Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 09.08.2012 ПО ДЕЛУ N 33-14291/2012

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 августа 2012 г. по делу N 33-14291/2012


Судья - Фоменко Е.Г.

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Дунюшкиной Н.В.,
судей Башинского Д.А., Диденко И.А.,
по докладу судьи Дунюшкиной Н.В.
при секретаре Р.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам представителя администрации муниципального образования г. Краснодар С. и директора департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар К. на решение Первомайского районного суда города Краснодара Краснодарского края от 24 апреля 2012 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

установила:

Л. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения администрации муниципального образования г. Краснодар.
В обоснование требований указано, что заявитель, являясь инвалидом и ветераном Великой Отечественной войны, обратился в администрацию муниципального образования г. Краснодар с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Однако письмом заинтересованного лица от 22.03.2012 г. Л. фактически отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду. Заявитель считает такой отказ незаконным и необоснованным.
Л. просил признать действия администрации муниципального образования г. Краснодар, выраженные в письме департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар от 22.03.2012 г. об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, незаконными, обязать администрацию муниципального образования город Краснодар предоставить ему в аренду земельный участок, площадью 995 кв. м, расположенный по адресу: сроком на 10 лет.
В судебном заседании Л. и его представитель Э. доводы заявления поддержали, на удовлетворении требований настаивали.
Представитель администрации муниципального образования г. Краснодар С. и представитель департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар М. просили отказать в удовлетворении заявленных требований.
Обжалуемым решением суда заявление Л. удовлетворено в полном объеме.
В апелляционных жалобах представители заинтересованных лиц выражают несогласие с принятым решением суда и просят его отменить, приняв новое решение об отказе в удовлетворении требований Л. В обоснование жалоб указывают, что судом допущены нарушения норм материального права и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав представителя администрации муниципального образования г. Краснодар С., настаивавшую на удовлетворении жалоб, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене ввиду следующего.
Судом установлено, что заявитель является инвалидом 2 группы, что подтверждается справкой серии МСЭ-001 N 601356, выданной Краснодарской межрегиональной ВТЭК N 5, а также ветераном Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением серии Д N 818958, выданной 31.12.1980 г.
Л. обратился в администрацию муниципального образования г. Краснодар с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Письмом департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар от 22.03.2012 г. в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке отказано, и разъяснено, что предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства возможно исключительно путем проведения торгов.
Удовлетворяя требования Л., суд указал на незаконность решения заинтересованного лица и обоснованность заявленных требований.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции.
Так, согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Кодексу.
Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в статье 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 30, 30.1, 38 Земельного кодекса Российской Федерации с 01.10.2005 г. предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства осуществляется исключительно путем проведения торгов. В рамках торгов, участие в которых предполагает соблюдение определенных условий, а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков.
Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Согласно пункту 2 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков для индивидуального жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для индивидуального жилищного строительства осуществляется на аукционах.
Реализация первоочередности возможна при предоставлении гражданам земельных участков в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в частности, для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок), осуществления садоводства, огородничества, дачного строительства. В данном случае предоставление земельного участка осуществляется на основании заявления гражданина без проведения аукциона. При этом заявитель обеспечивает за свой счет выполнение кадастровых работ в отношении земельного участка. Данная позиция изложена и в письме министерства экономического развития Российской Федерации от 08.02.2011 г. N Д23-456.
В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации допускается предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц бесплатно в случаях, оговоренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Федеральным законодательством предусматривается единственный случай бесплатного предоставления земельных участков. Федеральным законом от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусматривается бесплатное предоставление в собственность общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, находящиеся на день введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в собственности указанных организаций (статья 3).
Статьей 16 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, имеют право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного, дачного хозяйства и садоводства. Вместе с тем, указанная норма не подкреплена законодательным установлением льготного порядка предоставления земельных участков для указанных целей (бесплатно или за меньшую плату, без проведения торгов - в случае предоставления земельных участков для целей жилищного строительства).
Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное предоставление земельного участка. Таким образом, исключения в порядке предоставления земельных участков для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное предоставление земельного участка, не предусмотрены.
Законодательством Краснодарского края также не предусмотрен льготный порядок предоставления земельных участков для инвалидов, о чем также указано в письме министерства экономического развития Российской Федерации от 26.08.2010 г. N Д23-3388.
Таким образом, решение Первомайского районного суда города Краснодара от 24.04.2012 г. вынесено с нарушением норм материального права, поскольку суд не применил закон, подлежащий применению.
Кроме того, согласно пункту 2 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренду земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного пунктом 27 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации (если аукцион признан несостоявшимся по причине участия в нем менее двух участников).
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 38, пунктом 2 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации предметом торгов (аукциона) может быть сформированный земельный участок или право на заключение договора аренды такого земельного участка.
Аукцион представляет собой продажу, в частности, имущества с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Проведение аукциона предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, "шаг аукциона" и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц.
Таким образом, предоставление заявителю земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии со статьями 30.1, 38, 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации как в собственность, так и на праве аренды должно быть осуществлено на возмездной основе. Судом данное обстоятельство не было принято во внимание.
Судом первой инстанции также не учтено, что администрация МО г. Краснодар, как исполнительно-распорядительный орган МО г. Краснодар, обладающий правами юридического лица, является единственным уполномоченным органом местного самоуправления на распоряжение муниципальной собственностью.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно статье 29 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
На основании статьи 8 Устава МО г. Краснодар к компетенции МО г. Краснодар отнесены вопросы владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о незаконности решения заинтересованного лица и возложении обязанности предоставления заявителю земельного участка по адресу: является необоснованным, кроме того, судом не установлено основание выбора именно этого земельного участка.
Пункты 3 и 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ гласят, что несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, а также нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права является основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить, как вынесенное с неправильным применением норм материального права и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Апелляционные жалобы представителя администрации муниципального образования г. Краснодар С. и директора департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар К. удовлетворить.
Решение Первомайского районного суда города Краснодара Краснодарского края от 24 апреля 2012 года отменить.
Вынести по делу новое решение.
В удовлетворении заявления Л. об оспаривании решения администрации муниципального образования город Краснодар отказать в полном объеме.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)