Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.07.2013 ПО ДЕЛУ N А12-26916/12

Разделы:
Приватизация земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июля 2013 г. по делу N А12-26916/12


Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Акимовой М.А., Луговского Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бусянковой Е.И.,
при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью "Волгоград ТВМ" Пономарева В.Г., действующего по доверенности от 30.10.2012, Рожнова К.А., действующего по доверенности от 30.12.2012, представителя Нижне-Волжского управления Министерства культуры Российской Федерации Кракачева К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27 февраля 2013 года по делу N А12-26916/2012 (судья Стрельникова Н.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Волгоград ТВМ" (400105, г. Волгоград, ул. Таращанцев, д. 17, ОГРН 1063459030645, ИНН 3442082598)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (г. Волгоград, проспект В.И.Ленина, д. 15, ОГРН 1093444002684, ИНН 3444168900),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (109012, г. Москва, Никольский пер., д. 9), комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда (г. Волгоград, пр. В.И.Ленина, д. 15, ОГРН 1023403447374, ИНН 3444052045), Нижне-Волжское управление Министерства культуры Российской Федерации (400074, г. Волгоград, ул. Козловская, д. 39А), комитет охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области (г. Волгоград, пр. В.И.Ленина, д. 102, ОГРН 1093459000557, ИНН 3442103030), Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области (400001, г. Волгоград, ул. Профсоюзная, д. 30, ОГРН 1043400433240, ИНН 3445070230)
о признании незаконными действий,

установил:

В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Волгоград ТВМ" (далее - ООО "Волгоград ТВМ", общество, заявитель) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (далее - ТУ Росимущества в Волгоградской области) ООО "Волгоград ТВМ" в предоставлении государственной услуги по продаже (приватизации) земельного участка с кадастровым номером 34:34:020090:40 площадью 40209 кв. м из категории земель населенных пунктов, расположенного по адресу: г. Волгоград, пр-кт им. В.И. Ленина, 110, выраженный в письме от 30 июля 2012 года N 10/9352, как не соответствующий пункту 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий ТУ Росимущества в Волгоградской области, совершенных 30 июля 2012 года и выраженных в возврате обществу документов, приложенных к заявлению от 29 июня 2012 году, как не соответствующих пункту 3.9.3 Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по продаже (приватизации) земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 07 ноября 2011 года N 622, об обязании ТУ Росимущества в Волгоградской области в порядке пункта 3.11.2 Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по продаже (приватизации) земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 07 ноября 2011 года N 622, направить заявление ООО "Волгоград ТВМ" от 29 июня 2012 года с приложением полного пакета документов в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для принятия решения о предоставлении государственной услуги по продаже (приватизации) земельного участка с кадастровым номером 34:34:020090:40 площадью 40209 кв. м из категории земель населенных пунктов, расположенного по адресу: г. Волгоград, пр-кт им. В.И. Ленина, 110.
Решением суда первой инстанции от 27 февраля 2013 года требования заявителя удовлетворены.
ТУ Росимущества в Волгоградской области не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и вынести по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
ООО "Волгоград ТВМ" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Волгоград ТВМ" является собственником объектов недвижимого имущества, приобретенных по договору купли-продажи от 22.01.2010: два склада, весовая, железнодорожные пути протяженностью 194 п. м, расположенных по адресу: г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, 110.
Указанные объекты расположены на земельном участке площадью 40 209 кв. м с кадастровым номером 34:34:020090:40.
Как установлено судом первой инстанции, объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности у заявителя и расположенные на указанном земельном участке, были приобретены по результатам приватизации государственного предприятия "Волгоградский металлургический завод "Красный октябрь".
Согласно кадастровому паспорту земельного участка (выписки из государственного кадастра недвижимости) от 05.08.2010 N 3434/300/10-72426, земельный участок площадью 40209 кв. м с кадастровым номером 34:34:020090:40 образован из земельного участка с кадастровым номером 34:34:020090:11, отнесен к категории "земли населенных пунктов", имеет вид разрешенного использования - для производственной деятельности, находится во владении заявителя на праве бессрочного (постоянного) пользования.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 15.02.2012, 26.12.2011 право собственности на земельный участок площадью 40209 кв. м с кадастровым номером 34:34:020090:40, расположенный по адресу: г. Волгоград, пр. им. В.И.Ленина, 110, зарегистрировано за Российской Федерацией.
По заказу ООО "Волгоград ТВМ" в сентябре 2011 года ОАО "Институт "Волгограджилкоммунпроект" подготовлено обоснование площади земельного участка, расположенного по адресу: г. Волгоград, проспект им. В.И.Ленина, 110, в Краснооктябрьском районе Волгограда, с кадастровым номером 34:34:020090:40, подтверждающего его использование в качестве комплекса по приему, складированию, хранению, обработке и оптовой торговле отходами и ломом, черными и цветными металлами в первичных формах.
29.06.2012 ООО "Волгоград ТВМ" обратилось с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 40209 кв. м с кадастровым номером 34:34:020090:40, расположенного по адресу: г. Волгоград, пр. им. В.И.Ленина, 110, в комитет земельных ресурсов администрации Волгограда с приложением документов, предусмотренных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475, в том числе подтверждающих право заявителя приобрести испрашиваемый земельный участок на особых (льготных) условиях по цене, равной 2,5% от его кадастровой стоимости.
Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда, установив, что поступившее от ООО "Волгоград ТВМ" заявление неподведомственно органу местного самоуправления, письмом от 18 июля 2012 года N 19967 перенаправил его по принадлежности в ТУ Росимущества в Волгоградской области, куда оно поступило 23 июля 2012 года (вх. N 10821).
Письмом от 30.07.2012 N 10/9352 ТУ Росимущества в Волгоградской области возвратило представленный обществом пакет документов, поскольку установило, что часть испрашиваемого земельного участка расположена в зоне охраняемого природного ландшафта Мамаева кургана - объекта культурного наследия федерального значения, кроме того, данный земельный участок входит в водоохранную зону водного объекта, в связи с чем сделало вывод о его ограниченной оборотоспособности и невозможности рассмотрения вопроса о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность ООО "Волгоград ТВМ".
Общество, полагая, что действия ТУ Росимущества в Волгоградской области по возврату документов и отказ в предоставлении государственной услуги по продаже (приватизации) земельного участка не соответствуют действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, пришел к выводу о неправомерности действий ТУ Росимуществом в Волгоградской области, выраженных в возврате представленных обществом документов, а также о необоснованности довода ТУ Росимущества в Волгоградской области об ограничении в обороте спорного земельного участка.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции верными.
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 01.07.2012 в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, установлен Приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2011 года N 475.
При этом в силу абзаца второго пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, реализация прав юридического лица-собственника зданий, строений, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, на его выкуп путем подачи заявления с приложением перечня документов, установленного действующим законодательством, порождает обязанность уполномоченного исполнительного органа государственной власти по принятию решения, направленного на выполнение законных требований заявителя. Право юридического лица на приобретение земельного участка, необходимого для эксплуатации принадлежащих ему объектов недвижимости, является безусловным.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно пунктам 5.3, 5.4, 5.6, 5.39 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации федерального имущества; организует в установленном порядке продажу, в том числе выступает продавцом, приватизируемого федерального имущества; принимает решение о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность юридическими и физическими лицами, в случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности.
В соответствии с подпунктами "б", "ж" пункта 4.8 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, утвержденного Приказом Росимущества от 05.03.2009 N 63, ТУ Росимущества в Волгоградской области осуществляет полномочия собственника по приватизации (отчуждению) федерального имущества, осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности только по поручению Росимущества.
Административным регламентом по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по продаже (приватизации) земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, утвержденным приказом Минэкономразвития от 07.11.2011 N 622, предусмотрены основания и порядок рассмотрения Росимуществом и его территориальными органами заявлений собственников объектов недвижимости о приобретении прав на земельные участки.
Как указано в пункте 3.9.3 данного правового акта, возврат представленных заявителем документов осуществляется только в том случае, если такие документы были предоставлены не в полном объеме.
В том же случае, когда территориальные органы Росимущества приходят к выводу о невозможности предоставления земельного участка в собственность, в том числе и по причине ограничения его оборотоспособности, заявителю направляется письмо, содержащее мотивированный отказ в предоставлении государственной услуги (пункты 2.15, 3.9.4).
В связи с изложенным, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что требования Административного регламента не позволяют территориальному органу Росимущества возвратить заявителю представленные им в полном объеме документы, даже если будут усмотрены основания для отказа в предоставлении государственной услуги.
Проверяя правомерность указанных ТУ Росимущества в Волгоградской области оснований для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность ООО "Волгоград ТВМ", суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из отзыва Нижне-Волжского управления Министерства культуры Российской Федерации на заявление ООО "Волгоград ТВМ" (т. 2, л.д. 66-68), представленного суду апелляционной инстанции письма Управления N 01-18/407 от 10.07.2013, часть земельного участка площадью 40209 кв. м с кадастровым номером 34:34:020090:40 находится в границах территории зоны охраняемого природного ландшафта (восточная группа) объекта культурного наследия "Мамаев курган - место ожесточенных боев в 1942-1943 годах".
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 5 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об объектах культурного наследия), земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и данным Законом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.
Согласно статье 34 Закона об объектах культурного наследия в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Абзацем 3 пункта 2 статьи 34 Закона об объектах культурного наследия определено, что под зоной охраняемого природного ландшафта понимается территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.
Из указанных норм закона следует, что границы земельного участка, непосредственного занятого объектом культурного наследия, на который распространяются ограничения в оборотоспособности, установленные подпунктом 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, не идентичны границам зон его охраны, на которые подобные ограничения в оборотоспособности не распространяются.
Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 04.06.2007 N 942 "Об утверждении границ зон охраны Мамаева кургана - места ожесточенных боев в 1942-1943 годах - объекта культурного наследия федерального (общероссийского) значения", опубликованным в газете "Волгоградская правда" 15.06.2007 N 107 и вступившим в законную силу 25.06.2007 утверждены границы территории Мамаева кургана и его зон охраны, а также режимы использования земель в их пределах.
В частности, разделами III-IV постановления установлены границы территорий Мамаева кургана и мемориального комплекса "Героям Сталинградской битвы" на Мамаевом кургане - объектов культурного наследия федерального значения, а разделом IX установлены границы зоны охраняемого природного ландшафта Мамаева кургана - объекта культурного наследия федерального значения (восточная группа).
Разделом V приложения N 3 к постановлению Главы Администрации Волгоградской области от 04.06.2007 N 942 установлен режим использования земель в границах зоны охраняемого природного ландшафта Мамаева кургана (т. 2, л.д. 17-24).
Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о нахождении испрашиваемого земельного участка вне границ территории Мамаева кургана, установленных разделами III-IV постановления Главы Администрации Волгоградской области от 04.06.2007 N 942, в связи с чем на данный участок не распространяются ограничения, установленные подпунктом 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Поскольку спорный земельный участок из хозяйственного использования не изъят и законодательство не содержит запрета на оборот таких земельных участков, ТУ Росимущества в Волгоградской области необоснованно отказало в передаче в собственность обществу данного земельного участка.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 3573/09 от 21.07.2009.
Довод ТУ Росимущества в Волгоградской области о невозможности представления спорного земельного в собственность ООО "Волгоград ТВМ" ввиду его нахождения в водоохранной зоне водного объекта суд апелляционной инстанции отклоняет по следующим основаниям.
В силу подпункта 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации в обороте ограничиваются земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Из приведенной нормы законодательства следует, что нахождение земельного участка в пределах водоохранной зоны водного объекта при отсутствии установленных подпунктом 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации условий не влечет ограничение его оборотоспособности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: 1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров; 2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров; 3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.
Ширина водоохраной зоны для реки Волга составляет 200 метров.
Комитет охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области в представленном в материалы дела отзыве указал, что согласно произведенным измерениям по публичной кадастровой карте (сайт rosreestr.ru) расстояние от береговой линии до границы спорного земельного участка с кадастровым номером 34:34:020090:40 составляет более 500 м (т. 3, л.д. 46-49).
Таким образом, спорный земельный участок с кадастровым номером 34:34:020090:40 находится вне границ водоохраной зоны для реки Волга.
Доказательства, подтверждающие нахождение испрашиваемого земельного участка в границах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в материалах дела также отсутствуют.
При указанных обстоятельствах судом первой инстанции сделан правильный вывод о незаконности отказа ТУ Росимущества в Волгоградской области ООО "Волгоград ТВМ" в предоставлении государственной услуги по продаже (приватизации) земельного участка с кадастровым номером 34:34:020090:40 площадью 40209 кв. м из категории земель населенных пунктов, расположенного по адресу: г. Волгоград, пр-кт им. В.И. Ленина, 110, выраженный в письме от 30 июля 2012 года N 10/9352 и действий по возврату ООО "Волгоград ТВМ" документов, приложенных к заявлению от 29 июня 2012 года.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Судебная коллегия считает, что правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ТУ Росимущества в Волгоградской области и отмены принятого по данному делу решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27 февраля 2013 года по делу N А12-26916/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий судья
А.В.СМИРНИКОВ

Судьи
М.А.АКИМОВА
Н.В.ЛУГОВСКОЙ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)