Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гильмановой Э.Г.,
судей Петрова А.Л., Закировой И.Ш.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Семина Сергея Николаевича
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 23.04.2013 (председательствующий судья Стрелкова Е.А., судьи Табаченков М.В., Учаева Н.И.)
по делу N А49-9020/2012
по заявлению индивидуального предпринимателя Семина Сергея Николаевича (ОГРНИП <...>) к Правительству Пензенской области (ИНН 5836010995, ОГРН 1025801356789) о признании недействующим постановления Правительства Пензенской области от 29.12.2010 N 874-пП "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области в части взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области места отбора проб воды для исчисления показателя "Сфон" и взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области в части отсылки к взиманию платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области, с участием заинтересованных лиц: общества с ограниченной ответственностью "Горводоканал" (ИНН 5836623790, ОГРН 1065836023714), Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области (ИНН 5837023563, ОГРН 1055803502920), при участии прокуратуры Пензенской области, г. Пенза,
установил:
индивидуальный предприниматель Семин Сергей Николаевич (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признать недействующим постановление Правительства Пензенской области от 29.12.2010 N 874-пП "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области" (с изменениями и дополнениями) в части пункта 2 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области следующего содержания (со слов до слов): "которая определяется согласно "Рабочей программы производственного контроля качества воды", согласованной Управлением Роспотребнадзора по Пензенской области и утвержденной в установленном порядке. Местом отбора проб питьевой воды является пункт отбора проб перед подачей ее в распределительную сеть водопровода. При расчете Сфон принимаются средние значения концентрации загрязняющих веществ в питьевой воде, перед подачей в распределительную сеть водопровода, согласно протоколам испытаний лабораторий контроля качества питьевой воды организацией ВКХ, определяемых в тот же календарный месяц, в котором обнаружены превышения допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах абонента"; "определяемая в соответствии с пунктом 2 настоящего Порядка" как не соответствующее положениям Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", статье 3 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", пунктам 6, 9, 20, 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов".
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 23.04.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель обратился в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить как противоречащий нормам процессуального и материального права.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании Федерального арбитражного суда Поволжского округа 23.07.2013 объявлен перерыв до 09 часов 30 минут 30.07.2013. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Проверив законность обжалуемого судебного акта по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на кассационную жалобу, судебная коллегия не находит правовых оснований к его отмене.
Как установлено судом, 29.12.2010 Правительством Пензенской области принято постановление N 874-пП "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области" (далее - постановление N 874-пП).
Первоначальный текст постановления был опубликован в издании официальных документов "Пензенские губернские ведомости" от 30.12.2010 N 115 (486). Постановление N 874-пП является нормативным правовым актом и действует в настоящее время в редакции с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Пензенской области от 30.05.2011 N 324-пП.
Указанным постановлением утверждены: Нормативы платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области, Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области, Порядок корректировки размера платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области.
Согласно пункту 2 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области, утвержденного постановлением N 874-пП, плата за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области с превышением установленных нормативов (далее - сверхнормативный сброс) включает в себя:
- плату за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ, не улавливаемых;
- на очистных сооружениях;
- плату за сброс сточных вод при отклонении от установленного норматива по показателю активной реакции среды (далее - pH);
- плату за сброс агрессивных стоков с pH менее 2,0 и более 12,0;
- плату за залповый сброс любого загрязняющего вещества;
- плату за сброс запрещенных к сбросу загрязняющих веществ;
- плату за превышение нормативов водоотведения по объему сточных вод (лимитов водоотведения).
При подсчете сверхнормативного сброса учитывается (вычитается) фактическая концентрация загрязняющих веществ в питьевой воде (Сфон), подаваемой в сети абонента организацией ВКХ, которая определяется согласно "Рабочей программы производственного контроля качества воды", согласованной Управлением Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области и утвержденной в установленном порядке. Местом отбора проб питьевой воды является пункт отбора проб перед подачей в распределительную сеть водопровода.
При расчете Сфон принимаются средние значения концентрации загрязняющих веществ в питьевой воде, перед подачей в распределительную сеть водопровода, согласно протоколам испытаний лабораторий контроля качества питьевой воды организаций ВКХ, определяемых в тот же календарный месяц, в котором отобрана контрольная проба сточных вод и обнаружены превышения допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах абонента.
Согласно пункту 3 и подпункту 3.1 пункта 3 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области, утвержденного постановлением N 874-пП, плата за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ является мерой экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, и определяется (в части платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ, не улавливаемых на очистных сооружениях) по следующей формуле:
n - 6
Псс = ( SUM (Ci х Nсс)) х Q х 10 х k, (1),
i=1
- где: Псс - плата за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ, не улавливаемых на очистных сооружениях, руб.;
- n - число загрязняющих веществ;
- Ci - фактическое превышение нормативов сброса по каждому загрязняющему веществу, мг/л;
- Ci определяется по формуле:
Ci = (Сфкi - Cni - Сфон), (2),
- где: Сфкi - фактическая концентрация загрязняющего вещества, установленная в результате лабораторных измерений в контрольных пробах сточной воды, взятых организацией ВКХ в день отбора контрольных проб сточной воды в контрольных канализационных колодцах абонента;
- Cni - норматив сброса по составу сточных вод, сбрасываемых в сети канализации, установленный абоненту органом местного самоуправления;
- Сфон - фактическая концентрация загрязняющих веществ в питьевой воде за расчетный период, подаваемой в распределительную сеть водопровода организацией ВКХ; определяемая в соответствии с пунктом 2 настоящего Порядка;
- Nсс - нормативы платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ, не улавливаемых на очистных сооружениях организаций ВКХ, руб/т, утвержденные настоящим постановлением;
- Q - объем принимаемых от абонента сточных вод за расчетный период, куб. м;
- k - компенсационный коэффициент увеличения платы в целях стимулирования абонентов для строительства или реконструкции очистных сооружений по очистке сточных вод перед сливом в системы канализации населенных пунктов. Для абонентов организаций ВКХ, не имеющих очистных сооружений по очистке сточных вод перед сливом в системы канализации населенных пунктов, k=2,8.
Полагая, что в данной части Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, предприниматель обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно указывает следующее.
Согласно пункту 4 статьи 1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; жилищное, водное законодательство, законодательство об охране окружающей среды.
Согласно статье 3 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; снижения негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод; обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Статьей 4 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям Правительства Российской Федерации отнесено: - утверждение правил холодного водоснабжения и водоотведения, типового договора холодного водоснабжения, типового договора водоотведения, типового единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, типового договора по транспортировке холодной воды, типового договора по транспортировке сточных вод, типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоотведения; - утверждение порядка осуществления производственного контроля качества питьевой воды, качества горячей воды; - утверждение порядка осуществления контроля состава и свойств сточных вод; - утверждение основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения; - утверждение правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Порядок установления для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, нормативов допустимых сбросов абонентов в водные объекты через централизованные системы водоотведения и лимитов на сбросы утверждается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, водным законодательством и настоящим Федеральным законом.
Отношения между абонентами (юридическими лицами, а также предпринимателями без образования юридического лица) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования центральными системами водоснабжения и (или) канализацией населенных пунктов регулируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167).
Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства (пункт 61 Правил N 167).
В пункте 70 Правил N 167 установлено, что расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах (пункт 65 Правил N 167).
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Постановлением N 874-пП утвержден Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области (далее - Порядок).
Как следует из преамбулы оспариваемого постановления N 874-пП, оно принято в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 года N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", Правилами N 167, а также на основании Закона Пензенской области от 22.12.2005 N 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области".
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод, что оспариваемое постановление принято Правительством Пензенской области в пределах своих полномочий и компетенции субъекта Российской Федерации.
Ни законодательством Российской Федерации, ни нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлена обязательность показателя Сфон и порядок его исчисления, следовательно, Правительство Пензенской области вправе определять порядок исчисления данного показателя самостоятельно, руководствуясь общими законодательно определенными принципами нормотворчества и государственного регулирования платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод.
Анализ оспариваемой нормы в системе правового регулирования правоотношений по установлению и взиманию платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод позволяет суду сделать вывод, что введении величины Сфон является условием, улучшающим положение абонентов, производящих сброс сточных вод в системы водоотведения населенных пунктов Пензенской области, по сравнению с действующим Федеральным законодательством, поскольку означает уменьшение показателей загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах абонента, не только на нормативную величину предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ, но и дополнительно на величину фактической концентрации загрязняющих веществ, поступивших в сеть абонента в питьевой воде.
Предусмотренный оспариваемым "Порядком взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ" порядок исчисления показателя Сфон как среднего значения концентрации загрязняющих веществ в питьевой воде, перед подачей в распределительную сеть водопровода, согласно протоколам испытаний лабораторий контроля качества питьевой воды организаций ВКХ, определяемых в тот же календарный месяц, в котором отобрана контрольная проба сточных вод и обнаружены превышения допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах абонента не противоречит законодательству и нормативным правовым актам Российской Федерации.
Судом первой инстанции правильно указано, что оспариваемыми нормами не создается какой-либо самостоятельный порядок отбора и анализа проб.
Как следует из материалов дела, что между предпринимателем (абонент) и обществом с ограниченной ответственностью "Горводоканал" заключен договор на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ (для юридических лиц и граждан - собственников нежилых помещений) от 22.10.2008 N 1471, приложением N 3 к которому сторонами утвержден акт согласования границ ответственности общества с ограниченной ответственностью "Горводоканал" по указанному договору. В рамках договорных отношений стороны имеют возможность определить порядок и место отбора проб питьевой воды, поставляемой организацией ВКХ, отличный от законодательно установленного, а также порядок проведения лабораторного исследования проб питьевой воды.
Судом первой инстанции правильно отклонены доводы заявителя о невозможности включения таких условий в договор.
Как установлено судом, заявителем не представлено никаких доказательств обращения к обществу с ограниченной ответственностью "Горводоканал" с подобными предложениями, а также обращения в суд с требованиями о включении в договор соответствующих положений или изменении условий договора.
Кроме того, судом установлено, что оспариваемый порядок определения Сфон распространяется на всех абонентов, производящих сброс сточных вод (кроме населения), порядок его исчисления является одинаковым для всех абонентов, не ставит одних хозяйствующих субъектов в неравное положение перед другими, не представляет какой-либо группе или конкретным хозяйствующим субъектам конкурентных преимуществ.
Материалами дела подтверждено, что при разработке и принятии постановления N 874-пП были учтены финансово-экономические, общественно-политические и природоохранные факторы, отражающие особенности Пензенской области, что отражено в Пояснительной записке к проекту постановления, Финансово-экономическом обосновании к проекту постановления и заключении прокурора Пензенской области к проекту постановления.
Вопросы дальнейшего использования организацией ВКХ полученных в качестве платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ денежных средств N 874-пП не регулируются, поэтому не имеют отношения к рассматриваемому делу.
Судом первой инстанции правильно указано, что Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 не может быть проверено на соответствие постановлению N 184-пП, поскольку "Порядком взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ" цены, тарифы и надбавки к тарифам организаций коммунального комплекса оспариваемым постановлением не устанавливались.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие выводы суда первой инстанции, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и имеющихся в деле доказательств и не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции.
Правовые основания для переоценки выводов суда первой инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы компетенции, у арбитражного суда кассационной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах согласно пункту 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, доводы которой проверены, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность принятых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 23.04.2013 по делу N А49-9020/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Э.Г.ГИЛЬМАНОВА
Судьи
А.Л.ПЕТРОВ
И.Ш.ЗАКИРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 02.08.2013 ПО ДЕЛУ N А49-9020/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 августа 2013 г. по делу N А49-9020/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гильмановой Э.Г.,
судей Петрова А.Л., Закировой И.Ш.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Семина Сергея Николаевича
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 23.04.2013 (председательствующий судья Стрелкова Е.А., судьи Табаченков М.В., Учаева Н.И.)
по делу N А49-9020/2012
по заявлению индивидуального предпринимателя Семина Сергея Николаевича (ОГРНИП <...>) к Правительству Пензенской области (ИНН 5836010995, ОГРН 1025801356789) о признании недействующим постановления Правительства Пензенской области от 29.12.2010 N 874-пП "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области в части взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области места отбора проб воды для исчисления показателя "Сфон" и взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области в части отсылки к взиманию платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области, с участием заинтересованных лиц: общества с ограниченной ответственностью "Горводоканал" (ИНН 5836623790, ОГРН 1065836023714), Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области (ИНН 5837023563, ОГРН 1055803502920), при участии прокуратуры Пензенской области, г. Пенза,
установил:
индивидуальный предприниматель Семин Сергей Николаевич (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признать недействующим постановление Правительства Пензенской области от 29.12.2010 N 874-пП "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области" (с изменениями и дополнениями) в части пункта 2 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области следующего содержания (со слов до слов): "которая определяется согласно "Рабочей программы производственного контроля качества воды", согласованной Управлением Роспотребнадзора по Пензенской области и утвержденной в установленном порядке. Местом отбора проб питьевой воды является пункт отбора проб перед подачей ее в распределительную сеть водопровода. При расчете Сфон принимаются средние значения концентрации загрязняющих веществ в питьевой воде, перед подачей в распределительную сеть водопровода, согласно протоколам испытаний лабораторий контроля качества питьевой воды организацией ВКХ, определяемых в тот же календарный месяц, в котором обнаружены превышения допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах абонента"; "определяемая в соответствии с пунктом 2 настоящего Порядка" как не соответствующее положениям Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", статье 3 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", пунктам 6, 9, 20, 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов".
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 23.04.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель обратился в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить как противоречащий нормам процессуального и материального права.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании Федерального арбитражного суда Поволжского округа 23.07.2013 объявлен перерыв до 09 часов 30 минут 30.07.2013. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Проверив законность обжалуемого судебного акта по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на кассационную жалобу, судебная коллегия не находит правовых оснований к его отмене.
Как установлено судом, 29.12.2010 Правительством Пензенской области принято постановление N 874-пП "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области" (далее - постановление N 874-пП).
Первоначальный текст постановления был опубликован в издании официальных документов "Пензенские губернские ведомости" от 30.12.2010 N 115 (486). Постановление N 874-пП является нормативным правовым актом и действует в настоящее время в редакции с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Пензенской области от 30.05.2011 N 324-пП.
Указанным постановлением утверждены: Нормативы платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области, Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области, Порядок корректировки размера платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области.
Согласно пункту 2 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области, утвержденного постановлением N 874-пП, плата за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области с превышением установленных нормативов (далее - сверхнормативный сброс) включает в себя:
- плату за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ, не улавливаемых;
- на очистных сооружениях;
- плату за сброс сточных вод при отклонении от установленного норматива по показателю активной реакции среды (далее - pH);
- плату за сброс агрессивных стоков с pH менее 2,0 и более 12,0;
- плату за залповый сброс любого загрязняющего вещества;
- плату за сброс запрещенных к сбросу загрязняющих веществ;
- плату за превышение нормативов водоотведения по объему сточных вод (лимитов водоотведения).
При подсчете сверхнормативного сброса учитывается (вычитается) фактическая концентрация загрязняющих веществ в питьевой воде (Сфон), подаваемой в сети абонента организацией ВКХ, которая определяется согласно "Рабочей программы производственного контроля качества воды", согласованной Управлением Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области и утвержденной в установленном порядке. Местом отбора проб питьевой воды является пункт отбора проб перед подачей в распределительную сеть водопровода.
При расчете Сфон принимаются средние значения концентрации загрязняющих веществ в питьевой воде, перед подачей в распределительную сеть водопровода, согласно протоколам испытаний лабораторий контроля качества питьевой воды организаций ВКХ, определяемых в тот же календарный месяц, в котором отобрана контрольная проба сточных вод и обнаружены превышения допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах абонента.
Согласно пункту 3 и подпункту 3.1 пункта 3 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области, утвержденного постановлением N 874-пП, плата за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ является мерой экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, и определяется (в части платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ, не улавливаемых на очистных сооружениях) по следующей формуле:
n - 6
Псс = ( SUM (Ci х Nсс)) х Q х 10 х k, (1),
i=1
- где: Псс - плата за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ, не улавливаемых на очистных сооружениях, руб.;
- n - число загрязняющих веществ;
- Ci - фактическое превышение нормативов сброса по каждому загрязняющему веществу, мг/л;
- Ci определяется по формуле:
Ci = (Сфкi - Cni - Сфон), (2),
- где: Сфкi - фактическая концентрация загрязняющего вещества, установленная в результате лабораторных измерений в контрольных пробах сточной воды, взятых организацией ВКХ в день отбора контрольных проб сточной воды в контрольных канализационных колодцах абонента;
- Cni - норматив сброса по составу сточных вод, сбрасываемых в сети канализации, установленный абоненту органом местного самоуправления;
- Сфон - фактическая концентрация загрязняющих веществ в питьевой воде за расчетный период, подаваемой в распределительную сеть водопровода организацией ВКХ; определяемая в соответствии с пунктом 2 настоящего Порядка;
- Nсс - нормативы платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ, не улавливаемых на очистных сооружениях организаций ВКХ, руб/т, утвержденные настоящим постановлением;
- Q - объем принимаемых от абонента сточных вод за расчетный период, куб. м;
- k - компенсационный коэффициент увеличения платы в целях стимулирования абонентов для строительства или реконструкции очистных сооружений по очистке сточных вод перед сливом в системы канализации населенных пунктов. Для абонентов организаций ВКХ, не имеющих очистных сооружений по очистке сточных вод перед сливом в системы канализации населенных пунктов, k=2,8.
Полагая, что в данной части Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, предприниматель обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно указывает следующее.
Согласно пункту 4 статьи 1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; жилищное, водное законодательство, законодательство об охране окружающей среды.
Согласно статье 3 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; снижения негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод; обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Статьей 4 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям Правительства Российской Федерации отнесено: - утверждение правил холодного водоснабжения и водоотведения, типового договора холодного водоснабжения, типового договора водоотведения, типового единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, типового договора по транспортировке холодной воды, типового договора по транспортировке сточных вод, типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоотведения; - утверждение порядка осуществления производственного контроля качества питьевой воды, качества горячей воды; - утверждение порядка осуществления контроля состава и свойств сточных вод; - утверждение основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения; - утверждение правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Порядок установления для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, нормативов допустимых сбросов абонентов в водные объекты через централизованные системы водоотведения и лимитов на сбросы утверждается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, водным законодательством и настоящим Федеральным законом.
Отношения между абонентами (юридическими лицами, а также предпринимателями без образования юридического лица) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования центральными системами водоснабжения и (или) канализацией населенных пунктов регулируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167).
Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства (пункт 61 Правил N 167).
В пункте 70 Правил N 167 установлено, что расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах (пункт 65 Правил N 167).
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Постановлением N 874-пП утвержден Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области (далее - Порядок).
Как следует из преамбулы оспариваемого постановления N 874-пП, оно принято в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 года N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", Правилами N 167, а также на основании Закона Пензенской области от 22.12.2005 N 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области".
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод, что оспариваемое постановление принято Правительством Пензенской области в пределах своих полномочий и компетенции субъекта Российской Федерации.
Ни законодательством Российской Федерации, ни нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлена обязательность показателя Сфон и порядок его исчисления, следовательно, Правительство Пензенской области вправе определять порядок исчисления данного показателя самостоятельно, руководствуясь общими законодательно определенными принципами нормотворчества и государственного регулирования платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод.
Анализ оспариваемой нормы в системе правового регулирования правоотношений по установлению и взиманию платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод позволяет суду сделать вывод, что введении величины Сфон является условием, улучшающим положение абонентов, производящих сброс сточных вод в системы водоотведения населенных пунктов Пензенской области, по сравнению с действующим Федеральным законодательством, поскольку означает уменьшение показателей загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах абонента, не только на нормативную величину предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ, но и дополнительно на величину фактической концентрации загрязняющих веществ, поступивших в сеть абонента в питьевой воде.
Предусмотренный оспариваемым "Порядком взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ" порядок исчисления показателя Сфон как среднего значения концентрации загрязняющих веществ в питьевой воде, перед подачей в распределительную сеть водопровода, согласно протоколам испытаний лабораторий контроля качества питьевой воды организаций ВКХ, определяемых в тот же календарный месяц, в котором отобрана контрольная проба сточных вод и обнаружены превышения допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах абонента не противоречит законодательству и нормативным правовым актам Российской Федерации.
Судом первой инстанции правильно указано, что оспариваемыми нормами не создается какой-либо самостоятельный порядок отбора и анализа проб.
Как следует из материалов дела, что между предпринимателем (абонент) и обществом с ограниченной ответственностью "Горводоканал" заключен договор на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ (для юридических лиц и граждан - собственников нежилых помещений) от 22.10.2008 N 1471, приложением N 3 к которому сторонами утвержден акт согласования границ ответственности общества с ограниченной ответственностью "Горводоканал" по указанному договору. В рамках договорных отношений стороны имеют возможность определить порядок и место отбора проб питьевой воды, поставляемой организацией ВКХ, отличный от законодательно установленного, а также порядок проведения лабораторного исследования проб питьевой воды.
Судом первой инстанции правильно отклонены доводы заявителя о невозможности включения таких условий в договор.
Как установлено судом, заявителем не представлено никаких доказательств обращения к обществу с ограниченной ответственностью "Горводоканал" с подобными предложениями, а также обращения в суд с требованиями о включении в договор соответствующих положений или изменении условий договора.
Кроме того, судом установлено, что оспариваемый порядок определения Сфон распространяется на всех абонентов, производящих сброс сточных вод (кроме населения), порядок его исчисления является одинаковым для всех абонентов, не ставит одних хозяйствующих субъектов в неравное положение перед другими, не представляет какой-либо группе или конкретным хозяйствующим субъектам конкурентных преимуществ.
Материалами дела подтверждено, что при разработке и принятии постановления N 874-пП были учтены финансово-экономические, общественно-политические и природоохранные факторы, отражающие особенности Пензенской области, что отражено в Пояснительной записке к проекту постановления, Финансово-экономическом обосновании к проекту постановления и заключении прокурора Пензенской области к проекту постановления.
Вопросы дальнейшего использования организацией ВКХ полученных в качестве платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ денежных средств N 874-пП не регулируются, поэтому не имеют отношения к рассматриваемому делу.
Судом первой инстанции правильно указано, что Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 не может быть проверено на соответствие постановлению N 184-пП, поскольку "Порядком взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ" цены, тарифы и надбавки к тарифам организаций коммунального комплекса оспариваемым постановлением не устанавливались.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие выводы суда первой инстанции, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и имеющихся в деле доказательств и не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции.
Правовые основания для переоценки выводов суда первой инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы компетенции, у арбитражного суда кассационной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах согласно пункту 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, доводы которой проверены, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность принятых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 23.04.2013 по делу N А49-9020/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Э.Г.ГИЛЬМАНОВА
Судьи
А.Л.ПЕТРОВ
И.Ш.ЗАКИРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)