Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.02.2009 ПО ДЕЛУ N А12-13876/08-С18

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 февраля 2009 г. по делу N А12-13876/08-С18


Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2009 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Дубровиной О.А., Комнатной Ю.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поморовой Н.М.,
при участии в судебном заседании:
от Товарищества собственников жилья "Квартал 122" - Полюхов В.А. - председатель правления,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Квартал 122", г. Волгоград,
на решение арбитражного суда Волгоградской области от "20" октября 2008 года по делу N А12-13876/08-С18, судья Калашникова О.И.,
по заявлению Товарищество собственников жилья "Квартал 122", г. Волгоград,
к администрации г. Волгограда,
третьи лица:
Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда, Комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда, общество с ограниченной ответственностью "Управление капитального строительства Тракторозаводского района г. Волгограда"
о признании недействительным ненормативного правового акта

установил:

Решением арбитражного суда Волгоградской области от 20.10.2008 года отказано в удовлетворении требований Товарищество собственников жилья "Квартал 122" (далее - ТСЖ "Квартал 122", Товарищество) о признании недействительным постановления главы администрации Волгограда от 24.04.2008 г. N 798 "Об утверждении проекта границ земельного участка (учетный N 3-126-197), выносимого на торги по продаже права долгосрочной аренды земельного участка".
ТСЖ "Квартал 122", не согласившись с принятым решением, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Администрация Волгограда в отзыве на апелляционную жалобу возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда считает принятое по делу решение законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
В соответствии с ч.ч. 3, 5 ст. 156 АПК РФ судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проводится в отсутствие представителей администрации Волгограда, Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда, Комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда, общества с ограниченной ответственностью "Управление капитального строительства Тракторозаводского района г. Волгограда", извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания
Исследовав материалы дела, заслушав в судебном заседании пояснения представителя Товарищества, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с заключением комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда от 08.02.2008 г. N 233 о градостроительной подготовке земельного участка площадью 4 913 кв. м, расположенного в квартале N 03_03_006 по пр. им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова в Дзержинском районе г. Волгограда (т. 1 л.д. 61) и на основании решения комиссии по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда от 22.02.2008 г. о формировании земельного участка для дальнейшего предоставления путем проведения торгов по продаже права аренды (т. 1 л.д. 60) главой администрации Волгограда принято постановление от 24.04.2008 г. N 798 "Об утверждении проекта границ земельного участка (учетный N 3-126-197), выносимого на торги по продаже права долгосрочной аренды земельного участка" (т. 1 л.д. 59).
Указанным постановлением утвержден проект границ земельного участка (учетный N 3-126-197) площадью 4913 кв. м для размещения торгового центра по пр. им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова в квартале 03_ 03_ 006 в микрорайоне 122-123 в Дзержинском районе г. Волгограда, выносимого на торги по продаже права долгосрочной аренды земельного участка.
На основании постановления главы администрации Волгограда от 24.04.2008 г. N 798 Управлением Роснедвижимости по Волгоградской области изготовлен кадастровый паспорт указанного земельного участка от 01.07.2008 г. N 2-34-03/08-3461, земельному участку присвоен кадастровый номер 34:34:030070:225.
Информация о проведении аукционных торгов опубликована в печатном издании - газете "Городские вести. Царицын - Сталинград - Волгоград" от 05.07.2008 г.
В соответствии с протоколом аукциона N 1 от 08.08.2008 г. право долгосрочной аренды земельного участка продано обществу с ограниченной ответственностью "Управление капитального строительства Тракторозаводского района г. Волгограда" (далее - ООО "УКС Тракторозаводского района г. Волгограда").
Между администрацией Волгограда и ООО "УКС Тракторозаводского района г. Волгограда" заключен договор аренды земельного участка площадью 4913 кв. м для строительства торгового центра по пр. им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова в квартале 03 03 006 в микрорайоне 122-123 в Дзержинском районе г. Волгограда сроком на пять лет.
ТСЖ "Квартал-122", узнав о принятом постановлении от 24.04.2008 г. N 798 "Об утверждении проекта границ земельного участка (учетный N 3-126-197), выносимого на торги по продаже права долгосрочной аренды земельного участка" из письма Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда от 16.07.2008 г. N ар6793-08 (т. 1 л.д. 38), обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением об оспаривании указанного ненормативного правового акта, ссылаясь на нарушение ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации и прав собственников жилого дома N 108, входящего в состав ТСЖ "Квартал-122", вытекающие из положений ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из отсутствия предусмотренных ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для признания оспариваемого постановления недействительным.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Общий порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта предусмотрен п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В силу п. 4 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется с проведением торгов (конкурсов, аукционов) по продаже права на заключение договора аренды земельного участка в следующем порядке:
1) проведение работ по формированию земельного участка:
- подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;
- принятие решения о проведении торгов или предоставлении земельных участков без проведения торгов;
- публикация сообщения о проведении торгов или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов;
2) государственный кадастровый учет земельного участка;
3) проведение торгов по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка.
4) подписание протокола о результатах торгов или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов.
Согласно Положению о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде, утвержденным постановлением администрации Волгограда от 11.07.2004 г. N 790, в соответствии с решениями комиссии о проведении торгов, согласованным паспортом границ земельного участка, комитет инвестиционной политики и строительных программ администрации Волгограда обеспечивает силами Центра подготовки ИРД сбор технических условий подключения объекта к сетям инженерного обеспечения; Земельный комитет обеспечивает силами лицензированной землеустроительной организации установление границ земельного участка на местности, его государственный кадастровый учет, готовит проект постановления главы Волгограда о предоставлении земельного участка (при его предоставлении без проведения торгов), готовит договор аренды или купли-продажи земельного участка.
Как следует из материалов дела, оспариваемое постановление принято в пределах компетенции органа местного самоуправления и соответствует установленному законом порядку предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, поскольку все мероприятия, предшествующие проведению торгов, выполнены органом местного самоуправления в полном объеме. При таких обстоятельствах судебная коллегия находит правомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания не соответствующим закону постановления главы администрации Волгограда от 24.04.2008 г. N 798 "Об утверждении проекта границ земельного участка (учетный N 3-126-197), выносимого на торги по продаже права долгосрочной аренды земельного участка".
Согласно п. 6 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основаниями для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, то есть конкретных лиц.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции, не усмотрев нарушений оспариваемым ненормативным актом прав заявителя, обоснованно отклонил его доводы о нарушении прав собственников помещений в жилом доме N 108 по пр. им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова.
Пунктом 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусматривается, что в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Согласно п. 3 указанной статьи в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием уполномоченное лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Следовательно, в силу вышеуказанных норм права собственники помещений в многоквартирном доме имеют право на получение в общую долевую собственность земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет.
При этом под формированием земельного участка следует понимать установление границ земельного участка на местности (межевание земельного участка). Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до вступления в силу технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа.
Согласно п. п. 1, 4 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации обеспечение подготовки документации по планировке территории возлагается на орган местного самоуправления в соответствии с принятым им решением.
Однако в отношении спорного земельного участка решение о подготовке документации по планировке территории не принималось, границы земельного участка не устанавливались, что исключает возможность межевание земельных участков для жилых домов N 106 а и N 108, расположенных по пр. им. М. Жукова в г. Волгограда до разработки и утверждения проекта планировки и межевания территории.
Следовательно, принятие оспариваемого постановления и как следствие - предоставление спорного земельного участка в аренду ООО "УКС Тракторозаводского района г. Волгограда" не влечет нарушение прав собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома N 108 по пр. М. Жукова.
В обоснование правовой позиции по делу заявитель апелляционной жалобы ссылается на обстоятельства обращения в администрацию Волгограда с заявлением о межевании земельного участка для жилых домов N 106 и N 108 по пр. им. М. Жукова и отказа в его удовлетворении ввиду отсутствия финансирования. Между тем в случае уклонения, по мнению Товарищества, администрации Волгограда от предоставления ТСЖ "Квартал 122" спорного земельного участка, ТСЖ "Квартал 122" вправе обратиться в суд с заявлением в порядке ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об оспаривании соответствующих действий (бездействия) органов местного самоуправления. Таким образом, Товариществом в данном случае избран ненадлежащий способ защиты права.
С учетом изложенного, довод апелляционной жалобы об уклонении администрации Волгограда от утверждения в установленном порядке проекта границ земельных участков, являющихся спорной придомовой территорией, не имеет правового значения при рассмотрении настоящих требований и отклоняется судебной коллегией.
Ссылка заявителя на то обстоятельство, что ООО "Город" по заказу Товарищества изготовлены проекты границ земельных участков, входящих в состав ТСЖ "Квартал 122", обоснованно не принята во внимание судом первой инстанции, поскольку представленные проекты границ изготовлены в соответствии с Положением об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1997 N 1223, которое позволяет определить площадь земельного участка, занимаемого многоквартирным домом, но не местоположение границ такого участка. Более того, представленные проекты границ земельных участков не отвечают нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации и Порядку оформления прав на земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения, утвержденному решением Волгоградской городской Думы от 29.03.2006 г. N 29/588.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах принятый по делу судебный акт отмене не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы правомерных выводов суда первой инстанции не опровергают, потому подлежат отклонению судом апелляционной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение арбитражного суда Волгоградской области от "20" октября 2008 года по делу N А12-13876/08-С18 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке статьи 273 АПК РФ.

Председательствующий
Н.В.ЛУГОВСКОЙ

Судьи
О.А.ДУБРОВИНА
Ю.А.КОМНАТНАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)