Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2007 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2007 года
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Игнашиной Г.Д.
судей Тимашковой Е.Н., Стахановой В.Н.
по докладу судьи Игнашиной Г.Д.
при ведении протокола судьей Игнашиной Г.Д.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления ФАС России по Рязанской области
на решение Арбитражного суда Рязанской области
от 30.09.2007 г. по делу N А54-2678/07 (судья И.В. Шуман)
по заявлению Правительства Рязанской области
к Управлению ФАС России по Рязанской области
3-е лицо: ООО "Семейный очаг", Администрация г. Рязань
о признании недействительным решения и предписания
при участии:
от Правительства Рязанской области: Харитонов М.А. по доверенности,
от Управления ФАС России по Рязанской области: не явился, извещен надлежаще,
от ООО "Семейный очаг": Данилин Д.Н. по доверенности,
от Администрации г. Рязань: Данилин Д.Н. по доверенности
установил:
Правительство Рязанской области (далее - Правительство) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Управлению ФАС России по Рязанской области (далее - Управление) о признании недействительным решения от 06.06.2007 г. и предписания от 06.06.2007 г. N 51/2007М.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 30.09.2007 года требования удовлетворены.
Управление обжаловало решение суда в апелляционном порядке, просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Правительство и ООО "Семейный очаг" (далее - Общество) возражали против доводов жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав пояснения представителей, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как установлено судом, 16.03.2005 г. Администрацией г. Рязани (далее - Администрация) в газете "Рязанские ведомости" опубликована информация о намерении предоставить в аренду земельный участок под строительство многоквартирного жилого дома, ориентировочной площадью 3973 кв. м, расположенный по адресу: г. Рязань, ул. Новаторов.
24.01.2007 г. Правительством принято постановлении N 14 о предоставлении Обществу в аренду земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 62:29:006 00 04:0009, общей площадью 3973 кв. м, расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Новаторов (Московский округ), для строительства многоквартирного жилого дома (2-я очередь) сроком на три года.
06.06.2007 г. Управлением принято решение, которым действия Правительства по предоставлению Обществу земельного участка для жилищного строительства без проведения аукциона признаны нарушающими ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
06.06.2007 г. Правительству выдано предписание о прекращении в срок до 15.07.2007 г. нарушения ч. 1 ст. 15 Закона, выразившееся в предоставлении Обществу земельного участка для жилищного строительства без проведения аукциона, а также отмене постановления от 24.01.2007 г. N 14 "О предоставлении ООО "Семейный очаг" в аренду земельного участка для строительства многоквартирного жилого дома (2-я очередь)".
Не согласившись с указанными решением и предписанием, Правительство обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя требования Правительства, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно с п. 1 ст. 30 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
При этом в силу п. 1 ст. 30.1 ЗК РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.
Подпунктом 3 п. 4 ст. 30 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта возможно путем проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов, (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
Из материалов дела следует, что публикация сообщения о намерении предоставить в аренду земельный участок под строительство многоквартирного жилого дома, ориентировочной площадью 3973 кв. м, расположенный по адресу: г. Рязань, ул. Новаторов, осуществлена Администрацией заблаговременно - 16.03.2005 г. в газете "Рязанские ведомости".
При этом, как установлено судом, после публикации указанного сообщения иных заявок, кроме заявки Общества не поступило. Названный факт Управлением не оспаривается.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что предоставление спорного земельного участка Обществу без проведения торгов произведено с соблюдением требований Земельного кодекса Российской Федерации в связи с чем оснований для вынесения решения и предписания у Управления не имелось. При этом каких либо доказательств того, что постановление Правительства от 24.01.2007 г. N 14 повлияло на конкуренцию на рынке строительства жилья, а равно того, интересы каких хозяйствующих субъектов оказались ущемленными в результате предоставления Правительством земельного участка в аренду для строительства многоквартирного жилого дома Обществу, Управлением суду не представлено, в то время как в силу ст. 65 АПК РФ бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых ненормативных правовых актов возложено на него.
Ссылка подателя жалобы на положения ст. 30.1, 30.2, 38, 38.1, 38.2 ЗК РФ во внимание не принимается, поскольку названными статьями регулируют порядок продажи земельных участков для строительства, продажи права на заключение договоров аренды, порядок приобретения земельных участков на торгах, особенности проведения аукционов, особенности предоставления земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в то время как в рассматриваемом случае имело место предоставлении Обществу в аренду земельного участка для строительства.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно признал недействительными решение Управление от 06.06.2007 г. и предписание от 06.06.2007 г. N 51/2007М.
Таким образом, судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 АПК РФ отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 30 сентября 2007 г. по делу N А54-2678/07 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.
Председательствующий
Г.Д.ИГНАШИНА
Судьи
Е.Н.ТИМАШКОВА
В.Н.СТАХАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.12.2007 ПО ДЕЛУ N А54-2678/07
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 декабря 2007 г. по делу N А54-2678/07
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2007 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2007 года
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Игнашиной Г.Д.
судей Тимашковой Е.Н., Стахановой В.Н.
по докладу судьи Игнашиной Г.Д.
при ведении протокола судьей Игнашиной Г.Д.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления ФАС России по Рязанской области
на решение Арбитражного суда Рязанской области
от 30.09.2007 г. по делу N А54-2678/07 (судья И.В. Шуман)
по заявлению Правительства Рязанской области
к Управлению ФАС России по Рязанской области
3-е лицо: ООО "Семейный очаг", Администрация г. Рязань
о признании недействительным решения и предписания
при участии:
от Правительства Рязанской области: Харитонов М.А. по доверенности,
от Управления ФАС России по Рязанской области: не явился, извещен надлежаще,
от ООО "Семейный очаг": Данилин Д.Н. по доверенности,
от Администрации г. Рязань: Данилин Д.Н. по доверенности
установил:
Правительство Рязанской области (далее - Правительство) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Управлению ФАС России по Рязанской области (далее - Управление) о признании недействительным решения от 06.06.2007 г. и предписания от 06.06.2007 г. N 51/2007М.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 30.09.2007 года требования удовлетворены.
Управление обжаловало решение суда в апелляционном порядке, просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Правительство и ООО "Семейный очаг" (далее - Общество) возражали против доводов жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав пояснения представителей, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как установлено судом, 16.03.2005 г. Администрацией г. Рязани (далее - Администрация) в газете "Рязанские ведомости" опубликована информация о намерении предоставить в аренду земельный участок под строительство многоквартирного жилого дома, ориентировочной площадью 3973 кв. м, расположенный по адресу: г. Рязань, ул. Новаторов.
24.01.2007 г. Правительством принято постановлении N 14 о предоставлении Обществу в аренду земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 62:29:006 00 04:0009, общей площадью 3973 кв. м, расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Новаторов (Московский округ), для строительства многоквартирного жилого дома (2-я очередь) сроком на три года.
06.06.2007 г. Управлением принято решение, которым действия Правительства по предоставлению Обществу земельного участка для жилищного строительства без проведения аукциона признаны нарушающими ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
06.06.2007 г. Правительству выдано предписание о прекращении в срок до 15.07.2007 г. нарушения ч. 1 ст. 15 Закона, выразившееся в предоставлении Обществу земельного участка для жилищного строительства без проведения аукциона, а также отмене постановления от 24.01.2007 г. N 14 "О предоставлении ООО "Семейный очаг" в аренду земельного участка для строительства многоквартирного жилого дома (2-я очередь)".
Не согласившись с указанными решением и предписанием, Правительство обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя требования Правительства, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно с п. 1 ст. 30 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
При этом в силу п. 1 ст. 30.1 ЗК РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.
Подпунктом 3 п. 4 ст. 30 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта возможно путем проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов, (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
Из материалов дела следует, что публикация сообщения о намерении предоставить в аренду земельный участок под строительство многоквартирного жилого дома, ориентировочной площадью 3973 кв. м, расположенный по адресу: г. Рязань, ул. Новаторов, осуществлена Администрацией заблаговременно - 16.03.2005 г. в газете "Рязанские ведомости".
При этом, как установлено судом, после публикации указанного сообщения иных заявок, кроме заявки Общества не поступило. Названный факт Управлением не оспаривается.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что предоставление спорного земельного участка Обществу без проведения торгов произведено с соблюдением требований Земельного кодекса Российской Федерации в связи с чем оснований для вынесения решения и предписания у Управления не имелось. При этом каких либо доказательств того, что постановление Правительства от 24.01.2007 г. N 14 повлияло на конкуренцию на рынке строительства жилья, а равно того, интересы каких хозяйствующих субъектов оказались ущемленными в результате предоставления Правительством земельного участка в аренду для строительства многоквартирного жилого дома Обществу, Управлением суду не представлено, в то время как в силу ст. 65 АПК РФ бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых ненормативных правовых актов возложено на него.
Ссылка подателя жалобы на положения ст. 30.1, 30.2, 38, 38.1, 38.2 ЗК РФ во внимание не принимается, поскольку названными статьями регулируют порядок продажи земельных участков для строительства, продажи права на заключение договоров аренды, порядок приобретения земельных участков на торгах, особенности проведения аукционов, особенности предоставления земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в то время как в рассматриваемом случае имело место предоставлении Обществу в аренду земельного участка для строительства.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно признал недействительными решение Управление от 06.06.2007 г. и предписание от 06.06.2007 г. N 51/2007М.
Таким образом, судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 АПК РФ отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 30 сентября 2007 г. по делу N А54-2678/07 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.
Председательствующий
Г.Д.ИГНАШИНА
Судьи
Е.Н.ТИМАШКОВА
В.Н.СТАХАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)