Судебные решения, арбитраж
Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лазарева С.В.,
судей Купреенкова В.А., Платоновой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Екатеринбурга (далее - администрация) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.08.2012 по делу N А60-24396/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, состоявшемся 22.01.2013 в 09 ч 30 мин., приняли участие представители:
администрации - Станин Д.А. (доверенность от 28.12.2012 N 364/05/50.2.03), Громут А.А. (доверенность от 23.12.2012 N 363/05/50.2.03), Нестеров Е.Н. (доверенность от 20.12.2012 N 285/05/50.2-03),
муниципального бюджетного учреждения "Городской комитет по приватизации и высвобождению земельных участков под застройку" (далее - комитет по приватизации) - Аносова Л.Ф. (доверенность от 30.09.2012 N 396),
закрытого акционерного общества "Олипс" (далее - общество "Олипс") - Давыдов В.А. (доверенность от 13.11.2012 N 86-12).
В судебном заседании объявлен перерыв до 24.01.2013 10 ч. 30 мин.
После перерыва в судебном заседании приняли участие представители:
администрации - Громут А.А. (доверенность от 23.12.2012 N 363/05/50.2.03),
общества "Олипс" - Давыдов В.А. (доверенность от 13.11.2012 N 86-12).
Общество "Олипс" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к администрации о понуждении к заключению договора о выкупе для муниципальных нужд семнадцати объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: г. Екатеринбург, ул. Стрелочников, д. 19а, поименованных в исковом заявлении.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен комитет по приватизации.
Решением суда первой инстанции от 17.08.2012 (судья Ванин П.Б.) исковые требования удовлетворены. На администрацию возложена обязанность заключить с обществом "Олипс" соглашение о выкупе для муниципальных нужд объектов недвижимого имущества на условиях соглашения о выкупе от 28.04.2012. Общая выкупная цена подлежащих выкупу объектов определена в размере 388 305 945 руб., включая НДС 18%, а также выкупная цена каждого объекта в отдельности.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2012 (судьи Усцов Л.А., Зеленина Т.Л., Скромова Ю.В.) решение арбитражного суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение ст. 445, 446, ст. 279 - 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 49, 55, 57, 63 Земельного кодекса Российской Федерации. Заявитель полагает, что действующим земельным и гражданским законодательством конкретные сроки изъятия земельных участков, зарезервированных для муниципальных нужд, не установлено. Заявитель указывает на то, что изъятие обусловлено обеспечением публично значимых вопросов, для решения которых необходимо выделение значительных денежных средств из бюджета города. По мнению заявителя, у общества "Олипс" не возникло права понуждения администрации к заключению договора купли-продажи земельного участка, поскольку проект договора (оферта) администрацией в адрес общества не направлялся. Заявитель считает неверным вывод судов об уклонении администрации от заключения договора, ссылаясь на то, что принятие решения об изъятии земельного участка само по себе не свидетельствует о возникновении у администрации обязанности заключить договор купли-продажи. Как указывает заявитель, резервирование земельного участка, принадлежащего обществу "Олипс", не создает собственнику препятствий в пользовании и распоряжении этим имуществом. Кроме того, заявитель ссылается на то, что у собственника земельного участка, подлежащего изъятию, не имеется права требовать его выкупа, в отличие от уполномоченного органа, принявшего такое решение. Заявитель указывает на избрание истцом ненадлежащего способа защиты права, поскольку собственник вправе требовать компенсации убытков, причиненных изъятием земельного участка. Заявитель также ссылается на исключение земельного участка, принадлежащего обществу "Олипс", из списка участков, подлежащих изъятию, и снятию соответствующего обременения, зарегистрированного в ЕГРП.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Олипс" указывает на несостоятельность доводов заявителя, просит судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судами, общество "Олипс" является собственником земельного участка с кадастровым номером 66:41:0206004:0002, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - земли общественно-деловой застройки (для общественных целей), площадью 19 891 кв. м, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Стрелочников, д. 19/А, а также находящихся на нем шестнадцати объектов недвижимого имущества, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Администрацией принято постановление от 02.08.2011 N 3157 об изъятии для муниципальных нужд земельных участков и объектов недвижимости по улицам Челюскинцев - Стрелочников - III-го Интернационала - Готвальда, в котором для целей строительства улицы Европейской предусмотрено изъятие для муниципальных нужд названного земельного участка и шестнадцати объектов недвижимости, принадлежащих обществу "Олипс".
В постановлении от 02.08.2011 N 3157 администрация обязала комитет по приватизации зарегистрировать ограничения (обременения) прав всех пользователей и собственников изымаемых земельных участков, зданий и сооружений; направить заинтересованным лицам уведомления о предстоящем изъятии; в случае согласия собственников (пользователей) земельных участков и объектов недвижимости на их освобождение заключить договоры о выкупе в собственность муниципального образования "город Екатеринбург", при неполучении согласия обратиться в суд с соответствующими исками.
Администрация 31.10.2011 направила обществу "Олипс" уведомление об изъятии для муниципальных нужд земельных участков и объектов недвижимости по улицам Челюскинцев - Стрелочников - III-го Интернационала - Готвальда и о дате проведения государственной регистрации.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 10.10.2011 и 17.10.2011 зарегистрировано обременение в виде изъятия принадлежащего обществу "Олипс" на праве собственности недвижимого имущества, что подтверждено представленными в деле соответствующими выписками из ЕГРП.
Администрация 19.01.2012 направила обществу "Олипс" письмо, в котором предложила заключить договор купли-продажи изымаемых объектов по цене 388 305 945 руб., определенной на основании отчета об оценке от 24.10.2011 N 447, выполненного обществом с ограниченной ответственностью "Трансэнергоресурс" по заказу администрации.
Общество "Олипс" в письме от 01.02.2012 N 109 выразило согласие на выкуп объектов недвижимости на предложенных администрацией условиях.
Не получив проект договора, общество "Олипс" инициировало процедуру его заключения путем направления администрации проекта соглашения от 28.04.2012 с сопроводительным письмом от 28.04.2012 N 607.
Администрация в письме от 21.05.2012 в ответ на названный запрос общества "Олипс" указала на то, что работа по изъятию земельных участков, в том числе по ул. Стрелочников, д. 19, возобновится после ввода в эксплуатацию нового товарного двора на Серовской тракте, не менее чем через пять лет.
Общество "Олипс", полагая, что администрация уклоняется от заключения договора о выкупе объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд, обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
В обоснование заявленных требований общество "Олипс" указало, что изъятие объектов для публичных нужд, влечет возникновение определенных потерь в имущественной сфере собственника изымаемых объектов, в связи с чем изъятие при согласии на него собственника должно происходить в минимально возможные (разумные) сроки с предварительным и равноценным возмещением потерь (п. 2 ст. 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 57 Земельного кодекса Российской Федерации).
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что в силу ст. 49, 55 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 279, 281 Гражданского кодекса Российской Федерации действия администрации по выкупу объектов недвижимости должны быть совершены в течение года с момента уведомления собственника об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд. Отказ администрации от заключения договора на условиях проекта, направленного обществом "Олипс", расценен судом первой инстанции как уклонение. Поскольку названные в письме администрации от 21.05.2012 причины переноса сроков изъятия земельного участка признаны судом первой инстанции противоречащими ранее принятым администрацией решениям и сделанным приготовлениям, суд сделал вывод о наличии оснований для понуждения администрации к заключению договора в соответствии со ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение суда первой инстанции без изменения и соглашаясь с указанным выводами суда, также отметил, что приостановление выкупа объектов на срок не менее пяти лет повлечет существенное уменьшение размера причитающейся обществу компенсации в результате инфляционных процессов и перенос сроков изъятия является препятствием для полноценного использования истцом изымаемых объектов. Как указал суд апелляционной инстанции, администрация в связи с принятием постановления от 02.08.2011 N 3157 приняла на себя обязательства выкупить у общества "Олипс" названные объекты недвижимости.
Между тем выводы судов не могут быть признаны верными и основанными на правильном применении норм материального права.
Согласно п. 1 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, осуществляется в исключительных случаях и по основаниям, приведенным в указанной норме права.
В соответствии с п. 3 ст. 55 Земельного кодекса Российской Федерации порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
Пунктом 3 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии; выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
В силу п. 1 ст. 281 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.
Если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в п. 3 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. 282 названного Кодекса).
Из системного толкования положений ст. 282, 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что правовая природа правоотношений по изъятию земельного участка для муниципальных нужд отлична от правовой природы правоотношений по урегулированию разногласий, возникших при заключении договора.
В силу положений ст. 282 Гражданского кодекса Российской Федерации с требованием о выкупе земельного участка может обратиться только орган, принявший решение об изъятии земельного участка при условии недостижения соглашения о выкупе с собственником этого земельного участка. При этом у собственника земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, отсутствует право требовать от уполномоченного органа выкупа у него этого земельного участка в порядке, предусмотренном ст. 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Собственник земельного участка может потребовать компенсации убытков, причиненных изъятием земельного участка (п. 2 ст. 282 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Условия выкупа земельного участка, в том числе о выкупной цене, определяются соглашением собственника и уполномоченного органа, при этом соглашение об изъятии земельного участка администрацией в адрес общества "Олипс" не направлялось, проект договора, представленный обществом "Олипс", администрацией не подписан, и с требованием о выкупе администрация в порядке ст. 282 Гражданского кодекса Российской Федерации не обращалась.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции признает, что обществом "Олипс" избран ненадлежащий способ защиты права, в связи с чем требования общества о понуждении администрации заключить договор выкупа земельного участка и находящихся на нем объектов недвижимости удовлетворению не подлежат.
Поскольку судами установлены существенные обстоятельства дела, однако выводы судов основаны на неправильном применении норм материального права, суд кассационной инстанции полагает возможным в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отменить принятые судами первой и апелляционной инстанций судебные акты и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять свое решение по рассматриваемому спору.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с общества "Олипс" подлежит взысканию в доход федерального бюджета 4000 руб. государственной пошлины по апелляционной и кассационной жалобе.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.08.2012 по делу N А60-24396/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2012 по тому же делу отменить.
В удовлетворении исковых требований Закрытого акционерного общества "Олипс" отказать.
Взыскать с Закрытого акционерного общества "Олипс" в доход федерального бюджета 4000 рублей государственной пошлины по апелляционной и кассационной жалобе.
Председательствующий
С.В.ЛАЗАРЕВ
Судьи
В.А.КУПРЕЕНКОВ
Е.А.ПЛАТОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 31.01.2013 N Ф09-12861/12 ПО ДЕЛУ N А60-24396/2012
Разделы:Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 января 2013 г. N Ф09-12861/12
Дело N А60-24396/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лазарева С.В.,
судей Купреенкова В.А., Платоновой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Екатеринбурга (далее - администрация) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.08.2012 по делу N А60-24396/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, состоявшемся 22.01.2013 в 09 ч 30 мин., приняли участие представители:
администрации - Станин Д.А. (доверенность от 28.12.2012 N 364/05/50.2.03), Громут А.А. (доверенность от 23.12.2012 N 363/05/50.2.03), Нестеров Е.Н. (доверенность от 20.12.2012 N 285/05/50.2-03),
муниципального бюджетного учреждения "Городской комитет по приватизации и высвобождению земельных участков под застройку" (далее - комитет по приватизации) - Аносова Л.Ф. (доверенность от 30.09.2012 N 396),
закрытого акционерного общества "Олипс" (далее - общество "Олипс") - Давыдов В.А. (доверенность от 13.11.2012 N 86-12).
В судебном заседании объявлен перерыв до 24.01.2013 10 ч. 30 мин.
После перерыва в судебном заседании приняли участие представители:
администрации - Громут А.А. (доверенность от 23.12.2012 N 363/05/50.2.03),
общества "Олипс" - Давыдов В.А. (доверенность от 13.11.2012 N 86-12).
Общество "Олипс" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к администрации о понуждении к заключению договора о выкупе для муниципальных нужд семнадцати объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: г. Екатеринбург, ул. Стрелочников, д. 19а, поименованных в исковом заявлении.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен комитет по приватизации.
Решением суда первой инстанции от 17.08.2012 (судья Ванин П.Б.) исковые требования удовлетворены. На администрацию возложена обязанность заключить с обществом "Олипс" соглашение о выкупе для муниципальных нужд объектов недвижимого имущества на условиях соглашения о выкупе от 28.04.2012. Общая выкупная цена подлежащих выкупу объектов определена в размере 388 305 945 руб., включая НДС 18%, а также выкупная цена каждого объекта в отдельности.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2012 (судьи Усцов Л.А., Зеленина Т.Л., Скромова Ю.В.) решение арбитражного суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение ст. 445, 446, ст. 279 - 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 49, 55, 57, 63 Земельного кодекса Российской Федерации. Заявитель полагает, что действующим земельным и гражданским законодательством конкретные сроки изъятия земельных участков, зарезервированных для муниципальных нужд, не установлено. Заявитель указывает на то, что изъятие обусловлено обеспечением публично значимых вопросов, для решения которых необходимо выделение значительных денежных средств из бюджета города. По мнению заявителя, у общества "Олипс" не возникло права понуждения администрации к заключению договора купли-продажи земельного участка, поскольку проект договора (оферта) администрацией в адрес общества не направлялся. Заявитель считает неверным вывод судов об уклонении администрации от заключения договора, ссылаясь на то, что принятие решения об изъятии земельного участка само по себе не свидетельствует о возникновении у администрации обязанности заключить договор купли-продажи. Как указывает заявитель, резервирование земельного участка, принадлежащего обществу "Олипс", не создает собственнику препятствий в пользовании и распоряжении этим имуществом. Кроме того, заявитель ссылается на то, что у собственника земельного участка, подлежащего изъятию, не имеется права требовать его выкупа, в отличие от уполномоченного органа, принявшего такое решение. Заявитель указывает на избрание истцом ненадлежащего способа защиты права, поскольку собственник вправе требовать компенсации убытков, причиненных изъятием земельного участка. Заявитель также ссылается на исключение земельного участка, принадлежащего обществу "Олипс", из списка участков, подлежащих изъятию, и снятию соответствующего обременения, зарегистрированного в ЕГРП.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Олипс" указывает на несостоятельность доводов заявителя, просит судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судами, общество "Олипс" является собственником земельного участка с кадастровым номером 66:41:0206004:0002, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - земли общественно-деловой застройки (для общественных целей), площадью 19 891 кв. м, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Стрелочников, д. 19/А, а также находящихся на нем шестнадцати объектов недвижимого имущества, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Администрацией принято постановление от 02.08.2011 N 3157 об изъятии для муниципальных нужд земельных участков и объектов недвижимости по улицам Челюскинцев - Стрелочников - III-го Интернационала - Готвальда, в котором для целей строительства улицы Европейской предусмотрено изъятие для муниципальных нужд названного земельного участка и шестнадцати объектов недвижимости, принадлежащих обществу "Олипс".
В постановлении от 02.08.2011 N 3157 администрация обязала комитет по приватизации зарегистрировать ограничения (обременения) прав всех пользователей и собственников изымаемых земельных участков, зданий и сооружений; направить заинтересованным лицам уведомления о предстоящем изъятии; в случае согласия собственников (пользователей) земельных участков и объектов недвижимости на их освобождение заключить договоры о выкупе в собственность муниципального образования "город Екатеринбург", при неполучении согласия обратиться в суд с соответствующими исками.
Администрация 31.10.2011 направила обществу "Олипс" уведомление об изъятии для муниципальных нужд земельных участков и объектов недвижимости по улицам Челюскинцев - Стрелочников - III-го Интернационала - Готвальда и о дате проведения государственной регистрации.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 10.10.2011 и 17.10.2011 зарегистрировано обременение в виде изъятия принадлежащего обществу "Олипс" на праве собственности недвижимого имущества, что подтверждено представленными в деле соответствующими выписками из ЕГРП.
Администрация 19.01.2012 направила обществу "Олипс" письмо, в котором предложила заключить договор купли-продажи изымаемых объектов по цене 388 305 945 руб., определенной на основании отчета об оценке от 24.10.2011 N 447, выполненного обществом с ограниченной ответственностью "Трансэнергоресурс" по заказу администрации.
Общество "Олипс" в письме от 01.02.2012 N 109 выразило согласие на выкуп объектов недвижимости на предложенных администрацией условиях.
Не получив проект договора, общество "Олипс" инициировало процедуру его заключения путем направления администрации проекта соглашения от 28.04.2012 с сопроводительным письмом от 28.04.2012 N 607.
Администрация в письме от 21.05.2012 в ответ на названный запрос общества "Олипс" указала на то, что работа по изъятию земельных участков, в том числе по ул. Стрелочников, д. 19, возобновится после ввода в эксплуатацию нового товарного двора на Серовской тракте, не менее чем через пять лет.
Общество "Олипс", полагая, что администрация уклоняется от заключения договора о выкупе объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд, обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
В обоснование заявленных требований общество "Олипс" указало, что изъятие объектов для публичных нужд, влечет возникновение определенных потерь в имущественной сфере собственника изымаемых объектов, в связи с чем изъятие при согласии на него собственника должно происходить в минимально возможные (разумные) сроки с предварительным и равноценным возмещением потерь (п. 2 ст. 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 57 Земельного кодекса Российской Федерации).
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что в силу ст. 49, 55 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 279, 281 Гражданского кодекса Российской Федерации действия администрации по выкупу объектов недвижимости должны быть совершены в течение года с момента уведомления собственника об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд. Отказ администрации от заключения договора на условиях проекта, направленного обществом "Олипс", расценен судом первой инстанции как уклонение. Поскольку названные в письме администрации от 21.05.2012 причины переноса сроков изъятия земельного участка признаны судом первой инстанции противоречащими ранее принятым администрацией решениям и сделанным приготовлениям, суд сделал вывод о наличии оснований для понуждения администрации к заключению договора в соответствии со ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение суда первой инстанции без изменения и соглашаясь с указанным выводами суда, также отметил, что приостановление выкупа объектов на срок не менее пяти лет повлечет существенное уменьшение размера причитающейся обществу компенсации в результате инфляционных процессов и перенос сроков изъятия является препятствием для полноценного использования истцом изымаемых объектов. Как указал суд апелляционной инстанции, администрация в связи с принятием постановления от 02.08.2011 N 3157 приняла на себя обязательства выкупить у общества "Олипс" названные объекты недвижимости.
Между тем выводы судов не могут быть признаны верными и основанными на правильном применении норм материального права.
Согласно п. 1 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, осуществляется в исключительных случаях и по основаниям, приведенным в указанной норме права.
В соответствии с п. 3 ст. 55 Земельного кодекса Российской Федерации порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
Пунктом 3 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии; выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
В силу п. 1 ст. 281 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.
Если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в п. 3 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. 282 названного Кодекса).
Из системного толкования положений ст. 282, 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что правовая природа правоотношений по изъятию земельного участка для муниципальных нужд отлична от правовой природы правоотношений по урегулированию разногласий, возникших при заключении договора.
В силу положений ст. 282 Гражданского кодекса Российской Федерации с требованием о выкупе земельного участка может обратиться только орган, принявший решение об изъятии земельного участка при условии недостижения соглашения о выкупе с собственником этого земельного участка. При этом у собственника земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, отсутствует право требовать от уполномоченного органа выкупа у него этого земельного участка в порядке, предусмотренном ст. 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Собственник земельного участка может потребовать компенсации убытков, причиненных изъятием земельного участка (п. 2 ст. 282 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Условия выкупа земельного участка, в том числе о выкупной цене, определяются соглашением собственника и уполномоченного органа, при этом соглашение об изъятии земельного участка администрацией в адрес общества "Олипс" не направлялось, проект договора, представленный обществом "Олипс", администрацией не подписан, и с требованием о выкупе администрация в порядке ст. 282 Гражданского кодекса Российской Федерации не обращалась.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции признает, что обществом "Олипс" избран ненадлежащий способ защиты права, в связи с чем требования общества о понуждении администрации заключить договор выкупа земельного участка и находящихся на нем объектов недвижимости удовлетворению не подлежат.
Поскольку судами установлены существенные обстоятельства дела, однако выводы судов основаны на неправильном применении норм материального права, суд кассационной инстанции полагает возможным в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отменить принятые судами первой и апелляционной инстанций судебные акты и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять свое решение по рассматриваемому спору.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с общества "Олипс" подлежит взысканию в доход федерального бюджета 4000 руб. государственной пошлины по апелляционной и кассационной жалобе.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.08.2012 по делу N А60-24396/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2012 по тому же делу отменить.
В удовлетворении исковых требований Закрытого акционерного общества "Олипс" отказать.
Взыскать с Закрытого акционерного общества "Олипс" в доход федерального бюджета 4000 рублей государственной пошлины по апелляционной и кассационной жалобе.
Председательствующий
С.В.ЛАЗАРЕВ
Судьи
В.А.КУПРЕЕНКОВ
Е.А.ПЛАТОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)