Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи. Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Муравьева С.Ю., Альмашевой Г.Д.,
при участии представителей заинтересованных лиц:
- администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области - Давиденко В.А., доверенность от 22.10.2012 N 26, удостоверение N 26, Жданова А.Н., доверенность от 17.09.2013 N 15, удостоверение N 30,
- главы Красноярского городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области, Иванова М.Н., удостоверение N 23,
- главы Бородачевского сельского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области, Мережкина Г.В., удостоверение N 8,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кусова В.М.
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06.12.2012 (судья Маслова И.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2013 (председательствующий судья Борисова Т.С., судьи Акимова М.А., Веряскина С.Г.)
и ходатайство представителя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кусова В.М., Болотина Д.В., об отложении судебного заседания
по делу N А12-20061/2012
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кусова В.М., г. Волгоград (ОГРНИП <...>) к администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области, г. Жирновск, Волгоградская область (ОГРН 1023404976792, ИНН 3407100090) о признании незаконным отказа в предоставлении земельных участков, заинтересованные лица: администрация Красноярского городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области, р.п. Красный Яр, Волгоградская область (ОГРН 1053478209036 ИНН 3407010382), администрация Бородачевского сельского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области, с. Бородачи, Волгоградская область (ОГРН 1053478209510, ИНН 3407010424),
установил:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Кусов Владимир Михайлович (далее - заявитель, глава КФХ Кусов В.М.) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным изложенного в письме администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области от 06.08.2012 N 670 отказа в предоставлении в долгосрочную аренду (на срок не менее 25 лет) земельных участков сельскохозяйственного назначения, расположенных в Красноярском городском поселении и Бородачевском сельском поселении, ориентировочной площадью: 30 га (Красноярское городское поселение, кадастровый квартал 34:07:120006, схема расположения участка N 1), 60 га (Красноярское городское поселение, кадастровый квартал 34:07:120006, схема расположения участка N 2), 30 га (Красноярское городское поселение, часть из земельного участка кадастровый квартал 34:07:120006:3066, схема расположения участка N 2-1), 70 га (Красноярское городское поселение, кадастровый квартал 34:07:120006, схема расположения участка N 3), 10 га (Бородачевское сельское поселение, кадастровый квартал 34:07:120006, схема расположения участка N 5), 40 га (Бородачевское сельское поселение, кадастровый квартал 34:07:120006, схемы расположения участка N 6), расположенных в кадастровом квартале 34:07:120006, согласно схем расположения испрашиваемых земельных участков.
В порядке восстановления нарушенного права заявитель просил суд обязать администрацию Жирновского муниципального района Волгоградской области предоставить главе КФХ Кусову В.М. в долгосрочную аренду (на срок не менее 25 лет) указанные выше земельные участки.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 06.12.2012, оставленным в силе постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2013, в удовлетворении заявленных главой КФХ Кусовым В.М. требований отказано.
В кассационной жалобе глава крестьянского (фермерского) хозяйства Кусова В.М. просит названные судебные как принятые с нарушением норм материального и процессуального права отменить в части отказа в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным отказа в предоставлении в долгосрочную аренду (на срок не менее 25 лет) земельных участков сельскохозяйственного назначения, расположенных в Красноярском городском поселении и Бородачевском сельском поселении, ориентировочной площадью: 30 га (Красноярское городское поселение, кадастровый квартал 34:07:120006, схема расположения участка N 1), 70 га (Красноярское городское поселение, кадастровый квартал 34:07:120006, схема расположения участка N 3), 10 га (Бородачевское сельское поселение, кадастровый квартал 34:07:120006, схема расположения участка N 5), 40 га (Бородачевское сельское поселение, кадастровый квартал 34:07:120006, схема расположения участка N 6), расположенных в кадастровых кварталах 34:07:120006 и 34:07:150003, согласно схемам расположения испрашиваемых земельных участков, и принять в указанной части новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представители заинтересованных лиц, считая доводы кассационной жалобы несостоятельными, просили обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Заявитель и иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
В удовлетворении ходатайства об отложении судебного разбирательства, поступившего от представителя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кусова В.М., Болотина Д.В. в связи с его вызовом в ОП N 3 УМВД России по г. Волгограда, судом кассационной инстанции отказано ввиду отсутствия для этого оснований, предусмотренных ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 20.07.2012 глава КФХ Кусов В.М. обратился в администрацию Жирновского муниципального района Волгоградской области с заявлением о предоставлении в долгосрочную аренду (на срок не менее 25 лет) за плату земельных участков сельскохозяйственного назначения, расположенных в Красноярском городском поселении и Бородачевском сельском поселении, расположенных в кадастровом квартале 34:07:120006, согласно схемам расположения испрашиваемых земельных участков ориентировочной площадью:
- 30 га (Красноярское городское поселение, кадастровый квартал 34:07:120006, схема расположения участка N 1),
- 60 га (Красноярское городское поселение, кадастровый квартал 34:07:120006, схема расположения участка N 2),
- 30 га (Красноярское городское поселение, часть из земельного участка кадастровый квартал 34:07:120006:3066, схема расположения участка N 2-1),
- 70 га (Красноярское городское поселение, кадастровый квартал 34:07:120006, схема расположения участка N 3),
- 10 га (Бородачевское сельское поселение, кадастровый квартал 34:07:120006, схема расположения участка N 5),
- 40 га (Бородачевское сельское поселение, кадастровый квартал 34:07:120006, схема расположения участка N 6).
06.08.2012 администрация Жирновского муниципального района Волгоградской области направила в адрес главы КФХ Кусова В.М. письмо исх. N 670, в котором сообщила, что испрашиваемые земельные участки площадью 30 га, 60 га, расположенные на территории Красноярского городского поселения в границах кадастрового квартала 34:07:120006 и обособленного земельного участка 34:07:120006:3066 принадлежат собственникам земельных долей и распоряжение ими не входит в компетенцию администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области.
Испрашиваемые земельные участки площадью 30 га, 70 га, 10 га, 40 га, расположенные на территории Красноярского городского поселения в границах квартала 34:07:120006 и на территории Бородачевского сельского поселения в границах кадастрового квартала 34:07:150003, заняты пастбищами (ранее находились в ведении городских и сельских администраций и были предназначены для сенокошения и выпаса скота). В краткосрочной перспективе администрацией Жирновского муниципального района не планируется формирование из этих земель земельных участков для осуществления деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств. В целях развития личных подсобных хозяйств как фактора повышения уровня жизни на селе и решения проблем занятости населения администрация Жирновского муниципального района планирует формировать земельные участки площадью не более 2,5 га с разрешенным использованием "для личного подсобного хозяйства".
Глава КФХ Кусов В.М., считая отказ администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области, изложенный в письме от 06.08.2012 N 670, незаконным, нарушающим права и законные интересы хозяйствующего субъекта в предпринимательской деятельности, обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Согласно положениям статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации или иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основаниями для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту, так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
В силу части 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом и федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Федеральный закон N 74-ФЗ) для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 11 Федерального закона N 74-ФЗ).
Статьей 12 Федерального закона N 74-ФЗ регламентирован порядок предоставления земельных участков крестьянскому фермерскому хозяйству: граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:
1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);
2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
4) срок аренды земельных участков;
5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
6) предполагаемое местоположение земельных участков.
Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
В соответствии со статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Пунктом 1 статьи 79 того же Кодекса установлено, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Пунктом 1 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения предусмотрено создание фонда перераспределения земель.
Согласно части 4 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации условия предоставления гражданам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сенокошения и выпаса скота устанавливаются Земельным кодексом, Федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения, другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.
Федеральный законодатель предоставил право субъекту Российской Федерации устанавливать собственные условия предоставления таких участков.
Волгоградской областной Думой принят Закон Волгоградской области от 17.07.2003 N 855-ОД (ред. от 09.11.2012) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области" (далее - Закон Волгоградской области N 855-ОД), статьей 3 которого установлены предельные размеры земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Так, минимальный размер образуемого нового земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения составляет два гектара. Минимальный размер земельного участка, образуемого из состава искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий, составляет один гектар.
Отказывая в удовлетворении заявления в части признания незаконным отказа администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области в предоставлении в долгосрочную аренду (на срок не менее 25 лет) земельных участков сельскохозяйственного назначения, расположенных в Красноярском городском поселении и Бородачевском сельском поселении, ориентировочной площадью: 30 га (Красноярское городское поселение, кадастровый квартал 34:07:120006:3066, схема расположения участка N 2-1), 60 га (Красноярское городское поселение, кадастровый квартал 34:07:120006, схема расположения участка N 2), суд первой инстанции, основываясь на сведениях государственного кадастрового учета, Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установил, что испрашиваемые земельные участки с кадастровым номером 34:07:120006:3066 (30 га), 34:07:120006 (60 га) принадлежат на праве собственности собственникам земельных долей и сделал вывод об отсутствии у администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области правовых оснований для распоряжения данными земельными участками.
Исследуя имеющиеся в деле доказательства, дав им надлежащую оценку, суды установили, что в нарушение требований статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ глава КФХ Кусов В.М., испрашивая земельные участки площадью 30 га, 70 га, 10 га, 40 га, расположенные на территории Красноярского городского поселения в границах квартала 34:07:120006 и на территории Бородачевского сельского поселения в границах кадастрового квартала 34:07:150003, не обосновал размеры испрашиваемых земельных участков, не указал конкретных видов деятельности, предполагаемых для осуществления на каждом из участков, не указал число членов фермерского хозяйства, при этом местоположение испрашиваемых земельных участков, на которые заявитель в своем заявлении просит предоставить право аренды, не соответствует местоположению кадастровых кварталов. Кроме того, земли, испрашиваемые заявителем для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, относятся к землям для выпаса индивидуального скота и не предусмотрены для ведения крестьянского хозяйства.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о несоответствии заявления Кусова В.М. статье 12 вышеназванного Федерального закона и, следовательно, об отсутствии установленной статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности условий, необходимых для признания оспариваемого ненормативного акта недействительным, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически повторяют доводы Кусова В.М., явившиеся обоснованием его позиции, они исследованы судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении спора, им дана надлежащая оценка, и оснований для переоценки установленных судом обстоятельств в силу статьи 286 АПК РФ у кассационной коллегии не имеется.
Новых доводов, имеющих существенное значение для рассмотрения данного спора и опровергающих правильность выводов арбитражных судов, в кассационной жалобе не приведено.
Учитывая, что дело рассмотрено судами полно и всесторонне, выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права и положений действующего процессуального законодательства не допущено, у судебной коллегии отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
ходатайство представителя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кусова В.М., Болотина Д.В., об отложении судебного заседания отклонить.
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06.12.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2013 по делу N А12-20061/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
Судьи
С.Ю.МУРАВЬЕВ
Г.Д.АЛЬМАШЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 26.09.2013 ПО ДЕЛУ N А12-20061/2012
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 2013 г. по делу N А12-20061/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи. Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Муравьева С.Ю., Альмашевой Г.Д.,
при участии представителей заинтересованных лиц:
- администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области - Давиденко В.А., доверенность от 22.10.2012 N 26, удостоверение N 26, Жданова А.Н., доверенность от 17.09.2013 N 15, удостоверение N 30,
- главы Красноярского городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области, Иванова М.Н., удостоверение N 23,
- главы Бородачевского сельского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области, Мережкина Г.В., удостоверение N 8,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кусова В.М.
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06.12.2012 (судья Маслова И.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2013 (председательствующий судья Борисова Т.С., судьи Акимова М.А., Веряскина С.Г.)
и ходатайство представителя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кусова В.М., Болотина Д.В., об отложении судебного заседания
по делу N А12-20061/2012
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кусова В.М., г. Волгоград (ОГРНИП <...>) к администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области, г. Жирновск, Волгоградская область (ОГРН 1023404976792, ИНН 3407100090) о признании незаконным отказа в предоставлении земельных участков, заинтересованные лица: администрация Красноярского городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области, р.п. Красный Яр, Волгоградская область (ОГРН 1053478209036 ИНН 3407010382), администрация Бородачевского сельского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области, с. Бородачи, Волгоградская область (ОГРН 1053478209510, ИНН 3407010424),
установил:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Кусов Владимир Михайлович (далее - заявитель, глава КФХ Кусов В.М.) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным изложенного в письме администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области от 06.08.2012 N 670 отказа в предоставлении в долгосрочную аренду (на срок не менее 25 лет) земельных участков сельскохозяйственного назначения, расположенных в Красноярском городском поселении и Бородачевском сельском поселении, ориентировочной площадью: 30 га (Красноярское городское поселение, кадастровый квартал 34:07:120006, схема расположения участка N 1), 60 га (Красноярское городское поселение, кадастровый квартал 34:07:120006, схема расположения участка N 2), 30 га (Красноярское городское поселение, часть из земельного участка кадастровый квартал 34:07:120006:3066, схема расположения участка N 2-1), 70 га (Красноярское городское поселение, кадастровый квартал 34:07:120006, схема расположения участка N 3), 10 га (Бородачевское сельское поселение, кадастровый квартал 34:07:120006, схема расположения участка N 5), 40 га (Бородачевское сельское поселение, кадастровый квартал 34:07:120006, схемы расположения участка N 6), расположенных в кадастровом квартале 34:07:120006, согласно схем расположения испрашиваемых земельных участков.
В порядке восстановления нарушенного права заявитель просил суд обязать администрацию Жирновского муниципального района Волгоградской области предоставить главе КФХ Кусову В.М. в долгосрочную аренду (на срок не менее 25 лет) указанные выше земельные участки.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 06.12.2012, оставленным в силе постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2013, в удовлетворении заявленных главой КФХ Кусовым В.М. требований отказано.
В кассационной жалобе глава крестьянского (фермерского) хозяйства Кусова В.М. просит названные судебные как принятые с нарушением норм материального и процессуального права отменить в части отказа в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным отказа в предоставлении в долгосрочную аренду (на срок не менее 25 лет) земельных участков сельскохозяйственного назначения, расположенных в Красноярском городском поселении и Бородачевском сельском поселении, ориентировочной площадью: 30 га (Красноярское городское поселение, кадастровый квартал 34:07:120006, схема расположения участка N 1), 70 га (Красноярское городское поселение, кадастровый квартал 34:07:120006, схема расположения участка N 3), 10 га (Бородачевское сельское поселение, кадастровый квартал 34:07:120006, схема расположения участка N 5), 40 га (Бородачевское сельское поселение, кадастровый квартал 34:07:120006, схема расположения участка N 6), расположенных в кадастровых кварталах 34:07:120006 и 34:07:150003, согласно схемам расположения испрашиваемых земельных участков, и принять в указанной части новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представители заинтересованных лиц, считая доводы кассационной жалобы несостоятельными, просили обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Заявитель и иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
В удовлетворении ходатайства об отложении судебного разбирательства, поступившего от представителя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кусова В.М., Болотина Д.В. в связи с его вызовом в ОП N 3 УМВД России по г. Волгограда, судом кассационной инстанции отказано ввиду отсутствия для этого оснований, предусмотренных ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 20.07.2012 глава КФХ Кусов В.М. обратился в администрацию Жирновского муниципального района Волгоградской области с заявлением о предоставлении в долгосрочную аренду (на срок не менее 25 лет) за плату земельных участков сельскохозяйственного назначения, расположенных в Красноярском городском поселении и Бородачевском сельском поселении, расположенных в кадастровом квартале 34:07:120006, согласно схемам расположения испрашиваемых земельных участков ориентировочной площадью:
- 30 га (Красноярское городское поселение, кадастровый квартал 34:07:120006, схема расположения участка N 1),
- 60 га (Красноярское городское поселение, кадастровый квартал 34:07:120006, схема расположения участка N 2),
- 30 га (Красноярское городское поселение, часть из земельного участка кадастровый квартал 34:07:120006:3066, схема расположения участка N 2-1),
- 70 га (Красноярское городское поселение, кадастровый квартал 34:07:120006, схема расположения участка N 3),
- 10 га (Бородачевское сельское поселение, кадастровый квартал 34:07:120006, схема расположения участка N 5),
- 40 га (Бородачевское сельское поселение, кадастровый квартал 34:07:120006, схема расположения участка N 6).
06.08.2012 администрация Жирновского муниципального района Волгоградской области направила в адрес главы КФХ Кусова В.М. письмо исх. N 670, в котором сообщила, что испрашиваемые земельные участки площадью 30 га, 60 га, расположенные на территории Красноярского городского поселения в границах кадастрового квартала 34:07:120006 и обособленного земельного участка 34:07:120006:3066 принадлежат собственникам земельных долей и распоряжение ими не входит в компетенцию администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области.
Испрашиваемые земельные участки площадью 30 га, 70 га, 10 га, 40 га, расположенные на территории Красноярского городского поселения в границах квартала 34:07:120006 и на территории Бородачевского сельского поселения в границах кадастрового квартала 34:07:150003, заняты пастбищами (ранее находились в ведении городских и сельских администраций и были предназначены для сенокошения и выпаса скота). В краткосрочной перспективе администрацией Жирновского муниципального района не планируется формирование из этих земель земельных участков для осуществления деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств. В целях развития личных подсобных хозяйств как фактора повышения уровня жизни на селе и решения проблем занятости населения администрация Жирновского муниципального района планирует формировать земельные участки площадью не более 2,5 га с разрешенным использованием "для личного подсобного хозяйства".
Глава КФХ Кусов В.М., считая отказ администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области, изложенный в письме от 06.08.2012 N 670, незаконным, нарушающим права и законные интересы хозяйствующего субъекта в предпринимательской деятельности, обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Согласно положениям статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации или иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основаниями для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту, так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
В силу части 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом и федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Федеральный закон N 74-ФЗ) для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 11 Федерального закона N 74-ФЗ).
Статьей 12 Федерального закона N 74-ФЗ регламентирован порядок предоставления земельных участков крестьянскому фермерскому хозяйству: граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:
1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);
2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
4) срок аренды земельных участков;
5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
6) предполагаемое местоположение земельных участков.
Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
В соответствии со статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Пунктом 1 статьи 79 того же Кодекса установлено, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Пунктом 1 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения предусмотрено создание фонда перераспределения земель.
Согласно части 4 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации условия предоставления гражданам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сенокошения и выпаса скота устанавливаются Земельным кодексом, Федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения, другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.
Федеральный законодатель предоставил право субъекту Российской Федерации устанавливать собственные условия предоставления таких участков.
Волгоградской областной Думой принят Закон Волгоградской области от 17.07.2003 N 855-ОД (ред. от 09.11.2012) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области" (далее - Закон Волгоградской области N 855-ОД), статьей 3 которого установлены предельные размеры земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Так, минимальный размер образуемого нового земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения составляет два гектара. Минимальный размер земельного участка, образуемого из состава искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий, составляет один гектар.
Отказывая в удовлетворении заявления в части признания незаконным отказа администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области в предоставлении в долгосрочную аренду (на срок не менее 25 лет) земельных участков сельскохозяйственного назначения, расположенных в Красноярском городском поселении и Бородачевском сельском поселении, ориентировочной площадью: 30 га (Красноярское городское поселение, кадастровый квартал 34:07:120006:3066, схема расположения участка N 2-1), 60 га (Красноярское городское поселение, кадастровый квартал 34:07:120006, схема расположения участка N 2), суд первой инстанции, основываясь на сведениях государственного кадастрового учета, Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установил, что испрашиваемые земельные участки с кадастровым номером 34:07:120006:3066 (30 га), 34:07:120006 (60 га) принадлежат на праве собственности собственникам земельных долей и сделал вывод об отсутствии у администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области правовых оснований для распоряжения данными земельными участками.
Исследуя имеющиеся в деле доказательства, дав им надлежащую оценку, суды установили, что в нарушение требований статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ глава КФХ Кусов В.М., испрашивая земельные участки площадью 30 га, 70 га, 10 га, 40 га, расположенные на территории Красноярского городского поселения в границах квартала 34:07:120006 и на территории Бородачевского сельского поселения в границах кадастрового квартала 34:07:150003, не обосновал размеры испрашиваемых земельных участков, не указал конкретных видов деятельности, предполагаемых для осуществления на каждом из участков, не указал число членов фермерского хозяйства, при этом местоположение испрашиваемых земельных участков, на которые заявитель в своем заявлении просит предоставить право аренды, не соответствует местоположению кадастровых кварталов. Кроме того, земли, испрашиваемые заявителем для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, относятся к землям для выпаса индивидуального скота и не предусмотрены для ведения крестьянского хозяйства.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о несоответствии заявления Кусова В.М. статье 12 вышеназванного Федерального закона и, следовательно, об отсутствии установленной статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности условий, необходимых для признания оспариваемого ненормативного акта недействительным, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически повторяют доводы Кусова В.М., явившиеся обоснованием его позиции, они исследованы судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении спора, им дана надлежащая оценка, и оснований для переоценки установленных судом обстоятельств в силу статьи 286 АПК РФ у кассационной коллегии не имеется.
Новых доводов, имеющих существенное значение для рассмотрения данного спора и опровергающих правильность выводов арбитражных судов, в кассационной жалобе не приведено.
Учитывая, что дело рассмотрено судами полно и всесторонне, выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права и положений действующего процессуального законодательства не допущено, у судебной коллегии отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
ходатайство представителя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кусова В.М., Болотина Д.В., об отложении судебного заседания отклонить.
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06.12.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2013 по делу N А12-20061/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
Судьи
С.Ю.МУРАВЬЕВ
Г.Д.АЛЬМАШЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)