Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 11.03.2013 ПО ДЕЛУ N А25-925/2012

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 марта 2013 г. по делу N А25-925/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 5 марта 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Андреевой Е.В. и Денека И.М., при участии в судебном заседании от заявителя - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике (ИНН 0914000719, ОГРН 1040900967414) - Койчуевой З.М. (доверенность от 09.01.2013), Тхакоховой М.Т. (доверенность от 14.01.2013), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (ИНН 0901024631, ОГРН 1030900721830), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 07.08.2012 (судья Калмыкова М.Ю.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2012 (судьи Цигельников И.А., Афанасьева Л.В., Белов Д.А.) по делу N А25-925/2012, установил следующее.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике (далее - управление Росреестра) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее - антимонопольный орган) от 03.05.2012 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 07.08.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.11.2012, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что управление Росреестра не могло исполнить предписание антимонопольного органа от 04.06.2010 N 26 при наличии действующего нормативного правового акта, утвердившего результаты проведенной оценки кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов Карачаево-Черкесской Республики. Суды указали, что данное предписание не может расцениваться как законное и подлежащее исполнению. Основания для привлечения управления Росреестра к административной ответственности, предусмотренной частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса, за неисполнение указанного предписания антимонопольного органа отсутствуют.
Антимонопольный орган в кассационной жалобе просит отменить судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, материалами дела подтверждается, что управление Росреестра с 21.10.2011 не исполняет выданное предписание, которое в силу закона обязано исполнить в предусмотренные сроки, и продолжает осуществлять противоправное поведение в виде установленной незаконно кадастровой оценки земельных участков.
В отзыве на кассационную жалобу управление Росреестра просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители управления Россреестра повторили доводы, изложенные в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав пояснения представителей управления Росреестра, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" Правительство Карачаево-Черкесской Республики приняло постановление от 30.08.2006 N 150, которым признало необходимым проведение государственной кадастровой оценки земель в Карачаево-Черкесской Республике в течение 2006-2011 годов.
Работы по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории Карачаево-Черкесской Республики проведены Северо-Кавказским филиалом ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" на основании государственного контракта от 17.06.2008 N 02/260508, заключенного с Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (правопредшественником управления Росреестра).
Составленный по результатам проведенных работ отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Карачаево-Черкесской Республики согласован Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии на предмет соответствия "Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", утвержденным приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39.
После согласования результаты кадастровой оценки письмом Росреестра от 17.11.2009 N 15-9559-ВК направлены в Управление Росреестра, которое представило их на утверждение Правительству Карачаево-Черкесской Республики. Постановлением от 23.12.2009 N 492 Правительство Карачаево-Черкесской Республики утвердило результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Карачаево-Черкесской Республики. Пунктом 2 данного постановления органам местного самоуправления муниципальных образований Карачаево-Черкесской Республики рекомендовано использовать результаты кадастровой оценки земель для целей налогообложения.
Полагая, что в государственный кадастр недвижимости внесены недостоверные сведения о кадастровой стоимости принадлежащих им земельных участков, в антимонопольный орган обратились с жалобами на чрезмерно высокую кадастровую стоимость земельных участков под промышленными объектами ЗАО АТК "Автомобилист", ООО "Черкесские строительные материалы", ОАО РАПП "Кавказ-Мясо", ОАО "Каскад", ОАО "Черкесский завод РТИ", ОАО "Домостроительный комбинат", ОАО "Строй-Сервис", ООО "Промхим", ОАО "Холодмаш", ООО Фирма "Меркурий", ЗАО "Карачаево-Черкесскгаз", Шидова М.М., Шидова З.М., ООО СПМК "Элия", ЗАО "Висма", ОАО "Каскад", ООО Фирма "Хаммер", ЗАО "Аквалайн".
По результатам рассмотрения дела антимонопольный орган решением от 04.06.2010 признал Управление Росреестра и Правительство Карачаево-Черкесской Республики нарушившими часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), что выразилось в принятии результатов государственной кадастровой оценки земельных участков населенных пунктов и утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, которые влекут увеличение расходов хозяйствующих субъектов и снижение конкурентоспособности их продукции (работ, услуг) по сравнению с хозяйствующими субъектами близлежащих регионов.
На основании решения от 04.06.2010 антимонопольный орган выдал предписание от 04.06.2010 N 26, согласно которому обязал Правительство Карачаево-Черкесской Республики в срок до 07.07.2010 отменить постановление от 23.12.2009 N 492 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Карачаево-Черкесской Республики" в отношении указанных в решении хозяйствующих субъектов, а Управлению Росреестра в срок до 15.07.2010 - отменить результаты кадастровой оценки земельных участков в отношении указанных в решении от 04.06.2010 хозяйствующих субъектов, а также установить кадастровую стоимость земельных участков для хозяйствующих субъектов, осуществивших рыночную оценку земельных участков, с учетом оценки, выполненной независимыми оценщиками.
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 14.02.2011 по делу N А25-824/2010 по заявлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики о признании недействительными решения антимонопольного органа от 04.06.2010 и предписания от 04.06.2010 N 26, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2011, требования Правительства Карачаево-Черкесской Республики удовлетворены; оспариваемые ненормативные правовые акты антимонопольного органа признаны недействительными в полном объеме.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.09.2011 по делу N А25-824/2010 решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 14.02.2011 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2011 оставлены без изменения в части признания недействительными решения антимонопольного органа от 04.06.2010 и предписания от 04.06.2010 в части, вынесенной в адрес Правительства Карачаево-Черкесской Республики. В остальной части судебные акты отменены в связи с тем, что решение и предписание в части, принятой в отношении управления Росреестра, не нарушают права и законные интересы Правительства Карачаево-Черкесской Республики, а управление Росреестра не обращалось с самостоятельными требованиями об оспаривании решения и предписания антимонопольного органа.
В связи с неисполнением заявителем предписания от 04.06.2010 N 26 антимонопольный орган 09.04.2012 составил в отношении управления Росреестра протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса.
Постановлением антимонопольного органа от 03.05.2012 управление Росреестра привлечено к административной ответственности в виде 500 тыс. рублей штрафа по части 2.6 статьи 19.5 Кодекса за неисполнение предписания от 04.06.2010 в установленный в нем срок.
Управление Россреестра, считая, что данное постановление антимонопольного органа не соответствует законодательству, препятствует осуществлению его полномочий, нарушает права и охраняемые законом интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Закона о конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Судебные инстанции оценили обоснованность предписания антимонопольного органа при исследовании обстоятельств события правонарушения, вмененного управлению Росреестра в вину, в рамках дела об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, руководствуясь следующим.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Статьей 24.11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено понятие государственной кадастровой оценки земли.
В соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 (далее - Правила) государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения (пункт 2).
На основании пункта 11 Правил разработаны и утверждены приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152 утверждены "Технические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", в которых приведена технологическая схема выполнения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, даны разъяснения по всем этапам работ и методическим подходам, а также указаны основные требования к оформлению отчетных материалов.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 утвержден Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", который определяет последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и территориальных органов Роснедвижимости - Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель.
В силу положений Административного регламента проверка результатов по определению кадастровой стоимости земельных участков проводится Роснедвижимостью, в компетенцию которой входит проверка соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации, методических и нормативно-технических документов при определении кадастровой стоимости земельных участков, правильности расчетов и полученных результатов.
По результатам проведенной проверки Роснедвижимость принимает решение о соответствии отчета Методическим указаниям и направляет сведения о кадастровой стоимости земель (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.
Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" функции Федерального агентства кадастра объектов недвижимости переданы Росреестру.
Из приведенных положений действующего законодательства следует, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Росреестром была проведена соответствующая проверка и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Из представленных в материалы дела документов следует, что работы по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории Карачаево-Черкесской Республики проводились ФГУП "ФКЦ "Земля". Составленный по результатам работ отчет направлен в Росреестр для проверки на соответствие Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов. По результатам проверки Росреестром принято решение о соответствии данного отчета Методическим указаниям, что подтверждается представленным в материалы дела актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков и письмом Росреестра от 17.11.2009 N 15-9559-ВК.
После проведения проверки согласованные Росреестром результаты кадастровой оценки вместе с актом проверки направлены в Управление Роснедвижимости по Карачаево-Черкесской Республике, которое представило их на утверждение в Правительство Карачаево-Черкесской Республики.
Суды установили, что законность нормативного правового акта - постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 23.12.2009 N 492 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Карачаево-Черкесской Республики" была предметом рассмотрения в Верховном суде Карачаево-Черкесской Республике по заявлениям Прокурора Карачаево-Черкесской Республики и ООО ПТК "Трансснаб"; в рассмотрении дела принимали участие Правительство Карачаево-Черкесской Республики и Управление Росреестра.
В соответствии с частью 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Решением Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики от 05.08.2010 по делу N 3-11/2010, оставленным без изменения определением Верховного суда Российской Федерации от 27.10.2010, в удовлетворении требований прокурора Карачаево-Черкесской Республики и ООО ПТК "Трансснаб" о признании постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 23.12.2009 N 492 недействующим отказано.
Названными судебными актами установлено, что государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Карачаево-Черкесской Республики проведена и постановление от 23.12.2009 N 492 принято с соблюдением требований действующего федерального законодательства, в установленном порядке и в пределах компетенции уполномоченных на то органов государственной власти.
К аналогичным выводам суд пришел и по арбитражному делу N А25-824/2010, в рамках которого судом дана оценка действиям Правительства Карачаево-Черкесской Республики и управления Росреестра по формированию сведений о кадастровой стоимости земель и их утверждению.
Предписанием от 04.06.2010 антимонопольный орган обязал управление Росреестра отменить результаты кадастровой оценки земельных участков хозяйствующих субъектов, указанных в решении антимонопольного органа от 04.06.2010, а затем вновь установить кадастровую стоимость указанных земельных участков с учетом результатов работ по оценке их рыночной стоимости.
Суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что управление Росреестра не могло исполнить предписание антимонопольного органа в части, вынесенной в его адрес, при наличии действующего нормативного правового акта, утвердившего результаты проведенной оценки кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов Карачаево-Черкесской Республики. Суды правомерно учли позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, согласно которой возможность внесения изменений в государственный кадастр недвижимости путем заявления требований об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость допустима только в судебном порядке.
Вывод судов о том, что при отсутствии в действиях управления Росреестра нарушений антимонопольного законодательства предписание не может расцениваться как законное и подлежащее исполнению, является правильным.
Суды сделали правильный вывод об отсутствии оснований для привлечения управления Росреестра к административной ответственности, предусмотренной частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса.
Данные выводы судов соответствуют требованиям законодательства и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы антимонопольного органа не основаны на нормах права, не подтверждаются материалами дела, направлены на переоценку доказательств и в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права при разрешении спора суды применили правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов в любом случае, судом кассационной инстанции не установлено.
Основания для отмены судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жалобе, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 07.08.2012 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2012 по делу N А25-925/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
А.В.ГИДАНКИНА

Судьи
Е.В.АНДРЕЕВА
И.М.ДЕНЕКА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)