Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.10.2012 ПО ДЕЛУ N А55-14925/2012

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 октября 2012 г. по делу N А55-14925/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 октября 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Кузнецова В.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - Якушева А.А., доверенность от 25 июня 2012 г. N 4858,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - Булатова А.Р., доверенность от 28 декабря 2011 г. N 12-8134,
от третьего лица - Гаджиева Т.В., доверенность от 16 июня 2012 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 октября 2012 года, в зале N 6, апелляционную жалобу
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 14 августа 2012 года по делу N А55-14925/2012, судья Стенина А.В.,
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
третье лицо - открытое акционерное общество "Кузнецов", г. Самара,
о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,

установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Росреестра по Самарской области от 13.01.2012 г. N 01/225/2011-777 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества - земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, пос. Винтай, ул. Садовая, N 13; обязать Управление Росреестра по Самарской области осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества - земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, пос. Винтай, ул. Садовая, N 13.
Решением суда первой инстанции от 14 августа 2012 года в удовлетворении заявленных требований Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области отказано.
В апелляционной жалобе Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области просит решение суда первой инстанции отменить; заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции незаконно, нарушает права и законные интересы Российской Федерации, поскольку судом неправильно применены нормы материального права, а также имеет место неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Указывает, что в соответствии со свидетельством о праве собственности на землю N 64840 от 29.12.1992 г. рассматриваемый земельный участок предоставлен в постоянное пользование Винтайскому машиностроительному заводу, являющемуся подразделением государственного предприятия Самарское моторостроительное производственное объединение им. М.В. Фрунзе, для использования под основную производственную площадку.
И поскольку земельный участок предоставлен государственному предприятию, в силу чего, с учетом норм законодательства, он является федеральной собственностью.
Необходимо учитывать, что с момента вступления в законную силу статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", государственная собственность уже была разграничена, и земельный участок относится исключительно к федеральной собственности.
Считает, что представленные на государственную регистрацию документы являются достаточными для подтверждения основания возникновения прав Российской Федерации на земельный участок и соответствуют требованиям Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также пунктов 1, 2 Перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 г. N 404.
В судебном заседании представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ответчика возражает против удовлетворения апелляционной жалобы. Отзыв на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил.
Представитель третьего лица считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве от 19.10.2012 г. N 168/1170. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела 21 ноября 2011 года Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области обратилось в Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области с заявлением о регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, пос. Винтай, ул. Садовая, N 13.
19.12.2011 г. к ответчику с заявлением о возобновлении государственной регистрации права собственности на вышеуказанный объект недвижимого имущества обратилась Е.А. Дайбова, действующая от имени Российской Федерации на основании доверенности.
Сообщением об отказе в государственной регистрации от 13.01.2012 г. N 01/225/2011-777 заявителю было отказано в совершении указанных регистрационных действий на основании абзацев 8 и 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (л.д. 8 - 10).
Ответчиком отказ мотивирован тем, что Свидетельство о праве собственности на землю не может быть рассмотрено в качестве документа, подтверждающего факт нахождения земельного участка в федеральной собственности; документы, необходимые для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, на государственную регистрацию не представлены.
Заявитель, не согласившись с вынесенным отказом, обратился в Арбитражный суд Самарской области с данным заявлением.
14 августа 2012 года Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение.
Как следует из материалов дела заявитель в обоснование возникновения права собственности Российской Федерации на земельный участок указал абзац 3 пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Считая, что данный земельный участок относиться к федеральной собственности в связи с тем, что предоставлен органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) - подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход прав на недвижимое имущество должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.
Пункт 1 статьи 30.1 Федерального закона РФ N 122-ФЗ от 21.07.1997 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", предусматривает, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2006 г. N 404 утвержден перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю:
Заявление о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок, содержащее указание на нормативный акт, являющийся основанием для регистрации права собственности на земельный участок.
Правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или их предшественниками.
Правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке, - в случае если основанием для - регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Иные документы - в случаях, установленных федеральными законами.
Отказывая заявителю в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд обоснованно исходил из следующего.
Согласно Свидетельству о праве собственности на землю N 64840 от 29.12.1992 г., земельный участок был предоставлен в постоянное пользование Винтайскому машиностроительному заводу, которое являлось подразделением государственного предприятия Самарское моторостроительное производственное объединение им. М.В. Фрунзе.
Решением Комитета по управлению государственным имуществом Самарской области N 283 от 23.05.1994 г., государственное предприятие Самарское моторостроительное производственное объединение им. М.В. Фрунзе было преобразовано в акционерное общество открытого типа "Моторостроитель".
Как следует из материалов дела и установлено судом в настоящее время государственное предприятие, которому был предоставлен в постоянное пользование данный земельный участок, не существует, в связи с чем ответчиком был обоснованно сделан вывод о том, что указанное Свидетельство о праве собственности на землю N 64840 от 29.12.1992 г. не может быть рассмотрено в качестве документа, подтверждающего факт нахождения земельного участка в федеральной собственности.
Таким образом, иные документы, указанные в перечне документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 г. N 404, на государственную регистрацию представлены не были, следовательно, ответчик обоснованно отказал в государственной регистрации права собственности.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
С позиции изложенного суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно отсутствия оснований для удовлетворения требований заявителя, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 14 августа 2012 года по делу N А55-14925/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
С.Т.ХОЛОДНАЯ

Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
Н.Ю.МАРЧИК















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)