Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.07.2013 ПО ДЕЛУ N А33-14605/2012

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июля 2013 г. по делу N А33-14605/2012


Резолютивная часть постановления объявлена "25" июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "02" июля 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дунаевой Л.А.,
судей: Иванцовой О.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хрущевой М.А.,
при участии:
от заявителя (открытого акционерного общества "Красноярский машиностроительный завод"):
Пантелеева А.И., представителя по доверенности от 12.04.2013,
от ответчика (Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае): Носик К.Н., представителя по доверенности от 06.02.2013,
рассмотрев апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 19 февраля 2013 года по делу N А33-14605/2012, принятое судьей Куликовой Д.С.,

установил:

открытое акционерное общество "Красноярский машиностроительный завод" (далее - заявитель, общество, ОАО "Красмаш") (ИНН 2462206345, ОГРН 1082468060553) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Территориальному управлению (далее - ответчик, ТУ Росимущества в Красноярском крае) (ИНН 2466222186, ОГРН 1092468031479) с требованиями:
- - признать незаконным и несоответствующим статьям 29 и 36 Земельного кодекса Российской Федерации письмо от 30.07.2012 N 03-50/10/15281 ТУ Росимущества в Красноярском крае об отказе в приватизации земельного участка с кадастровым номером 24:04:0000000:219, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Березовский район, железнодорожная ветка ст. Транспортная - ст. Заводская (часть железнодорожного пути протяженностью 5 472 п. м от границ ЗАТО Железногорск в районе п. Тартат до границ закрытого административно-территориального образования (далее - ЗАТО) Железногорск в районе п. Подгорный);
- - обязать ТУ Росимущества в Красноярском крае устранить допущенные нарушения, следующим образом:
- - в двухнедельный срок со дня принятия решения арбитражным судом, принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 24:04:0000000:219, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Березовский район, железнодорожная ветка ст. Транспортная - ст. Заводская. Часть железнодорожного пути протяженностью 5 472 п. м от границ ЗАТО Железногорск в районе п. Тартат до границ ЗАТО Железногорск в районе п. Подгорный в собственность ОАО "Красмаш";
- - в семидневный срок со дня принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 24:04:0000000:219, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Березовский район, железнодорожная ветка ст. Транспортная - ст. Заводская. Часть железнодорожного пути протяженностью 5 472 п. м от границ ЗАТО Железногорск в районе п. Тартат до границ ЗАТО Железногорск в районе п. Подгорный, и направить проект договора ОАО "Красмаш" с предложением о его заключении.
Определением от 01.10.2012 возбуждено производство по делу, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве, определением от 25.10.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, определением от 15.01.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Березовского района Красноярского края, администрация ЗАТО г. Железногорск, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра картографии" в лице филиала по Красноярскому краю.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 19 февраля 2013 года заявление удовлетворено.
Не согласившись с указанным решением, ТУ Росимущества в Красноярском крае обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что ответчик не уполномочен самостоятельно принимать решение о приватизации земельных участков, Росимущество отказало в приватизации указанного земельного участка.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором с доводами ответчика не согласилось, в удовлетворении жалобы просило отказать. Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Третьи лица, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копии определения от 22.05.2013 о принятии апелляционной жалобы, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: http://www.3aas.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http: www.arbitr.ru/grad/), в судебное заседание своих представителей не направили, отзывы на апелляционную жалобу не представили. Дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства:
Постановлением администрации Березовского района Красноярского края от 10.09.2008 N 869 утвержден проект границ земельного участка, расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, Железнодорожная ветка ст. Транспортная - ст. Заводская. Часть железнодорожного пути протяженностью 5472 п. м от границы ЗАТО Железногорск в районе п. Тартат до границы ЗАТО Железногорск, в районе п. Подгорный, площадью 71724,0 кв. м, в соответствии с проектом границ, категория земель - земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного специального назначения, разрешенное использование (назначение) - для эксплуатации железнодорожного пути; установлено ограничение (обременение) на часть земельного участка расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, Железнодорожная ветка ст. Транспортная - ст. Заводская. Часть железнодорожного пути протяженностью 5472 п. м от границы ЗАТО Железногорск в районе п. Тартат до границы ЗАТО Железногорск в районе п. Подгорный, площадью 2201,0 кв. м, находящегося в охранной зоне ЛЭП (10 кВ и 110 кВ) на его использование в границах охранных зон линий электропередач в части обеспечения беспрепятственного доступа для эксплуатации и обслуживания ЛЭП, а также запрета возведения строений и сооружений, посадки деревьев и других действий в соответствии с правилами охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 26.03.1984 N 255.
Согласно свидетельству от 29.04.2009 24ЕИ 157002 земельный участок, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для эксплуатации железнодорожного пути, общая площадь 71724 кв. м, адрес объекта: Россия, Красноярский край, Березовский район, железнодорожная ветка ст. Транспортная - ст. Заводская. Часть железнодорожного пути протяженностью 5472 п. м от границы ЗАТО Железногорск в районе п. Тартат до границы ЗАТО Железногорск в районе п. Подгорный, является собственностью Российской Федерации.
В соответствии со свидетельством от 04.05.2009 24ЕИ 183580 ОАО "Красмаш" является собственником железнодорожных путей от станции Транспортная до станции Заводская, назначение нежилое, длина 21171,6 п. м, инв. N 04:535:002:000063270, адрес объекта: Россия, Красноярский край, ЗАТО Железногорск.
ОАО "Красмаш" обратилось в ТУ Росимущества в Красноярском крае с заявлением от 19.11.2009 N 124/127 (вх. 08.12.2009) с просьбой приватизировать земельный участок находящейся в федеральной собственности, расположенный по адресу: Россия, Красноярский край, Березовский район, железнодорожная ветка ст. Транспортная - ст. Заводская. Часть железнодорожного пути протяженностью 5472 п. м от границ ЗАТО Железногорск в районе п. Тартат до границы ЗАТО Железногорск в районе п. Подгорный, с кадастровым номером 24:04:0000000:219, категории земель - промышленности, общей площадью - 71724 кв. м, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий заявителю на праве собственности.
К заявлению были приложены следующие документы: копия устава ОАО "Красмаш", копия свидетельства о постановке на налоговый учет, копия свидетельства о государственной регистрации, копия распоряжения от 30.06.2009 N 1126-р, кадастровый паспорт, копии кадастровых паспортов, копия доверенности, копия выписки из Единого госреестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) от 12.10.2009, копия выписки из ЕГРП от 23.09.2009, копия выписки из технического паспорта, копия свидетельства о государственной регистрации права. Дополнительно были представлены копия свидетельства о праве собственности на ж/ путь, копия распоряжения N 07-2661р от 29.12.2007, выписка из ЕГРП, справка БТИ от 25.11.2009. ОАО "Красмаш" в адрес ТУ Росимущества в Красноярском крае направлены пояснения (вх. 02.11.2010) о том, что сделка по выкупу спорного земельного участка не является крупной, не требует согласования ее советом директоров общества, дополнительно представлены копия кадастрового паспорта сооружения, копия кадастрового паспорта земельного участка, справка об отсутствии обременении, копия бухгалтерского баланса.
ТУ Росимущества в Красноярском крае в адрес заявителя направило письмо от 03.06.2011 N 03-50/10/12425 с просьбой предоставить пояснение о наличии исключительного права ОАО "Красмаш" на приватизацию земельного участка с кадастровым номером 24:04:0000000:219.
Согласно письму ОАО "Красмаш" от 07.07.2011 N 27/432 (вх. 23.07.2011), направленному в адрес ТУ Росимущества в Красноярском крае, в соответствии с распоряжением ТУ Росимущества в Красноярском крае от 29.12.2007 N 07-2661р "Об условиях приватизации ФГУП "Красмаш", сооружение - железнодорожные пути от станции Транспортная до станции Заводская, адрес объекта - Россия, Красноярский край, ЗАТО Железногорск, переданы ОАО "Красмаш" в собственность, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия от 04.05.2009 24 ЕИ N 183580. Согласно выписке из ЕГРП от 01.07.2011 N 12/006/2011-330 правообладателем поименованного выше сооружения является ОАО "Красмаш"; каких-либо ограничений, правопритязаний, заявленных в судебном порядке требований нет.
Письмом от 03.10.2011 N 03-50/10/22403 ТУ Росимущества в Красноярском крае сообщило ОАО "Красмаш" о том, что испрашиваемый земельный участок относится к категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, с видом разрешенного использования - для эксплуатации железнодорожного пути, в соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, указанный участок ограничивается в обороте. В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не представляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами, в связи с чем заявителю повторно было предложено предоставить соответствующие документы, либо обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 24:04:0000000:219 в аренду.
Заявитель в адрес ТУ Росимущества в Красноярском крае направил письмо от 10.11.2011
N 2/117-352, согласно которому в соответствии с уставом ОАО "Красмаш" не является организацией транспорта; железнодорожные пути необходимы для производственных целей, в том числе для выполнения государственного оборонного заказа.
Письмом от 30.07.2012 N 03-50/10/15281 ТУ Росимущества в Красноярском крае сообщило заявителю об отсутствии возможности приватизации земельного участка федеральной собственности с кадастровым номером 24:04:0000000:219 по следующим причинам: в соответствии с перечнем организаций, утвержденным приказом Минпромторга России от 28.10.2011 N 1460, ОАО "Красноярский машиностроительный завод" включен в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса; в соответствии с подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной и в муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанных в пункте 4 данной статьи; земельный участок находится в пределах границ ЗАТО Железногорск в районе п. Тартат до границы ЗАТО Железногорск.
Ссылаясь на то, что письмо от 30.07.2012 N 03-50/10/15281 противоречит действующему земельному законодательству, нарушает права и законные интересы ОАО "Красмаш" как собственника объекта недвижимости, заявитель обратился в арбитражный суд.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции считает, что Территориальное управление не доказало законность отказа в предоставлении в собственность испрашиваемого обществом земельного участка исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Такой перечень был утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 475 (на момент обращения ОАО "Красноярский машиностроительный завод" с заявлением). Впоследствии приказ утратил силу в связи с изданием приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).
В пункте 4 названного положения указано, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.
В силу пунктов 4.1, 4.6 Положения о территориальном управлении, ответчик осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Красноярского края, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества и обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Таким образом, ТУ Росимущества в Красноярском крае наделено полномочиями и несет обязанность по рассмотрению заявление ОАО "Красмаш" о приобретении в собственность находящегося в собственности Российской Федерации земельного участка и вправе принять соответствующее решение, а также совершить иные действия, направленные на реализацию требования общества о приватизации земельного участка.
Данный вывод подтверждается правоприменительной позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.04.2012 N 12955/11.
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" указал на то, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Как следует из материалов дела ОАО "Красмаш" как собственник железнодорожных путей от станции Транспортная до станции Заводская, назначение нежилое, длина 21171,6 п. м, инв. N 04:535:002:000063270, адрес объекта: Россия, Красноярский край, ЗАТО Железногорск, выполнило требования пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и представило 02.11.2010 (с учетом документов, предоставленных письмом от 01.11.2010 N 27/723) в ТУ Росимущества в Красноярском крае полный пакет документов, предусмотренный Перечнем документов. Кроме того, письмами от 04.07.2011 N 27/432, от 07.07.2011 N 27/432 (вх. 09.08.2011), от 10.11.2011 N 2/117-352 (вх. 10.11.2011) ОАО "Красмаш" направляло в адрес ТУ Росимущества в Красноярском крае пояснения по заявлению.
ТУ Росимущества в Красноярском крае в нарушение требований статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации не приняло решение о предоставлении обществу земельного участка в установленный законом срок, в письме от 30.07.2012 N 03-50/10/15281 сообщило заявителю, что рассмотреть вопрос о приватизации земельного участка федеральной собственности с кадастровым номером 24:04:0000000:219 не представляется возможным.
Подпунктом "ж" пункта 4.8 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374, в редакции, действовавшей на момент обращения общества с заявлением о приватизации земельного участка, предусмотрено, что продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, территориальный орган осуществляет по поручению Росимущества. Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 23.11.2011 N 694 в данный пункт внесены изменения, согласно которым с 24.02.2012 по поручению Росимущества осуществляется продажа земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадь которых превышает один гектар.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что норма подпункта "ж" пункта 4.8 указанного Типового положения, содержащаяся в подзаконном нормативном правовом акте, не может ограничивать и исключать необходимость применения нормы пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, которым предусмотрен месячный срок для принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности, содержащейся в законе и обладающей большей юридической силой. Необходимость соблюдения предусмотренных названными выше ведомственными нормативными правовыми актами процедур предоставления земельного участка в собственность не может служить юридическим основанием для продления, установленного пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации срока принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду и не может являться препятствием для реализации собственником объекта недвижимости права на получение в собственность земельного участка в указанный срок.
С учетом изложенных обстоятельств несостоятельны доводы ответчика об отсутствии компетенции по принятию решения о приватизации земельных участков.
ТУ Росимущества в Красноярском крае независимо от установленной ведомственными нормативными правовыми актами процедуры его рассмотрения, в силу пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации обязано совершить все необходимые действия, связанные с рассмотрением заявления в месячный срок.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ответчик не доказал отнесение спорного участка к категории земельных участков, ограниченных в обороте.
Подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации к землям, ограниченным в обороте, отнесены земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения). Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на земли промышленности; земли энергетики; земли транспорта; земли связи, радиовещания, телевидения, информатики; земли для обеспечения космической деятельности; земли обороны и безопасности; земли иного специального назначения.
Особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями 88 - 93 Земельного кодекса Российской Федерации и учитываются при проведении зонирования территорий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для:
- 1) строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий);
- 2) разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов);
- 3) создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и другие).
Как следует из материалов дела, разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 24:04:0000000:219 - для эксплуатации железнодорожного пути.
Согласно письму от 30.07.2012 N 03-50/10/15281 в соответствии с перечнем организаций, утвержденным приказом Минпромторга России от 28.10.2011 N 1460, ОАО "Красноярский машиностроительный завод" включен в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса. Вместе с тем наличие указанного приказа в отсутствие документов по зонированию территории с отнесением спорного земельного участка к землям обороны не свидетельствует об указанной категории земельного участка. При этом доказательств заключения между Министерством обороны Российской Федерации и заявителем государственных контрактов на выполнение заданий государственного оборонного заказа, а также использования спорного земельного участка обществом для реализации целей и задач, возложенных нормативными правовыми актами на стратегические предприятия Российской Федерации, осуществляющие производство продукции оборонно-промышленного комплекса для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, в материалы дела не представлено.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, расположенные в границах закрытых административно-территориальных образований, ограничены в обороте.
Согласно кадастровому делу объекта недвижимости 24:04:0000000:219 (дата открытия 19.02.2009) и отзыву администрации ЗАТО г. Железногорск земельный участок с кадастровым номером 24:04:0000000:219, расположенный по адресу: Россия, Красноярский край, Березовский район, железнодорожная ветка ст. Транспортная - ст. Заводская. Часть железнодорожного пути протяженностью 5 472 п. м от границ ЗАТО Железногорск в районе п. Тартат до границ ЗАТО Железногорск в районе п. Подгорный, не находится на территории ЗАТО Железногорск.
Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено, что отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития.
Из представленных в материалы дела документов не усматривается, что ОАО "Красмаш" является организацией железнодорожного транспорта, что железнодорожный подъездной путь является путем общего пользования.
При таких обстоятельствах принимая во внимание, что на испрашиваемом земельном участке расположен принадлежащий заявителю на праве собственности объект недвижимости, в силу приведенных выше норм Земельного кодекса Российской Федерации у общества имеется исключительное право на приватизацию спорного земельного участка.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 N 187-О указано, что из пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в системной связи с иными названными его нормами вытекает, обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 данного Кодекса, - с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов - подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения. Если указанное лицо обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора купли-продажи, а исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи либо предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными. Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо в связи с его резервированием для государственных или муниципальных нужд (отнесением их к землям общего пользования) на основе соответствующих правовых актов органов публичной власти, использованием для иных публичных целей.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно в соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признал незаконным отказ в приватизации земельного участка с кадастровым номером 24:04:0000000:219, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Березовский район, железнодорожная ветка ст. Транспортная - ст. Заводская, часть железнодорожного пути протяженностью 5 472 п. м от границ ЗАТО Железногорск в районе п. Тартат до границ ЗАТО Железногорск в районе п. Подгорный, выраженный в письме от 30.07.2012 N 03-50/10/15281 ТУ Росимущества в Красноярском крае, и обязал его устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Красмаш".
Следовательно, решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований общества является законным и обоснованным; оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, в том числе при обращении с апелляционной жалобой.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 19 февраля 2013 года по делу N А33-14605/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий
Л.А.ДУНАЕВА

Судьи
О.А.ИВАНЦОВА
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)