Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 29.08.2013 ПО ДЕЛУ N А65-28810/2012

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 августа 2013 г. по делу N А65-28810/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Вильданова Р.А.,
при участии представителей:
ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - Хадеевой Э.Р., доверенность от 09.01.2013 N 3Д,
третьего лица - Клейменовой В.В., доверенность от 31.12.2012 б/н,
в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу главы Тукаевского муниципального района Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.03.2013 (судья Сальманова Р.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2013 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Засыпкина Т.С., Холодная С.Т.)
по делу N А65-28810/2012
по заявлению главы Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, г. Набережные Челны, Республика Татарстан, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г. Казань, о признании незаконным решения, с участием третьего лица - открытого акционерного общества "Набережночелнинский элеватор", д. Малая Шильна, Республика Татарстан,

установил:

глава Тукаевского муниципального района Республики Татарстан (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - Управление Росреестра по РТ), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице его филиала по Республике Татарстан (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по РТ) о признании незаконным решения Управления Росреестра по РТ от 29.04.2010 N 16:39/10-595.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.03.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2013, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, глава Тукаевского муниципального района Республики Татарстан обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты как принятые с нарушением норм материального и процессуального отменить, принять новое решение.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по РТ, представитель третьего лица, считая доводы кассационной жалобы несостоятельными, просили обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судами, во исполнение постановления исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны от 18.04.2007 N 1417 сформированный земельный участок площадью 330 338 кв. м, с разрешенным использованием "под производственную базу" был предоставлен ОАО "Набережночелнинский элеватор" в аренду сроком на 49 лет из земель населенного пункта, расположенного по адресу: г. Набережные Челны, пос. Элеваторная гора, заключен договор аренды земельного участка от 01.04.2008 N 229/08/297.
Согласно выписке из государственного земельного кадастра, выданной Территориальным отделом N 32 Управления Роснедвижимости по г. Набережные Челны и Тукаевскому району Республики Татарстан от 16.04.2007 N 16:52.2/07-3029, кадастровая стоимость земельного участка площадью 330 338 кв. м, по местоположению: г. Набережные Челны, пос. Элеваторная гора, была определена в размере 280 513 119 руб. 46 коп. исходя из среднего значения удельного показателя 849 руб. 17 коп.
На основании Закона Республики Татарстан от 31.01.2005 N 42-ЗРТ "Об установлении границ территорий и статусе муниципального образования "Тукаевский муниципальный район" и муниципальных образований в его составе" по акту приема-передачи от 02.07.2007 земельный участок с кадастровым номером 16:52:030201: 3 был передан Тукаевскому муниципальному району с присвоением нового кадастрового номера 16:39:102106:14, указанный земельный участок отнесен к категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения".
Между тем, Управлением Роснедвижимости по Республике Татарстан, являвшимся ранее уполномоченным лицом по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков и внесению изменений в АИС ГКН, экономические характеристики спорного земельного участка не были изменены и сведения в АИС ГКН не внесены.
Указанная техническая ошибка выявлена при обращении ЗАО "Агросила Групп".
Протоколом ФГБУ "ФКР Росреестра" N 591 от 29.04.2010 выявлена техническая ошибка, заключающаяся в сохранении старых значений земельного участка в сведениях в Автоматизированную информационную систему государственного кадастра объектов недвижимости (далее - АИС ГКН) по земельному участку (земли населенного пункта, кадастровая стоимость указана - 280 513 119 руб. 46 коп., удельный показатель- 849 руб. 17 коп., категория земель - населенный пункт).
Решением Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Республике Татарстан от 29.04.2010 N 16:39/10-595 на основании Протокола от 29.04.2010 N 591 выявлена техническая ошибка, заключающаяся в отсутствии в базе данных АИС ГКН сведений об экономических характеристиках земельного участка с кадастровым номером 16:39:102106:14, что не соответствует Приказу Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222, приказу Управления Роснедвижимости по Республике Татарстан от 26.02.2007 N 35, постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.02.2003 N 100 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель промышленности".
В связи с указанными обстоятельствами ответчиком принято решение о внесении в базу АИС ГКН правильных сведений об экономических характеристиках земельного участка с кадастровым номером 16:39:102106:14: удельный показатель кадастровой стоимости 86,86 руб./кв. м; кадастровая стоимость 28 693 158 руб. 68 коп.
Полагая, что данное решение нарушает права и законные интересы муниципального образования в экономической деятельности, глава Тукаевского муниципального района обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия оснований для его удовлетворения, а также, что выявленная ошибка является технической. Статья 28 закона Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), регламентирующая порядок исправления технической и кадастровой ошибок, не содержит положения, ранее предусмотренное в статье 21 Федерального закона от 02.01.2008 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" об исправлении ошибок только на основании решения суда в случае, если существуют основания полагать, что исправление технических ошибок может причинить вред либо нарушить законные интересы правообладателей земельных участков или третьих лиц.
Суд кассационной инстанции считает выводы судебных инстанций правомерными исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 3 статьи 1 Закона N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных названных Законом сведений о недвижимом имуществе.
В силу подпункта 11 пункта 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 28 Закона N 221-ФЗ ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (техническая ошибка в сведениях); воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (кадастровая ошибка в сведениях).
Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки в срок не более чем пять рабочих дней со дня ее обнаружения. Решение об исправлении технической ошибки в государственном кадастре недвижимости может быть обжаловано в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель определен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
В соответствии с пунктами 2, 3, 4 вышеуказанных Правил установлено, что государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения; основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования; проводится не реже одного раза в пять лет и не чаще одного раза в три года.
Пунктом 13 Правил предусмотрено, что при проведении государственного кадастрового учета текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования земельного участка определение его кадастровой стоимости осуществляется на основании результатов государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктами 1.2, 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденным Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222, методические указания применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях:
- - образования нового земельного участка;
- - изменения площади земельного участка;
- - изменения вида разрешенного использования земельного участка;
- - перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель;
- - включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке.
В случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Арбитражными судами установлено, что согласно сведениям из государственного земельного кадастра, разрешенное использование земельного участка является "земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности", категория земель - земли промышленности, в связи с чем расчет кадастровой стоимости указанного должен был быть произведен следующим образом: 330 338 кв. м (площадь земельного участка) х 86,86 руб./кв. м (среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости) = 28 693 158 руб. 68 коп. (кадастровая стоимость земельного участка).
На основании представленных в материалы дела доказательствах, арбитражные суды правомерно пришли к выводу о том, что не имелось оснований для признания незаконными действия учреждения по внесению в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка путем принятия решения об исправлении технической ошибки от 29.04.2010.
В настоящее время кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1104 и составляет с 01.01.2011 сумму 65 558 879 руб. 48 коп. при удельном показателе - 198,46 руб./кв. м.
Кроме того, как установил суд, заявитель, обращаясь в суд в порядке части 4 статьи 198 АПК РФ и заявляя ходатайство о восстановлении срока для подачи заявления в порядке главы 24 АПК РФ, не привел уважительных причин пропуска срока. При названных обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции обоснованно отказал заявителю в восстановлении срока на подачу заявления в порядке части 4 статьи 198 АПК РФ, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы об обратном являлись предметом рассмотрения в арбитражных судах первой и апелляционной инстанций и им дана правильная правовая оценка. Выводы арбитражных судов соответствуют имеющимся в материалах доказательствам. Оснований для переоценки обстоятельств дела у суда кассационной инстанции не имеется.
Арбитражными судами исследованы представленные в материалы дела доказательства в полном объеме, правильно применены нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены судебных актов не имеется.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.03.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2013 по делу N А65-28810/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
И.Н.АФАНАСЬЕВ

Судьи
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
Р.А.ВИЛЬДАНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)