Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.04.2013 ПО ДЕЛУ N А82-11557/2012

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 апреля 2013 г. по делу N А82-11557/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 апреля 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Ившиной Г.Г., Караваевой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Русаковой О.Г.,
без участия в судебном заседании представителей сторон и третьего лица,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Новое"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 28.12.2012 по делу N А82-11557/2012, принятое судом в составе судьи Сурововой М.В.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Новое" (ИНН: 7622002359, ОГРН: 1027601053050)
к Администрации Переславского муниципального района (ИНН: 7622007798, ОГРН: 1027601054480),
третье лицо: Департамент лесного хозяйства Ярославской области (ИНН: 7603035944, ОГРН: 1077603000254),
о признании незаконным ненормативного правового акта,

установил:

закрытое акционерное общество "Новое" (далее - заявитель, ЗАО "Новое", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным отказа Администрации Переславского муниципального района Ярославской области (далее - ответчик, Администрация), оформленного письмом от 13.07.2012 N 2318, в предоставлении Обществу в собственность земельного участка с кадастровым номером 76:11:043901:476 площадью 2551 га, расположенного по адресу: Ярославская область, Переславский район, ЗАО "Новое", и об обязании Администрации подготовить проект договора купли-продажи и направить его заявителю.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 28.12.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ЗАО "Новое" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит перейти к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции и привлечь к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области. Общество просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт о признании незаконным оспариваемого отказа.
Общество полагает, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального и процессуального права, суд не выяснил в полной мере обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. ЗАО "Новое" приводит доводы о том, что в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие, что земельный участок, принадлежащий на праве постоянного (бессрочного) пользования заявителю с кадастровым номером 76:11:043901:476 (предыдущий номер 76:11:043900:3) и земельный участок, принадлежащий Российской Федерации на праве собственности с условным номером 76-76-06/019/2009-318 являются одним и тем же земельным участком, судом не исследован вопрос наличия права собственности Российской Федерации на земельный участок на момент рассмотрения спора. По мнению Общества, сделав вывод, что испрашиваемый Обществом земельный участок принадлежит на праве собственности Российской Федерации, суд не привлек уполномоченный орган Российской Федерации к участию в деле, что в силу п. 4 ч. 4 ст. 270 АПК РФ является безусловным основанием для отмены принятого решения. Заявитель считает, что земельный участок с кадастровым номером 76:11:043901:476 относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, а наличие на земельном участке лесных насаждений и кустарников не свидетельствует о том, что этот участок однозначно относится к землям лесного фонда. Принадлежность спорного земельного участка к категории - земли сельскохозяйственного назначения, подтверждается кадастровым паспортом земельного участка, свидетельством о государственной регистрации права серия 76-АБ N 513966 от 26.06.2012, а также кадастровой выпиской о земельном участке. ЗАО "Новое" указывает на то, что доказательства надлежащего перевода земельного участка заявителя из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель - земли лесного фонда в материалах дела отсутствуют.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
По мнению Администрации, материалами дела подтверждается, что испрашиваемый Обществом земельный участок является лесным участком в составе земель лесного фонда и, соответственно в силу ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации, относится к федеральной собственности, в связи с чем считает правомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии у Администрации права распоряжения данным земельным участком. Кроме того, считает несостоятельным доводы заявителя о том, что наличие в государственном кадастре недвижимости сведений о принадлежности спорного земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения исключает принадлежность его к категории земель лесного фонда, поскольку полномочиями устанавливать категорию земель органы кадастрового учета не наделены. Категория земель спорного земельного участка нормативным правовым актом органов государственной власти или органов местного самоуправления не устанавливалась. Администрация заявила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Подробно доводы сторон изложены в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Департамент лесного хозяйства Ярославской области отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Стороны и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 23.06.1992 главой администрации Переславского района издано постановление N 166, которым утверждены проекты землеустройства (перераспределения земель) реорганизуемых колхозов "Прогресс", им. Мичурина, "Красная Заря", совхозов им. В.И. Ленина. Пунктом 2 постановления предусмотрено провести закрепление земель за коллективами после регистрации в администрации района согласно приложениям (л.д. 19).
В Экспликации земель землепользований в реорганизуемом совхозе "Новое" (приложение N 5 к указанному постановлению) указано, что всего земель подлежащих приватизации - 6198 га, из них коллективному предприятию "Новое" передано 3616 га земель, в муниципальную собственность - 2561 га, в водный фонд - 21 га (л.д. 20).
На основании постановления главы администрации Переславского района от 27.02.1996 N 79 ТОО "Новое" (правопредшественнику ЗАО "Новое") выдано Свидетельство о праве собственности на землю, владения, пользования землей от 29.02.1996 N 4135, согласно которому Обществу предоставлено на праве постоянного пользования 2559 га земли (л.д. 17, 27).
15.07.1998 в соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 21.05.1998 N 89-п между лесхозом Переславский и ТОО "Новое" (лесопользователь) был заключен договор безвозмездного пользования участком лесного фонда (л.д. 104). Согласно пункту 2.1 данного договора объектом безвозмездного пользования являются участки лесного фонда в границах землепользования, ранее находившиеся во владении совхоза "Новое" общей площадью лесного фонда 2377 га. Пунктом 2.2 договора установлено, что участки лесного фонда предоставляются лесопользователю в безвозмездное пользование.
Постановлением главы Переславского муниципального района от 09.08.2006 N 770 в постановление от 23.06.1992 N 166 были внесены изменения, касающиеся размера площадей, закрепляемых за бывшим совхозом земель, и вида земельных прав. За ЗАО "Новое", как правопреемником совхоза "Новое", закреплен земельный участок площадью 5830 га, в том числе в собственность - 300 га, в общую долевую собственность собственников земельных долей - 979 га и в постоянное (бессрочное) пользование - 2551 га (л.д. 21). Постановление издано на основании заявления ЗАО "Новое", п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и ст. ст. 11 и 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Постановлением главы Переславского муниципального района от 20.01.2012 N 34 в постановление от 09.08.2006 N 770 внесены изменения - исключено указание на закрепление за ЗАО "Новое" земельного участка площадью 2551 га на праве постоянного (бессрочного) пользования. Решением Арбитражного суда Ярославской области от 20.06.2012 по делу N А82-3362/2012, вступившим в законную силу, отказано в удовлетворении требований ЗАО "Новое" о признании недействительным постановления Администрации от 20.01.2012 N 34.
Согласно кадастровому паспорту (выписки из государственного земельного кадастра) от 31.05.2012 земельный участок с кадастровым номером 76:11:043901:476 имеет категорию - "земли сельскохозяйственного назначения" и разрешенное использование - "для сельскохозяйственного производства" (л.д. 50).
26.06.2012 в ЕГРП сделана запись о регистрации за Обществом права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения (л.д. 29).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 16.05.2009 Российской Федерации принадлежит на праве собственности лесной участок со следующими характеристиками: (номер учетной записи в государственном лесном реестре 381-2009-02), категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: использование, охрана, защита и воспроизводство лесов, общая площадь 2551 га, адрес объекта: Ярославская область, Переславский район, ЗАО "Новое" ГУ ЯО "Переславское лесничество", Переславское участковое лесничество квартала с 5001 по 5018, кадастровый (или условный) номер: 76-76-06/019/2009-318 (л.д. 94).
29.06.2012 Общество обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 76:11:043901:476 площадью 2551 га с местоположением относительно ориентира: Переславский район ЗАО "Новое" (л.д. 15).
Администрация письмом от 13.07.2012 N 2318 отказала заявителю, мотивировав свой отказ отсутствием у заявителя законного права постоянного (бессрочного) пользования на данный земельный участок.
Считая, что данный отказ не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ЗАО "Новое" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, Арбитражный суд Ярославской области руководствовался положениями ст. ст. 7, 77, 101 ЗК РФ, ст. ст. 19, 56, 72 Лесного кодекса РСФСР, ст. ст. 4, 10 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, ст. 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ), Лесного кодекса Российской Федерации и признал заявленные требования не соответствующими фактическим обстоятельствам дела и не подлежащими удовлетворению.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 и ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании ст. 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 11 ЗК РФ и абз. 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" органы местного самоуправления муниципальных районов вправе распоряжаться расположенными в пределах территории соответствующих районов земельными участками, находящимися в муниципальной собственности и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Соответственно органы местного самоуправления муниципального района не вправе распоряжаться, в том числе отчуждать в собственность физических и юридических лиц в порядке, предусмотренном ст. 36 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной собственности, а именно в федеральной собственности или в собственности субъектов Российской Федерации. В силу прямого указания ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (далее - ЛК РФ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Следовательно, по смыслу приведенных выше норм ЗК РФ и ЛК РФ орган местного самоуправления муниципального района не уполномочен и не вправе распоряжаться расположенными в пределах границ соответствующего муниципального района земельными участками, относящимися к землям лесного фонда, в том числе осуществлять их продажу в порядке, предусмотренном ст. 36 ЗК РФ.
Как установил и указал в обжалуемом решении арбитражный суд первой инстанции, испрашиваемый ЗАО "Новое" в собственность в порядке ст. 36 ЗК РФ земельный участок с кадастровым номером 76:11:043901:476 площадью 2551 га, расположенный по адресу: Ярославская область, Переславский район, ЗАО "Новое", входит в состав земель лесного фонда и соответственно находится в федеральной собственности. В этой связи суд пришел к выводу о законности оспариваемого заявителем отказа Администрации Переславского муниципального района в предоставлении указанного земельного участка в собственность ЗАО "Новое".
Арбитражный апелляционный суд находит вывод арбитражного суда первой инстанции об отнесении спорного земельного участка к землям лесного фонда обоснованным в связи со следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 7 ЗК РФ все земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на определенные категории, исчерпывающий перечень которых предусмотрен данной нормой. В данном перечне указана и такая категория земель как земли лесного фонда. Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли, отнесенные к соответствующей категории должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. В то же время ЗК РФ не устанавливает порядок первоначального отнесения земельных участков к той или иной категории по целевому назначению, то есть при формировании земельных участков. Нормы ст. 8 ЗК РФ регламентируют лишь порядок перевода земель из одной категории в другую и предусматривают перечень документов, в которых может указываться категория земель. К числу таких документов относятся, в том числе акты государственных органов и органов местного самоуправления, договоры, предметом которых являются земельные участки, государственный кадастр недвижимости, документы о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Между тем по смыслу п. 2 ст. 8 ЗК РФ данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. В этой связи содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены. При этом следует руководствоваться нормой п. 5 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", согласно которой земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка. Таким образом, основным критерием отнесения земельного участка к той или иной категории по целевому назначению является фактическое использование данного земельного участка, подтверждаемое соответствующими документами.
В связи с изложенным для отнесения земельного участка к категории земель лесного фонда необходимо установить, что данный земельный участок фактически используется для целей, указанных в ст. 101 ЗК РФ "Земли лесного фонда". Согласно п. 1 ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). В силу п. 2 ст. 101 ЗК РФ порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется также лесным законодательством. Согласно п. п. 1, 3 ст. 6 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий, границы земель лесного фонда определяются, в том числе в соответствии с лесным законодательством. В силу ст. 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 данного кодекса. Согласно положениям п. п. 1, 2 ст. 10 ЛК РФ леса, расположенные на землях лесного фонда по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса, а леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены только к защитным. В соответствии с положениями ст. 67 - 69 ЛК РФ границы земель лесного фонда - лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации. Аналогичные положения об определении границ участков лесного фонда в лесоустроительной документации содержались и в ст. ст. 72 - 73 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ (далее - ЛК РФ 1997 г.) Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда может быть осуществлено на основе разработанной в отношении этого участка лесоустроительной проектной документации, подтверждающей фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок с кадастровым номером 76:11:043901:476 площадью 2551 га занят лесными насаждениями. Данный участок использовался правопредшественниками ЗАО "Новое", а именно совхозом "Новое", ТОО "Новое" в советский период и с 1992 по 2000 годы.
Согласно ч. 1 ст. 94 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991 N 1103-1 к землям лесного фонда относились земли, покрытые лесом. В соответствии со ст. 2 действовавших в период с 1993 по 1997 годы Основ лесного законодательства Российской Федерации от 06.03.1993 N 4613-1 все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации. Согласно данной норме в состав земель лесного фонда входили лесные земли (покрытые лесом, а также не покрытые лесом - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и нелесные земли (болота, дороги, квартальные просеки и другие). Таким образом, указанный земельный участок с начала его использования фактически по своему целевому назначению был отнесен к землям лесного фонда. Кроме того, факт отнесения данного земельного участка к землям лесного фонда подтверждается и материалами лесоустройства, а именно сведениями, содержащимися в Проекте организации и ведения лесного хозяйства Переславского сельского лесхоза ГУ "Ярсельлес" Том 1 Пояснительная записка ТОО "Новое" с приложением (л.д. 87-93). Согласно данным, содержащимся в этом Проекте, по состоянию на 01.01.1999 ТОО "Новое" использовало лесные участки общей площадью 2377 га, в том числе лесопокрытые - площадью 2376 га. В соответствии с Проектом расположенные на лесных участках леса относятся к категории эксплуатационных, предназначенных для заготовки древесины. Сведений о наличии в составе лесных участков защитных лесов, которые могут в силу п. 2 ст. 77 ЗК РФ находиться на землях сельскохозяйственного назначения, в Проекте не имеется. Факт нахождения в безвозмездном пользовании ТОО "Новое" участков лесного фонда площадью 2377 га для ведения лесного хозяйства, а именно для заготовки древесины подтверждается договором безвозмездного пользования участками лесного фонда, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций от 15.07.1998, заключенного с Переславским лесхозом на срок 49 лет (л.д. 104-107).
Факт того, что участки лесного фонда площадью 2377 га входят в состав ныне существующего земельного участка с кадастровым номером 76:11:043901:476 площадью 2551 га, используемого ЗАО "Новое" и испрашиваемого им в собственность, подтверждается совокупностью имеющихся в материалах дела документов, в частности постановлением главы администрации Переславского района от 23.06.1992 N 166, в соответствии с которым совхоз "Новое" владел землями площадью 2561 га, из занятых лесом площадью 2343 га, постановлением главы администрации Переславского района от 27.02.1996 N 79 с приложением, согласно которому ТОО "Новое" переданы в постоянное пользование земли площадью 2559 га. Из анализа этих и иных имеющихся в материалах дела документов следует, что заявитель просит предоставить в собственность именно обозначенные в них земли, большая часть которых занята лесом. На указанные документы в обоснование своего права и в обоснование заявленного по делу требования ссылается и само ЗАО "Новое" и тем самым идентифицирует ранее находившиеся в пользовании его правопредшественников земли, занятые лесными насаждениями, с испрашиваемым в собственность земельным участком с кадастровым номером 76:11:043901:476 площадью 2551 га. Сведений о каких-либо иных землях, земельных участках, занятых лесом, которые находились в пользовании правопредшественников ЗАО "Новое" и находятся в настоящее время в пользовании данного юридического лица в материалах дела не имеется.
При указанных выше обстоятельствах, исходя из документально подтвержденного фактического использования земельного участка с кадастровым номером 76:11:043901:476 для размещения лесных насаждений и ведения лесного хозяйства, данный земельный участок следует относить к землям лесного фонда. В этой связи у Администрации Переславского муниципального района отсутствуют полномочия по распоряжению этим земельным участком, в том числе по передаче его в собственность ЗАО "Новое".
Довод заявителя апелляционной жалобы об отнесении спорного земельного участка в соответствии с данными государственного кадастрового учета и свидетельством о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования от 26.06.2012 к категории земель сельскохозяйственного назначения арбитражный апелляционный суд находит несостоятельным. Как было указано, выше документы государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество лишь фиксируют сведения о категории земельного участка, но не устанавливают такую категорию. В этой связи содержащиеся в них сведения о категории земельного участка могут быть пересмотрены, исходя из документально подтвержденного фактического использования земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет. Основания для пересмотра категории спорного земельного участка с кадастровым номером 76:11:043901:476 имеются, поскольку, как было показано выше, исходя из его фактического использования, он должен быть отнесен к категории земель лесного фонда. Оснований для отнесения данного земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения не имеется в связи с тем, что, как видно из лесоустроительного проекта 2000 года расположенные на нем лесные насаждения используются не для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) явлений, как это предусмотрено п. 2 ст. 77 ЗК РФ, а для эксплуатации леса, в частности для его заготовки, то есть для ведения лесного хозяйства.
Содержащийся в апелляционной жалобе довод о том, что право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок с кадастровым номером 76:11:043901:476 документально не подтверждается, отклоняется арбитражным апелляционным судом в связи со следующим. Факт документального подтверждения права собственности Российской Федерации на названный земельный участок применительно к обстоятельствам данного дела не имеет юридического значения, поскольку право федеральной собственности на земли лесного фонда, к категории которых следует фактически относить спорный земельный участок, установлено в силу прямого указания федерального закона (ст. 8 ЛК РФ).
Довод апелляционной жалобы о том, что арбитражный суд первой инстанции принял решение о правах лица, не привлеченного к участию в деле, а именно Российской Федерации, и тем самым допустил нарушение норм процессуального права, являющееся безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражный апелляционный суд считает необоснованным. По смыслу п. 4 ч. 4 ст. 270 АПК РФ основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции является принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле. Соответственно по смыслу положений ст. ст. 168, 170 АПК РФ указание на права и обязанности лица должно содержаться в резолютивной части решения, которая непосредственно влечет возникновение данных прав и обязанностей у соответствующих лиц и в дальнейшем подлежит исполнению, в том числе принудительному. В резолютивной части обжалуемого решения Арбитражного суда Ярославской области от 28.12.2012, принятого по настоящему делу, отсутствует указание на какие-либо права и обязанности Российской Федерации, в связи с чем не может быть сделан вывод о принятии судом решения о правах и обязанностях Российской Федерации. В мотивировочной части обжалуемого решения содержится лишь указание о том, что на спорный земельный участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации. Такое указание, во-первых, не свидетельствует об установлении судом права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 76:11:043901:476, а, во-вторых, не противоречит имеющемуся в материалах дела свидетельству о праве собственности Российской Федерации на данный земельный участок (л.д. 94). Доказательств аннулирования данного права Российской Федерации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на день принятия обжалуемого судебного решения заявителем в материалы дела не представлено. При таких обстоятельствах у арбитражного апелляционного суда отсутствуют предусмотренные пунктом 6.1 ст. 268 АПК РФ основания для рассмотрения дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
На основании изложенного, оспариваемое заявителем решение Администрации Переславского муниципального района об отказе в предоставлении в собственность ЗАО "Новое" земельного участка с кадастровым номером 76:11:043901:476, содержащееся в письме данного органа местного самоуправления от 13.07.2012 N 2318, не противоречит положениям ст. ст. 11, 36 ЗК РФ, ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ст. 6, 8 Лесного кодекса Российской Федерации. Кроме того, указанное решение ответчика не нарушает права ЗАО "Новое" в сфере предпринимательской деятельности, поскольку право данного юридического лица на приобретение в собственность спорного земельного участка, относящегося в соответствии с его фактическим использованием к лесному фонду и находящегося в силу прямого указания закона в федеральной собственности, не может быть реализовано посредством обращения с соответствующим заявлением в орган местного самоуправления - администрацию муниципального района.
С учетом изложенного выше арбитражный апелляционный суд не усматривает предусмотренных ст. 270 АПК РФ оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ярославской области от 28.12.2012, принятого по настоящему делу.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Согласно подп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда уплачивается госпошлина в размере 1000 руб.
Заявителем при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина была оплачена в размере 2000 руб. по чеку-ордеру от 28.01.2013 N 2151827871, в связи с чем излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1000 руб. подлежит возврату плательщику.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 28.12.2012 по делу N А82-11557/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Новое" - без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Новое" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей, излишне уплаченную по чеку-ордеру от 28.01.2013 N 2151827871.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.

Председательствующий
П.И.КОНОНОВ

Судьи
Г.Г.ИВШИНА
А.В.КАРАВАЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)