Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 18.06.2013 ПО ДЕЛУ N А26-8442/2012

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июня 2013 г. по делу N А26-8442/2012


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А., Бухарцева С.Н., рассмотрев 11.06.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сенат" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.11.2012 (судья Подкопаев А.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2013 (судьи Савицкая И.Г., Лопато И.Б., Семенова А.Б.) по делу N А26-8442/2012,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Сенат", место нахождения: 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, Красноармейская улица, дом 18, ОГРН 103100000383 (далее - ООО "Сенат", Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным отказа Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия, место нахождения: 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Андропова, дом 2/24, ОГРН 1021000510112 (далее - Министерство), от 04.06.2012 N 2.3/4316 в предоставлении лесного участка в аренду.
Решением суда первой инстанции от 02.11.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.01.2013, в удовлетворении заявленных требований ООО "Сенат" отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение и постановление, ссылаясь на то, что обжалуемые судебные акты необоснованны, незаконны, вынесены с нарушением норм материального права.
В отзыве Министерство просит отказать ООО "Сенат" в удовлетворении кассационной жалобы, поскольку считает решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда законными и обоснованными.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Общества и Министерства, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность принятых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Сенат" 28.04.2012 обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении ему на праве аренды земельного участка примерной площадью 10 000 кв. м на острове Саностров в Белом море в районе рыбопромыслового участка "Тоня "Юрмушха" с видом разрешенного использования земельного участка - в соответствии с требованиями статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) - "заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений".
Письмом от 04.06.2012 N 2.3/4316 Министерство уведомило Общество о том, что заявление оставлено без рассмотрения, поскольку предложения физических и юридических лиц об организации аукционов не обладают обязательным характером. Министерство также указало, что оно как орган, реализующий государственную политику в сфере лесных отношений, самостоятельно принимает решение о целесообразности выставления того или иного лесного участка на аукцион, осуществляя права владельца лесного фонда и преследуя государственные интересы в вопросах использования, воспроизводства и охраны лесов.
ООО "Сенат" не согласилось с данным отказом и обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления исходя из того, что оспариваемый Обществом отказ не противоречит земельному, лесному и гражданскому законодательству Российской Федерации.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно статье 25 ЛК РФ заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений представляют собой один из видов использования лесов.
В силу частей 1 и 3 статьи 34 ЛК РФ заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений представляют собой предпринимательскую деятельность, связанную с изъятием, хранением и вывозом таких лесных ресурсов из леса. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений на основании договоров аренды лесных участков.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 74 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 данной статьи. Заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 указанного Кодекса.
Пунктом 2 части 1 статьи 83 ЛК РФ предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в том числе и предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.
Министерство согласно пункту 1 Положения о Министерстве по природопользованию и экологии Республики Карелия (утверждено постановлением Правительства Республики Карелия от 06.10.2010 N 206-П; далее - Положение N 206-П) является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим функции в области лесных отношений в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия, на территории Республики Карелия.
В подпункте 7 пункта 9 Положения N 206-П указано, что Министерство осуществляет полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе предоставляет в пределах земель лесного фонда лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключает договоры купли-продажи лесных насаждений, организует и проводит соответствующие аукционы.
Перечисленные нормы Лесного кодекса Российской Федерации и Положения N 206-П не содержат прямого указания на предоставление органом исполнительной власти Республики Карелия лесного участка в аренду по заявлению юридического лица.
Ввиду изложенного суды двух инстанций сделали правильный вывод о том, что у Министерства отсутствует обязанность по предоставлению по заявлению ООО "Сенат" лесного участка в аренду для испрашиваемых целей. Отсутствует также у Министерства и обязанность по организации проведения аукциона, если оно не имеет намерения передать лесной участок в аренду.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций в порядке статьи 71 АПК РФ оценили имеющиеся в деле доказательства и правомерно отказали ООО "Сенат" в удовлетворении заявления.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, идентичны доводам апелляционной жалобы, они были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Поскольку обжалуемые судебные акты приняты судами в соответствии с нормами материального и процессуального права, основания, установленные статьей 288 АПК РФ, для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.11.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2013 по делу N А26-8442/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сенат" - без удовлетворения.

Председательствующий
А.Г.КУДИН

Судьи
О.А.АЛЕШКЕВИЧ
С.Н.БУХАРЦЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)