Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.02.2013 ПО ДЕЛУ N А65-24369/2012

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 февраля 2013 г. по делу N А65-24369/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 февраля 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Е.И., судей Семушкина В.С., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лещенко А.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13.02.2013 в помещении суда апелляционную жалобу Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.12.2012 по делу N А65-24369/2012 (судья Насыров А.Р.), принятое по заявлению Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, г. Нижнекамск Республики Татарстан,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань Республики Татарстан,
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального казенного учреждения "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан", г. Нижнекамск Республики Татарстан, Хуснуллина Нияза Гапбасовича, с. Верхние Челны Республики Татарстан,
об оспаривании решения и предписания,

установил:

Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - ответчик, Татарстанское УФАС России, антимонопольный орган) о признании решения и предписания по делу N 06-89/2012 от 01.08.2012 недействительным (л.д. 4 - 6).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены муниципальное казенное учреждение "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан" и Хуснуллин Нияз Гапбасович (далее - МКУ "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан", Хуснуллин Н.Г., третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.12.2012 по делу N А65-24369/2012 в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 67 - 71).
Не согласившись с принятым решением суда, заявитель обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований (л.д. 79 - 80).
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены.
От ответчика поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, которые были надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 16.08.2011 N 01/645-пр ответчиком была проведена плановая проверка в Исполнительном комитете Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.
По результатам планового контрольного мероприятия антимонопольным органом составлен акт от 30.09.2011 N 43/06, с выявленными признаками нарушения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В ходе изучения постановлений Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района, касающихся аренды земельных участков, Татарстанским УФАС России установлено следующее.
Исполнительным комитетом Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан принято постановление от 27.12.2010 N 1651 "О предоставлении земельного участка на праве аренды Хуснуллину Н.Г.".
Ответчиком было установлено, что извещения о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения публикуются только в татароязычном экземпляре газеты.
Усмотрев в действиях Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан признаки нарушения антимонопольного законодательства, ответчиком было возбуждено дело N 06-89/2012 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
По результатам рассмотрения дела антимонопольным органом 01.08.2012 было принято решение N А06-89/2012, которым признало действия заявителя нарушающим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в вынесении постановления от 27.12.2010 N 1651 "О предоставлении земельного участка на праве аренды Хуснуллину Н.Г.", что могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
01.08.2012 заявителю было выдано предписание по делу N А06-89/2012, которым предписано прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и отменить постановление Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района от 27.12.2010 N 1651 "О предоставлении земельного участка на праве аренды Хуснуллину Н.Г.".
Не согласившись с принятым решением и предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон о сельхоз землях) передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
Согласно части 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- - принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- - уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- - обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.04.2004 N 161 "Об утверждении перечня средств массовой информации для опубликования обязательных сообщений по вопросам владения, пользования и распоряжения земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения", утверждено что средствами массовой информации для опубликования обязательных сообщений по вопросам владения, пользования и распоряжения земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения являются "Нижнекамская правда", "Туган Як", "Нижнекамское время".
Ответчиком установлено, что извещения о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения публикуются только в татароязычном экземпляре газеты.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, по мнению административного органа действия Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан привели к нарушению статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в вынесении постановления от 27.12.2010 N 1651 "О предоставлении земельного участка на праве аренды Хуснуллину Н.Г.", что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на следующие обстоятельства.
В соответствии пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.
Согласно статьи 19.1 данного Закона в случае, если на день вступления в силу настоящего Федерального закона субъектом Российской Федерации не принят закон, обеспечивающий реализацию настоящего Федерального закона, на территории такого субъекта Российской Федерации применяются следующие правила: средствами массовой информации, в которых в соответствии с пунктом 2 статьи 10, пунктом 2 статьи 12, пунктом 1 статьи 13 и статьей 14 настоящего Федерального закона предусмотрено опубликование сообщений, являются источник официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) источник официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
В силу статьи 45 Земельного кодекса Республики Татарстан в средствах массовой информации, определяемых Кабинетом Министров Республики Татарстан, публикуются сообщения по вопросу наличия предлагаемых для передачи в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Республики Татарстан.
В рамках полномочий установленных Земельным кодексом Республики Татарстан, постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.04.2004 N 161 утвержден перечень средств массовой информации для опубликования обязательных сообщений по вопросам владения, пользования и распоряжения земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии со статьей 19 Земельного кодекса Республики Татарстан в собственности Республики Татарстан находятся земельные участки:
- - которые признаны таковыми федеральными законами;
- - право собственности Республики Татарстан на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- - которые приобретены Республикой Татарстан по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Как указано в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.03.2010 N Д23-867 "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена" согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Пункт 3 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении) также устанавливает, что отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. По соглашению с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, возможна передача только тех полномочий органов местного самоуправления муниципального района, которые установлены статьей 15 Закона о местном самоуправлении.
Государственная собственность на земельный участок площадью 4248 кв. м предоставленный постановлением от 27.12.2010 N 1651, не разграничена, о чем свидетельствует публичная кадастровая карта, распечатанная из сайта в сети интернет.
В силу чего, подлежит применению норма статьи 19.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" о необходимости публикации извещений в источнике официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Как усматривается из материалов дела, решением Совета Нижнекамского муниципального района от 23.10.2007 N 48 официальными печатными изданиями для опубликования текстов муниципальных правовых актов определены газеты "Ленинская правда" и "Туган як".
Согласно статьи 4 Федерального закона РФ от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания", нормы которого могут быть применены по аналогии в данном случае, устанавливает, что официальным опубликованием законов считается первая публикация полного текста в одном из средств массовой информации.
Извещение о предоставлении земельного участка площадью 4248 кв. м было опубликовано в газете "Туган як" от 27.08.2010.
Как видно из материалов дела, в связи с указанным, заявитель считает, что решение комиссии о признании его нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в вынесении постановления от 27.12.2010 N 1651 "О предоставлении земельного участка на праве аренды Хуснуллину Н.Г.", является незаконным и необоснованным.
Однако, данную позицию заявителя о применении по аналогии статьи 4 Федерального закона РФ от 14.06.1994 N 5-ФЗ, суд первой инстанции правомерно счел ошибочной, поскольку положения данной нормы Федерального закона, при наличии специальных норм, определяющих порядок опубликования в средствах массовой информации обязательных сообщений по вопросам владения, пользования и распоряжения земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, применению не подлежат.
Государственная собственность на земельный участок площадью 4248 кв. м предоставленный постановлением от 27.12.2010 N 1651, не разграничена, в связи с чем, подлежат применению нормы статьи 19.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" о необходимости публикации извещений в источнике официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, то есть "Ленинская правда" и "Туган як" (Решение Совета Нижнекамского муниципального района от 23.10.2007 N 48).
Однако, судом установлено, что несмотря на то, что официальными печатными изданиями для опубликования текстов муниципальных правовых актов в Нижнекамском районе определены газеты "Ленинская правда" и "Туган як", заявителем извещение о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения было опубликовано только в газете "Туган як" 27.08.2010, татароязычном экземпляре газеты, что, как видно из материалов дела, не оспаривалось самим заявителем.
Указанное обстоятельство является существенным нарушением процедуры предоставления земельных участков.
Данный факт также свидетельствует о несоблюдении принципов публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, действия Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан привели к нарушению статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в вынесении постановления от 27.12.2010 N 1651 "О предоставлении земельного участка на праве аренды Хуснуллину Н.Г.".
Данный вывод суда согласуется со сложившейся судебной практикой рассмотрения подобных споров (Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 04.09.2012 N А65-642/2012).
Изучив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение и предписание вынесены антимонопольным органом на основании полного и всестороннего изучения материалов проверки, соответствуют закону, не нарушает права и законные интересы заявителя.
Таким образом, положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на заявителя, но не взыскиваются в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.12.2012 по делу N А65-24369/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
Е.И.ЗАХАРОВА

Судьи
В.С.СЕМУШКИН
И.С.ДРАГОЦЕННОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)