Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 13.08.2013 ПО ДЕЛУ N А33-15531/2012

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 августа 2013 г. N А33-15531/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 8 августа 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 августа 213 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Зуева А.О.,
судей: Бурковой О.Н., Скубаева А.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Новиковой С.В.,
судебное заседание проводится с использованием систем видеоконференц-связи, при исполнении судебного поручения судьей Арбитражного суда Красноярского края Дьяченко С.П., при ведении протокола совершения отдельного процессуального действия секретарем Деряевой Н.В.,
в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи,
находясь в Арбитражном суде Красноярского края, принимают участие представители: от Управления Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю - Черепахина Олеся Викторовна (доверенность от 28.12.2012),
находясь в Федеральном арбитражном суде Восточно-Сибирского округа, принимают участие представители гражданки, осуществляющей предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющей статус индивидуального предпринимателя, Васильевой Кристины Олеговны - Стравинскене Людмила Яковлевна (доверенность от 08.03.2012), Сучкова Наталья Юрьевна (доверенность от 08.12.2012),
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы гражданки, осуществляющей предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющей статус индивидуального предпринимателя, Васильевой Кристины Олеговны, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 13 декабря 2012 года по делу N А33-15531/2012 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 8 апреля 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции: Лесков Р.В.; суд апелляционной инстанции: Петровская О.В., Бутина И.Н., Споткай Л.Е.),

установил:

Гражданка, осуществляющая предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, имеющая статус индивидуального предпринимателя, Васильева Кристина Олеговна (ОГРН: 311246830600052, г. Красноярск) (далее - предприниматель Васильева К.О.) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (ОГРН: 1042402980290) (далее - Управление), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН: 1027700485757) (далее - Учреждение) об установлении, по состоянию на 1 января 2011 года кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, Северо-Западный промузел, кадастровый номер 24:50:0100012:17, в размере равном его рыночной стоимости 14 500 000 рублей; об обязании полномочного лица внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет иска к участию в деле привлечена администрация г. Красноярска.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 13 декабря 2012 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 8 апреля 2013 года, иск удовлетворен частично.
Кадастровая стоимость земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, Северо-Западный промузел, кадастровый номер 24:50:0100012:17, установлена в размере равном его рыночной стоимости 14 500 000 рублей с даты вступления настоящего решения в законную силу.
На Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю судом возложена обязанность внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части сведений о кадастровой стоимости указанного земельного участка, в размере равном его рыночной стоимости 14 500 000 рублей. В остальной части заявления отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, предприниматель Васильева К.О., Управление, Учреждение обратились в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами.
Предприниматель Васильева К.О. в своей кассационной жалобе полагает, что в силу положений статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ) кадастровая стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости должна быть установлена с даты (01.01.2011), по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края", иное нарушает права предпринимателя как налогоплательщика.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю в своей кассационной жалобе полагает, что не является надлежащим ответчиком, поскольку участия в процедуре проведения государственной кадастровой оценки земель, закрепленной Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ, не принимает.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в своей кассационной жалобе полагает, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший результаты кадастровой оценки.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и администрация г. Красноярска о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб извещены надлежащим образом (уведомление о вручении почтовых отправлений N 04200, N 04201, N 06304, N 06305, N 04199, N 06306), однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, дело рассматривается без их участия.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители индивидуального предпринимателя Васильевой К.О. - Стравинскене Л.Я., Сучкова Н.Ю., представитель Управления Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю - Черепахина О.В. поддержали доводы, приведенные в своих кассационных жалобах.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации соответствие выводов Арбитражного суда Красноярского края и Третьего арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, предприниматель Васильева К.О. является собственником земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100012:17, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование: место размещения складской базы, общей площадью 13 425 кв. м, находящимся по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, Северо-Западный промузел, что следует из свидетельства о государственной регистрации права от 12.01.2010 серия 24 ЕИ N 427059.
Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-П, вступившим в силу с 01.01.2012 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов. По результатам произведенной 01.01.2011 кадастровой оценки земельного участка его кадастровая стоимость на 01.01.2012 определена в размере 28 530 138 рублей 75 копеек (Приложение N 1, таблица 48, строка 1359).
Обществом с ограниченной ответственностью "Аудит-Стандарт" произведена оценка рыночной стоимости земельного участка, по результатам которой составлен отчет N 277 от 25.07.2012, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100012:17 на 01.01.2011 определена в размере 14 500 000 рублей.
Согласно выданному Саморегулируемой организацией оценщиков Некоммерческим партнерством "Деловой союз оценщиков" положительному экспертному заключению N 618/08/12 от 17.08.2012 отчет N 277 от 25.07.2012 соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-ФЗ, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартам и правилам оценочной деятельности Саморегулируемой организации оценщиков Некоммерческого партнерства "Деловой союз оценщиков".
Ссылаясь на несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, следствием чего является нарушение прав предпринимателя как собственника земельного участка и плательщика земельного налога, истец обратился в арбитражный суд с требованиями установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2011, об обязании уполномоченных лиц внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции руководствовался статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316, пунктом 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года N 255, статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 135-ФЗ, разъяснениями, содержащимися в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, и исходил из обоснованности требований истца, предъявленных к органам кадастрового учета.
При этом арбитражный суд отклонил требование истца о необходимости изменений сведений в государственном кадастре недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с 01.01.2011, обязав внести рыночную стоимость земельного участка в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационных жалоб, обсудив доводы жалоб, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения жалоб и отмены судебных актов, вынесенных в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Предметом исковых требований по существу является требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Поскольку это иск об изменении кадастровой стоимости его необходимо квалифицировать как иск преобразовательный.
Собственник земельного участка, предъявляя такой иск, использует свое вытекающее из природы массовой оценки права требовать уточнения, коррекции результатов государственной кадастровой оценки применительно к земельному участку.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи (пункт 2); в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В соответствии с абзацем 1 статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости находящихся в государственной или муниципальной собственности объектов недвижимости, могут быть оспорены физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в арбитражном суде.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Выбор способа защиты права и формулирование предмета иска являются правом истца.
Руководствуясь приведенными нормами права и учитывая фактические обстоятельства, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что права предпринимателя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, в рассматриваемом случае могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости.
Заявленные истцом требования носят исковой характер и подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
В силу статьи 12 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Как установлено судами, в рассматриваемом случае в отчете оценщика N 277 рыночная стоимость земельного участка установлена по состоянию на ту же дату, когда была определена кадастровая стоимость указанного земельного участка, что соответствует требованиям законодательства.
Нормами статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика.
Арбитражными судами установлено, что на отчет оценщика N 277 дано положительное экспертное заключение Саморегулируемой организацией оценщиков Некоммерческое партнерство "Деловой союз оценщиков".
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о доказанности действительной рыночной стоимости спорного земельного участка и, руководствуясь правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, обязал орган кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта и по состоянию на дату, указанную в решении суда.
В Постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
При этом Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации исходил из того, что кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной только методом ее проведения (массовым характером).
Установление рыночной стоимости полученной в результате индивидуальной оценки объекта и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, которая была получена методами массовой оценки без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, не может быть определена произвольно.
Именно поэтому статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ прямо определено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Учитывая изложенное, доводы заявителя кассационной жалобы о том, что в силу статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ кадастровая стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости должна быть установлена с даты, по состоянию на которую была утверждена его кадастровая стоимость, подлежат отклонению судом кассационной инстанции в связи с неправильным толкованием истцом положений названной статьи федерального закона.
В соответствии с позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28 июня 2011 года N 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Правовым последствием судебного пересмотра кадастровой стоимости в связи с ее несоответствием рыночной стоимости земельного участка является то, что с момента вступления в силу судебного решения у кадастрового органа возникает обязанность внести в кадастр установленную судебным актом рыночную стоимость земельного участка, то есть зафиксировать в кадастре в качестве экономической характеристики земельного участка ту, которая указана в резолютивной части решения суда.
Таким образом, рыночная стоимость (определенная индивидуально) получает статус кадастровой. Именно с этого момента кадастровая стоимость должна применятся в новом, измененном размере. Как отмечает Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, указанное вытекает из правил пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Рассмотрение дела об оспаривании кадастровой стоимости в исковом производстве, исходя из сформулированных в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 правовых позиций, позволяет избежать возникновения в кадастре пробела относительно экономической характеристики земельного участка и, следовательно, проблем с применением правовых норм, условий договоров, ставящих в зависимость от кадастровой стоимости определение размера тех или иных платежей.
Тем самым соблюдается баланс между интересами правообладателей земельных участков и публичными интересами с поступлением денежных средств в соответствующие бюджеты.
Учитывая вышеизложенное, довод истца о том, что он не может воспользоваться и применить для исчисления земельного налога кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости за текущий и предыдущие налоговые периоды не может повлиять на правильность принятых по делу судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Требовать изменения стоимости земельного участка, зафиксированной в государственном кадастре недвижимости, можно от того лица, которое способно такое изменение внести.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе, функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4 вышеназванного Положения).
В силу пункта 3 статьи 5 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2013 года полномочия по принятию решения о проведении государственной кадастровой оценки и полномочия заказчика работ по определению кадастровой стоимости, за исключением полномочий, установленных статьями 24.17 и 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), также реализует орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что с иском об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости спорного земельного участка истец правомерно обратился к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и другие законодательные акты" до 1 января 2013 года полномочия по принятию решения о проведении государственной кадастровой оценки и полномочия заказчика работ по определению кадастровой стоимости, за исключением полномочий, установленных статьями 24.17 и 24.18, также реализует орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Исходя из сформированных исковых требований и учитывая, что федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" является органом кадастрового учета и наделено полномочиями, в том числе, вносить изменения в государственный кадастр недвижимости, довод учреждения о том, что оно не является надлежащим ответчиком, подлежит отклонению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Красноярского края от 13 декабря 2012 года по делу N А33-15531/2012 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 8 апреля 2013 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 13 декабря 2012 года по делу N А33-15531/2012 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 8 апреля 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
А.О.ЗУЕВ

Судьи:
О.Н.БУРКОВА
А.И.СКУБАЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)