Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 августа 2013 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ждановой Л.И.
судей: Захарчука Е.И., Шатохиной Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Аюшевым Д.Н.,
при участии:
от заявителя: без участия (извещен),
от заинтересованных лиц: без участия (извещены),
от третьих лиц: без участия (извещены),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Производственное объединение "Химпром" (07АП-479/11(10))
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 30 апреля 2013 года по делу N А27-12837/2010 (судья Фуртуна Н.К.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Производственное объединение "Химпром"
к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, федеральному государственному унитарному предприятию, основанному на праве хозяйственного ведения "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации", федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Кемеровской области)
другие лица: коллегия Администрации Кемеровской области, общество с ограниченной ответственностью "Энерго-Химическая компания",
о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка, незаконными действий, обязании исключить из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Производственное объединение "Химпром" (далее также - ООО ПО "Химпром", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее также - Росреестр), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее также - Управление Росреестра по Кемеровской области), Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее также - ФГУП "ФКЦ "Земля") о признании:
- - недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, проведенной ФГУП "ФКЦ "Земля" по заказу и под контролем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области: с кадастровыми номерами 42:24:0101018:294, площадью 470 675 кв. м, в сумме 1 782 300 315,75 руб., и 42:24:0101018:295, площадью 138 211 кв. м, в сумме 523 362 211,59 руб., и удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 3 786,69 руб. за кв. м;
- - недействительным пункта 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости N 2 от 24.11.2008, о соответствии отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, в части определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0101018:294 и 42:24:0101018:295 в суммах 1 782 300 315,75 руб. и 523 362 211,59 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 3 786,69 руб. за кв. м;
- - незаконными, не соответствующими статьям 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, действий Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0101018:294 и 42:24:0101018:295 в сумме 1 782 300 315,75 руб. и 523 362 211,59 руб. соответственно и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 3 786,69 руб. за кв. м;
- - обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области исключить из государственного кадастра объектов недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером 42:24:0101018:294 и 42:24:0101018:295 в сумме 1 782 300 315,75 руб. и 523 362 211,59 руб. соответственно и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 3 786,69 руб. за кв. м.
Лицом, участвующим в деле, является Коллегия администрации Кемеровской области
Определением суда от 11.10.2010 к участию в деле привлечено Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области.
Определением суда от 02.11.2010 к участию в деле привлечено общество с ограниченной ответственностью "Энерго-Химическая компания" (далее также - ООО "ЭХК").
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 16.11.2010 требования общества удовлетворены.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2011 решение суда первой инстанции отменено, принят по делу новый судебный акт, ООО ПО "Химпром" отказано в удовлетворении требований.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.06.2011 постановление апелляционной инстанции от 24.03.2011 оставлено без изменения.
Общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с заявлением о пересмотре постановления от 24.03.2011 по новым обстоятельствам, ссылаясь на правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2011 заявление общества удовлетворено, постановление от 24.03.2011 отменено по новым обстоятельствам.
При повторном рассмотрении постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2012 решение суда от 16.11.2010 отменено, по делу принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.12.2012 решение Арбитражного суда Кемеровской области от 16.11.2010 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2012 отменены, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области.
В постановлении от 13.12.2012 по делу N А27-12837/2010 суд кассационной инстанции, направляя дело на новое рассмотрение указал, что при новом рассмотрении арбитражному суду первой инстанции с учетом указанного в постановлении необходимо установить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения заявленных требований на основании подлежащих применению норм права, дать оценку составленному оценщиком отчету о рыночной стоимости земельного участка с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, рассмотреть вопрос о целесообразности назначения экспертизы в целях проверки указанного отчета
13.03.2013 заявитель в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования, просит признать:
- - недостоверными результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, проведенной ФГУП "ФКЦ "Земля" по заказу и под контролем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области с кадастровыми номерами 42:24:0101018:294 и 42:24:0101018:295 в сумме 1 782 300 315,75 руб. и в сумме 523 362 211,59 руб. соответственно и удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 3 786,69 руб. за кв. м;
- - недействительным пункт 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости N 2 от 24.11.2008, о соответствии отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 N 39, в части определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0101018:294 и 42:24:0101018:295 в сумме 1782300315,75 руб. и в сумме 523362211,59 руб. соответственно и удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 3786,69 руб. за кв. м;
- - незаконными, не соответствующими статьям 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ), Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 N 215, действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области по исполнению государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель, выразившиеся в осуществлении ненадлежащего контроля за ходом выполнения ФГУП "ФКЦ "Земля" работ по определению кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0101018:294 и 42:24:0101018:295, ненадлежащей предварительной проверке Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области на соответствие его условиям технического задания, в части определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0101018:294 и 42:24:0101018:295, представлении в Коллегию администрации Кемеровской области на утверждение недостоверных результатов кадастровой оценки земельного участка с кадастровыми номерами 42:24:0101018:294 и 42:24:0101018:295 и внесении в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0101018:294 и 42:24:0101018:295 в суммах 1 782 300 315,75 руб. и 523 362 211,59 руб. соответственно и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 3 786,69 руб. за кв. м;
- - обязать Управление Росреестра по Кемеровской области, ФГУ "Кадастровая палата" по Кемеровской области исключить из государственного кадастра недвижимости с момента их включения недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0101018:294 и 42:24:0101018:295 в суммах 1 782 300 315,75 руб. и 523 362 211,59 руб. соответственно и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 3 786,69 руб. за кв. м.
Также представитель заявителя ходатайствовал о принятии отказа от требований о признании незаконными, не соответствующими статьям 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, действий Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0101018:294 и 42:24:0101018:295 в суммах 1 782 300 315,75 руб. и 523 362 211,59 руб. соответственно и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 3 786,69 руб. за кв. м.
В ходе рассмотрения дела судами производилась замена Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области его правопреемником Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее также - ФГБУ "ФКП Росреестра") и ФГУП "ФКЦ "Земля" - правопреемником Федеральным государственным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации" (далее также - ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ"). Представитель заявителя, уточняя требования, вновь указал в качестве лиц, участвующих в деле, ФГУП "ФКЦ "Земля" и ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области. В связи с реорганизацией названных лиц, участвующих в деле, суд на основании статьи 48 АПК РФ произвел их замену правопреемниками.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 30 апреля 2013 года производство по делу в части требований о признании незаконными, не соответствующими статьям 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, действий Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0101018:294 и 42:24:0101018:295 в суммах 1782300315,75 руб. и 523362211,59 руб. соответственно и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 3786,69 руб. за кв. м прекращено; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Общество, на согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права и несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель приводит следующие доводы:
- - в нарушение положений статей 10, 15, 170 АПК РФ доказательства по делу арбитражным судом не исследовались, фактические обстоятельства не устанавливались, выводы об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения по каждому из требований отсутствуют, мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле, не указаны, при отдельные требования, заявленные по делу, фактически не упоминаются в мотивировочной части судебного акта, то есть решение не имеет признаков законного, обоснованного и мотивированного судебного акта;
- - арбитражным судом не учтены правовые позиции, изложенные в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.11.201 N 10141/12 и решении Верховного Суда Российской Федерации от 02.12.2009 N ГКПИ09-1495.
Более подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Заинтересованные и третье лица отзыв на апелляционную жалобу в нарушение статьи 262 АПК РФ не представили.
Дело по апелляционной жалобе рассмотрено в соответствии со статьями 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как установлено арбитражным судом и следует из материалов дела, обществу и ООО "ЭХК" на праве долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 42:24:0101018:294, площадью 470 675 кв. м, расположенный по адресу: г. Кемерово, ул. 1-я Стахановская, 35, севернее комплекса строений N 35, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25.01.2010 серии 42 АГ N 170929.
Также общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:295, площадью 138 211 кв. м, расположенного по адресу г. Кемерово, ул. 1-я Стахановская, 35, севернее комплекса строений N 35, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25.01.2010 серии 42 АГ N 170929.
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке от 27.04.2010 N 4200/001/10-147847 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:294 составляет 1 782 300 315,75 руб., удельный показатель кадастровой стоимости 3 786,69 руб. за кв. м. Согласно кадастровой выписке от 27.04.2010 N 4200/001/10-147820 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:295 составляет 523 362 211,59 руб., удельный показатель кадастровой стоимости 3 786,69 руб. за кв. м.
Из представленного в материалы дела отчета независимого оценщика общества с ограниченной ответственностью "Инком Прайс" от 18.06.2010 N 06/25-10 по состоянию на 01.05.2010 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:294 определена в размере 560 690 000 руб., а земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:295 в размере 164 643 000 руб.
Общество обратилось в Управление Росреестра по Кемеровской области с заявлением (исх. N 10/07 от 19.07.2010) о разъяснении результатов государственной кадастровой оценки и предоставлении копий документов, связанных с процедурой установления кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего заявителю на праве собственности.
11.08.2010 Управление Росреестра по Кемеровской области дало ответ на названное обращение с приложением информации о расчете удельного показателя кадастровой стоимости, копии акта определения кадастровой стоимости, а также приложения к письму ФГУП "ФКЦ Земля" от 05.08.2010 N 1-09/2088.
Общество, полагая, что при определении кадастровой стоимости нарушены нормы законодательства, регулирующего порядок проведения кадастровой оценки земель, процедуры проверки результатов кадастровой оценки, обратилось в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Согласно части 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на момент проведения процедуры государственной кадастровой оценки спорного земельного участка, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5).
Согласно пункту 8 Правил в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой оценки земельных участков.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10).
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости функций "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель".
В силу положений Регламента проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков проводится Роснедвижимостью, в компетенцию которой входит проверка соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации, методических и нормативно-технических документов при определении кадастровой стоимости земельных участков, правильности расчетов и полученных результатов (пункты 9.6 - 9.12 Регламента).
Такая проверка осуществляется Роснедвижимостью путем проверки отчета исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации на соответствие Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания).
По результатам проведенной проверки Роснедвижимость принимает одно из следующих решений, которое оформляется актом проверки: о соответствии отчета методическим указаниям; о выявлении нарушений методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков.
В случае принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки.
После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.
На основании государственного контракта от 29.06.2007 N 140 выполнены работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области, по результатам которых ФГУП "ФКЦ "Земля" составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков.
ФГУП "ФКЦ "Земля" представило в Управление Роснедвижимости по Кемеровской области отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007.
Управление Роснедвижимости по Кемеровской области провело предварительную проверку отчета, о чем составлен протокол предварительной проверки от 11.11.2008, установив отсутствие противоречий техническому заданию, направило его для проведения проверки в Роснедвижимость.
По результатам проверки Роснедвижимость (правопреемник - Росреестр) приняла решение о соответствии данного отчета Методическим указаниям.
27.11.2008 Коллегией администрации Кемеровской области принято постановление N 519 "Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)".
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области утверждены постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520.
Следовательно, как обоснованно отмечено арбитражным судом, сведения о конкретных показателях кадастровой стоимости, которые содержатся в вышеназванных нормативных актах исполнительного органа субъекта Российской Федерации, определены специальным методом и внесены в государственный кадастр недвижимости на срок.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 при рассмотрении аналогичного дела заявленные требования по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами АПК РФ назначается экспертиза.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 изложена правовая позиция, из которой следует, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Права общества, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка
Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что изменение установленной кадастровой стоимости возможно при изменении нормативного акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; изменения вида разрешенного использования земельного участка; исправления кадастровой ошибки по правилам статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"; при определении кадастровой стоимости в судебном порядке.
Имеющее иные цели, чем у заявителя, оспаривание результатов и действий уполномоченных органов по проведению кадастровой оценки земельных участков в силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и абзаца 4 пункта 1 Информационного письма Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" как таковое возможно в рамках дела об оспаривании нормативного правового акта.
Однако такое требование предметом рассмотрения по данному делу не является.
Согласно сведениям государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 42:24:0101018:294 поставлен на государственный кадастровый учет 27.12.2008, с уточненной площадью 470675 кв. м, видом разрешенного использования - "под промышленным предприятием по производству жидкого хлора, окисей и их соединений, минеральных солей, тепловой энергии (котельная на природном и коксовом газе)". Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:294 в размере 1782300315,75 руб. утверждена актом определения кадастровой стоимости от 05.02.2009.11.05.2011 в орган кадастрового учета поступило заявление N 42-0-1-21/3031/2011-3802 о постановке на государственный кадастровый учет 5 земельных участков, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:294. В результате обработки поступившего заявления и приложенных в его составе документов 25.05.2011 органом кадастрового учета принято решение N 4200/000/11-51576 о постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0101018:355 (площадью 2 088 кв. м), 42:24:0101018:356 (площадью 6 773 кв. м), 42:24:0101018:357 (площадью 436 941 кв. м), 42:24:0101018:358 (площадью 1 517 кв. м), 42:24:0101018:359 (площадью 4 547 кв. м).
В орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия поступили сведения о зарегистрированных правах на вновь образованные земельные участки.
В связи с этим, статус земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:294 был изменен с "учтенного" на "архивный" (30.06.2011), а статус вновь образованных земельных участков с "временного" на "учтенный".
То есть, с 30.06.2011 земельный участок с кадастровым номером 42:24:0101018:294 в соответствии с частью 2 статьи 11.2 и части 1 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации перестал существовать как объект недвижимости и объект правоотношений.
В связи с этим, внесение изменений в сведения о земельном участке с кадастровым номером 42:24:0101018:294 в настоящее время является невозможным.
Земельный участок с кадастровым номером 42:24:0101018:295 является учтенным, поставлен на государственный кадастровый учет 27.12.2008, с уточненной площадью 138 211 кв. м, видом разрешенного использования - "под зданием насосной станции, шламонакопителями".
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:295 в размере 523 362 211,59 руб. утверждена актом определения кадастровой стоимости от 05.02.2009. Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.02.2013 по делу N А27-13668/2012 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:295 в размере равном его рыночной стоимости - 152 913 442 руб. Данные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с пунктом 1.3 Методических указаний от 15.02.2007 N 39, кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Кемеровской области проводились в период 2007 - 2008 г. г. по состоянию на 01.01.2007.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя о признании недействительным пункта 7 решения Роснедвижимости, оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков от 24.11.2008 N 2 - о соответствии отчета Методическим указаниям.
Решение о соответствии отчета Методическим указаниям, принято Роснедвижимостью в соответствии с пунктом 9.8 Административного регламента, о чем главным специалистом-экспертом отдела экспертизы оценки Управления оценки объектов недвижимости Роснедвижимости Волчковой В.В. составлен акт проверки от 24.11.2008 N 2.
Учитывая, что Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519 "Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости по муниципальным районам (городским округам) и 27.11.2008 г. N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" являются действующими нормативными правовыми актам акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которые в установленном законом порядке не отменены, сведений о признании данных постановлений судом недействующими также не имеется в материалах дела, вид разрешенного использования спорных земельных участков не изменялся, кадастровой ошибки в значении, определенном в статье 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", судами, органом кадастрового учета не установлено, арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении процедуры проведения работ по государственной кадастровой оценки земель либо не исполнении органами государственной власти конкретных предусмотренных законодательством обязанностей.
При изложенных выше обстоятельствах, сам по себе факт проверки Отчета об определении кадастровой стоимости земель населенных пунктов Кемеровской области начальником управления оценки ФГУП "ФКЦ "Земля" Ковалевым Д.В. не является безусловным доказательством нарушения прав и законных интересов общества, в связи с чем, ссылки подателя апелляционной жалобы на то, что арбитражным судом не учтены правовые позиции, изложенные в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.11.201 N 10141/12 и решении Верховного Суда Российской Федерации от 02.12.2009 N ГКПИ09-1495, судом апелляционной инстанции во внимание не принимаются.
Поскольку общество заявило отказ от заявленных требований в части признания незаконными, не соответствующими статьям 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, действий Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0101018:294 и 42:24:0101018:295 в суммах 1782300315,75 руб. и 523362211,59 руб. соответственно и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 3786,69 руб. за кв. м, и такой отказ не противоречит закону и не нарушает права других лиц, арбитражный суд правомерно на основании статьи 150 АПК РФ прекратил производство по делу в указанной части.
Доводы заявителя жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем, подлежат отклонению.
Арбитражным судом выполнены указания суда кассационной инстанции, изложенные в постановлении от 13.12.2012 (пункт 15 части 2 статьи 289 АПК РФ).
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение в обжалуемой части является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции в данной части, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 30 апреля 2013 года по делу N А27-12837/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
Л.И.ЖДАНОВА
Судьи
Е.И.ЗАХАРЧУК
Е.Г.ШАТОХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.08.2013 ПО ДЕЛУ N А27-12837/2010
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 августа 2013 г. по делу N А27-12837/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 августа 2013 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ждановой Л.И.
судей: Захарчука Е.И., Шатохиной Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Аюшевым Д.Н.,
при участии:
от заявителя: без участия (извещен),
от заинтересованных лиц: без участия (извещены),
от третьих лиц: без участия (извещены),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Производственное объединение "Химпром" (07АП-479/11(10))
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 30 апреля 2013 года по делу N А27-12837/2010 (судья Фуртуна Н.К.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Производственное объединение "Химпром"
к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, федеральному государственному унитарному предприятию, основанному на праве хозяйственного ведения "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации", федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Кемеровской области)
другие лица: коллегия Администрации Кемеровской области, общество с ограниченной ответственностью "Энерго-Химическая компания",
о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка, незаконными действий, обязании исключить из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Производственное объединение "Химпром" (далее также - ООО ПО "Химпром", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее также - Росреестр), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее также - Управление Росреестра по Кемеровской области), Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее также - ФГУП "ФКЦ "Земля") о признании:
- - недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, проведенной ФГУП "ФКЦ "Земля" по заказу и под контролем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области: с кадастровыми номерами 42:24:0101018:294, площадью 470 675 кв. м, в сумме 1 782 300 315,75 руб., и 42:24:0101018:295, площадью 138 211 кв. м, в сумме 523 362 211,59 руб., и удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 3 786,69 руб. за кв. м;
- - недействительным пункта 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости N 2 от 24.11.2008, о соответствии отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, в части определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0101018:294 и 42:24:0101018:295 в суммах 1 782 300 315,75 руб. и 523 362 211,59 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 3 786,69 руб. за кв. м;
- - незаконными, не соответствующими статьям 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, действий Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0101018:294 и 42:24:0101018:295 в сумме 1 782 300 315,75 руб. и 523 362 211,59 руб. соответственно и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 3 786,69 руб. за кв. м;
- - обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области исключить из государственного кадастра объектов недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером 42:24:0101018:294 и 42:24:0101018:295 в сумме 1 782 300 315,75 руб. и 523 362 211,59 руб. соответственно и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 3 786,69 руб. за кв. м.
Лицом, участвующим в деле, является Коллегия администрации Кемеровской области
Определением суда от 11.10.2010 к участию в деле привлечено Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области.
Определением суда от 02.11.2010 к участию в деле привлечено общество с ограниченной ответственностью "Энерго-Химическая компания" (далее также - ООО "ЭХК").
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 16.11.2010 требования общества удовлетворены.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2011 решение суда первой инстанции отменено, принят по делу новый судебный акт, ООО ПО "Химпром" отказано в удовлетворении требований.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.06.2011 постановление апелляционной инстанции от 24.03.2011 оставлено без изменения.
Общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с заявлением о пересмотре постановления от 24.03.2011 по новым обстоятельствам, ссылаясь на правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2011 заявление общества удовлетворено, постановление от 24.03.2011 отменено по новым обстоятельствам.
При повторном рассмотрении постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2012 решение суда от 16.11.2010 отменено, по делу принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.12.2012 решение Арбитражного суда Кемеровской области от 16.11.2010 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2012 отменены, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области.
В постановлении от 13.12.2012 по делу N А27-12837/2010 суд кассационной инстанции, направляя дело на новое рассмотрение указал, что при новом рассмотрении арбитражному суду первой инстанции с учетом указанного в постановлении необходимо установить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения заявленных требований на основании подлежащих применению норм права, дать оценку составленному оценщиком отчету о рыночной стоимости земельного участка с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, рассмотреть вопрос о целесообразности назначения экспертизы в целях проверки указанного отчета
13.03.2013 заявитель в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования, просит признать:
- - недостоверными результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, проведенной ФГУП "ФКЦ "Земля" по заказу и под контролем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области с кадастровыми номерами 42:24:0101018:294 и 42:24:0101018:295 в сумме 1 782 300 315,75 руб. и в сумме 523 362 211,59 руб. соответственно и удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 3 786,69 руб. за кв. м;
- - недействительным пункт 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости N 2 от 24.11.2008, о соответствии отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 N 39, в части определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0101018:294 и 42:24:0101018:295 в сумме 1782300315,75 руб. и в сумме 523362211,59 руб. соответственно и удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 3786,69 руб. за кв. м;
- - незаконными, не соответствующими статьям 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ), Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 N 215, действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области по исполнению государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель, выразившиеся в осуществлении ненадлежащего контроля за ходом выполнения ФГУП "ФКЦ "Земля" работ по определению кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0101018:294 и 42:24:0101018:295, ненадлежащей предварительной проверке Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области на соответствие его условиям технического задания, в части определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0101018:294 и 42:24:0101018:295, представлении в Коллегию администрации Кемеровской области на утверждение недостоверных результатов кадастровой оценки земельного участка с кадастровыми номерами 42:24:0101018:294 и 42:24:0101018:295 и внесении в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0101018:294 и 42:24:0101018:295 в суммах 1 782 300 315,75 руб. и 523 362 211,59 руб. соответственно и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 3 786,69 руб. за кв. м;
- - обязать Управление Росреестра по Кемеровской области, ФГУ "Кадастровая палата" по Кемеровской области исключить из государственного кадастра недвижимости с момента их включения недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0101018:294 и 42:24:0101018:295 в суммах 1 782 300 315,75 руб. и 523 362 211,59 руб. соответственно и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 3 786,69 руб. за кв. м.
Также представитель заявителя ходатайствовал о принятии отказа от требований о признании незаконными, не соответствующими статьям 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, действий Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0101018:294 и 42:24:0101018:295 в суммах 1 782 300 315,75 руб. и 523 362 211,59 руб. соответственно и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 3 786,69 руб. за кв. м.
В ходе рассмотрения дела судами производилась замена Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области его правопреемником Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее также - ФГБУ "ФКП Росреестра") и ФГУП "ФКЦ "Земля" - правопреемником Федеральным государственным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации" (далее также - ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ"). Представитель заявителя, уточняя требования, вновь указал в качестве лиц, участвующих в деле, ФГУП "ФКЦ "Земля" и ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области. В связи с реорганизацией названных лиц, участвующих в деле, суд на основании статьи 48 АПК РФ произвел их замену правопреемниками.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 30 апреля 2013 года производство по делу в части требований о признании незаконными, не соответствующими статьям 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, действий Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0101018:294 и 42:24:0101018:295 в суммах 1782300315,75 руб. и 523362211,59 руб. соответственно и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 3786,69 руб. за кв. м прекращено; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Общество, на согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права и несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель приводит следующие доводы:
- - в нарушение положений статей 10, 15, 170 АПК РФ доказательства по делу арбитражным судом не исследовались, фактические обстоятельства не устанавливались, выводы об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения по каждому из требований отсутствуют, мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле, не указаны, при отдельные требования, заявленные по делу, фактически не упоминаются в мотивировочной части судебного акта, то есть решение не имеет признаков законного, обоснованного и мотивированного судебного акта;
- - арбитражным судом не учтены правовые позиции, изложенные в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.11.201 N 10141/12 и решении Верховного Суда Российской Федерации от 02.12.2009 N ГКПИ09-1495.
Более подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Заинтересованные и третье лица отзыв на апелляционную жалобу в нарушение статьи 262 АПК РФ не представили.
Дело по апелляционной жалобе рассмотрено в соответствии со статьями 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как установлено арбитражным судом и следует из материалов дела, обществу и ООО "ЭХК" на праве долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 42:24:0101018:294, площадью 470 675 кв. м, расположенный по адресу: г. Кемерово, ул. 1-я Стахановская, 35, севернее комплекса строений N 35, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25.01.2010 серии 42 АГ N 170929.
Также общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:295, площадью 138 211 кв. м, расположенного по адресу г. Кемерово, ул. 1-я Стахановская, 35, севернее комплекса строений N 35, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25.01.2010 серии 42 АГ N 170929.
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке от 27.04.2010 N 4200/001/10-147847 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:294 составляет 1 782 300 315,75 руб., удельный показатель кадастровой стоимости 3 786,69 руб. за кв. м. Согласно кадастровой выписке от 27.04.2010 N 4200/001/10-147820 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:295 составляет 523 362 211,59 руб., удельный показатель кадастровой стоимости 3 786,69 руб. за кв. м.
Из представленного в материалы дела отчета независимого оценщика общества с ограниченной ответственностью "Инком Прайс" от 18.06.2010 N 06/25-10 по состоянию на 01.05.2010 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:294 определена в размере 560 690 000 руб., а земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:295 в размере 164 643 000 руб.
Общество обратилось в Управление Росреестра по Кемеровской области с заявлением (исх. N 10/07 от 19.07.2010) о разъяснении результатов государственной кадастровой оценки и предоставлении копий документов, связанных с процедурой установления кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего заявителю на праве собственности.
11.08.2010 Управление Росреестра по Кемеровской области дало ответ на названное обращение с приложением информации о расчете удельного показателя кадастровой стоимости, копии акта определения кадастровой стоимости, а также приложения к письму ФГУП "ФКЦ Земля" от 05.08.2010 N 1-09/2088.
Общество, полагая, что при определении кадастровой стоимости нарушены нормы законодательства, регулирующего порядок проведения кадастровой оценки земель, процедуры проверки результатов кадастровой оценки, обратилось в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Согласно части 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на момент проведения процедуры государственной кадастровой оценки спорного земельного участка, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5).
Согласно пункту 8 Правил в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой оценки земельных участков.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10).
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости функций "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель".
В силу положений Регламента проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков проводится Роснедвижимостью, в компетенцию которой входит проверка соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации, методических и нормативно-технических документов при определении кадастровой стоимости земельных участков, правильности расчетов и полученных результатов (пункты 9.6 - 9.12 Регламента).
Такая проверка осуществляется Роснедвижимостью путем проверки отчета исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации на соответствие Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания).
По результатам проведенной проверки Роснедвижимость принимает одно из следующих решений, которое оформляется актом проверки: о соответствии отчета методическим указаниям; о выявлении нарушений методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков.
В случае принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки.
После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.
На основании государственного контракта от 29.06.2007 N 140 выполнены работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области, по результатам которых ФГУП "ФКЦ "Земля" составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков.
ФГУП "ФКЦ "Земля" представило в Управление Роснедвижимости по Кемеровской области отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007.
Управление Роснедвижимости по Кемеровской области провело предварительную проверку отчета, о чем составлен протокол предварительной проверки от 11.11.2008, установив отсутствие противоречий техническому заданию, направило его для проведения проверки в Роснедвижимость.
По результатам проверки Роснедвижимость (правопреемник - Росреестр) приняла решение о соответствии данного отчета Методическим указаниям.
27.11.2008 Коллегией администрации Кемеровской области принято постановление N 519 "Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)".
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области утверждены постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520.
Следовательно, как обоснованно отмечено арбитражным судом, сведения о конкретных показателях кадастровой стоимости, которые содержатся в вышеназванных нормативных актах исполнительного органа субъекта Российской Федерации, определены специальным методом и внесены в государственный кадастр недвижимости на срок.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 при рассмотрении аналогичного дела заявленные требования по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами АПК РФ назначается экспертиза.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 изложена правовая позиция, из которой следует, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Права общества, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка
Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что изменение установленной кадастровой стоимости возможно при изменении нормативного акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; изменения вида разрешенного использования земельного участка; исправления кадастровой ошибки по правилам статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"; при определении кадастровой стоимости в судебном порядке.
Имеющее иные цели, чем у заявителя, оспаривание результатов и действий уполномоченных органов по проведению кадастровой оценки земельных участков в силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и абзаца 4 пункта 1 Информационного письма Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" как таковое возможно в рамках дела об оспаривании нормативного правового акта.
Однако такое требование предметом рассмотрения по данному делу не является.
Согласно сведениям государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 42:24:0101018:294 поставлен на государственный кадастровый учет 27.12.2008, с уточненной площадью 470675 кв. м, видом разрешенного использования - "под промышленным предприятием по производству жидкого хлора, окисей и их соединений, минеральных солей, тепловой энергии (котельная на природном и коксовом газе)". Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:294 в размере 1782300315,75 руб. утверждена актом определения кадастровой стоимости от 05.02.2009.11.05.2011 в орган кадастрового учета поступило заявление N 42-0-1-21/3031/2011-3802 о постановке на государственный кадастровый учет 5 земельных участков, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:294. В результате обработки поступившего заявления и приложенных в его составе документов 25.05.2011 органом кадастрового учета принято решение N 4200/000/11-51576 о постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0101018:355 (площадью 2 088 кв. м), 42:24:0101018:356 (площадью 6 773 кв. м), 42:24:0101018:357 (площадью 436 941 кв. м), 42:24:0101018:358 (площадью 1 517 кв. м), 42:24:0101018:359 (площадью 4 547 кв. м).
В орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия поступили сведения о зарегистрированных правах на вновь образованные земельные участки.
В связи с этим, статус земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:294 был изменен с "учтенного" на "архивный" (30.06.2011), а статус вновь образованных земельных участков с "временного" на "учтенный".
То есть, с 30.06.2011 земельный участок с кадастровым номером 42:24:0101018:294 в соответствии с частью 2 статьи 11.2 и части 1 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации перестал существовать как объект недвижимости и объект правоотношений.
В связи с этим, внесение изменений в сведения о земельном участке с кадастровым номером 42:24:0101018:294 в настоящее время является невозможным.
Земельный участок с кадастровым номером 42:24:0101018:295 является учтенным, поставлен на государственный кадастровый учет 27.12.2008, с уточненной площадью 138 211 кв. м, видом разрешенного использования - "под зданием насосной станции, шламонакопителями".
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:295 в размере 523 362 211,59 руб. утверждена актом определения кадастровой стоимости от 05.02.2009. Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.02.2013 по делу N А27-13668/2012 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:295 в размере равном его рыночной стоимости - 152 913 442 руб. Данные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с пунктом 1.3 Методических указаний от 15.02.2007 N 39, кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Кемеровской области проводились в период 2007 - 2008 г. г. по состоянию на 01.01.2007.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя о признании недействительным пункта 7 решения Роснедвижимости, оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков от 24.11.2008 N 2 - о соответствии отчета Методическим указаниям.
Решение о соответствии отчета Методическим указаниям, принято Роснедвижимостью в соответствии с пунктом 9.8 Административного регламента, о чем главным специалистом-экспертом отдела экспертизы оценки Управления оценки объектов недвижимости Роснедвижимости Волчковой В.В. составлен акт проверки от 24.11.2008 N 2.
Учитывая, что Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519 "Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости по муниципальным районам (городским округам) и 27.11.2008 г. N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" являются действующими нормативными правовыми актам акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которые в установленном законом порядке не отменены, сведений о признании данных постановлений судом недействующими также не имеется в материалах дела, вид разрешенного использования спорных земельных участков не изменялся, кадастровой ошибки в значении, определенном в статье 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", судами, органом кадастрового учета не установлено, арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении процедуры проведения работ по государственной кадастровой оценки земель либо не исполнении органами государственной власти конкретных предусмотренных законодательством обязанностей.
При изложенных выше обстоятельствах, сам по себе факт проверки Отчета об определении кадастровой стоимости земель населенных пунктов Кемеровской области начальником управления оценки ФГУП "ФКЦ "Земля" Ковалевым Д.В. не является безусловным доказательством нарушения прав и законных интересов общества, в связи с чем, ссылки подателя апелляционной жалобы на то, что арбитражным судом не учтены правовые позиции, изложенные в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.11.201 N 10141/12 и решении Верховного Суда Российской Федерации от 02.12.2009 N ГКПИ09-1495, судом апелляционной инстанции во внимание не принимаются.
Поскольку общество заявило отказ от заявленных требований в части признания незаконными, не соответствующими статьям 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, действий Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0101018:294 и 42:24:0101018:295 в суммах 1782300315,75 руб. и 523362211,59 руб. соответственно и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 3786,69 руб. за кв. м, и такой отказ не противоречит закону и не нарушает права других лиц, арбитражный суд правомерно на основании статьи 150 АПК РФ прекратил производство по делу в указанной части.
Доводы заявителя жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем, подлежат отклонению.
Арбитражным судом выполнены указания суда кассационной инстанции, изложенные в постановлении от 13.12.2012 (пункт 15 части 2 статьи 289 АПК РФ).
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение в обжалуемой части является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции в данной части, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 30 апреля 2013 года по делу N А27-12837/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
Л.И.ЖДАНОВА
Судьи
Е.И.ЗАХАРЧУК
Е.Г.ШАТОХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)