Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.02.2013 ПО ДЕЛУ N А41-25816/12

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 февраля 2013 г. по делу N А41-25816/12


Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 февраля 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Бархатова В.Ю., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Светловой Е.С.,
при участии в заседании:
от заявителя: Кипкеев М.А. по доверенности от 07.12.2012,
от заинтересованного лица: Коротков А.В. по доверенности от 26.12.2012 N 02/5478,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания" на решение Арбитражного суда Московской области от 02.10.2012 по делу N А41-25816/12, принятое судьей Сабитовой С.Н., по заявлению открытого акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания" (в интересах филиала "Восточные электрические сети") к Управлению лесного хозяйства по Московской области и г. Москва Федерального агентства лесного хозяйства "Мособллес" (Луховицкий филиал) о признании недействительным предписания об устранении нарушения лесного законодательства от 18.04.2012 N 309 участковым лесничим Чернореченского лесничества Трушиной Людмилой Викторовной,

установил:

открытое акционерное общество "Московская объединенная электросетевая компания" в интересах филиала "Восточные электрические сети" (ОГРН: 1057746555811; далее - ОАО "МОЭСК", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Федеральному государственному учреждению "Мособллес" в лице Луховицкого филиала Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва Федерального агентства лесного хозяйства (ОГРН: 1025004910237, далее - ФГУ "Мособллес", заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания об устранении нарушения лесного законодательства от 18.04.2012 N 309, вынесенного участковым лесничим Чернореченского лесничества Трушиной Людмилой Викторовной.
Решением Арбитражного суда Московской области от 02.10.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на отсутствие вины общества в нарушении Правил пожарной безопасности. Кроме того, заявитель ссылается на то, что с момента получения уведомления от ОАО "МОЭК" или подрядной организации бремя содержания древесины возлагается на Росимущество.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение арбитражного суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель заявителя в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ОАО "МОЭСК".
Как следует из материалов дела и установлено судом, 18.04.2012 участковым лесничим Чернореченского участкового лесничества Луховицкого филиала ФГУ "Мособллес" проведен осмотр в квартале 37 выдел 20, 28, 30, квартале 40 выдел 9, 13, 14, 19, 20, 25, квартале выдел 4, 7, 9, 18, 19, 26, 27, квартале 44 выдел 8, 23, 25, квартале 45 выдел 1, 2 Чернореченского участкового лесничества.
В ходе осмотра было выявлено нарушение пункта 34 Правил пожарной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 г. N 417 при проведении регламентных работ, в том числе связанных с расчисткой трассы ЛЭП от древесной кустарниковой растительности, рубками лесных насаждений в просеках под ЛЭП от древесной кустарниковой растительности ВЛ 35 кВ Луховицы-Пойма, а именно: просеки, на которых находятся линии электропередачи в период пожароопасного сезона, не свободны от горючих материалов, штабеля древесины лежат вдоль стены леса, а также при строительстве (реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, при рубке зеленых насаждений не обеспечена уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Результаты осмотра зафиксированы в Акте N 1 от 18.04.2012 (л.д. 10).
По факту выявленного правонарушения заинтересованным лицом составлен Протокол об административном правонарушении N 10/3-24 от 18.04.2012 (л.д. 11).
В тот же день участковым лесничим Чернореченского участкового лесничества Трушиной Л.В. ОАО "МОЭСК" выдано предписание N 309 об устранении нарушений лесного законодательства в срок до 24.05.2012.
Оспариваемое предписание адресовано ОАО "МОЭСК", носит властно-распорядительный характер, поскольку содержит не только информацию о нарушении Правил пожарной безопасности, но и возлагает на адресата обязанность по устранению выявленных нарушений и сообщить о принятых мерах в установленный срок, а именно: убрать заготовленную древесину, порубочные остатки и другие горючие материалы с территории лесного фонда (л.д. 12).
Кроме того, постановлением от 30.05.2012 N 10/3-24 общество привлечено к административной ответственности, которое было признано незаконным и отменено в рамках дела N 40-84055/12-92-762 Арбитражного суда г. Москвы.
Не согласившись с выданным предписанием об устранении нарушения лесного законодательства от 18.04.2012 N 309, ОАО "МОЭСК" обратилось в Арбитражный суд, Московской области с настоящим заявлением.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленного требования, Арбитражный суд Московской области сделал вывод о том, оспариваемое предписание соответствует законодательству, не нарушает права и законные интересы ОАО "МОЭСК". Заявитель является лицом, ответственным за уборку заготовленной древесины, порубочных остатков с территории лесного фонда.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции по следующим обстоятельствам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации, Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394, Положения об осуществлении государственного пожарного надзора в лесах, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.2010 N 595, пожарный надзор в лесах осуществляют Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, их территориальные органы и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению пожарного надзора согласно их компетенции в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности при осуществлении ими федерального государственного лесного надзора (лесной охраны).
Пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.08.2010 N 595 "Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного пожарного надзора в лесах" установлено, что должностные лица, осуществляющие пожарный надзор в лесах, имеют право, в том числе: давать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности в лесах (подпункт "г").
Согласно Перечню, утвержденного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) от 16.05.2011 N 178 (зарегистрировано в Минюсте РФ 10.06.2011 N 21004), участковый лесничий в ФГУ "Мособллес" является должностным лицом, осуществляющим государственный пожарный надзор в лесах.
Как следует из материалов дела, в ходе осмотра участковый лесничий Чернореченского участкового лесничества ФГУ "Мособллес" обнаружены факты нарушения ОАО "МОЭСК" требований пунктов 34, 35 Правил пожарной безопасности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417, а именно: при проведении регламентарных работ, в том числе: связанных с расчисткой трассы ЛЭП от древесной и кустарниковой растительности, рубками лесных насаждений в просеках под ЛЭП от древесной и кустарниковой растительности ВЛ 35 кВ Луховицы - Пойма, просеки не свободны от горючих материалов, штабеля древесины лежат вдоль стены леса; при рубке лесных насаждений не обеспечена уборка заготовленной древесины, порубочных остатков.
В соответствии с частью 2 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства (пункт 5 Порядка установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160.
В пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещается, в том числе: посадка и вырубка деревьев и кустарников (пункт 10 Порядка).
Из материалов дела следует, что 05.08.2011 между ОАО "МОЭСК" (Заказчик) и ООО "ВЭЛТОН" (подрядчик) заключен договор подряда N 1-ВЭЛ.
Согласно пункту 1.1 договора подрядчик выполняет работы по реконструкции воздушных линий электропередачи напряжением 35-220 кВ, связанные с расширением просеки воздушных линий. Действия ОАО "МОЭСК" и подрядной организации направлены на предотвращение аварий, чрезвычайных ситуаций, устранение угроз безопасности населению, жизни людей и надежности работы электросетевого комплекса региона.
В соответствии с пунктом 4.17 договора подрядчик обязуется сдавать заготовленную древесину собственникам, в т.ч. путем подготовки и направления уведомлений подразделениям Росимущества, как представителю собственника - Российской Федерации или иным собственникам (при наличии информации о них) с учетом положений ст. ст. 210, 211 ГК РФ, положений ГК РФ о действиях в интересах третьего лица, вместе с информацией в соответствии с Правилами реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.07.2009 г. N 604, или иным путем в случае изменения Лесного законодательства или поступления указаний собственников, основанных на требованиях законодательства РФ, обязательных к исполнению Подрядчиком и (или) Заказчиком.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются, в том числе для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов. Согласно пункту 5 той же статьи в целях эксплуатации линий электропередачи, в том числе в целях проведения аварийно- спасательных работ, допускается вырубка деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно - защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
Подпунктам "а" и "б" пункта 21 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160, установлено, что для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства, в охранных зонах сетевых организациями, осуществляется вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением.
Согласно пункту 6 Правил реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2009 N 604, местом нахождения древесины является земельный участок, предоставленный лицу, использующему леса для целей, в том числе для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, т.е. просеки трасс линий электропередачи, без права передвижения заготовленного леса.
Пунктом 2 статьи 20 Лесного кодекса Российской Федерации закреплено право собственности Российской Федерации на древесину, полученную при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со ст. 43 - 46 настоящего Кодекса, у общества отсутствовали законные основания для перемещения срубленной древесины.
Учитывая, что заготовленная древесина является собственностью Российской Федерации, интересы которой в силу пункта 2 Постановления Правительства РФ 23.07.2009 N 604 "О реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонд, в соответствии со ст. 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации" представляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, решение вопроса о вывозе и хранении заготовленной древесины возложено на органы Росимущества.
Заявителем в материалы дела представлено письмо от 06.04.2012 направленное в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом - собственника древесины, в котором общество сообщает о готовности срубленной древесины по договору подряда от 05.08.2011 N 1-ВЭЛ к сдаче и невозможности ее складирования на просеках ЛЭП в связи с чем просит организовать вывоз срубленной древесины (л.д. 15).
В соответствии с требованиями Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон и Правил реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со ст. 43 - 46 Лесного кодекса РФ обязательства по уведомлению государственного органа надлежащим образом исполнены.
ОАО "МОЭСК" и подрядная организация, осуществляющая работы по договору не имеют права распоряжаться заготовленной древесиной, так как не являются ее собственником и не могут нести затраты по содержанию чужого имущества.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.06.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Оценив в совокупности, представленные в материалы дела доказательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции сделаны выводы при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, в связи с чем обжалуемое решение подлежит отмене на основании пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с принятием нового судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение от 02.10.2012 по делу N А41-25816/12 Арбитражного суда Московской области отменить.
Признать недействительным предписание от 18.04.2012 N 309, вынесенное ФГУ "Мособллес" Луховицкий филиал, в отношении ОАО "Московская объединенная электросетевая компания" об устранении нарушения лесного законодательства.

Председательствующий
Е.А.МИЩЕНКО

Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
Е.Н.ВИТКАЛОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)