Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.09.2013 ПО ДЕЛУ N А68-1201/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 сентября 2013 г. по делу N А68-1201/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 04.09.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 11.09.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Еремичевой Н.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Батуровой И.В., при участии представителя заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Узловские пассажирские перевозки" (Тульская область, г. Узловая, ОГРН 1097154028696, ИНН 7117501308) - Рыбца М.М. (доверенность от 10.01.2013), в отсутствие заинтересованного лица - администрации муниципального образования Узловский район Тульской области (Тульская область, г. Узловая, ОГРН 1027101484772, ИНН 7117006857), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Муниципального образования Узловский район Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 10.07.2013 по делу N А68-1201/2013,

установил:

следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Узловские пассажирские перевозки" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконными действий администрации муниципального образования Узловский район (далее - администрация) по истребованию документов, не предусмотренных законодательством, признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в непредставлении и неутверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, а также понуждении администрации устранить допущенные нарушения (с учетом уточненного заявления).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 10.07.2013 заявленные требования удовлетворены.
Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемые действия и бездействие администрации не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Не согласившись с принятым решением, администрация обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы заявитель указывает, что общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд за пределами трехмесячного срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Кроме того, администрация ссылается на то, что судом первой инстанции применен нормативно-правовой акт, который не действовал в спорный период.
Общество просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, выслушав представителя общества, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество 07.02.2012 обратилось в администрацию с заявлением от 27.01.2012 N 2 о предоставлении в аренду земельного участка площадью 3000 кв. м, расположенного на площадке старого автовокзала города Узловая, для организации общественного транспорта с приложением схемы местности.
Письмом от 20.02.2012 N 15-27/289 администрация сообщила, что заявление будет рассмотрено не ранее апреля 2012 года. Обществу указано на необходимость предоставления плана реализации мероприятий, направленных на благоустройство и организацию "движения - отстоя" маршрутных такси, "посадки- высадки" пассажиров с учетом беспрепятственных подходов и подъездов к существующим и проектируемым объектам, расположенным по периметру данной площади, в текстовом и картографическом материале с согласованием органов ГИБДД.
Общество повторно обращалось в администрацию с письмами от 30.03.2012 N 7 и от 24.05.2012 N 12, в котором просило о предоставлении в аренду вышеназванного земельного участка для организации общественного транспорта.
Письмами от 04.04.2012 N 15-22/710 и от 08.06.2012 N 15-23/1102 администрация сообщила обществу, что заявление будет рассмотрено при предоставлении через комитет по ЖК и ДХ, строительству, архитектуре, транспорту и связи администрации плана реализации мероприятий, направленных на благоустройство и организацию "движения - отстоя" маршрутных такси, "посадки-высадки" пассажиров с учетом беспрепятственных подходов и подъездов к существующим и проектируемым объектам, расположенным по периметру данной площади, в текстовом и картографическом материале с согласованием органов ГИБДД.
Комитетом по земельным и имущественным отношениям администрации 28.06.2012 в газете "Знамя" N 67 опубликовано объявление о предоставлении в аренду земельного участка площадью 3 000 кв. м на площадке старого автовокзала для предпринимательской деятельности.
21.07.2012 в газете "Знамя" администрацией опубликовано сообщение об отмене решения о выделении земельного участка площадью 3000 кв. м на площадке старого автовокзала для предпринимательской деятельности, опубликованного ранее в газете "Знамя" от 28.06.2012 N 67.
25.09.2012 администрацией оформлен акт выбора земельного участка для предпринимательской деятельности (строительство автостанции для организации пассажирских перевозок) в городе Узловая на площади старого автовокзала, а также в октябре 2012 года - изготовлена и утверждена схема расположения земельного участка с указанием места размещения объекта.
Письмом от 07.12.2012 N 15-27/1950 в ответ на письмо от 26.11.2012 N 17 администрация сообщила, что заявление общества о предоставлении в аренду земельного участка (асфальтового покрытия на площади старого автовокзала города Узловая) будет рассмотрено при предоставлении через комитет по вопросам жизнеобеспечения администрации плана реализации мероприятий, направленных на благоустройство и организацию "движения - отстоя" маршрутных такси, "посадки-высадки" пассажиров с учетом беспрепятственных подходов и подъездов к существующим и проектируемым объектам, расположенным по периметру данной площади, в текстовом и картографическом материале с согласованием органов ГИБДД.
Полагая, что истребование вышеуказанных документов, а также неизготовление и неутверждение схемы земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как следует из материалов дела и подтверждается пояснениями участвующих в деле лиц, общество неоднократно обращалось в администрацию с заявлениями о предоставлении земельного участка для организации общественного транспорта, то есть для целей, не связанных со строительством.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 Кодекса.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, предусмотрен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Требования, которым должна отвечать данная процедура, направлены на обеспечение реализации принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости.
Согласно статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
В силу указанной нормы органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны уполномочить специальный орган на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью и обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
Согласно части 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования Узловский район, для целей не связанных со строительством осуществляется в соответствии с Положением о регулировании отдельных земельных отношений на территории муниципального образования Узловский район, утвержденного решением собрания представителей муниципального образования Узловский район от 22.04.2008 N 45-339 (далее -Положение).
В соответствии с пунктом 2.1 Положения гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования Узловский район, и из земель, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, подают заявления главе администрации муниципального образования Узловский район.
Согласно пункту 2.3 Положения комитет по управлению имуществом администрации обеспечивает заблаговременную публикацию информации о предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в газете "Знамя" государственного учреждения Тульской области "Редакция газеты "Знамя". При этом публикуемое (размещаемое на сайте) информационное сообщение должно содержать: предполагаемые размеры и местоположение земельного участка, условия, на которых предоставляется земельный участок, срок, в течение которого принимаются заявления о предоставлении земельного участка, и другие необходимые сведения.
Пунктом 2.4. Положения определено, что в месячный срок со дня опубликования информации, предусмотренной пунктом 2.3 настоящего Положения, администрация муниципального образования Узловский район обеспечивает изготовление схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка и ее утверждение.
В силу пункта 2.5 Положения в случае, если по истечении месяца со дня опубликования информации, указанной в пункте 2.3 настоящего Положения, иные заявления о предоставлении соответствующего земельного участка не поступили, глава администрации муниципального образования Узловский район после представления утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче земельного участка в аренду с приложением проекта его границ.
Таким образом, если по истечении срока, установленного в публикации, имеется единственный претендент на земельный участок, уполномоченный орган совершает действия, направленные на предоставление ему указанного земельного участка.
При этом предоставление гражданам, юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, осуществляется путем формирования в установленном порядке таких земельных участков на основании утвержденной органами местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и постановки их на кадастровый учет.
Как следует из материалов дела, общество неоднократно обращалось в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду спорного земельного участка для целей, не связанных со строительством.
Данное заявление соответствовало требованиям законодательства, установленным частью 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: содержало данные о земельном участке - ориентировочная площадь 3000 кв. м; его местоположение - площадка старого автовокзала города Узловая; цель использования земельного участка - для организации общественного транспорта. При этом к заявлению была приложена схема испрашиваемого обществом земельного участка.
Как установлено материалами дела, администрация в своих ответах на заявления общества о предоставлении спорного земельного участка указала, что решение будет принято после получения плана реализации мероприятий, направленных на благоустройство и организацию "движения - отстоя" маршрутных такси, "посадки-высадки" пассажиров с учетом беспрепятственных подходов и подъездов к существующим и проектируемым объектам, расположенным по периметру данной площади, в текстовом и картографическом материале с согласованием органов ГИБДД.
Последний такой ответ администрации, содержащий ссылку на необходимость представления указанного плана, изложен в письме от 07.12.2012 N 15-27/1950.
Суд первой инстанции правомерно указал на отсутствие у администрации законных оснований для истребования у общества плана реализации мероприятий, направленных на благоустройство и организацию "движения - отстоя" маршрутных такси, "посадки-высадки" пассажиров с учетом беспрепятственных подходов и подъездов к существующим и проектируемым объектам, расположенным по периметру данной площади, в текстовом и картографическом материале с согласованием органов ГИБДД, поскольку действующим законодательством не установлена обязанность по предоставлению заявителю данного документа.
Таким образом суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования общества в указанной части.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции применен нормативно-правовой акт, который не действовал в спорный период, не влияет на правильность вышеуказанного вывода суда первой инстанции.
Ни Административный регламент, утвержденный постановлением администрации от 30.11.2012 N 1251, ни ранее действовавший Административный регламент, утвержденный постановлением администрации от 30.01.2009 N 94, ни иные нормативные правовые акты, действующие в спорный период, требования о предоставлении заявителем вышеуказанного плана не предусматривают.
Кроме того, как указано выше, последнее письмо администрации о необходимости предоставления такого плана составлено 07.12.2012, то есть после принятия постановления администрации от 30.11.2012 N 1251.
Как усматривается из материалов дела, иные основания для отказа заявителю в предоставлении спорного земельного участка в аренду для организации общественного транспорта у администрации отсутствовали.
Пунктом 2.5 Положения установлено, что в случае, если по истечении месяца со дня опубликования информации, указанной в пункте 2.3 настоящего Положения, иные заявления о предоставлении соответствующего земельного участка не поступили, глава администрации совершает действия, направленные на предоставление земельного участка для целей, не связанных со строительством, единственному претенденту.
Информационное сообщение о предоставлении в аренду земельного участка, площадью 3 000 кв. м на площадке старого автовокзала для предпринимательской деятельности опубликовано администрацией 28.06.2012 в газете "Знамя" N 67.
Поскольку по истечении установленного срока иных заявлений о предоставлении спорного земельного участка не поступило, администрация в силу пункта 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 2.5 Положения была обязана утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Однако 21.07.2012 администрацией в указанной газете публиковано сообщение об отмене решения о выделении земельного участка площадью 3 000 кв. м на площадке старого автовокзала для предпринимательской деятельности.
Оценив требования статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации и Положения о регулировании отдельных земельных отношений на территории муниципального образования Узловский район, утвержденного решением собрания представителей муниципального образования Узловский район от 22.04.2008 N 45-339, суд первой инстанции обоснованно указал, что администрации не предоставлено право изменять (отменять) свои решения ни до, ни после публикации сообщения о предоставлении земельного участка в аренду.
В нарушение части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации администрация не обосновала необходимость отмены решения о выделении спорного земельного участка, а также не представила доказательств существования каких-либо оснований для данной отмены.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что бездействие администрации, выразившееся в непредставлении и неутверждении схемы расположения спорного земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
При этом суд первой инстанции, учитывая предмет и основание заявленных обществом уточненных требований, обоснованно не принял во внимание представленный в материалы дела акт выбора земельного участка для предпринимательской деятельности (строительство автостанции для организации пассажирских перевозок) в городе Узловая на площади старого автовокзала, а также схему расположения земельного участка для строительства указанного объекта.
Данные акт и схема не свидетельствуют о надлежащем исполнении администрацией своих обязанностей, поскольку они согласованы обществу для строительства автостанции, тогда как заявитель обращался в администрацию с заявлениями о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством.
Довод администрации о том, что общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд за пределами трехмесячного срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не может быть принят во внимание судом апелляционной инстанции.
В силу части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании ненормативного акта недействительным, действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Пропуск срока на подачу заявления является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, независимо от иных обстоятельств дела (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2011 N 18306/10).
Как усматривается из материалов дела, с учетом уточненного заявления, общество просило признать незаконным бездействие администрации, выразившееся в непредставлении и неутверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в связи с обращением с заявлением о предоставлении его в аренду для целей, не связанных со строительством.
Как установлено арбитражным судом, 25.09.2012 обществу согласован акт выбора спорного земельного участка для предпринимательской деятельности (строительство автостанции для организации пассажирских перевозок) в городе Узловая на площади старого автовокзала, а в октябре 2012 года - изготовлена и утверждена схема расположения земельного участка с указанием места размещения объекта.
При этом, из материалов дела усматривается, что общество узнало о том, что указанные акт и схема согласованы ему не для организации общественного транспорта, а для целей строительства не ранее 27.11.2012 - даты составления письма N 17, направленного в адрес администрации.
Поскольку в арбитражный суд с настоящим заявлением общество обратилось в феврале 2013 года, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок заявителем пропущен не был.
Доказательств обратного администрацией ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции не представлено.
Кроме того, последнее письмо администрации, содержащее отказ в удовлетворении заявления общества о предоставлении в аренду земельного участка (асфальтового покрытия на площади старого автовокзала города Узловая) в связи с непредставлением плана реализации мероприятий, направленных на благоустройство и организацию "движения - отстоя" маршрутных такси, "посадки-высадки" пассажиров с учетом беспрепятственных подходов и подъездов к существующим и проектируемым объектам, расположенным по периметру данной площади, в текстовом и картографическом материале с согласованием органов ГИБДД, датировано 07.12.2012.
Ссылка администрации на то, что о нарушении своих прав общество должно было узнать с даты публикации сообщения об отмене решения о предоставлении земельного участка в газете "Знамя" 21.07.2012, судебной коллегией отклоняется, поскольку сам факт вынесения администрацией постановления об отмене указанного решения не подтвержден, такое постановление в материалы дела не представлено, необходимость отмены названного решения в сообщении не мотивирована.
Кроме того в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что после публикации сообщения о выделении спорного земельного участка общества было уведомлено об отказе в предоставлении данного земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, с указанием причины отказа.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тульской области от 10.07.2013 по делу N А68-1201/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.

Председательствующий судья

Судьи
Н.В.ЗАИКИНА
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
В.Н.СТАХАНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)