удовлетворяя исковые требования К.А.Е., суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что право истца на оформление земельного участка и приобретение на него прав, возникли 20.12.2004 года.
Однако судебная коллегия с выводом суда согласиться не может.
Из материалов дела усматривается, что 20.12.2004 года от истца в Администрацию Сергиево-Посадского муниципального района поступило заявление о предоставлении ему в собственность бесплатно. Данное заявление было расписано для оформления в собственность бесплатно.
Статьей 30 ЗК РФ установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии со ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны.
К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Орган местного самоуправления, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Однако у истца отсутствует решение органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта.
Согласно п. 2 ст. 32 ЗК РФ (в редакции от 29.12.2004 года) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Таким образом, поскольку истец не представил на момент подачи заявления 20.12.2004 г. требуемых документов, следовательно решения органа местного самоуправления не могло быть принято.
20.02.2012 истец вновь по истечении семи лет обратился в Администрацию Сергиево-Посадского муниципального района с заявлением о предоставлении ему в аренду на 10 лет земельного участка NN расположенного по адресу: <адрес>
22.03.2012 года Администрацию Сергиево-Посадского муниципального района на указанное заявление истцу был дан ответ, что согласно ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков или продажа права на заключение договоров аренды земельного участка осуществляется на аукционах.
Фактически, требования истца сводятся к предоставлению ему спорного земельного участка в аренду без проведения торгов.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Статьей 30.1 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду.
Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных п.п. 5 и 5.1 п. 1 ст. 24, п. 2.1 ст. 30 и п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ.
Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Анализируя изложенное, судебная коллегия, с учетом положений ст. 31.1 ЗК РФ, приходит к выводу, что правовые основания для удовлетворения исковых требований о признании незаконным отказа Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области в предоставлении земельного участка и принятии решения о предоставлении в аренду земельного участка, отсутствуют.
Истец не лишен права на получение спорного участка с соблюдением процедуры его предоставления в общем порядке по итогам проведения аукциона.
В соответствии со ст. 328 ГПК РФ суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционных жалоб, представления вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Поскольку все обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора установлены в полном объеме, и не требуется представление новых доказательств, судебная коллегия полагает возможным постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований К.А.Е. отказать.
Руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 13 декабря 2012 года, отменить.
В иске К.А.Е. к Администрации Сергиево-Посадского района о признании незаконным отказа Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области в предоставлении земельного участка, принятии решения о предоставлении в аренду земельного участка, отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)