Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 марта 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Засыпкиной Т.С., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи секретарем судебного заседания Гараниной М.В.,
с участием:
от индивидуального предпринимателя Лукьянова Сергея Николаевича - Смирнов М.В., по доверенности от 19.11.2012 года,
от Администрации города Пензы - Купреева Я.В., по доверенности от 14.12.2012 года,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области - не явился, извещен,
от Министерства обороны Российской Федерации - не явился, извещен,
от Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Пензенской области 12 марта 2013 года, в помещении суда, апелляционную жалобу
индивидуального предпринимателя Лукьянова Сергея Николаевича,
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 09 января 2013 года по делу N А49-5470/2012, судья Голованова Н.В.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Лукьянова Сергея Николаевича (ОГРН 30450362890090),
к Администрации города Пензы (ОГРП 1025801358945),
третьи лица:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области,
Министерство обороны Российской Федерации,
Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации,
о признании незаконным решения,
установил:
Индивидуальный предприниматель Лукьянов Сергей Николаевич обратился в арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании незаконным отказа Администрации города Пензы от 28.02.2012 г. N 731 в предоставлении в собственность земельного участка и обязании Администрации г. Пензы предоставить в собственность и заключить с Лукьяновым С.Н. договор купли-продажи земельного участка площадью 2069 кв. м с кадастровым номером 58:29:03002002:12, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения нежилого пристроенного помещения ресторана к жилому дому, расположенному по адресу: г. Пенза, ул. Попова, 72, по цене, не превышающей 2, 5% его кадастровой стоимости, согласно редакции Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", действующей на момент подачи заявлений в Администрацию г. Пензы на выкуп земельного участка.
Решением суда первой инстанции от 09 января 2013 года индивидуальному предпринимателю Лукьянову Сергею Николаевичу в удовлетворении требований отказано.
При этом суд восстановил заявителю пропущенный процессуальный срок на обжалование в судебном порядке отказа Администрации города Пензы от 28.02.2012 г. N 731 в предоставлении в собственность земельного участка.
В апелляционной жалобе индивидуальный предприниматель Лукьянов Сергей Николаевич просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции незаконно.
Считает, что арбитражный суд первой инстанции ошибочно пришел к выводу о том, что на момент обращения Лукьянова С.Н. в Администрацию г. Пензы с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, а также на момент оспариваемого решения, Администрация г. Пензы не обладала правом распоряжения испрашиваемым земельным участком, так как в силу закона он находился в федеральной собственности.
Отмечает, что представители ответчика и третьих лиц ссылаются на Постановление Правительства РФ от 29.12.2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом". Согласно пункту 1 Постановления Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В пункте 2 Постановления указаны основные функции Министерства обороны РФ в целях управления этим имуществом. Функции по распоряжению земельными участками, принадлежащие МО РФ на праве постоянного (бессрочного) пользования не предусмотрены.
Податель жалобы считает, что при приобретении объектов недвижимости покупатель становится лицом, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Соответственно, так как к Лукьянову С.Н. в силу закона перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, он и обратился в Администрацию г. Пензы с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе в полном объеме.
Представитель ответчика считает решение суда первой инстанции законным и обоснованны. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области разрешение спора оставляет на усмотрение суда по основаниям, изложенным в отзыве от 07.03.2013 г. Просит дело рассмотреть в отсутствие своего представителя.
Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве от 11.03.2013 г. N 141/4. Ссылается на то, что на основании приказа Министерства обороны Российской Федерации от 24.05.2012 года N 1297 земельный участок был высвобожден в целях приобретения истцом прав на него в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса РФ. Копия указанного приказа с комплектом документов была направлена в адрес Росимущества для принятия соответствующего решения. В связи с тем, что земельный участок находится в казне Российской Федерации, Министерство обороны РФ считает отказ Администрации г. Пензы от 28.02.2012 года правомерным и не нарушающим права и законные интересы предпринимателя.
Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Ответчик и Министерство обороны Российской Федерации отзывы на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили.
Третьи лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителей заявителя и ответчика, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела индивидуальный предприниматель Лукьянов Сергей Николаевич, являясь собственником нежилого помещения - ресторана общей площадью 958,7 кв. м, обратился в Администрацию г. Пензы с заявлением от 09.02.2012 г. о предоставлении в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в собственность земельного участка площадью 2069 кв. м с кадастровым номером 58:29:03002002:12, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения нежилого пристроенного помещения ресторана к жилому дому по адресу: г. Пенза, ул. Попова, 72.
Письмом от 28 февраля 2012 года N 731 Администрация города Пензы отказала предпринимателю в принятии решения о подготовке документов о предоставлении в собственность земельного участка в связи с нахождением испрашиваемого земельного участка в постоянном бессрочном пользовании у Министерства обороны Российской Федерации согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 02.02.2012 года N 01/990/2012-015.
При этом заявителю было разъяснено, что на основании постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 г. N 1053 функции по управлению земельными участками, находящимися у Министерства обороны Российской Федерации на праве постоянного (бессрочного) пользования, осуществляет Министерство обороны Российской Федерации (том 1 л.д. 23).
Заявитель, посчитав, что отказ Администрации города Пензы в предоставлении земельного участка не соответствует законодательству, нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд Пензенской области с требованием о признании незаконным отказа Администрации города Пензы от 28.02.2012 г. N 731 в предоставлении в собственность земельного участка и обязании Администрации предоставить в собственность и заключить с Лукьяновым С.Н. договор купли-продажи земельного участка площадью 2069 кв. м с кадастровым номером 58:29:03002002:12, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения нежилого пристроенного помещения ресторана к жилому дому, расположенному по адресу: г. Пенза, ул. Попова, 72, по цене, не превышающей 2,5% его кадастровой стоимости, согласно редакции Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", действующей на момент подачи заявлений в Администрацию г. Пензы на выкуп земельного участка.
09 января 2013 года Арбитражный суд Пензенской области принял обжалуемое решение.
Принимая судебный акт, арбитражный суд правомерно руководствовался и обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
Частью 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" предусмотрено, что земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.
Согласно статье 11 Федерального закона "Об обороне" Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
11 декабря 1980 года исполнительным комитетом Пензенского районного (городского) Совета депутатов трудящихся Пензенской области воинской части 83286 в/г N 21 и N 22 г. Пенза, Западная Поляна выдан Государственный акт А-1 N 107350 на право бессрочного и бесплатного пользования 24,0 и 4,7 гектаров земли в границах согласно плану землепользования. Земля предоставлена для складских целей (том 1 л.д. 85 - 86).
Постановлением главы администрации города Пензы от 19.12.2002 г. N 2459 земельный участок площадью 4,7 га был разделен на несколько земельных участков, в том числе земельный участок площадью 0,2069 га (кадастровый номер 58:29:03 002 002:0012), занимаемый нежилым пристроенным помещением ресторана к 9-этажному жилому дому N 72 по ул. Попова (том 2 л.д. 43 - 45).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 02.02.2012 г. N 01/990/2012-015 правообладателем земельного участка с кадастровым номером 58:29:03 002 002:0012, площадью 0,2069 га является Министерство обороны Российской Федерации, вид права: постоянное бессрочное пользование, дата регистрации 17.06.2003 г. N 58-01/29-22/2002-2566 (том 1 л.д. 83).
Государственным актом N А-1 N 107350 от 11.12.1980 г. о предоставлении в бессрочное и бесплатное пользование для нужд Министерства обороны Российской Федерации земельных участков площадью 24, 0 га и 4,7 га, прилагаемой к нему схемой, кадастровым паспортом земельного участка от 01.06.2010 г. и прилагаемой к нему схемой, постановлением главы администрации г. Пензы от 19.12.2002 г. N 2459 подтверждено, что в земельный участок площадью 4, 7 га входит спорный участок площадью 0, 2069 га.
Таким образом, Государственным актом от 11.12.1980А-1 N 107350 на право пользования землей воинской части 83286 в/г N 21 и N 22, входящей в структуру Вооруженных сил, был предоставлен в постоянное бессрочное пользование земельный участок площадью 4,7 га, в который входит испрашиваемый заявителем земельный участок. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что данный участок с 1980 года в силу закона находился в федеральной собственности и был закреплен за Министерством обороны Российской Федерации на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Доказательства, подтверждающие прекращение права постоянного (бессрочного) пользования Министерства обороны Российской Федерации спорным земельным участком на момент обращения заявителя в Администрацию г. Пензы и принятия им соответствующего решения, не представлены.
Исходя из статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, решение о предоставлении земельного участка на праве собственности принимает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 3 статьи 3 и пунктом 1.3 части 1 статьи 33 Устава города Пензы (принят решением Пензенской городской Думы от 30.06.2005 г. N 130-12/4) земля в пределах городской черты, находящаяся в ведении органов местного самоуправления, используется в порядке, установленном Пензенской городской Думой в соответствии с действующим законодательством; предоставление в соответствии с действующим законодательством и порядком, установленным городской Думой, муниципальных земельных участков и земельных участков, полномочия по распоряжению которыми в соответствии с законодательством осуществляют органы местного самоуправления, во все виды пользования, их продажа, продажа права на заключение договора аренды земельного участка, резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков для муниципальных нужд относится к компетенции Администрации города Пензы.
В силу положений статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью) осуществляет Российская Федерация.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности.
Из содержания подпункта 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 г. N 1082, следует, что Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
Таким образом, на момент обращения индивидуального предпринимателя Лукьянова С.Н. с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, а также на момент принятия оспариваемого решения, ответчик не обладал правом распоряжения испрашиваемым земельным участком, находящимся в силу закона в федеральной собственности.
В данном случае права заявителя оспариваемым решением Администрации города Пензы не могут быть признаны нарушенными, поскольку право на предоставление испрашиваемого земельного участка именно Администрацией города Пензы у заявителя отсутствовало в силу вышеприведенных правовых норм.
С позиции изложенного суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно отсутствия оснований для удовлетворения требований заявителя.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 09 января 2013 года по делу N А49-5470/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.Т.ХОЛОДНАЯ
Судьи
Т.С.ЗАСЫПКИНА
Е.М.РОГАЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.03.2013 ПО ДЕЛУ N А49-5470/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 марта 2013 г. по делу N А49-5470/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 марта 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Засыпкиной Т.С., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи секретарем судебного заседания Гараниной М.В.,
с участием:
от индивидуального предпринимателя Лукьянова Сергея Николаевича - Смирнов М.В., по доверенности от 19.11.2012 года,
от Администрации города Пензы - Купреева Я.В., по доверенности от 14.12.2012 года,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области - не явился, извещен,
от Министерства обороны Российской Федерации - не явился, извещен,
от Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Пензенской области 12 марта 2013 года, в помещении суда, апелляционную жалобу
индивидуального предпринимателя Лукьянова Сергея Николаевича,
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 09 января 2013 года по делу N А49-5470/2012, судья Голованова Н.В.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Лукьянова Сергея Николаевича (ОГРН 30450362890090),
к Администрации города Пензы (ОГРП 1025801358945),
третьи лица:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области,
Министерство обороны Российской Федерации,
Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации,
о признании незаконным решения,
установил:
Индивидуальный предприниматель Лукьянов Сергей Николаевич обратился в арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании незаконным отказа Администрации города Пензы от 28.02.2012 г. N 731 в предоставлении в собственность земельного участка и обязании Администрации г. Пензы предоставить в собственность и заключить с Лукьяновым С.Н. договор купли-продажи земельного участка площадью 2069 кв. м с кадастровым номером 58:29:03002002:12, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения нежилого пристроенного помещения ресторана к жилому дому, расположенному по адресу: г. Пенза, ул. Попова, 72, по цене, не превышающей 2, 5% его кадастровой стоимости, согласно редакции Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", действующей на момент подачи заявлений в Администрацию г. Пензы на выкуп земельного участка.
Решением суда первой инстанции от 09 января 2013 года индивидуальному предпринимателю Лукьянову Сергею Николаевичу в удовлетворении требований отказано.
При этом суд восстановил заявителю пропущенный процессуальный срок на обжалование в судебном порядке отказа Администрации города Пензы от 28.02.2012 г. N 731 в предоставлении в собственность земельного участка.
В апелляционной жалобе индивидуальный предприниматель Лукьянов Сергей Николаевич просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции незаконно.
Считает, что арбитражный суд первой инстанции ошибочно пришел к выводу о том, что на момент обращения Лукьянова С.Н. в Администрацию г. Пензы с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, а также на момент оспариваемого решения, Администрация г. Пензы не обладала правом распоряжения испрашиваемым земельным участком, так как в силу закона он находился в федеральной собственности.
Отмечает, что представители ответчика и третьих лиц ссылаются на Постановление Правительства РФ от 29.12.2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом". Согласно пункту 1 Постановления Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В пункте 2 Постановления указаны основные функции Министерства обороны РФ в целях управления этим имуществом. Функции по распоряжению земельными участками, принадлежащие МО РФ на праве постоянного (бессрочного) пользования не предусмотрены.
Податель жалобы считает, что при приобретении объектов недвижимости покупатель становится лицом, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Соответственно, так как к Лукьянову С.Н. в силу закона перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, он и обратился в Администрацию г. Пензы с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе в полном объеме.
Представитель ответчика считает решение суда первой инстанции законным и обоснованны. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области разрешение спора оставляет на усмотрение суда по основаниям, изложенным в отзыве от 07.03.2013 г. Просит дело рассмотреть в отсутствие своего представителя.
Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве от 11.03.2013 г. N 141/4. Ссылается на то, что на основании приказа Министерства обороны Российской Федерации от 24.05.2012 года N 1297 земельный участок был высвобожден в целях приобретения истцом прав на него в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса РФ. Копия указанного приказа с комплектом документов была направлена в адрес Росимущества для принятия соответствующего решения. В связи с тем, что земельный участок находится в казне Российской Федерации, Министерство обороны РФ считает отказ Администрации г. Пензы от 28.02.2012 года правомерным и не нарушающим права и законные интересы предпринимателя.
Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Ответчик и Министерство обороны Российской Федерации отзывы на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили.
Третьи лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителей заявителя и ответчика, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела индивидуальный предприниматель Лукьянов Сергей Николаевич, являясь собственником нежилого помещения - ресторана общей площадью 958,7 кв. м, обратился в Администрацию г. Пензы с заявлением от 09.02.2012 г. о предоставлении в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в собственность земельного участка площадью 2069 кв. м с кадастровым номером 58:29:03002002:12, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения нежилого пристроенного помещения ресторана к жилому дому по адресу: г. Пенза, ул. Попова, 72.
Письмом от 28 февраля 2012 года N 731 Администрация города Пензы отказала предпринимателю в принятии решения о подготовке документов о предоставлении в собственность земельного участка в связи с нахождением испрашиваемого земельного участка в постоянном бессрочном пользовании у Министерства обороны Российской Федерации согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 02.02.2012 года N 01/990/2012-015.
При этом заявителю было разъяснено, что на основании постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 г. N 1053 функции по управлению земельными участками, находящимися у Министерства обороны Российской Федерации на праве постоянного (бессрочного) пользования, осуществляет Министерство обороны Российской Федерации (том 1 л.д. 23).
Заявитель, посчитав, что отказ Администрации города Пензы в предоставлении земельного участка не соответствует законодательству, нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд Пензенской области с требованием о признании незаконным отказа Администрации города Пензы от 28.02.2012 г. N 731 в предоставлении в собственность земельного участка и обязании Администрации предоставить в собственность и заключить с Лукьяновым С.Н. договор купли-продажи земельного участка площадью 2069 кв. м с кадастровым номером 58:29:03002002:12, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения нежилого пристроенного помещения ресторана к жилому дому, расположенному по адресу: г. Пенза, ул. Попова, 72, по цене, не превышающей 2,5% его кадастровой стоимости, согласно редакции Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", действующей на момент подачи заявлений в Администрацию г. Пензы на выкуп земельного участка.
09 января 2013 года Арбитражный суд Пензенской области принял обжалуемое решение.
Принимая судебный акт, арбитражный суд правомерно руководствовался и обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
Частью 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" предусмотрено, что земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.
Согласно статье 11 Федерального закона "Об обороне" Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
11 декабря 1980 года исполнительным комитетом Пензенского районного (городского) Совета депутатов трудящихся Пензенской области воинской части 83286 в/г N 21 и N 22 г. Пенза, Западная Поляна выдан Государственный акт А-1 N 107350 на право бессрочного и бесплатного пользования 24,0 и 4,7 гектаров земли в границах согласно плану землепользования. Земля предоставлена для складских целей (том 1 л.д. 85 - 86).
Постановлением главы администрации города Пензы от 19.12.2002 г. N 2459 земельный участок площадью 4,7 га был разделен на несколько земельных участков, в том числе земельный участок площадью 0,2069 га (кадастровый номер 58:29:03 002 002:0012), занимаемый нежилым пристроенным помещением ресторана к 9-этажному жилому дому N 72 по ул. Попова (том 2 л.д. 43 - 45).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 02.02.2012 г. N 01/990/2012-015 правообладателем земельного участка с кадастровым номером 58:29:03 002 002:0012, площадью 0,2069 га является Министерство обороны Российской Федерации, вид права: постоянное бессрочное пользование, дата регистрации 17.06.2003 г. N 58-01/29-22/2002-2566 (том 1 л.д. 83).
Государственным актом N А-1 N 107350 от 11.12.1980 г. о предоставлении в бессрочное и бесплатное пользование для нужд Министерства обороны Российской Федерации земельных участков площадью 24, 0 га и 4,7 га, прилагаемой к нему схемой, кадастровым паспортом земельного участка от 01.06.2010 г. и прилагаемой к нему схемой, постановлением главы администрации г. Пензы от 19.12.2002 г. N 2459 подтверждено, что в земельный участок площадью 4, 7 га входит спорный участок площадью 0, 2069 га.
Таким образом, Государственным актом от 11.12.1980А-1 N 107350 на право пользования землей воинской части 83286 в/г N 21 и N 22, входящей в структуру Вооруженных сил, был предоставлен в постоянное бессрочное пользование земельный участок площадью 4,7 га, в который входит испрашиваемый заявителем земельный участок. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что данный участок с 1980 года в силу закона находился в федеральной собственности и был закреплен за Министерством обороны Российской Федерации на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Доказательства, подтверждающие прекращение права постоянного (бессрочного) пользования Министерства обороны Российской Федерации спорным земельным участком на момент обращения заявителя в Администрацию г. Пензы и принятия им соответствующего решения, не представлены.
Исходя из статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, решение о предоставлении земельного участка на праве собственности принимает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 3 статьи 3 и пунктом 1.3 части 1 статьи 33 Устава города Пензы (принят решением Пензенской городской Думы от 30.06.2005 г. N 130-12/4) земля в пределах городской черты, находящаяся в ведении органов местного самоуправления, используется в порядке, установленном Пензенской городской Думой в соответствии с действующим законодательством; предоставление в соответствии с действующим законодательством и порядком, установленным городской Думой, муниципальных земельных участков и земельных участков, полномочия по распоряжению которыми в соответствии с законодательством осуществляют органы местного самоуправления, во все виды пользования, их продажа, продажа права на заключение договора аренды земельного участка, резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков для муниципальных нужд относится к компетенции Администрации города Пензы.
В силу положений статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью) осуществляет Российская Федерация.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности.
Из содержания подпункта 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 г. N 1082, следует, что Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
Таким образом, на момент обращения индивидуального предпринимателя Лукьянова С.Н. с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, а также на момент принятия оспариваемого решения, ответчик не обладал правом распоряжения испрашиваемым земельным участком, находящимся в силу закона в федеральной собственности.
В данном случае права заявителя оспариваемым решением Администрации города Пензы не могут быть признаны нарушенными, поскольку право на предоставление испрашиваемого земельного участка именно Администрацией города Пензы у заявителя отсутствовало в силу вышеприведенных правовых норм.
С позиции изложенного суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно отсутствия оснований для удовлетворения требований заявителя.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 09 января 2013 года по делу N А49-5470/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.Т.ХОЛОДНАЯ
Судьи
Т.С.ЗАСЫПКИНА
Е.М.РОГАЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)