Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.10.2013 N 18АП-9878/2013 ПО ДЕЛУ N А76-5101/2013

Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 октября 2013 г. N 18АП-9878/2013

Дело N А76-5101/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 октября 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,
судей Карпачевой М.И., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Либеровой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.07.2013 по делу N А76-5101/2013 (судья Мрез И.В.).
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества с ограниченной ответственностью "РемДорСтройСервис" - Казакова Н.И. (доверенность от 20.03.2013, удостоверение N 302 от 26.02.2003);
- Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска - Воробей Н.С. (доверенность от 30.12.2011 N 25310, удостоверение N 211).
Общество с ограниченной ответственностью "РемДорСтройСервис" (далее также - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации города Челябинска (далее также - Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения об отказе в выкупе земельного участка общей площадью 19 117 кв. м, с кадастровым номером 74:36:0302002:229, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Енисейская, б/н - изложенного в письме от 22.01.2013 N 10-12433/12-0-1, а также о возложении на Администрацию следующих обязанностей: в двухнедельный срок с момента вступления решения арбитражного суда в законную силу принять решение о предоставлении спорного земельного участка в собственность заявителя; осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направить соответствующий документ с предложение о заключении договора обществу "РемДорСтройСервис" в порядке и сроки, установленные в пункте 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (т. 1, л.д. 3-6).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, арбитражным судом первой инстанции были привлечены: Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее - КУИиЗО г. Челябинска, Комитет) (определение от 01.04.2013 - т. 1, л.д. 1-2), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Челябинской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", Кадастровая палата) и открытое акционерное общество "Федеральный научно-производственный центр "Станкомаш" (далее - ОАО "ФНПЦ "Станкомаш) (определение от 05.06.2013 - т. 1, л.д. 78-79).
Решением от 30.07.2013 (резолютивная часть объявлена 30.07.2013) требования заявителя удовлетворены. Суд признал незаконным решение Администрации, изложенное в письме от 22.01.2013 N 10-12433/12-0-1. Возложил на Администрацию обязанность в месячный срок с момента вступления судебного акта в законную силу принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 74:36:0302002:229 в собственность общества "РемДорСтройСервис", а также обязал заинтересованное лицо в порядке и сроки, установленные пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, подготовить проект договора купли-продажи и направить его с предложением о заключении договора в адрес общества "РемДорСтройСервис" (т. 1, л.д. 131-140).
В апелляционной жалобе КУИиЗО г. Челябинска просит решение отменить, в удовлетворении требований общества "РемДорСтройСервис" отказать (т. 2, л.д. 3-5). Приводит следующие доводы.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии наложения границ спорного земельного участка и границ земельного участка с кадастровым номером 74:36:0302002:10 не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Из кадастровой выписки от 04.12.2012 N 7400/101/12-455659 на земельный участок с кадастровым номером 74:36:0302002:10 не следует, что границы данного объекта не были установлены в соответствии с требованиями закона. Напротив, в состав названной выписки входит план (чертеж, схема) земельного участка, а также описание поворотных точек границ участка. Данным документом подтверждается то обстоятельство, что на момент принятия решения об отказе в выкупе земельного участка с кадастровым номером 74:36:0302002:229, граница участка под номером 74:36:0302002:10 была установлена. Факт наложения границ подтверждается сведениями государственного кадастра недвижимости, согласно которым спорный участок был сформирован из земельного участка под номером 74:36:0302002:10.
Суд первой инстанции не применил закон, подлежащий применению, а именно - статьи 11.2, 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Суд необоснованно не принял во внимание то обстоятельство, что участок под номером 74:36:0302002:10 на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит ОАО "ФНПЦ "Станкомаш". Вещное право третьего лица в отношении части названного земельного участка, необходимой для эксплуатации обществом "РемДорСтройСервис" принадлежащих ему на праве собственности строений, прекращено не было. Поскольку поименованные в статьях 11.2, 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации документы заявитель не представил, оснований для предоставления земли не имелось.
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
КУИиЗО г. Челябинска, Кадастровая палата и ОАО "ФНПЦ "Станкомаш" явку своих представителей не обеспечили.
С учетом мнения представителей заявителя и заинтересованного лица и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей третьих лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном Главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов настоящего дела следует, что обществу "РемДорСтройСервис" (ИНН 7449033847) на праве собственности, на основании договора купли-продажи от 23.03.2006 N 958/64-687 принадлежит следующее недвижимое имущество:
- - сооружение (коридор между батар. и мишенной 13 уч.), назначение производственное, протяженность 85,93 м, площадь застройки 404,7 кв. м, инвентарный номер 75:401:002:000040410, "литер 39", кадастровый (или условный) номер 74-74-01/581/2008-353 (свидетельство о праве - т. 1, л.д. 16);
- - нежилое здание N 1 (мишенной), назначение производственное, общая площадь 488,1 кв. м, инвентарный номер 75:401:002:000040420, "литер 37", этажность 2, кадастровый (или условный) номер 74-74-01/581/2008-347 (свидетельство о праве - т. 1, л.д. 17);
- - нежилое здание N 2 (батарейной), назначение производственное, общая площадь 94,5 кв. м, инвентарный номер 75:401:002:000040430, "литер 38", этажность 1, кадастровый (или условный) номер 74-74-01/581/2008-343 (свидетельство о праве - т. 1, л.д. 18);
- - нежилое здание (камера (мишенная) 13 участка), назначение производственное, общая площадь 83 кв. м, инвентарный номер 75:401:002:000040390, "литер 35, 35/1", этажность 1, кадастровый (или условный) номер 74-74-01/581/2008-345 (свидетельство о праве - т. 1, л.д. 19);
- - нежилое здание (передаточный коридор 13 уч.), назначение производственное, общая площадь 126,4 кв. м, инвентарный номер 75:401:002:000040400, "литер 36", этажность 1, кадастровый (или условный) номер 74-74-01/581/2008-341 (свидетельство о праве - т. 1, л.д. 20);
- - нежилое здание (склад материальной части 13 участка), назначение производственное, общая площадь 102,6 кв. м, инвентарный номер 75:401:002:000040330, "литер 30", этажность 1, кадастровый (или условный) номер 74-74-01/581/2008-349 (свидетельство о праве - т. 1, л.д. 21);
- - нежилое здание (склад военной продукции 13 уч.), назначение производственное, общая площадь 98,5 кв. м, инвентарный номер 75:401:002:000040370, "литер 33", этажность 1, кадастровый (или условный) номер 74-74-01/581/2008-351 (свидетельство о праве - т. 1, л.д. 22);
- - нежилое здание (лаборатория снаряжательная 13 участка), назначение производственное, общая площадь 134,8 кв. м, инвентарный номер 75:401:002:000040350, "литер 31", этажность 1, кадастровый (или условный) номер 74-74-01/581/2008-355 (свидетельство о праве - т. 1, л.д. 23);
- - нежилое здание (здание батарейной участ. N 13), назначение производственное, общая площадь 89,3 кв. м, инвентарный номер 75:401:002:000040380, "литер 34", этажность 1, кадастровый (или условный) номер 74-74-01/581/2008-357 (свидетельство о праве - т. 1, л.д. 24);
- - нежилое здание (лаборатория служ. помещения 13 уч.), назначение производственное, общая площадь 84,9 кв. м, инвентарный номер 75:401:002:000040360, "литер 32", этажность 1, кадастровый (или условный) номер 74-74-01/581/2008-339 (свидетельство о праве - т. 1, л.д. 25).
Вещные права общества "РемДорСтройСервис" на поименованные выше здания, строения, сооружения зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) 27.08.2008 (т. 1, л.д. 16-25).
23.09.2012 по результатам межевания на государственный кадастровый учет (далее - ГКУ) был поставлен земельный участок общей площадью 19 117 кв. м, с кадастровым номером 74:36:0302002:229, в границах которого расположены принадлежащие обществу "РемДорСтройСервис" на праве собственности здания, строения, сооружения. Категория земель - "земли населенных пунктов". Вид разрешенного использования земельного участка - "для эксплуатации промышленной площадки предприятия". Предыдущий номер участка - 74:36:0302002:10 (кадастровая выписка о земельном участке от 05.10.2012 N 7400/101/12-339413 - т. 1, л.д. 11-14).
23.10.2012 общество "РемДорСтройСервис" обратилось в орган местного самоуправления с заявлением о выкупе занимаемого зданиями, строениями, сооружениями земельного участка (т. 1, л.д. 10).
В письме от 22.01.2013 N 10-12433/12-0-1 Администрация г. Челябинска сообщила заявителю о том, что комиссией по продаже земельных участков (протокол от 14.12.2012 N 29) принято решение об отказе в выкупе испрашиваемого земельного участка. Причиной отказа в удовлетворении заявления общества "РемДорСтройСервис" послужил вывод о том, что граница испрашиваемого участка частично накладывается на смежный земельный участок (т. 1, л.д. 9).
Полагая, что приведенный в тексте письма от 22.01.2013 N 10-12433/12-0-1 отказ в предоставлении земельного участка является незаконным, нарушает его права в сфере экономической деятельности, ООО "РемДорСтройСервис" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств отнесения спорного земельного участка к ограниченным в обороте либо зарезервированным для государственных (муниципальных) нужд землям, отнесения испрашиваемого участка к землям общего пользования, а также из отсутствия доказательств наложения границ спорного земельного участка с границами смежного участка с кадастровым номером 74:36:0302002:10.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 198 АПК РФ).
В соответствии с частями 1, 3 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, а также должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом.
Вместе с тем, в соответствии со специальным правилом, предусмотренным частью 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ, ЗК РФ) правовые акты земельного законодательства основываются на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (статья 29 Земельного кодекса РФ).
Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом (абзац 1). Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами (абзац 2 пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ).
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок (абзац 1 пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ).
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (абзац 2 пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ). Во исполнение данной нормы Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 утвержден Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (абзац 3 пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ).
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (абзац 4 пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ).
В обоснование отказа в выкупе земельного участка с кадастровым номером 74:36:0302002:229 в данном случае положен вывод органа местного самоуправления о наложении границ испрашиваемого участка и смежного земельного участка с кадастровым номером 74:36:0302002:10.
Данный вывод заинтересованного лица не основан на допустимых и достоверных доказательства, в силу чего не может быть признан верным.
Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (статья 11.1 Земельного кодекса РФ).
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (часть 3). В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (часть 5).
В государственный кадастр недвижимости вносятся, среди прочего, такие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости как описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок (пункт 3 части 1 статьи 7 Закона N 221-ФЗ).
Необходимым для кадастрового учета при постановке на ГКУ земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка документом является межевой план (пункт 2 части 1 статьи 22 Закона N 221-ФЗ).
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1 статьи 38 Закона N 221-ФЗ).
Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости (часть 1 статьи 39 Закона N 221-ФЗ).
Из представленной копии кадастрового дела в отношении объекта недвижимости под номером 74:36:0302002:229 следует, что для целей постановки на ГКУ спорного земельного участка в ФГБУ "ФКП Росреестра" был представлен межевой план от 14.09.2012 N 1 (т. 1, л.д. 112-127).
Осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости (пункт 2 части 2 статьи 26 Закона N 221-ФЗ).
Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если граница земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, не считается согласованной (пункт 9 части 3 статьи 27 Закона N 221-ФЗ).
Согласно кадастровой выписке от 04.12.2012 N 7400/101/12-455659 сведения о земельном участке с кадастровым номером 74:36:0302002:10 внесены в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) 06.08.2001 (т. 1, л.д. 55).
Несмотря на наличие в ГКН сведений относительно земельного участка с кадастровым номером 74:36:0302002:10 по результатам рассмотрения заявления о постановке на ГКУ земельного участка с кадастровым номером 74:36:0302002:229 Кадастровой палатой было принято положительное по существу решение от 23.09.2012 N Ф7400/12-94916 (т. 1, л.д. 118).
Следует отметить, что в Протоколе проверки документов от 23.09.2012 по заявлению от 14.09.2012 N 11-4265197 о постановке на ГКУ земельного участка с кадастровым номером 74:36:0302002:229 в соответствующем разделе, о наличии (отсутствии) пересечения границ земельных участков применительно к пункту 2 части 2 статьи 26 Закона N 221-ФЗ, сделана отметка об отсутствии такого пересечения (т. 1, л.д. 114-115).
Тем самым, основания для вывода о наложении границ спорного земельного участка и границ участка с кадастровым номером 74:36:0302002:10 отсутствуют.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (утверждено Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457) федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, среди прочего, функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости.
В письме от 18.03.2013 N 2595 директор филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Челябинской области сообщила о том, что наложения (пересечения) границ земельного участка с кадастровым номером 74:36:0302002:229 с границами смежных земельных участков по состоянию на 14.03.2013 отсутствуют. Кроме того, указала, что границы смежного земельного участка с кадастровым номером 74:36:0302002:10 не установлены в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства, площадь данного объекта декларированная (т. 1, л.д. 15). Аналогичные сведения относительно границ земельного участка под номером 74:36:0302002:10 приведены в письме от 28.06.2013 N 5880 (т. 1, л.д. 80).
Представленная ответчиком в дело "схема наложения границ", "выкопировка из дежурной карты г. Челябинска" (т. 1, л.д. 75) не может быть принята во внимание при оценке правомерности вывода Администрации о наложении границ земельных участков, поскольку противоречит иным письменным доказательствам (материалам кадастрового дела по объекту под номером 74:36:0302002:229 - т. 1, л.д. 112-127). Более того, названное доказательство не отвечает предусмотренному статьей 68 АПК РФ процессуальному требованию допустимости доказательств: схема не содержит даты составления, подписей уполномоченных на подготовку данного документа лиц, координат границ каждого земельного участка, ссылок на документы, на основании которых сделан вывод о расположении границ смежных участков (прежде всего, земельного участка с кадастровым номером 74:36:0302002:10) определенным образом, то есть в конкретных координатах.
По этим же основаниям не может быть принято во внимание приложенное к письму от 28.06.2013 N 5880 "графическое отображение границ земельного участка с кадастровым номером 74:36:0302002:10" (т. 1, л.д. 81).
При этом судебная коллегия отмечает, что в рамках настоящего спора у суда отсутствуют полномочия по оценке законности и обоснованности действий уполномоченного органа по государственному кадастровому учету спорного земельного участка. Кадастровый учет заинтересованными лицами не оспорен, не соответствующим требованиям Закона о государственном кадастре недвижимости не признан.
Вопреки доводам апелляционной жалобы о наложении границ, судебная коллегия отмечает, что формирование земельного участка 74:36:0302002:229 в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 74:36:0302002:10 (т. 1, л.д. 11, 120) не свидетельствует о пересечении границ двух объектов недвижимости.
Согласно положению пункта 6 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
Тем самым формирование нового земельного участка, путем раздела ранее существующего, исключает возможность наложения границ (пересечения границ) указанных участков.
В случае, если границы ранее существующего земельного участка не были определены в соответствии с требованиями федерального закона (земельный участок поставлен на кадастровый учет декларативно), данное обстоятельство так же исключает возможность вывода о наличии пересечения границ таких участков.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии наложения (пересечения) границ двух земельных участков следует признать верным.
Поскольку доказательств наложения (пересечения) границ испрашиваемого обществом "РемДорСтройСервис" земельного участка и смежного с ним участка под номером 74:36:0302002:10 в дело представлено не было, изложенное в тексте письма от 22.01.2013 N 10-12433/12-0-1 решение Администрации г. Челябинска не может быть признано правомерным.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Принятое Администрацией г. Челябинска решение не соответствует требованиям федерального закона и необоснованно ограничивает субъективные права общества "РемДорСтройСервис" в сфере экономической деятельности, что в силу статей 197 - 201 АПК РФ является достаточным правовым основанием для удовлетворения требований заявителя по настоящему делу.
Довод апелляционной жалобы со ссылкой на наличие в ЕГРП записи о праве постоянного (бессрочного) пользования открытого акционерного общества "ФНПЦ "Станкомаш" на земельный участок с кадастровым номером 74:36:0302002:10 (выписка из ЕГРП от 21.02.2013 - т. 1, л.д. 72) подлежит отклонению в силу следующего.
В силу статьи 35 Земельного кодекса РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник (пункт 1). Площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 настоящего Кодекса (пункт 2).
Согласно пункту 1 статьи 35 Земельного кодекса РФ, пункту 3 статьи 552 Гражданского кодекса РФ при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования (абзац 1). В силу указанных норм покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение (абзац 2 пункта 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
С переходом к обществу "РемДорСтройСервис" прав собственности на здания, строения, сооружения на основании статьи 35 ЗК РФ к данному юридическому лицу перешли права пользования земельным участком, необходимым для эксплуатации соответствующих строений.
Учитывая это, образование из земельного участка с кадастровым номером 74:36:0302002:10 одиннадцати новых участков (т. 1, л.д. 55), а также регламентированный подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, само по себе наличие в ЕГРП записи о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 74:36:0302002:10 (т. 1, л.д. 72) не может служить препятствием для удовлетворения заявления общества "РемДорСтройСервис" и осуществления выкупа испрашиваемого земельного участка.
Доводы Комитета, приведенные со ссылкой на статьи 11.2, 11.3 Земельного кодекса РФ, подлежат отклонению в силу следующего. Как указано выше, в рамках настоящего спора у суда отсутствуют полномочия по оценке законности и обоснованности осуществления государственного кадастрового учета спорного земельного участка.
В соответствии со статьями 65, 200 АПК РФ именно на орган власти, в данном случае на Администрацию г. Челябинска, возлагается обязанность доказать правомерность принятого им (ею) ненормативного правового акта.
Комитет не представил доказательств того, что действия Кадастровой палаты по постановке на учет спорного земельного участка оспорены как не соответствующие требованиям статей 39, 40 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в части получения согласия ОАО "ФНПЦ "Станкомаш" на формирование участка.
Довод Комитета о том, что общество "РемДорСтройСервис" при обращении с заявлением о выкупе обязано было представить доказательства согласования границ вновь образуемого земельного участка с иными лицами, в том числе с ОАО "ФНПЦ "Станкомаш", в данном случае противоречит абзацам 3, 4 пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ.
При таких обстоятельствах, решение арбитражного суда первой инстанции отмене (изменению) не подлежит. В свою очередь, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Безусловных оснований для отмены судебного акта, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы на основании статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на подателя апелляционной жалобы. Вместе с тем, согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, как орган местного самоуправления, в данном случае освобожден от оплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.07.2013 по делу N А76-5101/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
Судьи
М.И.КАРПАЧЕВА
Л.А.СУСПИЦИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)