Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семеновой З.Г.,
судей Купреенкова В.А., Смирнова А.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Челябинска (далее - администрация) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 08.05.2013 по делу N А76-370/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку своих представителей не обеспечили.
Индивидуальный предприниматель Кашников Александр Дмитриевич обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным решения администрации от 28.12.2012 N 011-953 об отказе во включении места размещения временных нестационарных объектов, расположенных по адресу: Комсомольский проспект, 61, в Курчатовском районе г. Челябинска, в схему размещения нестационарных торговых объектов г. Челябинска, а также об обязании администрации включить в действующую схему размещения нестационарных объектов киоск "Мороженое" и два павильона "Продукты", расположенных по адресу г. Челябинск, Комсомольский проспект, 61, в Курчатовском районе, путем внесения дополнений в действующее постановление администрации в пятидневный срок с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 02.04.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление архитектуры и градостроительства администрации г. Челябинска, Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (далее - комитет).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 08.05.2013 (судья Костылев И.В.) заявленные требования удовлетворены. Решение администрации об отказе во включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Челябинска временных нестационарных объектов, расположенных по адресу: г. Челябинск, Комсомольский проспект, 61, выраженное в письме от 28.12.2012 N 011-953, признано недействительным. На администрацию возложена обязанность включить в действующую схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Челябинска временные нестационарные объекты: два павильона "Продукты" и киоск "Мороженое" по адресу: г. Челябинск, Комсомольский проспект, 61, указанные в заявлении предпринимателя Кашникова А.Д., поступившем в администрацию 04.07.2012, в месячный срок с момента вступления решения по настоящему делу в законную силу.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2013 (судьи Богдановская Г.Н., Суспицина Л.А., Ермолаева Л.П.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит обжалуемые судебные акты отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение ст. 10, 19 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ), ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заявитель полагает, что размещение нестационарных торговых объектов нецелесообразно в силу достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, которая на момент рассмотрения заявления предпринимателя превышала норму на 35,3%, и обусловлена необходимостью обеспечения устойчивого развития территории. Администрация указывает на наличие решения суда по делу N А76-10746/2012, которым на предпринимателя Кашникова А.Д. возложена обязанность по возврату комитету земельного участка, которая им не исполнена.
В возражениях на кассационную жалобу предприниматель Кашников А.Д. возражает против изложенных в ней доводов, считает их необоснованными, просит оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с распоряжениями главы администрации Курчатовского района администрации г. Челябинска от 09.07.2007 N 860 и 861 предпринимателю Кашникову А.Д. в аренду предоставлены земельные участки из земель общего пользования в торговом ряду по Комсомольскому проспекту (у дома N 61) для эксплуатации и реконструкции двух павильонов "Продукты".
На основании распоряжений от 25.11.2008 N 1374, 1375, 1376 предпринимателю Кашникову А.Д. главой администрации Курчатовского района разрешено размещение временных некапитальных стационарных объектов по Комсомольскому проспекту (у дома N 61) - двух павильонов "Продукты" и киоска "Мороженое".
Комитет заключил с предпринимателем Кашниковым А.Д. договоры от 18.02.2009 N 597-НС, 598-НС, 599-НС на право размещения (установки) и эксплуатации временных некапитальных стационарных объектов.
В соответствии с актами приемочной комиссии от 10.11.2009 временные некапитальные объекты - павильоны, расположенные по указанному адресу, приняты в эксплуатацию.
Письмом от 02.12.2009 N 3708 администрация Курчатовского района согласовала ответчику размещение и эксплуатацию киоска и двух павильонов по адресу: г. Челябинск, Комсомольский проспект (у дома N 61).
Предпринимателем Кашниковым А.Д. направлено в администрацию заявление от 04.07.2012 с просьбой о включении временных нестационарных объектов - двух павильонов "Продукты" и киоска "Мороженое", расположенных по адресу: г. Челябинск, Комсомольский проспект, д. 61, в схему расположения нестационарных торговых объектов на территории г. Челябинска.
Администрацией принято решение от 28.12.2012 N 011-953, в соответствии с которым предпринимателю отказано во включении мест размещения указанных временных нестационарных объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов г. Челябинска.
Полагая, что решение администрации от 28.12.2012 N 011-953 об отказе во включении места размещения временных нестационарных объектов является незаконным, предприниматель Кашников Александр Дмитриевич обратился в Арбитражный суд Челябинской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для отказа во включении торговых павильонов заявителя в схему размещения некапитальных торговых объектов г. Челябинска. Судами признан необоснованным отказ администрации по мотиву нецелесообразности размещения торговых объектов ввиду недоказанности данного обстоятельства. При этом суды приняли во внимание, что эксплуатация предпринимателем названных павильонов начата до утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов при наличии разрешений уполномоченного органа местного самоуправления, ввиду чего пришли к выводу о том, что основания для отказа во включении торговых павильонов в схему размещения некапитальных торговых объектов в силу ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ отсутствуют.
Проверив обоснованность доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 15 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, в том числе на территориях муниципальных образований, определены Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ.
В силу ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Нестационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение (ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ).
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ).
Таким образом, размещение нестационарных торговых объектов вне указанной схемы или в обход ее не допускается.
В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Целью утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов является не ограничение прав организаций и предпринимателей на использование земель для целей, не связанных со строительством, а необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Таким образом, предоставление земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов не в соответствии с установленным порядком их размещения будет противоречить целям государственного регулирования торговой деятельности.
В силу п. 3, 4 постановления Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов", включение объектов в схему размещения осуществляется в следующих целях: достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; повышения доступности товаров для населения.
Для включения объектов в схему размещения орган местного самоуправления направляет в органы, осуществляющие полномочия собственника имущества, заявление о включении объектов в схему размещения.
Согласно п. 7, 8 Порядка оформления документов для предоставления земельных участков для размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории города Челябинска (далее - Порядок), утвержденного решением Челябинской городской Думы от 26.05.2009 N 3/10, размещение (установка) и эксплуатация временных нестационарных объектов допускается после оформления правоустанавливающих документов на земельные участки для размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов в соответствии с настоящим Порядком.
Земельные участки для размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов предоставляются на праве аренды.
В силу п. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Согласно п. 19 Порядка предоставление земельного участка в аренду для размещения (установки) и эксплуатации временного нестационарного объекта осуществляется на основании правового акта администрации города Челябинска или должностного лица администрации города, принятого в пределах его компетенции, установленной муниципальным правовым актом администрации города Челябинска, на срок не более четырех лет одиннадцати месяцев с заключением договора аренды земельного участка для размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов либо предоставляется в аренду победителю торгов на срок, установленный в п. 30 настоящего Порядка.
В силу п. 30 Порядка по истечении 20 дней с момента опубликования информации о земельном участке, на котором планируется размещение временного объекта, Управление по торговле и услугам администрации города Челябинска письменно уведомляет администрацию города или должностное лицо администрации города, действующее в пределах его компетенции, установленной муниципальным правовым актом администрации города, утверждающих схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, о наличии или отсутствии иных заявок на размещение временного объекта на данном земельном участке.
В случае, если в течение 20 дней после опубликования сообщения о планируемом предоставлении земельного участка для размещения временного нестационарного объекта поступят заявки иных лиц на данный земельный участок, предоставление земельного участка для размещения на нем временного нестационарного объекта осуществляется по результатам торгов на приобретение права аренды данного земельного участка.
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжениями главы администрации Курчатовского района от 09.07.2007 N 860 и 861 предпринимателю Кашникову А.Д. в аренду сроком на 11 месяцев предоставлены земельные участки из земель общего пользования в торговом ряду по Комсомольскому проспекту (у дома N 61) для эксплуатации и реконструкции павильонов "Продукты".
На основании распоряжений от 25.11.2008 N 1374, 1375, 1376 предпринимателю Кашникову А.Д. главой администрации Курчатовского района разрешено размещение сроком на 11 месяцев временных некапитальных стационарных объектов по Комсомольскому проспекту (у дома N 61) - двух павильонов "Продукты" и киоска "Мороженое".
Договоры от 18.02.2009 N 597-НС, 598-НС, 599-НС на право размещения (установки) и эксплуатации временного некапитального стационарного объекта заключены комитетом с предпринимателем Кашниковым А.Д. сроком с 23.09.2008 по 23.08.2009.
Доказательств продления срока действия договоров на право размещения (установки) и эксплуатации временного некапитального стационарного объекта в материалах дела не имеется.
Кроме того, решением Арбитражного суда Челябинской области от 24.01.2013 N А76-10746/2012 установлено отсутствие правовых оснований для занятия земельного участка под спорными объектами; на предпринимателя Кашникова А.Д. возложена обязанность освободить земельные участки, расположенные по адресу: г. Челябинск, Комсомольский проспект, д. 61, путем демонтажа временных нестационарных объектов, расположенных на данных земельных участках.
При таких обстоятельствах оснований для включения места размещения временных нестационарных объектов заявителя, расположенных по адресу: Комсомольский проспект, 61, в Курчатовском районе г. Челябинска, в схему размещения нестационарных торговых объектов г. Челябинска не имелось.
При этом ссылку судов на ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ в обоснование удовлетворения требований заявителя суд кассационной инстанции считает основанной на неправильном ее толковании.
Согласно ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
При применении названной нормы следует иметь в виду, что оценке подлежат обстоятельства, с которыми предприниматель связывает возникновение своего права на размещение такого объекта, прежде всего правовые основания предоставления в пользование соответствующего земельного участка и наличие разрешения на размещение нестационарного торгового объекта.
Из материалов дела следует, что спорные объекты являются временными павильонами, срок размещения которых истек, право аренды земельного участка у предпринимателя отсутствует, согласия комитета на продление срока действия договоров на право размещения (установки) и эксплуатации временных некапитальных стационарных объектов не имеется. При этом длительная их эксплуатация предпринимателем правового значения для разрешения возникшего спора в данном случае значения не имеет.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения требований о признании незаконным решения администрации об отказе во включении места размещения временных нестационарных объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов г. Челябинска, а также об обязании администрации включить в действующую схему размещения нестационарных объектов спорные торговые павильоны заявителя отсутствуют.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 08.05.2013 по делу N А76-370/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2013 по тому же делу отменить.
В удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Кашникова Александра Дмитриевича отказать.
Председательствующий
З.Г.СЕМЕНОВА
Судьи
В.А.КУПРЕЕНКОВ
А.Ю.СМИРНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 21.10.2013 N Ф09-9864/13 ПО ДЕЛУ N А76-370/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 октября 2013 г. N Ф09-9864/13
Дело N А76-370/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семеновой З.Г.,
судей Купреенкова В.А., Смирнова А.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Челябинска (далее - администрация) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 08.05.2013 по делу N А76-370/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку своих представителей не обеспечили.
Индивидуальный предприниматель Кашников Александр Дмитриевич обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным решения администрации от 28.12.2012 N 011-953 об отказе во включении места размещения временных нестационарных объектов, расположенных по адресу: Комсомольский проспект, 61, в Курчатовском районе г. Челябинска, в схему размещения нестационарных торговых объектов г. Челябинска, а также об обязании администрации включить в действующую схему размещения нестационарных объектов киоск "Мороженое" и два павильона "Продукты", расположенных по адресу г. Челябинск, Комсомольский проспект, 61, в Курчатовском районе, путем внесения дополнений в действующее постановление администрации в пятидневный срок с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 02.04.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление архитектуры и градостроительства администрации г. Челябинска, Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (далее - комитет).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 08.05.2013 (судья Костылев И.В.) заявленные требования удовлетворены. Решение администрации об отказе во включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Челябинска временных нестационарных объектов, расположенных по адресу: г. Челябинск, Комсомольский проспект, 61, выраженное в письме от 28.12.2012 N 011-953, признано недействительным. На администрацию возложена обязанность включить в действующую схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Челябинска временные нестационарные объекты: два павильона "Продукты" и киоск "Мороженое" по адресу: г. Челябинск, Комсомольский проспект, 61, указанные в заявлении предпринимателя Кашникова А.Д., поступившем в администрацию 04.07.2012, в месячный срок с момента вступления решения по настоящему делу в законную силу.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2013 (судьи Богдановская Г.Н., Суспицина Л.А., Ермолаева Л.П.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит обжалуемые судебные акты отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение ст. 10, 19 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ), ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заявитель полагает, что размещение нестационарных торговых объектов нецелесообразно в силу достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, которая на момент рассмотрения заявления предпринимателя превышала норму на 35,3%, и обусловлена необходимостью обеспечения устойчивого развития территории. Администрация указывает на наличие решения суда по делу N А76-10746/2012, которым на предпринимателя Кашникова А.Д. возложена обязанность по возврату комитету земельного участка, которая им не исполнена.
В возражениях на кассационную жалобу предприниматель Кашников А.Д. возражает против изложенных в ней доводов, считает их необоснованными, просит оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с распоряжениями главы администрации Курчатовского района администрации г. Челябинска от 09.07.2007 N 860 и 861 предпринимателю Кашникову А.Д. в аренду предоставлены земельные участки из земель общего пользования в торговом ряду по Комсомольскому проспекту (у дома N 61) для эксплуатации и реконструкции двух павильонов "Продукты".
На основании распоряжений от 25.11.2008 N 1374, 1375, 1376 предпринимателю Кашникову А.Д. главой администрации Курчатовского района разрешено размещение временных некапитальных стационарных объектов по Комсомольскому проспекту (у дома N 61) - двух павильонов "Продукты" и киоска "Мороженое".
Комитет заключил с предпринимателем Кашниковым А.Д. договоры от 18.02.2009 N 597-НС, 598-НС, 599-НС на право размещения (установки) и эксплуатации временных некапитальных стационарных объектов.
В соответствии с актами приемочной комиссии от 10.11.2009 временные некапитальные объекты - павильоны, расположенные по указанному адресу, приняты в эксплуатацию.
Письмом от 02.12.2009 N 3708 администрация Курчатовского района согласовала ответчику размещение и эксплуатацию киоска и двух павильонов по адресу: г. Челябинск, Комсомольский проспект (у дома N 61).
Предпринимателем Кашниковым А.Д. направлено в администрацию заявление от 04.07.2012 с просьбой о включении временных нестационарных объектов - двух павильонов "Продукты" и киоска "Мороженое", расположенных по адресу: г. Челябинск, Комсомольский проспект, д. 61, в схему расположения нестационарных торговых объектов на территории г. Челябинска.
Администрацией принято решение от 28.12.2012 N 011-953, в соответствии с которым предпринимателю отказано во включении мест размещения указанных временных нестационарных объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов г. Челябинска.
Полагая, что решение администрации от 28.12.2012 N 011-953 об отказе во включении места размещения временных нестационарных объектов является незаконным, предприниматель Кашников Александр Дмитриевич обратился в Арбитражный суд Челябинской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для отказа во включении торговых павильонов заявителя в схему размещения некапитальных торговых объектов г. Челябинска. Судами признан необоснованным отказ администрации по мотиву нецелесообразности размещения торговых объектов ввиду недоказанности данного обстоятельства. При этом суды приняли во внимание, что эксплуатация предпринимателем названных павильонов начата до утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов при наличии разрешений уполномоченного органа местного самоуправления, ввиду чего пришли к выводу о том, что основания для отказа во включении торговых павильонов в схему размещения некапитальных торговых объектов в силу ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ отсутствуют.
Проверив обоснованность доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 15 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, в том числе на территориях муниципальных образований, определены Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ.
В силу ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Нестационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение (ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ).
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ).
Таким образом, размещение нестационарных торговых объектов вне указанной схемы или в обход ее не допускается.
В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Целью утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов является не ограничение прав организаций и предпринимателей на использование земель для целей, не связанных со строительством, а необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Таким образом, предоставление земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов не в соответствии с установленным порядком их размещения будет противоречить целям государственного регулирования торговой деятельности.
В силу п. 3, 4 постановления Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов", включение объектов в схему размещения осуществляется в следующих целях: достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; повышения доступности товаров для населения.
Для включения объектов в схему размещения орган местного самоуправления направляет в органы, осуществляющие полномочия собственника имущества, заявление о включении объектов в схему размещения.
Согласно п. 7, 8 Порядка оформления документов для предоставления земельных участков для размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории города Челябинска (далее - Порядок), утвержденного решением Челябинской городской Думы от 26.05.2009 N 3/10, размещение (установка) и эксплуатация временных нестационарных объектов допускается после оформления правоустанавливающих документов на земельные участки для размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов в соответствии с настоящим Порядком.
Земельные участки для размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов предоставляются на праве аренды.
В силу п. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Согласно п. 19 Порядка предоставление земельного участка в аренду для размещения (установки) и эксплуатации временного нестационарного объекта осуществляется на основании правового акта администрации города Челябинска или должностного лица администрации города, принятого в пределах его компетенции, установленной муниципальным правовым актом администрации города Челябинска, на срок не более четырех лет одиннадцати месяцев с заключением договора аренды земельного участка для размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов либо предоставляется в аренду победителю торгов на срок, установленный в п. 30 настоящего Порядка.
В силу п. 30 Порядка по истечении 20 дней с момента опубликования информации о земельном участке, на котором планируется размещение временного объекта, Управление по торговле и услугам администрации города Челябинска письменно уведомляет администрацию города или должностное лицо администрации города, действующее в пределах его компетенции, установленной муниципальным правовым актом администрации города, утверждающих схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, о наличии или отсутствии иных заявок на размещение временного объекта на данном земельном участке.
В случае, если в течение 20 дней после опубликования сообщения о планируемом предоставлении земельного участка для размещения временного нестационарного объекта поступят заявки иных лиц на данный земельный участок, предоставление земельного участка для размещения на нем временного нестационарного объекта осуществляется по результатам торгов на приобретение права аренды данного земельного участка.
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжениями главы администрации Курчатовского района от 09.07.2007 N 860 и 861 предпринимателю Кашникову А.Д. в аренду сроком на 11 месяцев предоставлены земельные участки из земель общего пользования в торговом ряду по Комсомольскому проспекту (у дома N 61) для эксплуатации и реконструкции павильонов "Продукты".
На основании распоряжений от 25.11.2008 N 1374, 1375, 1376 предпринимателю Кашникову А.Д. главой администрации Курчатовского района разрешено размещение сроком на 11 месяцев временных некапитальных стационарных объектов по Комсомольскому проспекту (у дома N 61) - двух павильонов "Продукты" и киоска "Мороженое".
Договоры от 18.02.2009 N 597-НС, 598-НС, 599-НС на право размещения (установки) и эксплуатации временного некапитального стационарного объекта заключены комитетом с предпринимателем Кашниковым А.Д. сроком с 23.09.2008 по 23.08.2009.
Доказательств продления срока действия договоров на право размещения (установки) и эксплуатации временного некапитального стационарного объекта в материалах дела не имеется.
Кроме того, решением Арбитражного суда Челябинской области от 24.01.2013 N А76-10746/2012 установлено отсутствие правовых оснований для занятия земельного участка под спорными объектами; на предпринимателя Кашникова А.Д. возложена обязанность освободить земельные участки, расположенные по адресу: г. Челябинск, Комсомольский проспект, д. 61, путем демонтажа временных нестационарных объектов, расположенных на данных земельных участках.
При таких обстоятельствах оснований для включения места размещения временных нестационарных объектов заявителя, расположенных по адресу: Комсомольский проспект, 61, в Курчатовском районе г. Челябинска, в схему размещения нестационарных торговых объектов г. Челябинска не имелось.
При этом ссылку судов на ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ в обоснование удовлетворения требований заявителя суд кассационной инстанции считает основанной на неправильном ее толковании.
Согласно ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
При применении названной нормы следует иметь в виду, что оценке подлежат обстоятельства, с которыми предприниматель связывает возникновение своего права на размещение такого объекта, прежде всего правовые основания предоставления в пользование соответствующего земельного участка и наличие разрешения на размещение нестационарного торгового объекта.
Из материалов дела следует, что спорные объекты являются временными павильонами, срок размещения которых истек, право аренды земельного участка у предпринимателя отсутствует, согласия комитета на продление срока действия договоров на право размещения (установки) и эксплуатации временных некапитальных стационарных объектов не имеется. При этом длительная их эксплуатация предпринимателем правового значения для разрешения возникшего спора в данном случае значения не имеет.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения требований о признании незаконным решения администрации об отказе во включении места размещения временных нестационарных объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов г. Челябинска, а также об обязании администрации включить в действующую схему размещения нестационарных объектов спорные торговые павильоны заявителя отсутствуют.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 08.05.2013 по делу N А76-370/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2013 по тому же делу отменить.
В удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Кашникова Александра Дмитриевича отказать.
Председательствующий
З.Г.СЕМЕНОВА
Судьи
В.А.КУПРЕЕНКОВ
А.Ю.СМИРНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)