Судебные решения, арбитраж
Приватизация земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Кадулина А.В. и Сергеевой И.В., при участии от Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Артюковой О.А. (доверенность от 08.01.2013), Соколовой Ю.С. (доверенность от 10.04.2013), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 30.11.2012 (судья Балакин Ю.П.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2013 (судьи Виноградова Т.В., Докшина А.Ю., Тарасова О.А.) по делу N А66-11395/2012,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭкоЛайф 69", место нахождения: 170019, г. Тверь, ул. Академика Туполева, д. 123, ОГРН 1096952020131 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, место нахождения: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 33, ОГРН 1026900561071 (далее - Министерство), оформленного письмом от 23.07.2012 N 10617-09, в предоставлении в собственность Общества земельного участка площадью 2798 +/- 19 кв. м с кадастровым номером 69:40:010624:42, расположенного по адресу: г. Тверь, ул. Академика Туполева, д. 123, а также об обязании Министерства принять решение о предоставлении названного участка в собственность заявителя и направить в его адрес договор купли-продажи этого участка.
Суд первой инстанции решением от 30.11.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.03.2013, удовлетворил требования Общества.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, просит отменить решение от 30.11.2012 и постановление от 27.03.2013 и отказать в удовлетворении требований Общества.
Податель жалобы указывает следующее: суды обеих инстанций пришли к неправильному выводу о том, что Общество имеет право на приватизацию в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) испрашиваемого земельного участка; Общество не представило доказательств того, что для эксплуатации принадлежащего ему объекта недвижимости необходим весь испрашиваемый участок, площадь которого значительно превышает площадь объекта.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представители Министерства поддержали доводы жалобы.
Общество извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником материально-технического склада ТП общей площадью 597 кв. м, находящегося по адресу: г. Тверь, ул. Академика Туполева, д. 123 (свидетельство о государственной регистрации права от 13.09.2010 69-АВ N 117860.
Названный объект расположен на земельном участке площадью 2798 +/- 19 кв. м с кадастровым номером 69:40:010624:42, право государственной собственности на который не разграничено.
Данный участок образован в результате раздела участка с кадастровым номером 69:40:010624:35 на основании постановления администрации города Твери от 28.02.2011 N 255, которым утверждена схема раздела этого участка, и распоряжения Министерства от 11.07.2012 N 1877 о его разделе и образовании новых участков, в том числе участка, на котором расположен объект недвижимости Общества.
Общество обратилось в Министерство, осуществляющее полномочия по распоряжению в г. Твери земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено, с заявлением о выкупе земельного участка, на котором расположен принадлежащий ему объект недвижимости.
Министерство в письме от 23.07.2012 N 10617-09 отказало Обществу в выкупе испрашиваемого участка, указав, что площадь участка существенно превышает площадь расположенного на нем здания и что заявитель не представил документального обоснования необходимости земельного участка такой площади для обслуживания и эксплуатации названного здания.
Общество, считая, что отказ Министерства в выкупе испрашиваемого земельного участка не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, а также нарушает его право на приватизацию земельного участка, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав представленные в дело доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что у Министерства не было законных оснований для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность Общества.
Суды исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами.
В силу пункта 5 той же статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 (далее - Перечень).
Согласно пункту 7 статьи 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
При этом в силу пункта 2 статьи 35 ЗК РФ площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 того же Кодекса, согласно которому предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Согласно материалам дела испрашиваемый Обществом земельный участок сформирован на основании схемы расположения участка, утвержденной постановлением главы администрации города Твери от 28.02.2011 N 255, путем раздела участка с кадастровым номером 69:40:0100624:35 и на основании заявлений Общества и других собственников объектов недвижимости, расположенных на указанном участке. Министерство распоряжением от 11.07.2012 N 1877 приняло решение об образовании в результате раздела указанного участка новых земельных участков, в том числе испрашиваемого Обществом участка под принадлежащим ему объектом недвижимости.
Суды установили, что Общество использует для эксплуатации принадлежащего ему объекта недвижимости с учетом его назначения (материально-технического склада) весь испрашиваемый участок с учетом расположения техники, используемой при выполнении погрузочно-разгрузочных работ на складе, и что с заявлением о выкупе Общество представило в Министерство все необходимые документы, предусмотренные Перечнем.
Министерство в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представило доказательств того, что спорный участок сформирован с нарушением требований пункта 3 статьи 33 ЗК РФ и что на этом участке имеются объекты недвижимости, не принадлежащие Обществу.
При таком положении суды обеих инстанций, сделав правильный вывод о наличии у Общества права на выкуп испрашиваемого земельного участка, обоснованно признали оспариваемый отказ незаконным.
Доводы жалобы о том, что Общество не представило надлежащих доказательств в обоснование площади испрашиваемого земельного участка, направлен на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
В связи с принятием настоящего постановления подлежит отмене приостановление исполнения решения от 30.11.2012.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 30.11.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2013 по делу N А66-11395/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения от 30.11.2012 отменить.
Председательствующий
И.Л.ГРАЧЕВА
Судьи
А.В.КАДУЛИН
И.В.СЕРГЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 20.06.2013 ПО ДЕЛУ N А66-11395/2012
Разделы:Приватизация земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июня 2013 г. по делу N А66-11395/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Кадулина А.В. и Сергеевой И.В., при участии от Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Артюковой О.А. (доверенность от 08.01.2013), Соколовой Ю.С. (доверенность от 10.04.2013), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 30.11.2012 (судья Балакин Ю.П.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2013 (судьи Виноградова Т.В., Докшина А.Ю., Тарасова О.А.) по делу N А66-11395/2012,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭкоЛайф 69", место нахождения: 170019, г. Тверь, ул. Академика Туполева, д. 123, ОГРН 1096952020131 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, место нахождения: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 33, ОГРН 1026900561071 (далее - Министерство), оформленного письмом от 23.07.2012 N 10617-09, в предоставлении в собственность Общества земельного участка площадью 2798 +/- 19 кв. м с кадастровым номером 69:40:010624:42, расположенного по адресу: г. Тверь, ул. Академика Туполева, д. 123, а также об обязании Министерства принять решение о предоставлении названного участка в собственность заявителя и направить в его адрес договор купли-продажи этого участка.
Суд первой инстанции решением от 30.11.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.03.2013, удовлетворил требования Общества.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, просит отменить решение от 30.11.2012 и постановление от 27.03.2013 и отказать в удовлетворении требований Общества.
Податель жалобы указывает следующее: суды обеих инстанций пришли к неправильному выводу о том, что Общество имеет право на приватизацию в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) испрашиваемого земельного участка; Общество не представило доказательств того, что для эксплуатации принадлежащего ему объекта недвижимости необходим весь испрашиваемый участок, площадь которого значительно превышает площадь объекта.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представители Министерства поддержали доводы жалобы.
Общество извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником материально-технического склада ТП общей площадью 597 кв. м, находящегося по адресу: г. Тверь, ул. Академика Туполева, д. 123 (свидетельство о государственной регистрации права от 13.09.2010 69-АВ N 117860.
Названный объект расположен на земельном участке площадью 2798 +/- 19 кв. м с кадастровым номером 69:40:010624:42, право государственной собственности на который не разграничено.
Данный участок образован в результате раздела участка с кадастровым номером 69:40:010624:35 на основании постановления администрации города Твери от 28.02.2011 N 255, которым утверждена схема раздела этого участка, и распоряжения Министерства от 11.07.2012 N 1877 о его разделе и образовании новых участков, в том числе участка, на котором расположен объект недвижимости Общества.
Общество обратилось в Министерство, осуществляющее полномочия по распоряжению в г. Твери земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено, с заявлением о выкупе земельного участка, на котором расположен принадлежащий ему объект недвижимости.
Министерство в письме от 23.07.2012 N 10617-09 отказало Обществу в выкупе испрашиваемого участка, указав, что площадь участка существенно превышает площадь расположенного на нем здания и что заявитель не представил документального обоснования необходимости земельного участка такой площади для обслуживания и эксплуатации названного здания.
Общество, считая, что отказ Министерства в выкупе испрашиваемого земельного участка не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, а также нарушает его право на приватизацию земельного участка, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав представленные в дело доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что у Министерства не было законных оснований для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность Общества.
Суды исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами.
В силу пункта 5 той же статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 (далее - Перечень).
Согласно пункту 7 статьи 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
При этом в силу пункта 2 статьи 35 ЗК РФ площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 того же Кодекса, согласно которому предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Согласно материалам дела испрашиваемый Обществом земельный участок сформирован на основании схемы расположения участка, утвержденной постановлением главы администрации города Твери от 28.02.2011 N 255, путем раздела участка с кадастровым номером 69:40:0100624:35 и на основании заявлений Общества и других собственников объектов недвижимости, расположенных на указанном участке. Министерство распоряжением от 11.07.2012 N 1877 приняло решение об образовании в результате раздела указанного участка новых земельных участков, в том числе испрашиваемого Обществом участка под принадлежащим ему объектом недвижимости.
Суды установили, что Общество использует для эксплуатации принадлежащего ему объекта недвижимости с учетом его назначения (материально-технического склада) весь испрашиваемый участок с учетом расположения техники, используемой при выполнении погрузочно-разгрузочных работ на складе, и что с заявлением о выкупе Общество представило в Министерство все необходимые документы, предусмотренные Перечнем.
Министерство в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представило доказательств того, что спорный участок сформирован с нарушением требований пункта 3 статьи 33 ЗК РФ и что на этом участке имеются объекты недвижимости, не принадлежащие Обществу.
При таком положении суды обеих инстанций, сделав правильный вывод о наличии у Общества права на выкуп испрашиваемого земельного участка, обоснованно признали оспариваемый отказ незаконным.
Доводы жалобы о том, что Общество не представило надлежащих доказательств в обоснование площади испрашиваемого земельного участка, направлен на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
В связи с принятием настоящего постановления подлежит отмене приостановление исполнения решения от 30.11.2012.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 30.11.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2013 по делу N А66-11395/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения от 30.11.2012 отменить.
Председательствующий
И.Л.ГРАЧЕВА
Судьи
А.В.КАДУЛИН
И.В.СЕРГЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)