Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 15.08.2013 N Ф09-7480/13 ПО ДЕЛУ N А71-14097/2012

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 августа 2013 г. N Ф09-7480/13

Дело N А71-14097/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 августа 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Смирнова А.Ю.,
судей Сулейменовой Т.В., Купреенкова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Балашова Максима Сергеевича (ИНН 183403405802, ОГРНИП 3121840114000104; далее - глава крестьянского (фермерского) хозяйства) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15.02.2013 по делу N А71-14097/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Завьяловского района Удмуртской Республики (далее - администрация) по неутверждению и невыдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте согласно заявлению о предоставлении земельного участка от 05.05.2012, об обязании незамедлительно утвердить и выдать указанную схему, а также обязать принять решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду и сообщить суду об исполнении решения суда (с учетом принятого арбитражным судом уточнения заявленных требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15.02.2013 (судья Кудрявцев М.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2013 (судьи Скромова Ю.В., Дюкин В.Ю., Панькова Г.Л.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе глава крестьянского (фермерского) хозяйства просит обжалуемые судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение судами ст. 34, 81, 94 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. Заявитель полагает, что суд, установив, что на спорный земельный участок подано два заявления глав крестьянских (фермерских) хозяйств в течение одного месяца Балашовым М.С. (05.05.2012) и Мухаматдиновым Р.М. (18.05.2012), должен вызвать в судебное заседание Мухаматдинова Р.М. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства указывает на отсутствие доказательств проведения торгов в отношении спорного земельного участка. Заявитель полагает необоснованным вывод судов о том, что испрашиваемый участок находится в зоне особо охраняемых территорий и объектов.
В отзыве на кассационную жалобу администрация возражает против изложенных в ней доводов, считает их необоснованными, просит оставить в силе обжалуемые судебные акты.

Как следует из материалов дела, Балашов М.С. зарегистрирован в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства 23.04.2012.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства 05.05.2012 обратился в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 150 га на территории муниципального образования "Завьяловское" для ведения сельскохозяйственной деятельности в аренду сроком на 5 лет. К заявлению приложен планово-картографический материал с обозначением испрашиваемого земельного участка.
Письмом от 28.05.2012 N 01-17/3274 администрация сообщила заявителю о том, что ею направлены запросы в соответствующие службы, вопрос о возможности формирования и предоставления земельного участка будет решен после получения заключений указанных служб.
Предприниматель направил в администрацию претензию от 27.06.2012, в которой указал, что в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации администрация обязана утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Администрация на данную претензию направила в адрес заявителя письмо от 16.07.2012, в котором повторно указала, что вопрос по заявлению будет решен после получения положительных ответов от уполномоченных органов.
Уведомлением от 24.07.2012 федеральное государственного бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Удмуртской Республике сообщило о том, что сведения на данный земельный участок в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.
Глава администрации муниципального образования "Завьяловское сельское поселение", на территории которого находится испрашиваемый земельный участок, письмом от 14.08.2012 сообщил администрации района о том, что не возражает против предоставления земельного участка Балашову М.С. площадью 150 га при условии согласования со всеми заинтересованными службами и организациями.
Письмом от 14.09.2012 N 01-17/4388 администрация сообщила Балашову М.С. о том, что администрацией принято решение о реализации данного земельного участка путем проведения торгов в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808 "Об организации и проведения торгов по продаже, находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков".
Полагая, что бездействие администрации, выразившееся в неутверждении и невыдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте, является незаконным, глава крестьянского (фермерского) хозяйства обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
В силу ст. 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ) для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны: 1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); 2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); 3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); 4) срок аренды земельных участков; 5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); 6) предполагаемое местоположение земельных участков.
Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в п. 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в п. 3 данной статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п. 3, 4 ст. 12 Закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ).
В силу п. 2 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Учитывая, что в отношении испрашиваемого заявителем земельного участка было также подано заявление Мухаматдиновым Р.М., основания для предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду заявителю без проведения торгов отсутствовали.
Поскольку письмами от 28.05.2012, 16.07.2012, 14.09.2012 администрацией даны заявителю ответы на заявление о предоставлении земельного участка, оснований для вывода о наличии бездействия администрации, выразившегося в отсутствии ответа на заявление главы крестьянского (фермерского) хозяйства, не имеется.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что требование о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредоставлении испрашиваемого участка, не может быть удовлетворено, поскольку по сути заявителю дан ответ о возможности предоставления участка путем проведения торгов.
Вывод суда первой инстанции о том, что испрашиваемый участок находится в зоне особо охраняемых территорий и объектов подлежит исключению из мотивировочной части решения суда первой инстанции так как данный вопрос не был надлежащим образом исследован и подтвержден достаточными доказательствами. Между тем данный вывод не привел к принятию неверного судебного акта.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что судом не привлечен к участию в деле глава крестьянского фермерского хозяйства Мухаматдинов Р.М., был рассмотрен судом апелляционной инстанции, ему дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15.02.2013 по делу N А71-14097/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Балашова Максима Сергеевича - без удовлетворения.

Председательствующий
А.Ю.СМИРНОВ

Судьи
Т.В.СУЛЕЙМЕНОВА
В.А.КУПРЕЕНКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)