Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.08.2013 ПО ДЕЛУ N 33-1719/2013

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОРЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 августа 2013 г. по делу N 33-1719/2013


Судья: Бухтияров А.А.
Докладчик: Хомякова М.Е.

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Курлаевой Л.И.
судей Майоровой Л.В., Хомяковой М.Е.
с участием адвоката Сурина В.В.
при секретаре Б.М.
в открытом судебном заседании в г. Орле рассматривала гражданское дело по иску администрации Ямского сельского поселения Болховского района Орловской области к МРИ ФНС России N 4 по Орловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области, К. о признании права собственности на земельную долю, по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области на решение Болховского районного суда Орловской области от 27 июня 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования администрации Ямского сельского поселения Болховского района Орловской области к МРИ ФНС России N 4 по Орловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области, К. о признании права собственности на земельную долю удовлетворить.
Признать за муниципальным образованием Ямское сельское поселение Болховского района Орловской области право собственности на земельную долю в праве общей долевой собственности, размером 8,7 га, на земельном участке, общей площадью 1157,1 га, расположенном по адресу: <адрес> кадастровый номер земельного участка N, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, ранее принадлежавшую К. <дата> года рождения".
Заслушав доклад судьи Хомяковой М.Е., объяснения представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области Б.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда,

установила:

Администрация Ямского сельского поселения Болховского района Орловской области обратилась в суд с иском к МРИ ФНС России N 4 по Орловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области, К. о признании права собственности на земельную долю.
В обоснование иска было указано, что в соответствии со статьей 12.1. Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном законом порядке невостребованными. Во исполнение Постановления Правительства РФ N 86 от 29.12.1991 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", Постановления Правительства РФ N 708 от 04.09.1992 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса", Указа Президента РФ N 323 от 27.12.1991 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", администрацией Болховского района Орловской области было вынесено постановление N 71 от 20 мая 1993 года "О выдаче Государственных актов на право собственности на землю" и утвержден список лиц, наделяемых земельными долями, всего 303 человек, с определением размера доли каждого собственника 8,7 га, в числе которых указан и К.
Поскольку с 1993 года до настоящего времени К. не оформил надлежащим образом право собственности на причитающуюся ему земельную долю, не распорядился ею каким-либо образом, то данная доля является невостребованной и на нее должно быть признано право собственности за муниципальным образованием.
На основании вышеизложенного администрация Ямского сельского поселения просит признать за муниципальным образованием Ямское сельское поселение Болховского района Орловской области право муниципальной собственности на земельную долю, размером 8,7 га, в праве общей долевой собственности на земельный участок, общей площадью 1157,1 га, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый номер земельного участка N, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование -для сельскохозяйственного производства, которая принадлежит К.
В судебном заседании представитель истца - глава администрации Ямского сельского поселения Болховского района А. заявленные требования поддержал.
Представители МРИ ФНС России N 4 по Орловской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, рассмотреть дело в их отсутствие не просили.
Представляющий интересы ответчика К., местонахождение которого не известно, адвокат Сурин В.В. не возражал против удовлетворения иска администрации Ямского сельского поселения Болховского района.
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области в судебное заседание не явился, в отзыве на иск просил требования администрации оставить без удовлетворения.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области, просит решение суда изменить.
Указывает на то, что исковое производство означает наличие спора между истцом и ответчиком, подлежащего разрешению в судебном порядке, тогда как Управление, являясь территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим, в том числе государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, не является субъектом спорных материальных правоотношений, связанных с правами на недвижимое имущество, поскольку не владеет, не пользуется, не распоряжается спорным имуществом, у Управления отсутствует материальная заинтересованность в разрешении спора о принадлежности объекта недвижимого имущества.
Считает, что Управление не нарушало прав и законных интересов администрации Ямского сельского поселения Болховского района, которая не обращалась в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимого имущества, Управление не отказывало администрации в государственной регистрации права собственности и не оспаривало это право.
Полагает, что суд, удовлетворив иск не к тому лицу, которое должно отвечать по иску, вынес решение с нарушением процессуальных норм (ст. 11 ГК РФ, ст. 3 ГПК РФ).
Приводит доводы о том, что при вынесении решения судом нарушены нормы материального права.
В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), п. 5 ст. 131 ГК РФ Управление может быть привлечено в качестве ответчика только по делам об отказе в государственной регистрации или уклонении от государственной регистрации. Вместе с тем, вынося решение, суд удовлетворил заявленные требования ко всем ответчикам, без учета правовой позиции, закрепленной постановлениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, а, следовательно, и позиции, указанной в постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010, согласно которой регистрирующий орган не является ответчиком по иску, направленному на оспаривание (признание) права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает необходимым решение суда отменить в части удовлетворения иска к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области.
В соответствии с пунктом 8 статьи 12.1. Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон) орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном Законом об обороте порядке невостребованными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12.1. Федерального закона невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.
С принятием Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", под невостребованными земельными долями понимались земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех лет и более с момента приобретения прав на земельную долю.
В соответствии с той же нормой такие доли подлежат выделению в земельный участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые участки и земельные участки худшего качества с их оценкой по кадастровой стоимости. Образование этого земельного участка осуществляется на основании соответствующего решения субъекта Российской Федерации. Орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ. Список невостребованных земельных долей предоставляется органом местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
Согласно п. 2 ст. 12.1 Федерального закона невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Согласно п. 7 ст. 12.1 Федерального закона с даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
Материалами установлено, что земельный участок с кадастровым номером N, площадью 1157,1 га, находящийся в общей долевой собственности граждан, расположен на территории Ямского сельского поселения Болховского района, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 14.12.2012 года.
Согласно Постановления администрации Болховского района Орловской области было вынесено постановление N 71 от 20 мая 1993 года "О выдаче Государственных актов на право собственности на землю", а также Государственного акта на право собственности на землю от N в долевую собственность граждан бесплатно предоставлено 3818.0 га земель.
Указанным постановлением был утвержден список лиц, наделяемых земельными долями по реорганизуемому хозяйству, всего 303 человек, с определением размера доли каждого собственника 8,7 га, где указан ответчик К.
Из материалов дела следует, что свидетельство на право собственности на земельную долю в КСП "Кривчевское" ответчик не получал, в установленном законом порядке право на земельную долю не зарегистрировал, иным способом, установленным специальным законом земельной долей не распорядился.
По информации Управления Федеральной миграционной службы по Орловской области N от <дата> К. по учетам УФМС России и АС "Российский паспорт" на территории Орловской области не значится, его местонахождение не известно, сведений о регистрации факта смерти не имеется.
При таких обстоятельствах, разрешая спор по существу и признавая исковые требования подлежащими удовлетворению, суд обоснованно сделал вывод, что земельная доля, право на которую К. приобрел в порядке проведения земельной реформы и приватизации колхозов (совхозов), является невостребованной, поскольку К., как собственник земельной доли, при жизни ею не распорядился, земельную долю никому не завещал, в уставной капитал сельскохозяйственного предприятия не передавал, сделок по отчуждению не совершал, в установленном порядке право собственности не зарегистрировал.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с указанным выводом суда.
Проверяя соблюдение порядка признания спорных долей невостребованными, суд обоснованно установил, что предусмотренный специальным законом порядок признания земельных долей невостребованными администрацией был соблюден.
В то же время, признавая правильным вывод суда о том, что земельная доля К. является невостребованной и на нее должно быть признано право муниципальной собственности, судебная коллегия не может согласиться с удовлетворением иска за счет Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области, поскольку полагает, что согласно разъяснениям, изложенным в п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" орган, осуществляющий государственную регистрацию прав не является ответчиком по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права (признание права), однако может быть привлечен к участию в таких делах в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Если иск, направленный на оспаривание зарегистрированного права (признание права), предъявлен к регистрирующему органу, суд осуществляет замену ненадлежащего ответчика в соответствии с частью 1 статьи 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственный регистратор обязан внести запись в ЕГРП на основании судебного акта независимо от его участия в деле.
В связи с изложенным, решение суда в части удовлетворения требований администрации сельского поселения к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области в соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене с отказом в иске к ненадлежащему ответчику.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

Решение Болховского районного суда Орловской области от 27 июня 2013 года в части удовлетворения иска администрации к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области отменить и в удовлетворении исковых требований отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)