Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2013 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Нужнова С.Г.
судей Кузнецова В.В., Кобылянского В.В.
при участии в заседании:
от истца - не явился, уведомлен
от ответчика - Рамазанов А.Р., дов. от 02.11.2012 г. N ИИ/08-11538/д
от третьих лиц - не явились, уведомлены
рассмотрев 12 февраля 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу
Территориального управления Росимущества в Московской области (ответчик)
на решение от 26 сентября 2012 г. Арбитражного суда Московской области
принятое судьей Нечаевой С.В.
по делу N А41-26143/12
по иску Администрации Щелковского муниципального района Московской области к Территориальному управлению Росимущества в Московской области
о признании права собственности на земельный участок отсутствующим
третьи лица: Управление Росреестра по Московской области, ОАО "Щелковское Рудоуправление"
установил:
Администрация Щелковского муниципального района Московской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - Территориальное управление Росимущества в Московской области) о признании отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:14:050306:0022, общей площадью 287.400 кв. м, земли населенных пунктов, под размещение промышленной площадки, расположенный по адресу: Московская область, г. Щелково, ул. Заречная, д. 105, ссылаясь на ранее заключенный с Открытым акционерным обществом "Щелковское Рудоуправление" (далее - ОАО "Щелковское Рудоуправление") договор аренды этого участка от 12.04.2004 г., а также на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок с нарушением положений статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 17.07.2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" и в отсутствие оснований, предусмотренных статьей 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области) и ОАО "Щелковское Рудоуправление".
Решением Арбитражного суда Московской области от 26 сентября 2012 г. требования удовлетворены.
При принятии решения суд первой инстанции пришел к выводам о том, что спорный земельный участок к исключительной собственности Российской Федерации не относится и что отсутствуют доказательства факта разграничения права государственной собственности на этот земельный участок, поэтому произведенная государственная регистрации права собственности Российской Федерации на спорный участок нарушает права Администрации по распоряжению этим участком.
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2012 г. отказано в удовлетворении ходатайства Территориального управления Росимущества в Московской области о восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы, в связи с чем апелляционная жалоба ответчика на решение суда первой инстанции возвращена заявителю.
В кассационной жалобе на решение суда первой инстанции ответчик - Территориальное управление Росимущества в Московской области ссылается на то, что ОАО "Щелковское Рудоуправление" было создано в результате реорганизации государственного предприятия "Щелковское рудоуправление", находившегося в федеральной собственности и подведомственного Министерству промышленности РСФСР, что на спорном земельном участке находятся объекты недвижимости, которые до внесения их в уставный капитал ОАО "Щелковское Рудоуправление" находились в федеральной собственности, в связи с чем и земельный участок, на котором находятся эти объекты, является федеральной собственностью, поэтому просит решение от 26 сентября 2012 г. отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.
Поддерживая приведенные в кассационной жалобе доводы, ответчик в заседании сослался также на нахождении на спорном земельном участке объекта гражданской обороны.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о принятии кассационной жалобы Территориального управления Росимущества в Московской области к производству, о месте и времени судебного заседания была размещена на официальном Интернет-сайте суда: http:www.fasmo.arbitr.ru.
Надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства истец и третьи лица явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие этих лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя истца и проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемое ответчиком решение подлежит отмене в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, в ходе его рассмотрения судом первой инстанции у Управления Росреестра по Московской области было истребовано дело правоустанавливающих документов в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером 50:14:050306:0022, общей площадью 287.400 кв. м, земли населенных пунктов, под размещение промышленной площадки, расположенного по адресу: Московская область, г. Щелково, ул. Заречная, д. 105.
Имеющиеся в указанном деле документы свидетельствуют, что на спорном земельном участке находится несколько десятков зданий и сооружений, которые принадлежат ОАО "Щелковское Рудоуправление".
В имеющейся в этом же деле копии устава ОАО "Щелковское Рудоуправление" указано, что оно является правопреемником государственного предприятия "Щелковское рудоуправление".
В соответствии с пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 этой же статьи земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Правовое регулирование разграничения государственной собственности на землю ранее было определено Федеральным законом от 17.07.2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", согласно которому основанием для государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю (часть 2 статьи 2).
Основания внесения земельных участков в соответствующие перечни, утверждаемые актами Правительства Российской Федерации, были установлены статьями 3, 4 и 5 названного Федерального закона.
В соответствии с Федеральным законом от 17.04.2006 г. N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" признан утратившим силу Федеральный закон "О разграничении государственной собственности на землю", а также уточнены основания разграничения государственной собственности на землю, в связи с чем за органами местного самоуправления сохранено право распоряжения лишь теми земельными участками, которые не отвечают ни одному из критериев, позволяющих отнести их к соответствующему уровню собственности, установленных статьей 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
- - земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
- - земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
- - иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении Президиума от 19 июля 2011 г. N 2178/11, по смыслу пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" закрепленное в нем разграничение государственной и муниципальной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур по передаче участков из собственности одного публичного образования в собственность другого публичного образования.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции оставил без внимание наличие на спорном земельном участке объектов недвижимости и не установил, к какому уровню государственной собственности относилось государственное предприятие "Щелковское рудоуправление", правопреемником которого является ОАО "Щелковское Рудоуправление", в связи с чем обжалуемое ответчиком решение не может быть признано законным и обоснованным.
Принимая во внимание, что допущенные нарушения могут быть устранены только при повторном рассмотрении дела в суде первой инстанции, кассационная инстанция, отменяя состоявшиеся по делу судебные акты, считает необходимым направить дело на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 26 сентября 2012 г. по делу N А41-26143/12 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья
С.Г.НУЖНОВ
Судьи
В.В.КОБЫЛЯНСКИЙ
В.В.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 19.02.2013 ПО ДЕЛУ N А41-26143/12
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 февраля 2013 г. по делу N А41-26143/12
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2013 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Нужнова С.Г.
судей Кузнецова В.В., Кобылянского В.В.
при участии в заседании:
от истца - не явился, уведомлен
от ответчика - Рамазанов А.Р., дов. от 02.11.2012 г. N ИИ/08-11538/д
от третьих лиц - не явились, уведомлены
рассмотрев 12 февраля 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу
Территориального управления Росимущества в Московской области (ответчик)
на решение от 26 сентября 2012 г. Арбитражного суда Московской области
принятое судьей Нечаевой С.В.
по делу N А41-26143/12
по иску Администрации Щелковского муниципального района Московской области к Территориальному управлению Росимущества в Московской области
о признании права собственности на земельный участок отсутствующим
третьи лица: Управление Росреестра по Московской области, ОАО "Щелковское Рудоуправление"
установил:
Администрация Щелковского муниципального района Московской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - Территориальное управление Росимущества в Московской области) о признании отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:14:050306:0022, общей площадью 287.400 кв. м, земли населенных пунктов, под размещение промышленной площадки, расположенный по адресу: Московская область, г. Щелково, ул. Заречная, д. 105, ссылаясь на ранее заключенный с Открытым акционерным обществом "Щелковское Рудоуправление" (далее - ОАО "Щелковское Рудоуправление") договор аренды этого участка от 12.04.2004 г., а также на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок с нарушением положений статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 17.07.2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" и в отсутствие оснований, предусмотренных статьей 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области) и ОАО "Щелковское Рудоуправление".
Решением Арбитражного суда Московской области от 26 сентября 2012 г. требования удовлетворены.
При принятии решения суд первой инстанции пришел к выводам о том, что спорный земельный участок к исключительной собственности Российской Федерации не относится и что отсутствуют доказательства факта разграничения права государственной собственности на этот земельный участок, поэтому произведенная государственная регистрации права собственности Российской Федерации на спорный участок нарушает права Администрации по распоряжению этим участком.
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2012 г. отказано в удовлетворении ходатайства Территориального управления Росимущества в Московской области о восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы, в связи с чем апелляционная жалоба ответчика на решение суда первой инстанции возвращена заявителю.
В кассационной жалобе на решение суда первой инстанции ответчик - Территориальное управление Росимущества в Московской области ссылается на то, что ОАО "Щелковское Рудоуправление" было создано в результате реорганизации государственного предприятия "Щелковское рудоуправление", находившегося в федеральной собственности и подведомственного Министерству промышленности РСФСР, что на спорном земельном участке находятся объекты недвижимости, которые до внесения их в уставный капитал ОАО "Щелковское Рудоуправление" находились в федеральной собственности, в связи с чем и земельный участок, на котором находятся эти объекты, является федеральной собственностью, поэтому просит решение от 26 сентября 2012 г. отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.
Поддерживая приведенные в кассационной жалобе доводы, ответчик в заседании сослался также на нахождении на спорном земельном участке объекта гражданской обороны.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о принятии кассационной жалобы Территориального управления Росимущества в Московской области к производству, о месте и времени судебного заседания была размещена на официальном Интернет-сайте суда: http:www.fasmo.arbitr.ru.
Надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства истец и третьи лица явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие этих лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя истца и проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемое ответчиком решение подлежит отмене в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, в ходе его рассмотрения судом первой инстанции у Управления Росреестра по Московской области было истребовано дело правоустанавливающих документов в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером 50:14:050306:0022, общей площадью 287.400 кв. м, земли населенных пунктов, под размещение промышленной площадки, расположенного по адресу: Московская область, г. Щелково, ул. Заречная, д. 105.
Имеющиеся в указанном деле документы свидетельствуют, что на спорном земельном участке находится несколько десятков зданий и сооружений, которые принадлежат ОАО "Щелковское Рудоуправление".
В имеющейся в этом же деле копии устава ОАО "Щелковское Рудоуправление" указано, что оно является правопреемником государственного предприятия "Щелковское рудоуправление".
В соответствии с пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 этой же статьи земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Правовое регулирование разграничения государственной собственности на землю ранее было определено Федеральным законом от 17.07.2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", согласно которому основанием для государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю (часть 2 статьи 2).
Основания внесения земельных участков в соответствующие перечни, утверждаемые актами Правительства Российской Федерации, были установлены статьями 3, 4 и 5 названного Федерального закона.
В соответствии с Федеральным законом от 17.04.2006 г. N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" признан утратившим силу Федеральный закон "О разграничении государственной собственности на землю", а также уточнены основания разграничения государственной собственности на землю, в связи с чем за органами местного самоуправления сохранено право распоряжения лишь теми земельными участками, которые не отвечают ни одному из критериев, позволяющих отнести их к соответствующему уровню собственности, установленных статьей 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
- - земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
- - земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
- - иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении Президиума от 19 июля 2011 г. N 2178/11, по смыслу пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" закрепленное в нем разграничение государственной и муниципальной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур по передаче участков из собственности одного публичного образования в собственность другого публичного образования.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции оставил без внимание наличие на спорном земельном участке объектов недвижимости и не установил, к какому уровню государственной собственности относилось государственное предприятие "Щелковское рудоуправление", правопреемником которого является ОАО "Щелковское Рудоуправление", в связи с чем обжалуемое ответчиком решение не может быть признано законным и обоснованным.
Принимая во внимание, что допущенные нарушения могут быть устранены только при повторном рассмотрении дела в суде первой инстанции, кассационная инстанция, отменяя состоявшиеся по делу судебные акты, считает необходимым направить дело на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 26 сентября 2012 г. по делу N А41-26143/12 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья
С.Г.НУЖНОВ
Судьи
В.В.КОБЫЛЯНСКИЙ
В.В.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)