Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.09.2013 ПО ДЕЛУ N А13-3224/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 сентября 2013 г. по делу N А13-3224/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 5 сентября 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 12 сентября 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Романовой А.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Маховой Е.Н.,
при участии от индивидуального предпринимателя Ершовой Валентины Сергеевны представителя Землемеровой О.Ю. по доверенности от 12.04.2013, от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области представителя Комиссаровой А.В. по доверенности от 18.07.2012, от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области представителя Воробьева С.В. по доверенности от 28.01.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы индивидуального предпринимателя Ершовой Валентины Сергеевны и федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 16 июля 2013 года по делу N А13-3224/2013 (судья Попова С.В.),

установил:

индивидуальный предприниматель Ершова Валентина Сергеевна (ОГРНИП 309352502200073; далее - Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (ОГРН 1043500093889; далее - Управление), федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области (ОГРН 1027700485757; далее - Учреждение) об установлении рыночной стоимости земельных участков, установлении кадастровой стоимости земельных участков и о возложении на ответчиков обязанности внести рыночную стоимость земельных участков в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Истец в ходе рассмотрения дела в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) изменил исковые требования, просил:
- - установить рыночную стоимость земельного участка, расположенного по адресу: Вологодская область, город Вологда, улица Саммера, 64, кадастровым номером 35:24:0303005:146, общей площадью 683 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации и обслуживания здания столярной мастерской, на 01.01.2007 в размере 210 842 руб.;
- - установить рыночную стоимость земельного участка, расположенного по адресу: Вологодская область, город Вологда, улица Саммера, 64, кадастровым номером 35:24:0303005:146, общей площадью 683 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации и обслуживания здания столярной мастерской, на 02.06.2012 в размере 180 927 руб.;
- - установить рыночную стоимость земельного участка, расположенного по адресу: Вологодская область, город Вологда, улица Саммера, 64, кадастровым номером 35:24:0303005:145, общей площадью 5202 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - промышленные предприятия и коммунально-складские организации IV - V класса опасности по состоянию на 01.01.2007 в размере 990 461 руб.;
- - установить рыночную стоимость земельного участка, расположенного по адресу: Вологодская область, город Вологда, улица Саммера, 64, кадастровым номером 35:24:0303005:145, общей площадью 5202 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - промышленные предприятия и коммунально-складские организации IV - V класса опасности по состоянию на 02.06.2012 в размере 1 161 086 руб.;
- - установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: Вологодская область, город Вологда, улица Саммера, 64, кадастровым номером 35:24:0303005:146, общей площадью 683 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации и обслуживания здания столярной мастерской, равной его рыночной стоимости на 01.01.2007 в размере 210 842 руб.;
- - установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: Вологодская область, город Вологда, улица Саммера, 64, кадастровым номером 35:24:0303005:146, общей площадью 683 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации и обслуживания здания столярной мастерской, равной его рыночной стоимости на 02.06.2012 в размере 180 927 руб.;
- - установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: Вологодская область, город Вологда, улица Саммера, 64, кадастровым номером 35:24:0303005:145, общей площадью 5202 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - промышленные предприятия и коммунально-складские организации IV - V класса опасности, равной его рыночной стоимости на 01.01.2007 в размере 990 461 руб.;
- - установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: Вологодская область, город Вологда, улица Саммера, 64, кадастровым номером 35:24:0303005:145, общей площадью 5202 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - промышленные предприятия и коммунально-складские организации IV - V класса опасности, равной его рыночной стоимости на 02.06.2012 в размере 1 161 086 руб.;
- - возложить на Управление и Учреждение обязанность внести рыночную стоимость земельных участков, расположенных по адресу: Вологодская область, город Вологда, улица Саммера, 64, кадастровым номером 35:24:0303005:146, общей площадью 683 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации и обслуживания здания столярной мастерской, на 01.01.2007 в размере 210 842 руб. в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, на 02.06.2012 - в размере 180 927 руб. в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости;
- - возложить на Управление и Учреждение обязанность внести рыночную стоимость земельных участков, расположенных по адресу: Вологодская область, город Вологда, улица Саммера, 64, кадастровым номером 35:24:0303005:145, общей площадью 5202 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - промышленные предприятия и коммунально-складские организации IV - V класса опасности, на 01.01.2007 в размере 990 461 руб. в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, на 02.06.2012 - в размере 1 161 086 руб. в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Суд принял изменение иска.
Решением от 16.07.2013 суд установил рыночную и кадастровую стоимость земельных участков, расположенных по адресу: Вологодская область, город Вологда, улица Саммера, 64, кадастровым номером 35:24:0303005:146, общей площадью 683 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации и обслуживания здания столярной мастерской по состоянию на 02.06.2012 в размере 180 927 руб., и кадастровым номером 35:24:0303005:145, общей площадью 5202 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - промышленные предприятия и коммунально-складские организации IV - V класса опасности, по состоянию на 02.06.2012 в размере 1 161 086 руб. с момента вступления в законную силу решения суда.
Суд возложил на Учреждение обязанность внести рыночную стоимость земельных участков, расположенных по адресу: Вологодская область, город Вологда, улица Саммера, 64, кадастровым номером 35:24:0303005:146, общей площадью 683 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации и обслуживания здания столярной мастерской, установленную по состоянию на 02.06.2012 в размере 180 927 руб., и кадастровым номером 35:24:0303005:145, общей площадью 5202 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - промышленные предприятия и коммунально-складские организации IV - V класса опасности, установленную по состоянию на 02.06.2012 в размере 1 161 086 руб., в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в законную силу решения суда.
В удовлетворении остальной части требований и требований к Управлению суд отказал.
Предприниматель и Учреждение с судебным актом не согласились, обратились с апелляционными жалобами.
Предприниматель в своей апелляционной жалобе просил решение суда отменить в части отказа в установлении рыночной и кадастровой стоимости земельных участков, расположенных по адресу: Вологодская область, город Вологда, улица Саммера, 64, кадастровым номером 35:24:0303005:146, общей площадью 683 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации и обслуживания здания столярной мастерской, в размере 210 842 руб., и земельного участка, кадастровым номером 35:24:0303005:145, общей площадью 5202 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - промышленные предприятия и коммунально-складские организации IV - V класса опасности, в размере 990 461 руб., по состоянию на 01.01.2007. Обязать Учреждение внести рыночную стоимость земельных участков, расположенных по адресу: Вологодская область, город Вологда, улица Саммера, 64, кадастровым номером 35:24:0303005:146, общей площадью 683 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации и обслуживания здания столярной мастерской, в размере 210 842 руб., и земельный участок, кадастровым номером 35:24:0303005:145, общей площадью 5202 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - промышленные предприятия и коммунально-складские организации IV - V класса опасности, в размере 990 461 руб. в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Исковые требования удовлетворить. Взыскать с ответчика в пользу истца государственную пошлину в размере 8000 руб. и принять по делу новое решение.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Выводы суда о том, что "установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании выступившего в законную силу судебного акта и пересчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется: в случае если на момент вступления в законную силу судебного акта уполномоченным органом утверждены результаты новой кадастровой оценки земель, установленная судом по состоянию на дату предыдущей оценки кадастровая стоимость не может быть внесена в кадастр. В этом случае кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит определению по состоянию на дату утверждения новой кадастровой оценки земель", являются несостоятельными, поскольку не основаны на нормах действующего законодательства. Суд не указал ссылки на статьи нормативно-правового акта, на основании которых пришел к таким выводам. Действующим законодательством, определено, что в силу статьи 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" государственная кадастровая оценка земель проводиться не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую проведена государственная кадастровая оценка. Оценка рыночной стоимости земельных участков проведена истцом правильно по состоянию на 01.01.2007, то есть на дату, когда проведена государственная кадастровая оценка. Действующее законодательство не содержит запрета на изменение результатов кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных государственной оценкой на более ранние даты, в частности, на 01.01.2007, и не указывает на невозможность проведении независимой оценки рыночной стоимости земельных участков, с целью последующего изменения кадастровой стоимости. Выводы суда о том, что "на момент обращения истца с данным иском и судебного разбирательства постановление Правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области" утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Вологодской области от 18.01.2013 N 51 "О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства области". Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области", вступившим в силу со дня официального опубликования (опубликован в газете "Красный Север" 18.01.2013), утверждены новые результаты кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области", также являются несостоятельными. В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) под исковой давностью следует понимать срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Срок исковой давности в соответствии со статьей 196 ГК РФ устанавливается в три года. Согласно статье 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Согласно решению суда, расходы по уплате государственной пошлины отнесены на истца. В мотивировочной части решения суд ссылается на статью 110 АПК РФ, указывая, что в ходе судебного заседания истец увеличил исковые требования и просил установить кадастровую и рыночную стоимость двух земельных участков на дату 02.06.2012. Суд указывает, что первоначальные требования заключались только в установлении кадастровой и рыночной стоимости двух земельных участков на 01.01.2007. Суд необоснованно указал, что при удовлетворении в этой части исковых требований госпошлина взысканию с ответчика в доход федерального бюджета не подлежит. В рамках искового заявлении истцом заявлено всего два требования, а именно: установить кадастровую стоимость земельных участков равной рыночной на основании произведенной независимой оценки рыночной стоимости земельного участка. Возложить на ответчика обязанность внести соответствующую запись в государственный кадастр недвижимости. В заявленных исковых требованиях первоначально указано на установку кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной по состоянию на 01.01.2007. Затем истец изменил основание иска, а не увеличил заявленные требования, как посчитал суд, что не противоречит статье 49 АПК РФ. Основанием исковых требования является проведенная истцом независимая оценка рыночной стоимости земельных участков.
Учреждение в своей апелляционной жалобе также не согласилось с решением суда.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. В связи с тем, что на правоотношения, связанные с внесением в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, утвержденной приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206, распространяются нормы Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), ссылки суда на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 913/11 являются не состоятельными. На спорные отношения, рассматриваемые в названном деле, нормы, установленные Законом N 167-ФЗ, не распространялись. Заявитель воспользоваться описанным механизмом не мог. Действующее в настоящее время правовое регулирование допускает пересмотр кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре должен разрешаться органами исполнительной власти (на территории Вологодской области данным органом является Управление), а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, в том числе, арендаторы земельных участков, в случаях, когда кадастровая стоимость используется для расчета годовой арендной платы, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. На территории Вологодской области при Управлении приказом от 25.10.2012 N П/472 создана комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Для обжалования результатов определения кадастровой стоимости, утвержденной приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206 необходимо обращаться в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, а при несогласии с вынесенным решением в суд с заявлением по обжалованию данного решения. Так же необоснованным и незаконным является удовлетворение исковых требований в части возложения на Учреждение обязанности внести вышеуказанную рыночную стоимость земельных участков в качестве новой кадастровой стоимости соответствующих земельных участков в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу. Поскольку вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации в силу статьи 16 АПК РФ, то для органа кадастрового учета, который должен будет внести новую кадастровую стоимость в государственный кадастр недвижимости, возложении на этот орган соответствующей обязанности путем принятия настоящего судебного акта, является излишним. Судебной защите подлежит лишь нарушенные или оспариваемые права и законные интересы. На данный момент с учетом установления новой кадастровой стоимости лишь этим судебным актом, который еще только подлежит исполнению, органом кадастрового учета право заявителя, которое, как полагает последний, подлежит защите путем возложения соответствующей обязанности, не может быть признано нарушенным. В связи с этим, требование о возложении на орган кадастрового учета соответствующей обязанности удовлетворению не подлежит. Учреждение также не согласно с взысканием с него государственной пошлины.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Предпринимателя поддержал доводы своей жалобы, возразил против доводов и требований жалобы Учреждения, представил отзыв.
Представитель Учреждения поддержал доводы и требования своей жалобы, возразил против доводов и требований жалобы Предпринимателя.
Представитель Управления в отзыве и в судебном заседании апелляционной инстанции указал, что решение суда в части отказа в иске к нему является законным и обоснованным.
Выслушав представителей истца и ответчиков, исследовав доказательства по делу, доводы жалоб и отзывов на них, проверив законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, истец является собственником земельного участка, кадастровым номером 35:24:0303005:146, общей площадью 683 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации и обслуживания здания столярной мастерской, и земельного участка, кадастровым номером 35:24:0303005:145, общей площадью 5202 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - промышленные предприятия и коммунально-складские организации IV - V класса опасности.
Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 16.02.2010 серии 35-СК N 736324 и от 12.10.2012 серия 35-АБ N 198758.
Постановлением Правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области, вступившие в силу с 01.01.2011.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость принадлежащих истцу земельных участков, кадастровым номером 35:24:0303005:145, составила 17 931 241 руб. 98 коп., кадастровым номером 35:24:0303005:146 - 650 434 руб. 56 коп.
Постановление Правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области" утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Вологодской области от 18.01.2013 N 51 "О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства области".
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области", вступившим в силу со дня официального опубликования 18.01.2013, утверждены новые результаты кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области. Результаты внесены в государственный кадастр недвижимости 10.02.2013.
Новая кадастровая стоимость принадлежащих истцу земельных участков, кадастровым номером 35:24:0303005:145, составила 9 520 388 руб. 28 коп., кадастровым номером 35:24:0303005:146 - 694 904 руб. 69 коп.
По информации Управления, данные результаты применяются с момента их установления - 18.01.2013.
Кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206, определена по состоянию на 02.06.2012.
В соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости земельных участков от 29.11.2012 N 29-1/11, выполненным оценщиком Жирновым И.Н., рыночная стоимость земельного участка, кадастровым номером 35:24:0303005:145, определенная на дату 01.01.2007, составила 990 461 руб. Рыночная стоимость земельного участка, кадастровым номером 35:24:0303005:146, определенная на дату 01.01.2007, составила 210 842 руб.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости земельных участков от 27.12.2012 N 27-1/12, выполненным оценщиком Прохоровым Э.А., рыночная стоимость земельного участка, кадастровым номером 35:24:0303005:145, определенная на дату 02.06.2012, составила 1 161 086 руб. Рыночная стоимость земельного участка, кадастровым номером 35:24:0303005:146, определенная на дату 02.06.2012, составила 180 927 руб.
По мнению истца, в кадастр внесена завышенная кадастровая стоимость земельных участков, которая нарушает права истца.
Считая, что кадастровая стоимость земельных участков должна определяться как по состоянию на 01.07.2007, так и на 02.06.2012, которая согласно отчетам оценщиков значительно меньше установленной стоимости, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными в части установления рыночной и кадастровой стоимости земельных участков, расположенных по адресу: Вологодская область, город Вологда, улица Саммера, 64, кадастровым номером 35:24:0303005:146, по состоянию на 02.06.2012, в размере 180 927 руб., и кадастровым номером 35:24:0303005:145, по состоянию на 02.06.2012, в размере 1 161 086 руб. с момента вступления в законную силу решения суда. Суд возложил на Учреждение обязанность внести рыночную стоимость земельных участков, расположенных по адресу: Вологодская область, город Вологда, улица Саммера, 64, кадастровым номером 35:24:0303005:146, по состоянию на 02.06.2012, в размере 180 927 руб., и кадастровым номером 35:24:0303005:145, по состоянию на 02.06.2012, в размере 1 161 086 руб. в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в законную силу решения суда. В удовлетворении остальной части требований и требований к Управлению отказал.
С решением не согласились и Предприниматель в части отказа, и Учреждение - в части удовлетворения требований.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Такое толкование названной нормы содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
Рассмотрение заявления и принятие решения в порядке искового производства предполагает разрешение спорного правоотношения, определение обязанностей сторон с момента вступления судебного акта в законную силу (статьи 170, 180, 182 АПК РФ).
Из материалов дела видно, что истец, обращаясь с требованием об установлении кадастровой и рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2007, фактически заявил требование об установлении рыночной стоимости земельных участков, кадастровыми номерами 35:24:0303005:145 и 35:24:0303005:146, по состоянию на 01.01.2007 в размере 990 461 руб. и 210 842 руб. в период с 01.01.2007 по 18.01.2013.
Суд установил, что достоверность определения кадастровой стоимости спорных земельных участков, как и нормативный акт о ее утверждении, предметом оспаривания по настоящему делу не являются. Предпринимателем заявлено требование о пересмотре кадастровой стоимости и внесении изменений в сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, о кадастровой стоимости земельных участков.
В силу статьи 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" государственная кадастровая оценка земель проводится не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую проведена государственная кадастровая оценка.
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется; в случае если на момент вступления в законную силу судебного акта уполномоченным органом утверждены результаты новой кадастровой оценки земель, установленная судом по состоянию на дату предыдущей оценки кадастровая стоимость не может быть внесена в кадастр. В этом случае кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит определению по состоянию на дату утверждения новой кадастровой оценки земель.
Как правомерно указал суд первой инстанции, спор, в результате которого устанавливается рыночная стоимость земельного участка, подлежащая внесению в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, может возникнуть лишь в отношении актуальной кадастровой стоимости. В данном случае, возбужденный истцом спор в отношении установления кадастровой стоимости на 01.01.2007 касается кадастровой стоимости земельного участка, утратившей свое значение с 18.01.2013 в связи с принятием постановления Правительства Вологодской области от 18.01.2013 N 51. Истец обратился с требованием об изменении неактуальной кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка.
Из материалов дела видно, что требования истца основаны на его утверждении о том, что при установлении рыночной стоимости земельных участков на 01.01.2007 будут восстановлены его права, которые фактически нарушены после проведения кадастровой оценки, утвержденной постановлением Правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154. Требования истца направлены на установление новой кадастровой стоимости земельных участков за 2011 и 2012 годы и корректировки налоговых обязательств этого периода.
В данном случае апелляционная инстанция считает обоснованным выводы суда первой инстанции о том, что установление кадастровой стоимости земельного участка в размере 990 461 руб. и 210 842 руб. с момента вступления в законную силу решения суда при отсутствии спора о достоверности действующей в настоящей момент кадастровой стоимости, не приведет к восстановлению прав и законных интересов истца.
При таких обстоятельствах, в иске в указанной части отказано обоснованно.
Рассматривая требования истца в части установления кадастровой и рыночной стоимости земельных участков на 02.06.2012, суд указал, что требования Предпринимателя являются доказанными и обоснованными.
При этом суд исходил из правовой оценки представленных документов, а именно, отчета об оценке рыночной стоимости земельных участков N 27-1/12, экспертного заключения N 1290/12 по экспертизе отчета, выполненное общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков".
Согласно экспертному заключению, выполненному общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков", отчет соответствует требованиями закона.
Суд признал правомерным отчет оценщика Прохорова Э.А., который отвечает предъявленным к таким отчетам требованиям, содержит необходимые реквизиты.
В связи с этим суд удовлетворил заявленные требования в части установления рыночной и кадастровой стоимости земельных участков, кадастровым номером 35:24:0303005:146, по состоянию на 02.06.2012, в размере 180 927 руб., кадастровым номером 35:24:0303005:145, по состоянию на 02.06.2012, в размере 1 161 086 руб.
В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" Учреждение выполняет функции по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26.12.2011 N 531 Учреждение с 01.03.2012 наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик.
На территории Вологодской области полномочия осуществляет филиал Учреждения.
Исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, учитывая полномочия Управления и Учреждения, суд первой инстанции возложил соответствующую обязанность по внесению сведений в государственный кадастр недвижимости именно на Учреждение как на надлежащего ответчика. При этом в иске к Управлению отказал.
Фактически все доводы подателей жалоб были предметом подробного исследования в суде первой инстанции, им дана мотивированная оценка, правовых оснований не согласиться с которой у апелляционной инстанции не имеется.
Ссылки Учреждения на необходимость рассмотрения спора комиссией не принимаются во внимание, поскольку закон предлагает такой порядок рассмотрения споров как альтернативный обращению в арбитражный суд. Данный порядок избрал истец, что является его правом.
Доводы Предпринимателя о том, что при отказе в иске в части установления стоимости земельный участков на 01.01.2007, нарушаются его права, поскольку в государственный кадастр внесены недостоверные сведения, не принимаются во внимание. Как правильно указал суд первой инстанции, изменение кадастровой и рыночной стоимости за прошедший период законом не предусмотрено. Такие сведения не являются актуальными.
Довод Предпринимателя о неправильном распределении судом расходов истца по уплате государственной пошлины не соответствует материалам дела. Нарушений нормы статьи 110 АПК РФ судом в данном случае не допущено.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 16 июля 2013 года по делу N А13-3224/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области и индивидуального предпринимателя Ершовой Валентины Сергеевны - без удовлетворения.

Председательствующий
А.Я.ЗАЙЦЕВА

Судьи
А.В.РОМАНОВА
А.Н.ШАДРИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)