Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС РФ ОТ 22.11.2013 N ВАС-13123/13 ПО ДЕЛУ N А21-4610/2012

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 ноября 2013 г. N ВАС-13123/13

О ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи О.М. Козырь, судей А.М. Медведевой, Г.Г. Поповой рассмотрела в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "ВЕГИ" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Калининградской области от 07.09.2012 по делу N А21-4610/2012 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.06.2013 по тому же делу по уточненному в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВЕГИ" (далее - общество) о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области (далее - Управление Росреестра) в государственной регистрации права аренды лесного участка с условным номером 27:203:01:0005 и номером учетной записи в государственном лесном реестре 6074-2011 по договору аренды от 14.02.2012 N 199-з.д., заключенному между обществом и Агентством по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области (далее - Агентство), а также об обязании Управления Росреестра произвести государственную регистрацию права аренды названного лесного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Агентство по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области.
Суд

установил:

решением Арбитражного суда Калининградской области от 07.09.2012 в удовлетворении требований общества отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2013 решение суда отменено, заявление удовлетворено.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.06.2013 постановление суда апелляционной инстанции отменено, оставлено в силе решение суда первой инстанции.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда кассационной инстанции, общество обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора. Общество указывает на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права. По мнению общества, выводы судов о необходимости формирования и постановки на кадастровой учет спорного лесного участка для целей сдачи его в аренду и, соответственно, о законности отказа в государственной регистрации, не соответствуют нормам права.
Рассмотрев доводы общества, представленные документы и изучив материалы дела, коллегия судей пришла к выводу о наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Судами установлено, что по результатам аукциона по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков между Агентством (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор от 14.02.2012 N 199-з.д. аренды лесного участка площадью 12 267,1 га с условным номером 27:203:01:005, внесенного в государственный лесной реестр под номером 6074-2011, местоположение: Калининградская область, Багратионовское лесничество, сроком на 10 лет для заготовки древесины.
Постановлением Правительства Калининградской области от 28.10.2011 N 802 указанный лесной участок включен в перечень лесных участков для проведения аукциона по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков. Участок расположен в границах земельных участков единого землепользования с кадастровыми номерами 39:01:000000:0210, 39:01:000000:0375, 39:20:000000:0003, на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Общество обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права аренды по вышеуказанному договору.
Государственная регистрация неоднократно приостанавливалась. Сообщением от 01.08.2012 Управление Росреестра отказало обществу в государственной регистрации названного договора аренды на основании абзаца 4 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", указав, что обществом не представлены документы, подтверждающие осуществление государственного кадастрового учета лесного участка, являющегося предметом представленного на государственную регистрацию договора аренды.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, поддержанный судом кассационной инстанции, исходил из следующего.
Согласно статье 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ) до 1 января 2015 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета. В отношении таких участков осуществляется их государственный учет посредством внесения в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих их существование с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4.2 Закона N 201-ФЗ лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В силу статьи 4.4 указанного Закона если государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков.
Передаваемый в аренду лесной участок состоит из частей трех лесных участков, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет (участков с кадастровыми номерами 39:01:000000:0210, 39:01:000000:0375, 39:20:000000:0003).
Суд указал, что государственная регистрация договора аренды лесного участка осуществляется без предоставления кадастрового плана или кадастрового паспорта только при условии, что государственный кадастровый учет вообще не осуществлялся.
При таких условиях суд пришел к выводу, что образование спорного лесного участка из частей прошедших кадастровый учет лесных участков должно производиться посредством их раздела по правилам, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". При этом положения пункта 1 статьи 4.1 Закона N 201-ФЗ не подлежат применению.
Таким образом, как указал суд, государственная регистрация спорного договора может быть осуществлена только после присвоения кадастрового номера сформированному лесному участку и государственной регистрации права собственности Российской Федерации на вновь образованные земельные участки.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что положения статей 4.1 - 4.4 Закона N 201-ФЗ применимы к спорному лесному участку, в отношении которого кадастровый учет не осуществлялся. В настоящем деле имеются план участка, учетная запись в государственном лесном реестре, представленный на государственную регистрацию договор аренды лесного участка содержит необходимые данные, позволяющие определенно установить лесной участок, подлежащий передаче в аренду.
Суд кассационной инстанции, учитывая, что являющийся предметом договора аренды лесной участок не был сформирован как самостоятельный объект права в порядке, предусмотренном статьями 11.3 и 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации и не поставлен на государственный кадастровый учет, отменил постановление суда апелляционной инстанции и оставил в силе решение суда первой инстанции, признав оспариваемый отказ в совершении регистрационных действий законным.
При этом суд сослался на правовую позицию, изложенную в абзаце шестом пункта 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 (в редакции Постановления Пленума от 25.01.2013 N 13) "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - Постановление N 73), в соответствии с которой заключение договора аренды находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, предусматривающего, что арендатору будет предоставлена в пользование только часть земельного участка, без предварительного проведения кадастрового учета названной части участка не допускается.
Между тем судами первой и кассационной инстанций не учтено следующее.
Согласно статье 4.4 Закона N 201-ФЗ до указанной в Законе даты (01.01.2015) допускается распоряжение лесным участком и государственная регистрация прав на него без осуществления его кадастрового учета, при условии наличия плана лесного участка. Вхождение лесного участка, передаваемого в аренду, в состав участка, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией и который имеет кадастровый (условный) номер, само по себе не исключает применения к такому участку указанного правила.
Пункт 9 Постановления N 73 разъясняет, что возможна сдача в аренду части земельного участка без необходимости формирования (выделения) самостоятельного участка и регистрации на него права собственности, поскольку действующее законодательство не содержит требования о разделе земельного участка (в том числе лесного участка, право на который зарегистрировано за Российской Федерацией) для предоставления в аренду его части.
Правовая позиция, сформулированная в абзаце шестом пункта 9 Постановления N 73, применима к землям, находящимся в государственной или муниципальной собственности, вместе с тем, статья 4.4 Закона N 201-ФЗ содержит специальное правило в отношении лесных участков. Следовательно, названная позиция не применима к лесным участкам до 01.01.2015.
Абзац третий пункта 9 Постановления N 73 содержит разъяснение, согласно которому при заключении договора аренды на срок более года, по которому допускается пользование частью участка, такой договор подлежит государственной регистрации, при этом обременение устанавливается на весь земельный участок.
При указанных обстоятельствах у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в регистрации как договора аренды лесного участка, так и обременения договором аренды лесных участков, право собственности на которые зарегистрировано за Российской Федерацией.
Следовательно, судами первой и кассационной инстанций неправильно применены нормы материального права, что повлекло за собой нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Таким образом, в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело N А21-4610/2012 Арбитражного суда Калининградской области подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора оспариваемых судебных актов как нарушающих единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 300, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд

определил:

1. Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А21-4610/2012 Арбитражного суда Калининградской области для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Калининградской области от 07.09.2012 по делу N А21-4610/2012 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.06.2013 по тому же делу.
2. Предложить лицам, участвующим в деле, представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзывы в срок до 25 декабря 2013 года.

Председательствующий судья
О.М.КОЗЫРЬ

Судья
А.М.МЕДВЕДЕВА

Судья
Г.Г.ПОПОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)