Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.07.2009 N 18АП-5446/2009 ПО ДЕЛУ N А34-594/2009

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июля 2009 г. N 18АП-5446/2009

Дело N А34-594/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2009 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июля 2009 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Богдановской Г.Н. и Пивоваровой Л.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Леухиной Е.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 22 мая 2009 г. по делу N А34-594/2009 (судья Полякова А.И.), при участии: от Правительства Курганской области - Даниной М.С. (доверенность N 01-11 от 03.07.2009); от индивидуального предпринимателя Галагановой Нины Петровны - Галаганова Н.П. лично (паспорт), Банникова В.В. (доверенность N 45-01/399458 от 20.07.2009); от Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области - Фоминых О.А. (доверенность от 11.01.2009 N 04-01-01),
установил:

индивидуальный предприниматель Галаганова Нина Петровна (далее - заявитель, предприниматель, ИП Галаганова Н.П.) обратилась в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным Распоряжения Правительства Курганской области от 22.12.2008 N 547-р "Об отказе в предварительном согласовании места размещения административного здания индивидуальному предпринимателю Галагановой Н.П.".
Определением суда от 02.04.2009 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области и Администрация г. Кургана.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 22.05.2009 (резолютивная часть объявлена 19.05.2009) заявленные требования удовлетворены.
Правительство Курганской области не согласилось с вынесенным решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к следующему.
Вывод суда о том, что Правительство Курганской области не привело правового обоснования обжалуемого ненормативного акта, не соответствует обстоятельствам дела.
Ссылка суда о невозможности применения к спорным правоотношениям Правил землепользования и застройки г. Кургана необоснованна.
Кроме того, по мнению подателя апелляционной жалобы, судом незаконно возложены на Правительство Курганской области расходы по уплате государственной пошлины.
На апелляционную жалобу поступил отзыв ИП Галагановой Н.П. Предприниматель считает решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Правительства Курганской области поддержал доводы апелляционной жалобы, считает решение суда подлежащим отмене.
Представитель заявителя отклонил доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
В соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя Администрации г. Кургана, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Законность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, ИП Галаганова Н.П. 30.05.2006 обратилась в Департамент государственного имущества и промышленной политики Курганской области с заявлением о предоставлении земельного участка по адресу: г. Курган, ул. Р.Зорге, 18 под строительство многоэтажной гостиницы с расположением на первом этаже магазина (л.д. 15).
Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области является правопреемником всех прав и обязанностей Департамента государственного имущества и промышленной политики Курганской области в сферах управления государственным имуществом Курганской области, государственного регулирования имущественных и земельных отношений.
09.06.2006 Департамент государственного имущества и промышленной политики Курганской области направил в адрес Администрации г. Кургана, Комитета по архитектуре и строительству Курганской области, ИП Галагановой Н.П. письмо N 10-01-2854 "О подготовке акта выбора земельного участка", в котором просил обеспечить подготовку акта выбора земельного участка, расположенного по ул. Р.Зорге, 18 в г. Кургане под строительство многоэтажной гостиницы с расположением на первом этаже магазина.
14.06.2007 предприниматель вновь обращается в Департамент государственного имущества и промышленной политики Курганской области с заявлением о предоставлении земельного участка, ранее запрашиваемого под строительство многоэтажной гостиницы по адресу - ул. Р.Зорге, 18, при этом указывает, что земельный участок просит под строительство многоэтажного офисного здания (л.д. 17).
21.06.2007 Департамент государственного имущества и промышленной политики Курганской области направляет N 10-01-3393, которым вторично просит обеспечить подготовку выбора земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории. Из письма следует, что место размещения земельного участка тоже, площадь его ориентировочно составляет 450 кв. м, назначение: для строительства многоэтажного офисного здания (л.д. 18).
На основании данного письма составлен Акт о выборе земельного участка с присвоением ему кадастрового номера - N 10-01-3393 от 21.06.2007. Данный Акт был утвержден 29.07.2008 за N 214.
Согласно Акту N 214 о выборе земельного участка комиссией было проведено обследование заявленного участка, о чем составлен Акт N 109 от 19.05.2008, определена площадь земельного участка - 0.1773 га и дополнительные условия - согласовать с собственником жилого дома N 18 по ул. Р.Зорге, выполнить благоустройство прилегающей территории.
Заключение комиссии - на основании Градостроительного и Земельного кодексов Российской Федерации и обращения Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области комиссия считает возможным предоставление земельного участка для размещения административного здания по адресу: г. Курган, ул. Р.Зорге (л.д. 19).
Постановлением Администрации г. Кургана от 01.09.2008 N 4965 "Об утверждении проекта границ земельного участка ИП Галагановой Н.П." утвержден проект границ земельного участка площадью 0.1773 га для размещения административного здания по указанному выше адресу.
В соответствии с пунктом 2 Постановления согласованный Акт о выборе земельного участка представить в Правительство Курганской области для дальнейшего оформления документов (л.д. 22).
31.10.2008 ИП Галаганова Н.П. обратилась в Комитет по архитектуре и строительству Курганской области с заявлением о согласовании предварительного размещения объекта на земельном участке площадью 0.1773 га согласно Акту выбора N 214 от 29.07.2008 для проектирования объекта недвижимого имущества - административного здания по адресу - ул. Р.Зорге, 18. (л.д. 23).
14.11.2008 предприниматель обращается в Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области с заявлением о предварительном согласовании места размещения объекта - административного здания.
22.12.2008 Правительство Курганской области издает распоряжение N 547-р об отказе предпринимателю в предварительном согласовании места размещения административного здания.
Заявитель, считая, что данное распоряжение нарушает ее законные интересы, обратилась в Арбитражный суд Курганской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что заинтересованное лицо не доказало законность принятия обжалуемого ненормативного акта, кроме того, пункт 3 оспариваемого Распоряжения ущемляет права и законные интересы заявителя, поскольку препятствует ей в осуществлении предпринимательской деятельности на испрашиваемом земельном участке, а также лишает ее возможности получить земельный участок в пользование в порядке предварительного согласования места размещения объекта с дальнейшим проведением за свой счет работ по формированию земельного участка, государственного кадастрового учета земельного участка.
Выводы суда правильны, основаны на представленных по делу доказательствах и надлежащем применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа названных норм права следует, что для признания незаконным бездействия органа местного самоуправления необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: несоответствие его закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Согласно пункту 8 статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов, в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный
кадастровый учет земельного участка; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства
или необходимые расчеты (пункт 1 статья 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
При соблюдении заявителем процедуры обращения с заявлением о предоставлении земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта возможность отказа органа местного самоуправления от утверждения акта о выборе земельного участка для строительства Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрена.
Из представленных ИП Галагановой Н.П. заявлений от 30.05.2006, 14.06.2007, писем Департамента, приложенных заключений (л.д. 20,21), Акта выбора N 214, видно, что все документы в совокупности позволяют установить назначение объекта - административное здание, предполагаемое место его размещения, примерный размер земельного участка (0,1773 га).
Статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для получения соответствующего решения со стороны лица, обратившегося для получения земельного участка для строительства, требуется исключительно подача заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Кроме того, как следует из материалов дела, пунктом 3 оспариваемого Распоряжения Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области совместно с органом местного самоуправления г. Кургана поручено провести работы по формированию земельного участка с целью проведения аукциона по продаже права аренды на земельный участок.
Данный пункт оспариваемого распоряжения препятствует предпринимателю в осуществлении предпринимательской деятельности на испрашиваемом земельном участке, а также лишает его возможности получить земельный участок в пользование в порядке предварительного согласования места размещения объекта с дальнейшим проведением за свой счет работ по формированию земельного участка, государственного кадастрового учета земельного участка.
Довод подателя апелляционной жалобы о необоснованности вывода суда о том, что Правительство Курганской области не привело правового обоснования обжалуемого ненормативного акта, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции.
В силу положений ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Заинтересованным лицом не представлено в материалы дела доказательств того, что предварительное согласование места размещения административного здания невозможно ввиду того, что размещение такого объекта будет нарушать права и интересы третьих лиц или будет противоречить конкретным нормам Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации или иного закона, либо того, что испрашиваемый земельный участок исключен из оборота, зарезервирован для государственных и муниципальных нужд либо на его территории в соответствии с генеральным планом развития города, утвержденным до обращения предпринимателя Галагановой Н.П. в адрес уполномоченного органа, предусмотрено строительство другого объекта.
Довод Правительства Курганской области о том, что к спорным правоотношениям невозможно применить Правила землепользования и застройки г. Кургана, также подлежит отклонению.
Решение Курганской городской Думы от 19.12.2007 N 318 (ред. от 01.10.2008, с изм. от 05.11.2008) "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Кургана" было принято позднее, чем возникли спорные правоотношения.
Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Курган и курганцы", N 148, 27.12.2007 (Решение, Правила (ч. ч. 1 - 2, 3 (ст. ст. 1 - 2))), "Курган и курганцы", N 2, 10.01.2008 (Правила (ч. 3 (ст. 2)), "Курган и курганцы", N 3, 12.01.2008 (Правила (ч. 3 (ст. ст. 2 - 3)).
14.05.2009 в этой же газете опубликовано Решение Курганской городской думы от 15.04.2009 N 87 "О внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки города Кургана, утвержденные Решением Курганской городской думы от 19.12.2007 N 318 (в редакции от 05.11.2008 N 285). Данным Решением часть 3 "Градостроительные регламенты" Правил изложена в новой редакции. Согласно данной редакции пунктом 16 Приложения N 5 к Решению, офисы, конторы организаций различных форм собственности включены в зону многоэтажной жилой застройки и отнесены к основному виду разрешенного пользования.
При этом пунктом 4 статьи 7 Правил определено, что действие Правил не распространяется на использование земельных участков, строительство и реконструкцию зданий и сооружений на их территории, разрешения на строительство и реконструкцию которых выданы до вступления Правил в силу, при условии, что срок действия разрешения на строительство и реконструкцию не истек.
Срок действия Постановления Администрации г. Кургана от 01.09.2008 N 4965 "Об утверждении проекта границ земельного участка индивидуальному предпринимателю Галагановой Нине Петровне" - 3 года (пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, вывод суда о том, что к спорным правоотношениям невозможно применить Правила землепользования и застройки г. Кургана, поскольку данные Правила опубликованы в средствах массовой информации после 22.12.2008, обоснован.
Расходы по оплате государственной пошлины судом первой инстанции распределены согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом, суд апелляционной инстанции отмечает, что исходя из содержания нормы статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если решение принято полностью или частично не в пользу государственных органов, органов местного самоуправления, выступающих по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве ответчиков, следует учитывать общий принцип отнесения судебных расходов на стороны пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований (п. 6 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации").
Поскольку статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрен возврат заявителю, требования которого удовлетворены судом, уплаченной им государственной пошлины, государственная пошлина, уплаченная заявителем, подлежит взысканию в его пользу с проигравшей стороны.
Выводы суда первой инстанции основаны на законе и соответствуют материалам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в соответствии с ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Курганской области от 22 мая 2009 г. по делу N А34-594/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья
В.В.БАКАНОВ
Судьи
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
Л.В.ПИВОВАРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)