Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.07.2013 ПО ДЕЛУ N А41-2266/12

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июля 2013 г. по делу N А41-2266/12


Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июля 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мордкиной Л.М.,
судей: Катькиной Н.Н., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания Соловьевой Е.В.,
при участии в заседании:
- от ДНП "Мансурово" - не явились, извещены;
- от Администрации Истринского муниципального района Московской области - не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ДНП "Мансурово" на решение Арбитражного суда Московской области от 17 апреля 2012 года по делу N А41-2266/12, принятое судьей Неяскиной Е.А., по заявлению ДНП "Мансурово" к Администрации Истринского муниципального района Московской области о признании недействительным решения об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка, об обязании принять решение об изменении разрешенного использования земельного участка,

установил:

дачное некоммерческое партнерство "Мансурово" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Истринского муниципального района Московской области с требованиями:
- - признать недействительным решение Администрации Истринского муниципального района Московской области от 2 декабря 2011 г. об отказе ДНП "Мансурово" в изменении вида разрешенного использования земельного участка, с разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" на разрешенное использование "для садоводства";
- - обязать Администрацию Истринского муниципального района Московской области принять решение об изменении разрешенного использования земельного участка с разрешенного вида использования "для сельскохозяйственного производства" на разрешенное использование "для садоводства".
Решением Арбитражного суда Московской области от 17 апреля 2012 года по делу N А41-2266/12 в удовлетворении заявленных требований ДНП "Мансурово" отказано.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе ДНП "Мансурово", в которой заявитель просит решение суда первой инстанции отменить, в заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы ДНП "Мансурово" ссылается на то, что заинтересованным лицом нарушено право собственника на самостоятельное определение вида разрешенного использования земель в пределах одной категории.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
В порядке части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
На основании договора купли-продажи земельного участка от 15 марта 2010 г. за дачным некоммерческим партнерством "Мансурово" зарегистрировано право собственности не земельный участок общей площадь 14 450 кв. м, кадастровый номер 50:08:060430:39 по адресу: Московская область, Истринский район, с/пос. Костровское, дер. Мансурово, д. 31, участок находится примерно в 900 м по направлению на северо-восток от ориентира жилого дома, расположенного за пределами участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, что удостоверено свидетельством о государственной регистрации права от 11 октября 2010 г.
ДНП "Мансурово" 2 ноября 2011 г. обратилось к Главе администрации Истринского муниципального района Московской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:08:0060430:39 с разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" на разрешенное использование "для садоводства".
В письме от 2 декабря 2011 г. N 3360 Администрация Истринского муниципального района указала, что вышеуказанный земельный участок необходимо использовать в соответствии с установленным для него правовым режимом и отказала ДНП "Мансурово" в удовлетворении просьбы об изменении вида разрешенного использования данного земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 81 ЗК РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, Федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 01.07.2011, с изм. от 07.12.2011) "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля); садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (далее - садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение).
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 01.07.2011, с изм. от 07.12.2011) "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки (пункт 2 статьи 14).
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (п. 3 ст. 14).
В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 01.07.2011, с изм. от 07.12.2011) "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан") после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность.
Из указанных норм права следует, что дачные земельные участки представляются в собственность гражданам - членам дачного некоммерческого объединения с правом застройки и одновременно с правом выращивания сельскохозяйственных культур. В собственность дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу предоставляются только земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования.
Между тем, из свидетельства о государственной регистрации права от 11 октября 2010 г. следует, что земельный участок с кадастровым номером 50:08:060430:39 площадью 14 450 кв. м полностью принадлежит на праве собственности ДНП "Мансурово", правоустанавливающим документом для государственной регистрации является не решение органа местного самоуправления в порядке статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", а договор купли-продажи земельного участка от 15 марта 2010 г.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 01.07.2011, с изм. от 07.12.2011) "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
В соответствии с пунктом 1 Решения Объединенной коллегии органов управления Москвы и Московской области от 21.06.1999 N 54-РОК "Об основных направлениях градостроительного развития территории районов центральной части Московской области и города Москвы" в целях проведения единой политики Правительства г. Москвы и Правительства Московской области в вопросах градостроительного развития центральных районов Московской области и города Москвы Объединенная коллегия решила одобрить основные направления градостроительного развития районов центральной части Московской области и г. Москвы, предусматривающие запрещение выделения новых земельных участков под коллективное садоводство.
Согласно уставу, утвержденному решением общего собрания учредителей протокол N 1 от 20 января 2010 г., дачное некоммерческое партнерство "Мансурово" является основанной на членстве некоммерческой организацией, учрежденной гражданами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных настоящим уставом.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц дачное некоммерческое партнерство "Мансурово" (ИНН 5017085509) зарегистрировано 8 февраля 2010 г.
Из изложенного следует, что создание в 2010 г. ДНП "Мансурово" не преследовало цель реализации гражданами своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, в порядке предусмотренном Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 01.07.2011, с изм. от 07.12.2011) "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
С учетом изложенного, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что земельный участок с кадастровым номером 50:08:060430:39 не был предоставлен дачному некоммерческому партнерству "Мансурово" в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 81 ЗК РФ, Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
При указанных обстоятельствах в соответствии с порядком, установленным статьей 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" допускается использование для садоводства тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан.
При обращении за внесением изменений в сведения о разрешенном использовании земельного участка у заявителя отсутствовали документы, подтверждающие предоставление земельного участка с кадастровым номером 50:08:060430:39, а также создание соответствующего юридического лица в соответствии с Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно пунктом 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Соответственно, закон не предусматривает вида разрешенного использования "для садоводства" в отношении земельных участков, ранее предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства и находящихся в собственности, законном владении коммерческих или некоммерческих организаций, которые созданы и приобрели данный земельный участок в ином порядке, чем предусмотрено Федеральным законом "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан".
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.
Учитывая то, что отсутствуют основания для изменения разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" на "для садоводства", то отсутствуют основания и для проведения публичных слушаний.
При указанных обстоятельствах, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что решение Администрации Истринского муниципального района Московской области от 2 декабря 2011 г. об отказе ДНП Мансурово в изменении вида разрешенного использования земельного участка, с разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" на разрешенное использование "для садоводства" соответствует законодательству и не нарушает права заявителя.
Апелляционный суд при рассмотрении настоящего дела также принимает во внимание следующее.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
При этом пунктом 1 статьи 79 ЗК РФ предусмотрено, что сельскохозяйственные угодья, включающие в себя пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения его целевого использования, что закреплено статьей 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Предоставление сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения для нужд, не связанных с ведением сельского хозяйства, а также не предназначенных для этих целей, осуществляется после перевода земель в иную категорию в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Материалами дела установлено, что спорный земельный участок, приобретенный ДНП "Мансурово" в 2010 году и находящийся у него в собственности, относится к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", имеет вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" и, соответственно, имеет статус сельскохозяйственных угодий.
Ссылка заявителя в апелляционной жалобе на недоказанность отнесения спорного земельного участка к числу особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий несостоятельна, поскольку не свидетельствует о незаконности отказа администрации в изменении вида разрешенного использования принадлежащего ДНП "Мансурово" на праве собственности земельного участка по вышеизложенным обстоятельствам, распространяющимся на все сельскохозяйственные угодья, в том числе особо ценные продуктивные.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов суда имеющимся в деле доказательствам и о неправильном применении норм права.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 17 апреля 2012 года по делу N А41-2266/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу дачного некоммерческого партнерства "Мансурово" - без удовлетворения.

Председательствующий
Л.М.МОРДКИНА

Судьи
Н.Н.КАТЬКИНА
С.А.КОНОВАЛОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)