Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 25.12.2013 ПО ДЕЛУ N А63-12373/2012

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2013 г. по делу N А63-12373/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2013 года
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Мещерина А.И. и Назаренко И.П., при участии в судебном заседании от истца - муниципального унитарного семеноводческого предприятия "Полевод" - Никитина Петра Борисовича (доверенность от 21.02.2013), от ответчиков: администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края - Муртазалиевой Регины Шафиуллаевны (доверенность от 11.01.2011), отдела имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края - Муртазалиевой Регины Шафиуллаевны (доверенность от 28.09.2012), в отсутствие крестьянского (фермерского) хозяйства "Шерпеев Заурбек Шатуевич", извещенного надлежащим образом, в том числе посредством размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу муниципального унитарного семеноводческого предприятие "Полевод" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.01.2013 (судья Смоляков А.Ю.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2013 (судьи Казакова Г.В., Марченко О.В., Сулейманов З.М.) по делу N А63-12373/2012, установил следующее.
Муниципальное унитарное семеноводческое предприятие "Полевод" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края (далее - администрация), отделу имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края (далее - отдел), крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Шерпеев Заурбек Шатуевич" (далее - предприниматель) с требованиями о признании недействительным (ничтожным) договора аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения от 10.07.2009 N 247, заключенного отделом и предпринимателем; возложении на предпринимателя обязанности возвратить администрации 19 обособленных земельных участков сельскохозяйственного назначения - отгонных пастбищ площадью 9633,41 га, расположенных в границах муниципального образования Зимнеставочный сельсовет Нефтекумского района Ставропольского края, имеющих кадастровые номера, указанные в договоре от 10.07.2009 N 247 (с учетом изменения требований, т. 2, л.д. 6).
Решением от 21.01.2013, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 30.07.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что заявление предпринимателя о предоставлении земельных участков соответствовало требованиям, предусмотренным статей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском фермерском хозяйстве" (далее - Закон N 74). В связи с тем, что предприятие не является субъектом отношений, регулируемых Законом N 74, заявление им подано в общем порядке (статья 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", далее - Закон N 101), основания для проведения торгов по продаже права аренды спорных земельных участков у администрации отсутствовали. Отдел при заключении оспариваемых сделок действовал в соответствии со своей компетенцией и в пределах полномочий, предоставленных ему администрацией.
В кассационной жалобе предприятие просит судебные акты обеих инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает, что предприниматель в заявлении о предоставлении в аренду земельных участков не обосновал размер площади земельных участков и не указал конкретные цели использования участков. Предприниматель обратился к администрации с заявлением о предоставлении ему спорных земельных участков в аренду в целях получения прибыли от сдачи в субаренду. Необоснованное предоставление предпринимателю пастбищ площадью 9633,41 га, свидетельствует об ущемлении прав предприятия в рамках осуществляемой им экономической деятельности. Договор аренды земельных участков подписан со стороны отдела неуполномоченным лицом. Предоставление земельных участков сельскохозяйственного назначения в аренду без проведения торгов противоречит законодательно установленной процедуре, нарушает права предприятия на приобретение испрашиваемых участков в пользование в соответствии с порядком, закрепленным статьей 10 Закона N 101. При конкуренции двух или более заявлений в отношении испрашиваемых участков орган местного самоуправления не вправе предоставлять их предпринимателю. Спорные земельные участки на момент предоставления в аренду находились в пользовании предприятия.
В судебном заседании представитель предприятия поддержал доводы кассационной жалобы, представитель администрации и отдела просила оставить жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты надлежит отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Как видно из материалов дела, 06.06.2009 в общественно-политической газете Нефтекумского района Ставропольского края "Восход" N 44-45 (11104-11105) администрация в соответствии со статьей 10 Закона N 101 информировала о наличии свободных земельных участков, предназначенных для передачи в аренду из земель сельскохозяйственного назначения, отгонных пастбищ, расположенных в границах муниципального образования Зимнеставочный сельсовет Нефтекумского района Ставропольского края (т. 1, л.д. 18, 19).
02 июля 2009 года предприниматель, ссылаясь на объявление в газете, обратился в администрацию с заявлением, в котором на основании статьи 12 Закона N 74 просил предоставить ему в аренду сроком на 49 лет для развития животноводства земельные участки, в числе которых 26:22:010602:2 площадью 771,0834 га; 26:22:010605:19 площадью 795,3033 га; 26:22:010606:39 площадью 166,8457 га; 26:22:010606:40 площадью 301,6154 га; 26:22:010607:2 площадью 599,4019 га; 26:22:010608:3 площадью 788,4232 га; 26:22:010609:30 площадью 407,3932 га; 26:22:010610:13 площадью 903,5851 га; 26:22:011001:13 площадью 682,3995 га; 26:22:011102:142 площадью 682,1200 га; 26:22:011102:143 площадью 1,9289 га; 26:22:011102:144 площадью 0,0426 га; 26:22:011102:145 площадью 0,2243 га; 26:22:011102:146 площадью 73,7743 га; 26:22:011102:147 площадью 27,8632 га; 26:22:011102:148 площадью 31,8268 га; 26:22:011103:9 площадью 750,5985 га; 26:22:011104:2 площадью 662,3161 га; 26:22:011105:71 площадью 610,6272 га; 26:22:011201:210 площадью 886,4304 га; 26:22:011201:211 площадью 71,6928 га; 26:22011201:212 площадью 15,9629 га; 26:22:011301:50 площадью 744,7533 га; 26:22:011302:2 площадью 474,7139 га (т. 3, л.д. 19).
Постановлением администрации от 10.07.2009 N 905 предпринимателю предоставлены в аренду с 10.07.2009 сроком на 49 лет данные земельные участки из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", для сельскохозяйственного производства (отгонные пастбища), расположенные в границах муниципального образования Зимнеставочного сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края, площадью 96 334 127 квадратных метров (9633,41 га) отгонных пастбищ, состоящих из 19 участков (т. 1, л.д. 42).
Согласно пункту 2 постановления от 10.07.2009 N 905 отделу поручено заключить договор аренды с предпринимателем, осуществлять контроль за своевременным поступлением арендной платы в полном объеме.
Во исполнение указанного постановления отдел (арендодатель) в лице и. о. начальника Акбашевой В.Т., действовавшей на основании Положения об отделе, и предприниматель (арендатор) заключили договор аренды от 10.07.2009 N 247 земельных участков, переданных по акту приема-передачи от 10.07.2009 (т. 1, л.д. 114-116, 117).
Государственная регистрация договора аренды произведена 01.09.2009 в установленном порядке за номером 26-26-22/007/2009-924 (т. 1, л.д. 116).
03 июля 2009 года предприятие также обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет спорных земельных участков (отгонные пастбища) для сельскохозяйственного производства (пастьбы овец, КРС, заготовки сена, ведения отгонного животноводства), расположенных в границах муниципального образования Зимнеставочный сельсовет Нефтекумского района Ставропольского края (т. 1, л.д. 120).
Администрация письмом от 16.07.2009 N 212 отказала предприятию в предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 26:22:010811:2, 26:22:011003:3, 26:22:010810:3, 26:22:010606:39, 26:22:010606:40, 26:22:010605:19, 26:22:010607:2, 26:22:010608:3, указав, что они переданы предпринимателю в соответствии со статьей 12 Закона N 74 (т. 1, л.д. 39).
Полагая, что договор от 10.07.2009 N 247 аренды земельных участков земель сельскохозяйственного назначения является недействительным (ничтожным) и нарушает права и законные интересы предприятия, последнее обратилось в арбитражный суд.
Разрешая возникший спор, суды констатировали, что администрация вправе делегировать полномочия своему структурному подразделению - отделу на заключение договоров. Соответственно, довод истца о том, что отдел не является лицом, которому предоставлено право на заключение названных сделок, ошибочен.
Нормы статьи 81 Земельного кодекса и статьи 12 Закона N 74 позволяют заключить, что крестьянскому (фермерскому) хозяйству предоставлено право на получение земельного участка непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения на основании порядка, установленного специальным законом.
Положения, регулирующие вопросы предоставления и приобретения земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, закреплены в отдельной (4) главе Закона N 74. Они введены законодателем в целях обеспечения государством надлежащих гарантий (условий) для создания и нормального функционирования крестьянских хозяйств, представляющих собой особую форму хозяйствования, принадлежащую аграрному производству и сельскому укладу жизни.
Предприниматель в соответствии с публикацией в газете подал в администрацию заявление о предоставлении в аренду для целей сельскохозяйственного производства земельных участков (т. 3, л.д. 19).
Вывод судебных инстанций о том, что в соответствии со статьей 12 Закона N 74 ответчик является субъектом, имеющими право на получение испрашиваемых земельных участков без проведения торгов, является верным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что заявление предпринимателя о предоставлении земельных участков соответствовало требованиям, предусмотренным статьей 12 Закона N 74. В представленном заявлении выражено намерение приобрести участки в аренду для целей развития животноводства без указания целей использования земельных участков применительно к названной статье (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение). Принадлежность спорных земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения предопределяет необходимость учета требований специального законодательства при решении вопроса о предоставлении участков в аренду.
В то же время суды не учли следующее.
В силу статьи 12 Закона N 74 граждане, которые заинтересованы в предоставлении им участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Орган местного самоуправления на основании поданного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, после чего обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого участка. Решение о предоставлении земельного участка в аренду заявителю принимается уполномоченным органом в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого участка. Копия такого решения (с приложением кадастрового паспорта участка) направляется заявителю. Договор аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия решения о предоставлении участка в аренду.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 12 Закона N 74 граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть, в том числе обоснованы размеры предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства).
Данная норма означает, что заявление о предоставлении земельного участка фермерскому хозяйству должно содержать обоснование необходимости в испрашиваемом участке (указанной в нем площади), подтвержденное содержанием приобщенных к нему документов.
Данная позиция подтверждена судебной практикой по аналогичному делу с участием администрации, отдела и предпринимателя (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.10.2013 по делу N А63-12424/2012).
Выводы судов о соответствии заявления предпринимателя требованиям статьи 12 Закона N 74 сделаны без исследования и оценки содержания имеющихся в деле доказательств. Приобщенные к обращению предпринимателя документы на предмет их соответствия положениям статьи 12 Закона N 74 (в том числе обоснования необходимости получения в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения определенной площади) суды не исследовали.
В силу пункта 3 части 1 статьи 287 Кодекса по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено или изменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в нем доказательствам.
Поскольку выводы судов не соответствуют представленным в дело доказательствам, решение от 21.01.2013 и постановление апелляционного суда от 30.07.2013 надлежит отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
При новом рассмотрении суду следует устранить отмеченные недостатки, оценить заявление предпринимателя на предмет соответствия требованиям Закона N 74, исследовать доказательства, обосновывающие необходимость получения в длительную аренду земельных участков испрашиваемой площади, после чего разрешить заявленный иск с правильным применением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.01.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2013 по делу N А63-12373/2012 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
И.В.СИДОРОВА

Судьи
А.И.МЕЩЕРИН
И.П.НАЗАРЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)