Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.11.2013 N 06АП-5355/2013 ПО ДЕЛУ N А73-6521/2013

Разделы:
Приватизация земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 ноября 2013 г. N 06АП-5355/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 ноября 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Джавадовой Т.Г.
при участии в заседании:
- от закрытого акционерного общества "Хабаровская ремонтно-эксплуатационная база флота": Жбановой Н.В., представителя по доверенности от 02.10.2013;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю: Дрыгиной В.Ю., представителя по доверенности от 26.12.2013 N 49;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Хабаровская ремонтно-эксплуатационная база флота"
на решение от 22 августа 2013 года
по делу N А73-6521/2013
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Чаковой Т.И.
по заявлению закрытого акционерного общества "Хабаровская ремонтно-эксплуатационная база флота"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю
о признании незаконным отказа
третьи лица: Администрация Хабаровского муниципального района Хабаровского края, общество с ограниченной ответственностью "Региональный земельный центр "Азимут-Дальний Восток", общество с ограниченной ответственностью "Меридиан"

установил:

Закрытое акционерное общество "Хабаровская ремонтно-эксплуатационная база флота" (далее - ЗАО "ХРЭБ флота", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю (далее - Управление Росреестра по Хабаровскому краю) в государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок, кадастровый номер 27:17:0000000:771, расположенный по адресу: Хабаровский край, Хабаровский район, с. Малышево, ул. Первомайская, 24А, и о восстановлении нарушенного права.
Регистрирующим органом обществу отказано в регистрации земельного участка со ссылкой на п. 8 ст. 27 Земельного кодекса РФ в связи с запретом приватизации земельных участков в пределах береговой полосы.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация Хабаровского муниципального района Хабаровского края, ООО "Региональный земельный центр "Азимут - Дальний Восток", ООО "Меридиан".
Решением арбитражного суда от 22 августа 2013 года в удовлетворении требований ЗАО "ХРЭБ флота" отказано.
Не согласившись с решением суда, ЗАО "ХРЭБ флота" обратилось в Шестой арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, признать незаконным отказ в государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок.
В апелляционной жалобе ЗАО "ХРЭБ флота" считает не доказанным, что спорный земельный участок расположен в пределах береговой полосы и в границах территории общего пользования.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель заявителя апелляционной жалобы настаивал на удовлетворении жалобы по приведенным в ней доводам.
Представитель Управления Росреестра по Хабаровскому краю просил судебный акт оставить без изменения.
Остальные участвующие в деле лица своих представителей для участия в судебном заседании апелляционной инстанции не направили.
Проверив в порядке и пределах статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ применение судом норм материального и процессуального права, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Указанные положения не снимают с заявителя обязанности по доказыванию обстоятельств нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя в порядке статьи 65 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации Хабаровского муниципального района от 16.04.2012 N 928 ЗАО "Малышевская РЭБ флота" предоставлен в собственность земельный участок с кадастровым номером 27:17:0000000:771, расположенный по адресу: с. Малышево Хабаровского района Хабаровского края, ул. Первомайская, 24а - под производственную базу и дамбу; 10.09.2012 заключен договор N 322/12 купли-продажи.
После обращения ЗАО "ХРЭБ флота" 15.10.2012 в Управление Росреестра по Хабаровскому краю для государственной регистрации перехода прав собственности на объект недвижимости государственная регистрация 24.10.2012 была приостановлена, сделан запрос в ФГБУ "ФКП Росреестра".
04.03.2013 в регистрации прав отказано со ссылкой на пункт 8 статьи 27 Земельного кодекса РФ в связи с тем, что запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ.
Оспаривая законность такого отказа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании ненормативного правового акта регистрирующего органа недействительным и устранении нарушенных прав.
Суд первой инстанции, принимая решение в пользу регистрирующего органа, правомерно руководствовался следующим.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу пункта 8 статьи 27 Земельного кодекса РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ) водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на:
1) поверхностные водные объекты;
2) подземные водные объекты.
К поверхностным водным объектам относятся, в том числе водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища) (пункт 3 часть 2 статьи 5 ВК РФ). Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии (часть 3 статьи 5 ВК РФ).
В силу части 4 указанной статьи береговая линия (граница водного объекта) определяется для пруда, водохранилища - по нормальному подпорному уровню воды.
В соответствии с частью 6 статьи 6 Водного кодекса РФ полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования.
Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств (часть 8 статьи 6 Водного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Федерального закона от. 12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации) при отчуждении государственного или муниципального имущества в порядке приватизации соответствующее имущество может быть обременено ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами, и публичным сервитутом.
Ограничениями могут являться, в том числе:
- - обязанность использовать приобретенное в порядке приватизации государственное или муниципальное имущество по определенному назначению, в том числе объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения;
- - иные обязанности, предусмотренные федеральным законом или в установленном им порядке (пункт 2 статьи 31 Закона о приватизации).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 32 Закона о приватизации продажа государственного или муниципального имущества оформляется договором купли-продажи, а обязательными условиями договора купли-продажи государственного или муниципального имущества являются, в том числе: сведения о наличии в отношении продаваемых здания, строения, сооружения или земельного участка обременения (в том числе публичного сервитута), сохраняемого при переходе прав на указанные объекты; иные условия, установленные сторонами такого договора по взаимному соглашению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 164 Гражданского кодекса РФ сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 настоящего Кодекса и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
При этом в силу пункта 5 указанной статьи Кодекса отказ в государственной регистрации права на недвижимость или сделки с ней либо уклонение соответствующего органа от регистрации могут быть оспорены в суде.
Порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 6 статьи 131 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации прав) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона о регистрации прав государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения (пункт 2 статьи 16 Закона).
- Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним в силу пункта 1 статьи 17 Закона о регистрации прав являются, в том числе: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
- иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений.
Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения. Заявители вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности указанных в них сведений (пункт 1 статьи 19 Закона о регистрации прав).
В силу пункта 2 статьи 19 Закона о регистрации прав в указанных в пункте 1 настоящей статьи случаях государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на месяц (не считая срока, указанного в пункте 3 статьи 13 настоящего Федерального закона).
Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов.
В государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе в случаях, если: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий (пункт 1 статьи 20 Закона о регистрации прав).
В соответствии с п. 3 указанной статьи Закона отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований, суд не установил совокупность условий, при наличии которых акт органа государственной власти может быть признан недействительным.
При этом судом установлено, что заявителем по договору купли-продажи от 10.09.2012 N 322/12 приобретен земельный участок с кадастровым номером 27:17:0000000:771 площадью 148505 кв. м, который относится к категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования под производственную базу и дамбу.
Из кадастрового паспорта следует, что спорный земельный участок непосредственно примыкает к Малышевской протоке. Водная поверхность Малышевской протоки непосредственно примыкает к границе спорного земельного участка.
Таким образом, независимо от ширины береговой полосы Малышевской протоки (5 м или 20 м), часть земельного участка с кадастровым номером 27:17:0000000:771 входит в границы береговой полосы Малышевской протоки.
И, поскольку в пункте 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлен запрет на приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования, спорный земельный участок приватизации не подлежит.
При этом запрет приватизации земельного участка в пределах береговой полосы не означает запрет его предоставления на том или ином праве пользования - аренды, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования - в соответствии с земельным и иным законодательством, в зависимости от того, к какой категории относится земля на береговой полосе.
При таких обстоятельствах, заключенный договор купли-продажи является в силу статьи 168 Гражданского кодекса РФ ничтожным - часть проданного земельного участка входит в границы береговой полосы пруда и относится к землям, не подлежащим приватизации.
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (пункт 1 статьи 167 ГК РФ).
При таких обстоятельствах, у Управления Росреестра имелись законные основания для отказа в регистрации права собственности.
Учитывая изложенное, суд второй инстанции поддерживает вывод суда о том, что отказ Управления Росреестра по Хабаровскому краю в государственной регистрации обоснован и соответствует требованиям статьи 20 Закона о регистрации прав, не противоречит статьям 9, 34, 36 Конституции РФ, статьей 131 ГК РФ, статье 36 ЗК РФ.
Законный отказ не может нарушать прав и интересов заявителя.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы, изложенные в решении суда. При таких обстоятельствах апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в рассматриваемом случае не имеется. Следовательно, обжалуемое судебное решение отмене (изменению) не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 22 августа 2013 года по делу N А73-6521/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ

Судьи
Е.И.САПРЫКИНА
Е.А.ШВЕЦ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)