Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 18.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-8305/2013

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 июля 2013 г. по делу N 33-8305/2013


судья Шафикова Е.С.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Васильевой Г.Ф.,
судей Гаиткуловой Ф.С.,
Смирновой О.В.,
при секретаре Н.Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе З.А. на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 30 апреля 2013 года, которым постановлено:
в удовлетворении заявления З.А. о признании отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан незаконным, возложении обязанности зарегистрировать право безвозмездного срочного пользования на лесной участок отказать за необоснованностью.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Смирновой О.В., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан

установила:

З.А. в порядке главы 25 ГПК РФ обратился в суд с заявлением о признании отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан незаконным, возложении обязанности зарегистрировать право безвозмездного срочного пользования на лесной участок.
В обоснование заявленных требований указал, что им было получено сообщение N... Управления Росреестра по РБ, которым ему отказано в государственной регистрации договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, расположенным по адресу: адрес, по причине отсутствия кадастрового паспорта на лесной участок, предоставленный заявителю в аренду на основании договора безвозмездного срочного пользования (п. 1.2. ст. 20 Закона о регистрации). Так как исходный земельный участок прошел кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер N..., имеет в настоящее время статус "архивный", то при разделе такого лесного участка положения п. 1. ст. 4.1. Вводного закона, предусматривающего возможность до дата осуществлять государственную регистрацию на основании планов лесных участков, не применяются.
Считает отказ незаконным, поскольку лесной участок, выделенный из ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером N..., находящегося в федеральной собственности, не подлежит кадастровому учету в силу положений п. 4.1. ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ". Приложенная к договору план-схема лесного учета содержит сведения из лесного реестра и позволяет его индивидуализировать как объект недвижимости.
Просит признать отказ N... от дата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан в государственной регистрации договора безвозмездного срочного пользования на лесной участок, расположенный по адресу: адрес незаконным; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан зарегистрировать право безвозмездного срочного пользования на указанный лесной участок.
Судом постановлено приведенное решение.
В апелляционной жалобе З.А. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, принятого с нарушениями норм процессуального и материального права, указав на то, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно: не учтены изменения, внесенные во Вводный закон N 201-ФЗ Федеральным законом от 24.07.2007 года ст. ст. 4, 4.1, 4.2, 4.4, не принято во внимание, что в отношении спорного лесного участка был осуществлен кадастровый учет с присвоением условного номера в государственном лесном реестре N..., а план-схема расположения и границ лесного участка соответствует закону.
Заслушав объяснения заявителя З.А., представителей Министерства лесного хозяйства РБ Х., Н.Э., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Управления Росреестра по РБ З.Р., возражавшего против ее удовлетворения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия находит обжалуемое решение подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Статья 46 (часть 1, 2) Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствие с п. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные, единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых.... нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод...
В силу п. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствий с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.
Отказ в государственной регистрации права на недвижимость или сделки с ней либо уклонение соответствующего органа от регистрации могут быть оспорены в суде.
Порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно ст. 2 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.
Статья 20 Закона о регистрации содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации.
Основанием для отказа в государственной регистрации является, в том числе, то, что заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на него.
При принятии решения об отказе в государственной регистрации прав заявителю направляется в письменной форме сообщение о причинах отказа с обязательной ссылкой на положения настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения, в срок не более чем пять дней после окончания срока, установленного для рассмотрения заявления, и копия указанного сообщения помещается в дело правоустанавливающих документов.
Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.
Согласно ст. 93 Лесного кодекса РФ право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии со ст. 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего кодекса.
Статьей 92 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В силу положений п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 07.06.2013) "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В силу п. 1.2 ст. 20 Закона о регистрации не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Пунктом 1 ст. 4.1. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон N 201-ФЗ) предусмотрено, что до 1 января 2015 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.
Согласно п. 3 ст. 4.3 Вводного закона N 201-ФЗ государственная регистрация договоров аренды лесных участков, договоров безвозмездного срочного пользования лесными участками в составе земель лесного фонда, приведенных в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, осуществляется без представления кадастровых планов или кадастровых паспортов лесных участков (при условии, если государственный кадастровый учет таких лесных участков не осуществлялся).
В соответствии со ст. 4.4 Вводного закона N 201-ФЗ, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Как следует из материалов дела, дата между Министерством лесного хозяйства РБ в лице государственного бюджетного учреждения "Уфимское лесничество" и З.А. заключен договор безвозмездного срочного пользования лесным участком площадью 0,5 га, расположенным по адресу: адрес.
Предоставленный земельный участок является частью земельного участка с кадастровым номером N... площадью 68270000 кв. м по адресу: адрес, который согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности серии N... от дата находится в собственности Российской Федерации.
дата З.А. обратился в Управление Росреестра по РБ за государственной регистрацией указанного договора лесного участка, приложив в качестве описания его границ и площади план- схему лесного участка, составленного на основании сведений государственного лесного реестра.
дата Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан сообщило об отказе в государственной регистрации договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, расположенным по адресу: адрес, со ссылкой на ст. 1.2 ст. 20 Закона о регистрации, указав, что положения п. 1. ст. 4.1. и п. 4.4. Вводного закона N 201-ФЗ применению не подлежат. Принимая во внимание, что в отношении исходного лесного участка с кадастровым номером N... осуществлен кадастровый учет, то при разделе такого лесного участка требуется кадастровый паспорт лесного участка.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований З.А. о признании отказа Управления Росреестра по РБ незаконным, возложении обязанности зарегистрировать право безвозмездного срочного пользования на лесной участок, суд первой инстанции исходил из того, что участок земель лесного фонда, в состав которого входит спорный лесной участок, ранее уже был поставлен на государственный кадастровый учет, более того, в результате проведения кадастровых работ был разделен на несколько иных участков, в связи с чем для государственной регистрации договора вновь сформированного лесного участка в безвозмездное пользование, необходим документ (кадастровый план или кадастровый паспорт), подтверждающий постановку соответствующего объекта на государственный кадастровый учет.
Судебная коллегия считает вывод суда законным и обоснованным.
Согласно представленной информации ФГБУ "ФКП Росреестра" по РБ от дата, сведения о земельном участке лесного фонда Уфимского района РБ с кадастровым номером N... декларированной площадью 68 270 000 кв. м с видом разрешенного использования "для ведения лесного хозяйства", внесены в кадастр дата на основании Перечня ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала N... по состоянию на дата, утвержденного руководителем Уфимского райкомзема РБ. Сведения о зарегистрированном праве Российской Федерации на данный земельный участок внесены в ЕГРЗ дата
Согласно сведений ГКН указанный земельный участок неоднократно преобразовывался и на сегодняшний день земли лесного фонда, учтенные ранее на территории адрес в виде земельного участка N..., учтены в виде земельного участка N....
Таким образом, преобразование в ГКН земельного участка лесного фонда с кадастровым номером N... осуществлены органом кадастрового учета на основании заявлений о постановке на ГКУ земельных участков, решений органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления об образовании земельных участков в целях их предоставления и документов о межевании. Изменение статуса кадастровых сведений о преобразованных земельных участках лесного фонда на "архивный" осуществлялось органом учета в соответствии с нормами действующего законодательства в сфере ведения государственного земельного кадастра и осуществления ГКУ.
При таких обстоятельствах государственный регистратор пришел к законному и обоснованному выводу о необходимости проведения кадастрового учета лесного участка, передаваемого заявителю по договору, поскольку исходный земельный участок, частью которого он является, прошел государственный кадастровый учет и при выделении из него части должны осуществлять действия, предусмотренные п. 1. 2 ст. 11.2 ЗК РФ.
В связи с тем, что к спорным правоотношениям подлежат применению положения ст. 4.3. Вводного закона N 201-ФЗ, то представленный заявителем план-схема расположения и границ лесного участка не может рассматриваться как документ, на основании которого должны вноситься сведения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в части описания объекта недвижимости.
Следовательно, отказ в проведении государственный регистрации по форме и содержанию соответствует требованиям законодательства, не нарушает законные права и охраняемые интересы заявителя, вследствие чего З.А. отказано в удовлетворении заявленных требований.
Иные доводы апелляционной жалобы заявителя по существу аналогичны тем, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции, сводятся к утверждению о том, что для государственной регистрации договора безвозмездного срочного пользования лесным участком не требуется его кадастровый учет в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", поскольку он является ранее учтенным, основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующего спорные правоотношения, и направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств и представленных в их подтверждение доказательств, получивших надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. ст. 67, 68, 198 ГПК РФ в постановленном по делу решении и, как не опровергающие правильности выводов суда, не могут служить основанием для его отмены.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия,

определила:

решение Октябрьского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 30 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу З.А. - без удовлетворения.

Председательствующий
Г.Ф.ВАСИЛЬЕВА

Судьи
Ф.С.ГАИТКУЛОВА
О.В.СМИРНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)