Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Логинова О.В.,
судей Мухаметшина Р.Р., Сабирова М.М.,
при участии представителя:
ответчика - Хайруллина А.Ф., доверенность от 01.03.2013 N РБ-02/2095,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, г. Нижнекамск,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.12.2012 (судья Насыров А.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2013 (председательствующий судья Юдкин А.А., судьи Рогалева Е.М., Филиппова Е.Г.)
по делу N А65-24365/2012
по заявлению Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, г. Нижнекамск, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан о признании недействительными решения и предписания, с участием третьих лиц: муниципального казенного учреждения "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан", г. Нижнекамск, общества с ограниченной ответственностью "Рыночный комплекс", г. Нижнекамск,
установил:
Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан (далее - Исполком, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган, Татарстанское УФАС России) от 01.08.2012 по делу N 06-85/2012.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: муниципальное казенное учреждение "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан" (далее - Учреждение) и общество с ограниченной ответственностью "Рыночный комплекс" (далее - ООО "Рыночный комплекс").
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.12.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2013, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
Исполком, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты, принять по делу новый судебный акт.
Представитель антимонопольного органа в судебном заседании отклонил кассационную жалобу Исполкома.
Исполком в судебное заседание своего представителя не направил, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия заявителя.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав явившегося в судебное заседание представителя антимонопольного органа, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 16.08.2011 N 01/645-пр Татарстанским УФАС России была проведена плановая проверка Исполкома, по результатам которой был составлен акт от 30.09.2011 N 43/06.
Приказом Татарстанского УФАС России от 26.01.2012 N 02/99-к возбуждено дело N 06-85/2012 по признакам нарушения Исполкомом статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В ходе проверки антимонопольным органом было установлено, что ООО "Рыночный комплекс" обратилось в Исполком с заявлением о продлении права аренды земельного участка, общей площадью 472 кв. м.
Рассмотрев заявление ООО "Рыночный комплекс" Исполкомом было принято постановление от 20.08.2009 N 721 "О продлении права аренды земельных участков ООО "Рыночный комплекс", общей площадью 473 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Нижнекамск, ул. Ахтубинская, кадастровый номер 15:53:040506:37, категория земель - земли населенных пунктов, для размещения автостоянки, сроком на 5 лет.
По результатам рассмотрения дела N 06-85/2012 антимонопольным органом было принято решение от 01.08.2012, которым Исполком был признан нарушившим части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Нарушение было выражено в вынесении постановления от 20.08.2009 N 721 "О продлении права аренды земельных участков ООО "Рыночный комплекс", что могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
На основании указанного решения антимонопольного органа Исполкому было выдано предписание от 01.08.2012 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно отменить постановление от 20.08.2009 N 721 "О продлении права аренды земельных участков ООО "Рыночный комплекс".
Не согласившись с данными решением и предписанием Татарстанского УФАС России, Исполком обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суды предыдущих инстанций, отказывая Исполкому в удовлетворении заявленных требований, пришли к выводу о том, что принятие Исполкомом постановления от 20.08.2009 N 721 "О продлении права аренды земельных участков ООО "Рыночный комплекс" без публикации информации в официальных изданиях средств массовой информации о возможном предоставлении данного земельного участка является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Судебная коллегия считает, что указанный вывод судов основан на правильном применении норм материального права и соответствует фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Из данной нормы следует, что нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Для этого указанные органы обязаны, в том числе принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса.
Нарушение обязательной процедуры, предшествующей принятию постановления о предоставлении земельного участка, повлекло нарушение неопределенного круга лиц, как юридических, так и граждан, которые могли претендовать на получение земельного участка для целей не связанных со строительством.
Предписание вынесено антимонопольным органом в соответствии с нормами Закона о защите конкуренции и в рамках своей компетенции, поскольку нарушение Исполкомом антимонопольного законодательства доказано антимонопольным органом.
Таким образом, судами правомерно отказано Исполкому в удовлетворении заявленных требований.
Доводы Исполкома, изложенные в кассационной жалобе, в том числе о том, что земельный участок используется как общественная автостоянка, антимонопольный орган не исследовал, на каком товарном рынке заявителем ограничена конкуренция, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у кассационной инстанции отсутствуют.
Переоценка установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств недопустима в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ.
Суды полно, всесторонне исследовали все обстоятельства дела, дали надлежащую правовую оценку всем представленным в деле документальным доказательствам и приняли обоснованные судебные акты.
Нормы права при разрешении спора применены судами правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлено.
При таких обстоятельствах, коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.12.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2013 по делу N А65-24365/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
О.В.ЛОГИНОВ
Судьи
Р.Р.МУХАМЕТШИН
М.М.САБИРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 14.05.2013 ПО ДЕЛУ N А65-24365/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 мая 2013 г. по делу N А65-24365/2012
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Логинова О.В.,
судей Мухаметшина Р.Р., Сабирова М.М.,
при участии представителя:
ответчика - Хайруллина А.Ф., доверенность от 01.03.2013 N РБ-02/2095,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, г. Нижнекамск,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.12.2012 (судья Насыров А.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2013 (председательствующий судья Юдкин А.А., судьи Рогалева Е.М., Филиппова Е.Г.)
по делу N А65-24365/2012
по заявлению Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, г. Нижнекамск, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан о признании недействительными решения и предписания, с участием третьих лиц: муниципального казенного учреждения "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан", г. Нижнекамск, общества с ограниченной ответственностью "Рыночный комплекс", г. Нижнекамск,
установил:
Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан (далее - Исполком, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган, Татарстанское УФАС России) от 01.08.2012 по делу N 06-85/2012.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: муниципальное казенное учреждение "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан" (далее - Учреждение) и общество с ограниченной ответственностью "Рыночный комплекс" (далее - ООО "Рыночный комплекс").
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.12.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2013, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
Исполком, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты, принять по делу новый судебный акт.
Представитель антимонопольного органа в судебном заседании отклонил кассационную жалобу Исполкома.
Исполком в судебное заседание своего представителя не направил, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия заявителя.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав явившегося в судебное заседание представителя антимонопольного органа, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 16.08.2011 N 01/645-пр Татарстанским УФАС России была проведена плановая проверка Исполкома, по результатам которой был составлен акт от 30.09.2011 N 43/06.
Приказом Татарстанского УФАС России от 26.01.2012 N 02/99-к возбуждено дело N 06-85/2012 по признакам нарушения Исполкомом статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В ходе проверки антимонопольным органом было установлено, что ООО "Рыночный комплекс" обратилось в Исполком с заявлением о продлении права аренды земельного участка, общей площадью 472 кв. м.
Рассмотрев заявление ООО "Рыночный комплекс" Исполкомом было принято постановление от 20.08.2009 N 721 "О продлении права аренды земельных участков ООО "Рыночный комплекс", общей площадью 473 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Нижнекамск, ул. Ахтубинская, кадастровый номер 15:53:040506:37, категория земель - земли населенных пунктов, для размещения автостоянки, сроком на 5 лет.
По результатам рассмотрения дела N 06-85/2012 антимонопольным органом было принято решение от 01.08.2012, которым Исполком был признан нарушившим части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Нарушение было выражено в вынесении постановления от 20.08.2009 N 721 "О продлении права аренды земельных участков ООО "Рыночный комплекс", что могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
На основании указанного решения антимонопольного органа Исполкому было выдано предписание от 01.08.2012 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно отменить постановление от 20.08.2009 N 721 "О продлении права аренды земельных участков ООО "Рыночный комплекс".
Не согласившись с данными решением и предписанием Татарстанского УФАС России, Исполком обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суды предыдущих инстанций, отказывая Исполкому в удовлетворении заявленных требований, пришли к выводу о том, что принятие Исполкомом постановления от 20.08.2009 N 721 "О продлении права аренды земельных участков ООО "Рыночный комплекс" без публикации информации в официальных изданиях средств массовой информации о возможном предоставлении данного земельного участка является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Судебная коллегия считает, что указанный вывод судов основан на правильном применении норм материального права и соответствует фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Из данной нормы следует, что нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Для этого указанные органы обязаны, в том числе принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса.
Нарушение обязательной процедуры, предшествующей принятию постановления о предоставлении земельного участка, повлекло нарушение неопределенного круга лиц, как юридических, так и граждан, которые могли претендовать на получение земельного участка для целей не связанных со строительством.
Предписание вынесено антимонопольным органом в соответствии с нормами Закона о защите конкуренции и в рамках своей компетенции, поскольку нарушение Исполкомом антимонопольного законодательства доказано антимонопольным органом.
Таким образом, судами правомерно отказано Исполкому в удовлетворении заявленных требований.
Доводы Исполкома, изложенные в кассационной жалобе, в том числе о том, что земельный участок используется как общественная автостоянка, антимонопольный орган не исследовал, на каком товарном рынке заявителем ограничена конкуренция, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у кассационной инстанции отсутствуют.
Переоценка установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств недопустима в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ.
Суды полно, всесторонне исследовали все обстоятельства дела, дали надлежащую правовую оценку всем представленным в деле документальным доказательствам и приняли обоснованные судебные акты.
Нормы права при разрешении спора применены судами правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлено.
При таких обстоятельствах, коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.12.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2013 по делу N А65-24365/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
О.В.ЛОГИНОВ
Судьи
Р.Р.МУХАМЕТШИН
М.М.САБИРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)