Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.09.2013 ПО ДЕЛУ N А56-24771/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 2013 г. по делу N А56-24771/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 сентября 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Баркановой Я.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Назарян К.Р.
при участии:
от заявителя: Кулаков А.И., доверенность от 26.08.2013,
от заинтересованного лица: доверенность от 09.01.2013,
от 3-го лица: 1. Попов Р.А., доверенность от 25.04.2013, 2. Патока С.Ю. доверенность от 27.12.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18588/2013) ООО "Магазин Купцов Елисеевых" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.07.2013 по делу N А56-24771/2013 (судья Воробьева Ю.В.), принятое
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Магазин Купцов Елисеевых"
заинтересованное лицо: Комитет по управлению городским имуществом
3-и лица: 1. Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга, 2. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры
о признании незаконными действий государственных органов,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Магазин Купцов Елисеевых" (адрес: 199034, Россия, Санкт-Петербург, наб. Лейтенанта Шмидта, д. 7, лит. Б; ОГРН: 1107847276019; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Комитета по управлению городским имуществом (адрес: 191060, Россия, Санкт-Петербург, Смольный подъезд N 6, ОГРН: 1027809244561; далее - Комитет), выразившихся в безосновательном отказе в предоставлении в аренду на срок до 5 лет земельного участка площадью 40 кв. м, находящегося в государственной собственности, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Малая Садовая, д. 8/56, для размещения выносных столиков стационарного объекта питания на период с 01 мая по 01 октября и для размещения рождественских домиков-прилавков (лотков) на период с 05 декабря по 15 января, об обязании Комитета устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем совершения предусмотренных ст. 34 Земельного кодекса РФ, Законом Санкт-Петербурга от 16.07.2010 N 447-113 "О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством" и распоряжением КУГИ от 17.11.2009 N 150-р "О порядке принятия решений о предоставлении в аренду земельных участков под цели, не связанные с возведением объектов недвижимости" действий по рассмотрению заявления Общества от 28.01.2013 о предоставлении земельного участка в аренду.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга (далее - КГА), Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - КГИОП).
Решением суда от 17.07.2013 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то обстоятельство, что Общество просит предоставить земельный участок, включенный в адресную программу размещения объектов потребительского рынка, с целевым назначением - размещение столиков, на условиях аренды в четком соответствии с требованиями российского и местного законодательства, в соответствии с целевым назначением земельного участка, при соблюдении процедуры подачи заявки. У Комитета отсутствуют законные основания, перечисленные в Законе Санкт-Петербурга N 447-113 и в Распоряжении Комитета N 150-р, для отказа в предоставлении земельного участка в аренду Обществу.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить.
Представители заинтересованного лица, третьих лиц возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 06.10.2010 между ООО "Паритет" (впоследствии переименован в ООО "Магазин Купцов Елисеевых") и Комитетом заключен договор аренды N 03-А006309 (далее - Договор), в соответствии с которым КУГИ предоставил Обществу во временное владение и пользование на условиях аренды нежилые помещения 8Н, 37Н общей площадью 983,5 кв. м (в последующем объединены в одно помещение 8Н площадью 983,5 кв. м), расположенные по адресу: Санкт-Петербург, Невский пр., д. 56, литер А (далее - помещение), под размещение предприятия общественного питания, что подтверждается актом приема-передачи от 14.10.2010, подписанным сторонами.
Срок действия Договора в редакции дополнительного соглашения от 06.10.2010 N 1 установлен на 10 лет с даты передачи помещения. Государственная регистрация аренды произведена 01.12.2010.
28.01.2013 Общество в порядке ст. 34 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) обратилось в КУГИ с заявлением о предоставлении в аренду на срок до 5 лет для размещения выносных столиков стационарного объекта питания на период с 01 мая по 01 октября и для размещения рождественских домиков-прилавков (лотков) на период с 05 декабря по 15 января земельного участка площадью 40 кв. м, находящегося в государственной собственности, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Малая Садовая, д. 8/56 и непосредственно примыкающего к земельному участку под зданием, в котором расположено арендованное Обществом помещение.
Уведомлением от 05.04.2013 N 2762 КУГИ со ссылкой на п. 3.4.1 приложения 8 к распоряжению КУГИ от 17.11.2009 N 150-р "О порядке принятия решений о предоставлении в аренду земельных участков под цели, не связанные с возведением объектов недвижимости" (далее - Распоряжение N 150-р) Обществу в предоставлении земельного участка в аренду отказано. Основанием для отказа явился вывод Комитета о несоответствии размещения запрашиваемых объектов Архитектурно-художественному Регламенту Невского проспекта и прилегающих к нему территорий, утвержденному распоряжением КГА от 28.05.2010 N 1759 (далее - Архитектурно-художественный регламент).
Общество, не согласившись с данным отказом, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, правильно применив нормы материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционный суд, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта ввиду следующего.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Статьей 421 ГК РФ установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным кодексом, законом или добровольно принятыми обязательствами.
На основании статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Законом Санкт-Петербурга от 16.07.2010 N 447-113 "О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством" в соответствии со статьей 34 ЗК РФ установлена процедура и критерии предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, а также земельных участков, расположенных на территории Санкт-Петербурга и государственная собственность на которые не разграничена, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Согласно ст. 2 Закона предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, осуществляется Правительством Санкт-Петербурга.
В соответствии с этим же законом постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2010 N 1830 (далее - Постановление N 1830) утвержден Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок).
Согласно указанному Постановлению N 1830 решения о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, принимаются Комитетом.
Процедура предоставления юридическим лицам земельных участков без проведения торгов содержится в приложении N 8 к Распоряжению N 150-р.
В соответствии с п. 2 названного приложения заявки о предоставлении земельного участка в аренду принимаются управлением (агентством) недвижимого имущества района Санкт-Петербурга, на территории которого расположен земельный участок (далее - Управление).
Основания для принятия Комитетом решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду определены Пунктами 3.2, 3.4.1 названного приложения. В том числе, основанием для такого отказа является наличие предусмотренных в действующем законодательстве, а также в санитарных и технических правилах и нормах оснований, в соответствии с которыми невозможно предоставление земельного участка в аренду в целях использования земельного участка, указанных в заявке.
Согласно п. 3.3 приложения N 8 к Распоряжению N 150-р Управление после получения заявки направляет запрос в КГА с приложением схемы земельного участка, представленной заявителем (в случае, если земельный участок не образован).
В соответствии с п. 3.4.1 названного приложения после получения из КГА документов и сведений, указанных в пункте 3.3 Приложения, в случае наличия оснований, указанных в подпунктах 3 и 5 статьи 4 Закона, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка в аренду.
Данные положения Распоряжения N 150-р соответствуют п. п. 3.2, 3.9 Приложения к Постановлению N 1830.
Комитетом в лице Управления (агентства) недвижимого имущества после получения заявки Общества был направлен запрос от 15.02.2013 N 834 в КГА о предоставлении указанных сведений в названном порядке.
Письмом от 25.03.2013 N 101013091/5 КГА направил в адрес Управления сведения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка для целей, не связанных со строительством, в соответствии с Постановлением N 1830, так как размещение запрашиваемых объектов не соответствует Архитектурно-художественному регламенту.
Управление на основании указанного письма КГА от 25.03.2013 и п. 3.4.1 Приложения N 8 к Распоряжению N 150-р отказало Обществу в предоставлении в аренду спорного земельного участка.
Апелляционным судом проверен и отклоняется довод подателя жалобы об отсутствии у Комитета законных оснований, перечисленных в Законе Санкт-Петербурга N 447-113 и в Распоряжении Комитета N 150-р, для отказа в предоставлении земельного участка в аренду Обществу.
На основании Постановления Правительства РФ от 10.01.2001 N 527 "О перечне объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге" объект, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Невский пр., д. 56, лит. А, ул. Малая Садовая, д. 8 является объектом культурного наследия федерального значения "Торговый дом "Братья Елисеевы".
В силу ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Охранная зона объектов культурного наследия - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность.
В соответствии с п. 2.3 Инструкции по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР, утвержденной Приказом Минкультуры СССР от 24.01.1986 N 33 охранная зона - территория, непосредственно окружающая памятник, предназначенная для обеспечения сохранности памятника и ближайшей к нему среды, целесообразного его использования и благоприятного зрительного восприятия.
Малая Садовая улица в соответствии с Законом Санкт-Петербурга "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" от 19.01.2009 N 820-7 (далее - Закон Санкт-Петербурга N 820-7), входит в границы охранной зоны ОЗ 1-1.
Границы ОЗ 1 установлены для территории, объединяющей группы объектов культурного наследия, расположенных в непосредственной близости друг от друга и составляющих основу системы открытых городских пространств (ансамбли рек и каналов, улиц и площадей, градостроительные композиции, панорамы и виды), а также квартальной застройки, планировочной и композиционной структуры в целостной исторической среде.
В соответствии с пп. г п. 1.1 главы 1 раздела 2 приложения 2 к Закону Санкт-Петербурга N 820-7 на территории ОЗ 1 не допускается изменение системы озеленения и благоустройства на территориях открытых городских пространств, размещение крупногабаритных временных строений, сооружений на территориях открытых городских пространств, за исключением временных сооружений, устанавливаемых на срок проведения публичных мероприятий в соответствии с заключением государственного органа охраны объектов культурного наследия.
Согласно пп. ж п. 1.2 главы 1 раздела 2 приложения 2 к Закону Санкт-Петербурга N 820-7 на территории ОЗ 1 допускается благоустройство территории: устройство открытых автостоянок, установка киосков, павильонов, навесов, малых архитектурных форм, типовых афишных и газетных стендов, отдельно стоящих рекламных конструкций с форматами рекламных полей (ширина/высота): 0,9/1,2 м; 1,2/1,8 м; 3,6/2,6 м, рекламных и информационных тумб с форматом рекламного поля (ширина/высота): 1,4/3,0 м; размещение информационных конструкций с площадью не более 10 кв. м на фасадах зданий и сооружений, в соответствии с заключением государственного органа охраны объектов культурного наследия; дорожных знаков при условии сохранения характеристик исторической среды.
Размещение временных (сезонных) сооружений на Невском проспекте, а также Малой Садовой улице может осуществляться в соответствии с Архитектурно-художественным регламентом, в соответствии с которым размещение временных (некапитальных) объектов на Малой Садовой улице не предусмотрено.
Согласно пунктам 2.4.2. и 4.5.3. Архитектурно-художественного регламента зона А - это зона особой историко-культурной значимости, включающая в себя охранные зоны и зоны визуального восприятия зданий, сооружений, ансамблей - объектов культурного наследия), размещение объектов мелкорозничной торговли и обслуживания, летних кафе, объектов наружной рекламы не допускается.
В соответствии с пунктом 4.5.7. Архитектурно-художественного регламента одним из обязательных требований при размещении объектов торговли и обслуживания на Невском проспекте и прилегающих к нему территориях является обеспечение и сохранение необходимых условий восприятия зданий, сооружений, ансамблей - объектов культурного наследия, основных визуальных направлений, панорам, видов городского ландшафта.
Пунктом 4.5.8. Архитектурно-художественного регламента размещение объектов мелкорозничной торговли и обслуживания не допускается рядом со зданиями и сооружениями - объектами культурного наследия.
По заключению КГИОП Малая Садовая улица является зоной с ценной исторической средой, представляющей собой целостную архитектурно-ландшафтную среду, объединенную пространственными, композиционными, визуальными связями. Размещение временных торговых павильонов будет ухудшать условия восприятия объектов культурного наследия, основных визуальных направлений, панорам, видов городского ландшафта. В частности, это окажет негативное воздействие на зрительное восприятие объекта культурного наследия федерального значения "Торговый дом "Братья Елисеевы".
Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал, что размещение торговых павильонов будет противоречить ч. 1 ст. 33 Закона N 73-ФЗ, которой установлено, что объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В связи с изложенным размещение выносных столиков стационарного объекта питания, рождественских домиков-прилавков (лотков) на территории Малой Садовой улицы не представляется возможным как противоречащее Закону N 73-ФЗ, Закону Санкт-Петербурга и действующему Архитектурно-художественному регламенту.
Как правильно указал суд первой инстанции, включение спорного земельного участка в адресную программу размещения объектов потребительского рынка, утвержденную распоряжением КЭРППиТ от 29.11.2010 N 1623, не является безусловным основанием для принятия Комитетом положительного решения о предоставлении указанного земельного участка в аренду.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии предусмотренной ч. 1 ст. 198 АПК РФ совокупности условий, необходимых для признания действий (бездействия) Комитета незаконными.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены или изменения принятого решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.07.2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий
Е.В.ЖИЛЯЕВА

Судьи
Я.В.БАРКАНОВА
И.А.ТИМУХИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)