Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 21 февраля 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 28 февраля 2013 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи С.Ю. Григорьевой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Д.А. Кухаровой, рассмотрел в судебном заседании дело по иску Заместителя прокурора Свердловской области к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Закрытому акционерному обществу "Гостинично-развлекательный комплекс "Евразия", третьи лица: Департамент лесного хозяйства Свердловской области и Государственное казенное учреждение Свердловской области "Верх-Исетское лесничество" о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности,
при участии в судебном заседании:
от истца: Битюков Г.А. - представитель по доверенности N 7/3-16-12 от 21.01.2013 г., Кашина М.Е., доверенность от 28.01.2013 г.
от ответчиков: Коновалова Э.В. - представитель по доверенности N 17-01-82/4905 от 28.04.12 (МУГИСО), Перфильев П.Ю. - представитель по доверенности от 10.01.13 (ЗАО "Гостинично-развлекательный центр "Евразия").
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Истец обратился в суд с иском о признании недействительным (ничтожным) договора аренды земельного участка N Т-267/1229 от 29.12.2009, заключенного между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области и ЗАО "Гостинично-развлекательный центр "Евразия" и применении последствий его недействительности.
Ответчики исковые требования не признали по основаниям, изложенным в отзывах.
Правительство Свердловской области поддержало позицию Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
29.12.2009 г. между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области (арендодатель) и ЗАО "Гостинично-развлекательный комплекс "Евразия" (арендатор) заключены договор аренды N Т-267/1229 земельного участка с кадастровым номером 66:41:0503011:8, площадью 39518 кв. м, расположенный в г. Екатеринбурге, Карасье-Озерский лесной парк, центральное лесопарковое участковое лесничество, южная часть квартала 88 и договор аренды N Т-268/1229 земельного участка с кадастровым номером 66:41:0503027:7, площадью 24442 кв. м, расположенный в г. Екатеринбурге, Карасье-Озерский лесной парк, центральное лесопарковое участковое лесничество, северо-западная часть квартала 90, из земель населенных пунктов, разрешенное использование - городские леса, для ведения рекреационной деятельности в целях организации отдыха, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности без права капитального строительства и рубки лесных насаждения сроком с 24.12.2009 г. по 24.12.2029 (п. 1.1, 2.1 договоров).
Ссылаясь на то, что договоры аренды N Т-267/1229 и N Т-268/1229 от 29.12.2009 г. заключены с нарушением закона, прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со ст. 168 АПК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В обоснование исковых требований прокурором указано на то, что земельные участки с кадастровыми номерами 66:41:0503027:7 и 66:41:0503011:8 являются лесными участками, и их предоставление в аренду было произведено с нарушением ст. 14.1 ФЗ от 04.12.2006 N 201 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", ст. 74 ЛК РФ.
В силу ч. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
Как следует из ч. 1 ст. 6 ЛК РФ, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 Кодекса).
Согласно ст. 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК РФ.
В силу ст. 67 ЛК РФ на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, предусмотрена необходимость проведения лесоустройства, которое согласно ст. 68 ЛК РФ включает проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, проектирование лесных участков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксацию лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Статьей 69 ЛК РФ предусмотрено проектирование лесных участков, которое означает подготовку проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
В силу ст. 92 ЛК РФ в отношении лесных участков осуществляется государственный кадастровый учет в соответствии с ФЗ от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно выпискам из ЕГРП от 06.11.2012 г., на спорные земельные участки зарегистрировано право собственности Свердловской области как на земельные участки из земель населенных пунктов с разрешенным использованием - городские леса.
Согласно справке ГКУ СО "Верх-Исетское лесничество" от 01.11.2012 г. земельный участок с кадастровым номером 66:41:0503027:7 расположен в Карасье-Озерском лесном парке, квартал 88, выделы N 33, 35, 40, квартал 90 выделы N 1, 2, 3, 50, земельный участок с кадастровым номером 66:41:0503011:8 расположен в Карасье-Озерском лесном парке, квартал 88, выделы N 30, 31, 33, 40.
В соответствии с перечнем лесных парков Свердловской области, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области N 41-ПП от 17.01.2001 г. "Об установлении категорий, статуса и режима особой охраны особо охраняемых природных территорий, расположенных в Свердловской области" Карасье-Озерскому лесному парку придан статус особо охраняемой природной территории областного значения категории "Лесной парк".
Согласно п. 1 Постановления от 17.01.2001 г. N 41-ПП лесные парки - участки лесного фонда и участки лесов, расположенные на территории рекреационных зон в пределах черты городских и сельских поселений либо вблизи населенных пунктов, предназначенные для отдыха населения. Лесные парки являются природными комплексами, сочетающими рекреационные, архитектурно-художественные, санитарно-гигиенические, оздоровительные, познавательные и лесохозяйственные функции.
Как следует из письма Департамента лесного хозяйства Свердловской области от 05.02.2013 N 24-08-15-711/13, спорные земельные участки расположены на территории Лесопаркового участкового лесничества ГКУ СО "Верх-Исетское лесничество". В отношении земельных участков произведено лесоустройство 2007 года.
Как следует из справок ГКУ Свердловской области "Верх-Исетское лесничество" от 01.11.2012, справки Министерства природных ресурсов Свердловской области от 01.11.2012, таксационного описания Карасье-Озерского лесного парка, схемы с плана лесонасаждений Карасье-Озерского лесного парка (кв. 88, 90), земельные участки с кадастровыми номерами 66:41:0503027:7 и 66:41:0503011: 8 расположены в границах квартала N 88, 90 Карасье-Озерского лесного парка и покрыты лесными насаждениями.
Таким образом, спорные земельные участки, расположенные в городских лесах, фактически являются лесными участками в составе земель населенных пунктов, формирование которых должно производиться в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК РФ.
В силу ст. 72 ЛК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 названного Кодекса.
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи (статья 74 ЛК РФ).
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 22.12.2009 N 10520/09, принимая во внимание во взаимосвязи положения статей 25, 72 и 74 ЛК РФ, договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должен заключаться по результатам аукциона лишь в случаях и для целей, определенных нормами ЛК РФ.
Возможность использования лесов с целью осуществления рекреационной деятельности установлена п. 8 ч. 1 ст. 25 ЛК РФ.
На момент заключения оспариваемого договора к таким договорам аренды лесных участков применялись Правила подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324.
Согласно п. 4 указанных Правил договор о предоставлении лесного участка, в том числе, для осуществления рекреационной деятельности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение договора.
Кроме этого, в силу ст. 14.1 ФЗ от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" после 01.01.2009 запрещается предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными регламентами.
Как следует из материалов дела, лесохозяйственный регламент лесопаркового участкового лесничества ГБУ Свердловской области "Верх-Исетское лесничество" утвержден приказом Департамента лесного хозяйства Свердловской области от 30.12.2011 N 2006.
При таких обстоятельствах договоры аренды N Т-267/1229 и N Т-268/1229 от 29.12.2009 г., предусматривающие передачу в аренду лесных участков в составе городских лесов, заключены с нарушением требований ст. 74 ЛК РФ, ст. 14.1 ФЗ от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" и являются недействительными (ничтожными) сделками.
Доводы ответчиков об отсутствии кадастрового учета лесного участка судом принимаются во внимание, поскольку формально, лесной участок не поставлен на кадастровый учет. В то же время границы лесного участка установлены на местности и кадастровый учет осуществлен, но только назван лесной участок земельным, что не изменяет его сути.
Наличие не оспоренных в установленном порядке ненормативных актов государственного органа, на основании которого предоставлен спорный участок в аренду, не имеет правового значения, поскольку договор аренды лесного участка может быть заключен только путем проведения торгов, вынесение постановлений не основано в данном случае на законе, исполнение постановлений привело к нарушению порядка предоставления лесного участка. Если лицо, участвующее в деле, в обоснование своих требований или возражений ссылается на несоответствие ненормативного правового акта закону, суд вправе не применять такой акт, если он противоречит закону, независимо от того, предъявлялось ли требование о признании этого акта недействительным.
Ссылка ответчика на то, что согласно Правилам землепользования и застройки городского округа - МО город Екатеринбург спорные участки находится в территориальной зоне Р-1 (зона рекреационно-ландшафтных территорий) и на них распространено действие соответствующих градостроительных регламентов, не влияет на квалификацию спорного договора, поскольку включение городских лесов в состав какой-либо территориальной зоны рекреационного назначения не изменяет порядок их использования и предоставления (п. 11 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ, п. 9 ст. 85 ЗК РФ).
Следует также отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 82 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений относятся полномочия по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Поскольку Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области не обладает полномочиями по распоряжению лесными участками, оснований для удовлетворения требования о применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде возврата спорного участка МУГИСО не имеется.
Ссылка ответчика на отсутствие у Прокуратуры Свердловской области права на иск и доказательств нарушенных прав судом отклоняется.
Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок и применении последствий недействительности сделок в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов, в частности, органами местного самоуправления.
Учитывая, что предметом исковых требований является недействительность сделки, совершенной государственным органом, и связанное с ним применение последствий недействительности сделки, направленной на возврат имущества, обращение Прокуратуры Свердловской области в арбитражный суд находится в пределах полномочий, установленных процессуальным законодательством.
Поскольку прокурор и государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина относится на ЗАО "Гостинично-развлекательный центр "Евразия", с которого подлежит взысканию в доход бюджета 2000 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Признать недействительным договор аренды N Т-268/1229 от 29.11.2009 г.
Признать недействительным договор аренды N Т-267/1229 от 29.12.2009 г.
В применении последствий недействительности ничтожной сделки отказать.
Взыскать с ЗАО "Гостинично-развлекательный центр "Евразия" в доход федерального бюджета 2000 (две тысячи) руб. госпошлины.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
С.Ю.ГРИГОРЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 28.02.2013 ПО ДЕЛУ N А60-51469/2012
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 28 февраля 2013 г. по делу N А60-51469/2012
Резолютивная часть решения объявлена 21 февраля 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 28 февраля 2013 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи С.Ю. Григорьевой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Д.А. Кухаровой, рассмотрел в судебном заседании дело по иску Заместителя прокурора Свердловской области к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Закрытому акционерному обществу "Гостинично-развлекательный комплекс "Евразия", третьи лица: Департамент лесного хозяйства Свердловской области и Государственное казенное учреждение Свердловской области "Верх-Исетское лесничество" о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности,
при участии в судебном заседании:
от истца: Битюков Г.А. - представитель по доверенности N 7/3-16-12 от 21.01.2013 г., Кашина М.Е., доверенность от 28.01.2013 г.
от ответчиков: Коновалова Э.В. - представитель по доверенности N 17-01-82/4905 от 28.04.12 (МУГИСО), Перфильев П.Ю. - представитель по доверенности от 10.01.13 (ЗАО "Гостинично-развлекательный центр "Евразия").
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Истец обратился в суд с иском о признании недействительным (ничтожным) договора аренды земельного участка N Т-267/1229 от 29.12.2009, заключенного между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области и ЗАО "Гостинично-развлекательный центр "Евразия" и применении последствий его недействительности.
Ответчики исковые требования не признали по основаниям, изложенным в отзывах.
Правительство Свердловской области поддержало позицию Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
29.12.2009 г. между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области (арендодатель) и ЗАО "Гостинично-развлекательный комплекс "Евразия" (арендатор) заключены договор аренды N Т-267/1229 земельного участка с кадастровым номером 66:41:0503011:8, площадью 39518 кв. м, расположенный в г. Екатеринбурге, Карасье-Озерский лесной парк, центральное лесопарковое участковое лесничество, южная часть квартала 88 и договор аренды N Т-268/1229 земельного участка с кадастровым номером 66:41:0503027:7, площадью 24442 кв. м, расположенный в г. Екатеринбурге, Карасье-Озерский лесной парк, центральное лесопарковое участковое лесничество, северо-западная часть квартала 90, из земель населенных пунктов, разрешенное использование - городские леса, для ведения рекреационной деятельности в целях организации отдыха, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности без права капитального строительства и рубки лесных насаждения сроком с 24.12.2009 г. по 24.12.2029 (п. 1.1, 2.1 договоров).
Ссылаясь на то, что договоры аренды N Т-267/1229 и N Т-268/1229 от 29.12.2009 г. заключены с нарушением закона, прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со ст. 168 АПК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В обоснование исковых требований прокурором указано на то, что земельные участки с кадастровыми номерами 66:41:0503027:7 и 66:41:0503011:8 являются лесными участками, и их предоставление в аренду было произведено с нарушением ст. 14.1 ФЗ от 04.12.2006 N 201 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", ст. 74 ЛК РФ.
В силу ч. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
Как следует из ч. 1 ст. 6 ЛК РФ, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 Кодекса).
Согласно ст. 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК РФ.
В силу ст. 67 ЛК РФ на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, предусмотрена необходимость проведения лесоустройства, которое согласно ст. 68 ЛК РФ включает проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, проектирование лесных участков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксацию лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Статьей 69 ЛК РФ предусмотрено проектирование лесных участков, которое означает подготовку проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
В силу ст. 92 ЛК РФ в отношении лесных участков осуществляется государственный кадастровый учет в соответствии с ФЗ от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно выпискам из ЕГРП от 06.11.2012 г., на спорные земельные участки зарегистрировано право собственности Свердловской области как на земельные участки из земель населенных пунктов с разрешенным использованием - городские леса.
Согласно справке ГКУ СО "Верх-Исетское лесничество" от 01.11.2012 г. земельный участок с кадастровым номером 66:41:0503027:7 расположен в Карасье-Озерском лесном парке, квартал 88, выделы N 33, 35, 40, квартал 90 выделы N 1, 2, 3, 50, земельный участок с кадастровым номером 66:41:0503011:8 расположен в Карасье-Озерском лесном парке, квартал 88, выделы N 30, 31, 33, 40.
В соответствии с перечнем лесных парков Свердловской области, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области N 41-ПП от 17.01.2001 г. "Об установлении категорий, статуса и режима особой охраны особо охраняемых природных территорий, расположенных в Свердловской области" Карасье-Озерскому лесному парку придан статус особо охраняемой природной территории областного значения категории "Лесной парк".
Согласно п. 1 Постановления от 17.01.2001 г. N 41-ПП лесные парки - участки лесного фонда и участки лесов, расположенные на территории рекреационных зон в пределах черты городских и сельских поселений либо вблизи населенных пунктов, предназначенные для отдыха населения. Лесные парки являются природными комплексами, сочетающими рекреационные, архитектурно-художественные, санитарно-гигиенические, оздоровительные, познавательные и лесохозяйственные функции.
Как следует из письма Департамента лесного хозяйства Свердловской области от 05.02.2013 N 24-08-15-711/13, спорные земельные участки расположены на территории Лесопаркового участкового лесничества ГКУ СО "Верх-Исетское лесничество". В отношении земельных участков произведено лесоустройство 2007 года.
Как следует из справок ГКУ Свердловской области "Верх-Исетское лесничество" от 01.11.2012, справки Министерства природных ресурсов Свердловской области от 01.11.2012, таксационного описания Карасье-Озерского лесного парка, схемы с плана лесонасаждений Карасье-Озерского лесного парка (кв. 88, 90), земельные участки с кадастровыми номерами 66:41:0503027:7 и 66:41:0503011: 8 расположены в границах квартала N 88, 90 Карасье-Озерского лесного парка и покрыты лесными насаждениями.
Таким образом, спорные земельные участки, расположенные в городских лесах, фактически являются лесными участками в составе земель населенных пунктов, формирование которых должно производиться в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК РФ.
В силу ст. 72 ЛК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 названного Кодекса.
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи (статья 74 ЛК РФ).
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 22.12.2009 N 10520/09, принимая во внимание во взаимосвязи положения статей 25, 72 и 74 ЛК РФ, договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должен заключаться по результатам аукциона лишь в случаях и для целей, определенных нормами ЛК РФ.
Возможность использования лесов с целью осуществления рекреационной деятельности установлена п. 8 ч. 1 ст. 25 ЛК РФ.
На момент заключения оспариваемого договора к таким договорам аренды лесных участков применялись Правила подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324.
Согласно п. 4 указанных Правил договор о предоставлении лесного участка, в том числе, для осуществления рекреационной деятельности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение договора.
Кроме этого, в силу ст. 14.1 ФЗ от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" после 01.01.2009 запрещается предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными регламентами.
Как следует из материалов дела, лесохозяйственный регламент лесопаркового участкового лесничества ГБУ Свердловской области "Верх-Исетское лесничество" утвержден приказом Департамента лесного хозяйства Свердловской области от 30.12.2011 N 2006.
При таких обстоятельствах договоры аренды N Т-267/1229 и N Т-268/1229 от 29.12.2009 г., предусматривающие передачу в аренду лесных участков в составе городских лесов, заключены с нарушением требований ст. 74 ЛК РФ, ст. 14.1 ФЗ от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" и являются недействительными (ничтожными) сделками.
Доводы ответчиков об отсутствии кадастрового учета лесного участка судом принимаются во внимание, поскольку формально, лесной участок не поставлен на кадастровый учет. В то же время границы лесного участка установлены на местности и кадастровый учет осуществлен, но только назван лесной участок земельным, что не изменяет его сути.
Наличие не оспоренных в установленном порядке ненормативных актов государственного органа, на основании которого предоставлен спорный участок в аренду, не имеет правового значения, поскольку договор аренды лесного участка может быть заключен только путем проведения торгов, вынесение постановлений не основано в данном случае на законе, исполнение постановлений привело к нарушению порядка предоставления лесного участка. Если лицо, участвующее в деле, в обоснование своих требований или возражений ссылается на несоответствие ненормативного правового акта закону, суд вправе не применять такой акт, если он противоречит закону, независимо от того, предъявлялось ли требование о признании этого акта недействительным.
Ссылка ответчика на то, что согласно Правилам землепользования и застройки городского округа - МО город Екатеринбург спорные участки находится в территориальной зоне Р-1 (зона рекреационно-ландшафтных территорий) и на них распространено действие соответствующих градостроительных регламентов, не влияет на квалификацию спорного договора, поскольку включение городских лесов в состав какой-либо территориальной зоны рекреационного назначения не изменяет порядок их использования и предоставления (п. 11 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ, п. 9 ст. 85 ЗК РФ).
Следует также отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 82 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений относятся полномочия по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Поскольку Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области не обладает полномочиями по распоряжению лесными участками, оснований для удовлетворения требования о применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде возврата спорного участка МУГИСО не имеется.
Ссылка ответчика на отсутствие у Прокуратуры Свердловской области права на иск и доказательств нарушенных прав судом отклоняется.
Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок и применении последствий недействительности сделок в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов, в частности, органами местного самоуправления.
Учитывая, что предметом исковых требований является недействительность сделки, совершенной государственным органом, и связанное с ним применение последствий недействительности сделки, направленной на возврат имущества, обращение Прокуратуры Свердловской области в арбитражный суд находится в пределах полномочий, установленных процессуальным законодательством.
Поскольку прокурор и государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина относится на ЗАО "Гостинично-развлекательный центр "Евразия", с которого подлежит взысканию в доход бюджета 2000 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Признать недействительным договор аренды N Т-268/1229 от 29.11.2009 г.
Признать недействительным договор аренды N Т-267/1229 от 29.12.2009 г.
В применении последствий недействительности ничтожной сделки отказать.
Взыскать с ЗАО "Гостинично-развлекательный центр "Евразия" в доход федерального бюджета 2000 (две тысячи) руб. госпошлины.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
С.Ю.ГРИГОРЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)