Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Гречишников Н.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Хрипунова М.И.
судей Меншутиной Е.Л. и Шипиловой Т.А.
при секретаре Беккере О.А.
рассмотрела в заседании от 19 июля 2011 года кассационную жалобу Ю.
на решение Егорьевского городского суда Московской области от 19 мая 2011 года по делу по иску Ю. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области о признании незаконным решения об отказе в постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости и взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Меншутиной Е.Л., объяснения представителя ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области З., судебная коллегия
установила:
Ю. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области о признании незаконным отказа территориального отдела по Егорьевскому району Управления Роснедвижимости по Московской области от 03.03.2010 г. в постановке на государственный кадастровый учет принадлежащего ей на праве собственности земельного участка с кадастровым номером N расположенного по адресу: <адрес>; обязании уточнить кадастровый номер, разрешенное использование и площадь указанного земельного участка; обязании поставить участок на государственный кадастровый учет с уточненным кадастровым номером; взыскании компенсации морального вреда в размере 100000 рублей. В обоснование исковых требований Ю. сослалась на то, что ей было отказано в постановке на государственный кадастровый учет указанного выше земельного участка в связи с тем, что заявление о государственном кадастровом учете объекта недвижимости по содержанию не соответствует установленным требованиям, так как сведения о данном земельном участке с соответствующим кадастровым номером уже содержатся в базе данных государственного кадастра недвижимости. Кроме того, орган государственного кадастрового учета вместо оригинала межевого плана принял от нее его копию, а в самом межевом плане отсутствовали в полном объеме полномочия лица, проводившего согласование границ земель неразграниченной государственной собственности, что также явилось основаниями для отказа в постановке земельного участка на государственный кадастровый учет. Ю. считает действия сотрудников территориального отдела по Егорьевскому району Управления Роснедвижимости по Московской области незаконными и указывает, что они причинили ей моральные страдания, размер компенсации которых она оценивает в 100 000 рублей.
В судебном заседании Ю. иск поддержала.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - К. и ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области - С. иск не признали, пояснив, что отказ в постановке на учет принадлежащего истице земельного участка является законным.
Решением суда от 19 мая 2011 года в удовлетворении исковых требований Ю. отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе Ю. просит указанное решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Выслушав объяснения представителя ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов.
Из материалов дела усматривается, что истица на основании свидетельства на право собственности на землю от 01.03.1993 г. (л.д. 6) является собственником земельного участка, общей площадью 1800 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для ведения личного подсобного хозяйства, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>.
04.02.2010 г. истица обратилась в территориальный отдел по Егорьевскому району Управления Роснедвижимости по Московской области с заявлением о постановке указанного земельного участка на государственный кадастровый учет. Решением территориального отдела по Егорьевскому району Управления Роснедвижимости по Московской области от 03.03.2010 г. в постановке на государственный кадастровый учет указанного выше земельного участка было отказано.
Согласно кадастровой выписки на земельный участок от 24.06.2009 г. (л.д. 4) и копий материалов кадастрового дела (л.д. 42 - 54), земельный участок истицы с кадастровым номером N, на момент ее обращения с заявлением о постановке участка на учет является ранее учтенным.
В этой связи суд при разрешении спора правильно исходил из того, что территориальный отдел по Егорьевскому району Управления Роснедвижимости по Московской области 03.03.2010 г. обоснованно отказал в его постановке на государственный кадастровый учет.
Кроме того, согласно п. 2 ч. 1 ст. 22 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", с заявлением в орган кадастрового учета должен быть представлен межевой план, а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка. В силу ст. 12 того же ФЗ, форма межевого плана и требования к его подготовке, в том числе особенности подготовки межевого плана, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Пунктом 16 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Министерства экономического развития РФ от 24 ноября 2008 г. N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке..." определено, что межевой план на бумажном носителе оформляется в количестве не менее двух экземпляров, один из которых предназначен для представления в орган кадастрового учета вместе с соответствующим заявлением, а второй и последующие экземпляры в соответствии с договором о выполнении кадастровых работ - для передачи заказчику кадастровых работ.
Отказывая Ю. в иске суд сделал верный вывод о том, что ею в нарушение указанных выше требований в органы государственного кадастра недвижимости была представлена копия межевого плана. Данный факт подтверждается материалами дела (л.д. 75).
В соответствии с п. п. 2, 4 ч. 25 указанных выше Требований, если межевой план оформляется в результате кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка или в результате кадастровых работ по образованию земельных участков, уточнено местоположение границ смежных с ними земельных участков, заявителю также необходимо представить копии иных документов, подтверждающих полномочия лиц, участвующих в согласовании. При этом полномочия представителей органов государственной власти или органов местного самоуправления подтверждаются актом соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Судом установлено, что границы земельного участка истицы были согласованы начальником Ефремовского территориального отдела городского поселения Егорьевск Егорьевского муниципального района Московской области Ф. (л.д. 84). В качестве приложения к межевому плану истица представила копию Постановления Руководителя администрации Егорьевского муниципального района Московской области N 574 от 22.04.2009 г. "О внесении дополнений в постановление Руководителя администрации Егорьевского муниципального района от 27.03.2009 г. N 165 "О предоставлении права подписи документов по согласованию границ земельных участков, смежных с участками земель неразграниченной государственной собственности" (л.д. 89), которым начальнику Ефремовского территориального отдела Ф. предоставлено право подписи документов по согласованию границ земельных участков, смежных с участками земель с неразграниченной государственной собственностью в границах своего территориального отдела. Однако сам документ, в который данным постановлением внесены соответствующие изменения, к межевому плану приложен не был.
С учетом изложенного, суд пришел к обоснованному выводу о том, что у территориального отдела по Егорьевскому району Управления Роснедвижимости по Московской области имелись основания для отказа Ю. в постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, который ранее уже был поставлен на соответствующий учет с присвоением индивидуального кадастрового номера.
Суд правильно отвергнуты доводы истицы о том, что сотрудники Роснедвижимости при приеме документов должны были указать на недостатки в представленных ею документах. В соответствии с п. 5 Письма Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 30 апреля 2008 г. N ВК/2003 "О порядке организации приема заявителей при ведении государственного кадастра недвижимости", категорически не допускается при приеме заявлений анализ и проверка представленных документов на предмет выявления отсутствия оснований для приостановления или отказа в осуществлении кадастрового учета. Кроме того, рекомендации о доработке представленных документов с учетом требований ч. 8 ст. 27 Закона "О государственном кадастре недвижимости" Егорьевским отделом Роснедвижимости по Московской области были даны при отказе в постановке на государственный кадастровый учет.
Таким образом, оспариваемое истицей решение Егорьевского отдела Роснедвижимости по Московской области законно и обоснованно, в связи с чем, судом правомерно отказано в удовлетворении требований Ю. об обязании уточнить кадастровый номер, разрешенное использование и площадь спорного земельного участка, обязании поставить на государственный кадастровый учет спорный земельный участок с уточненным кадастровым номером; взыскании в пользу истицы компенсации морального вреда.
При разрешении спора судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда в решении соответствуют фактически обстоятельствам дела, нарушений материального и процессуального права допущено не было.
Доводы кассационной жалобы являются несостоятельными, поскольку выводов суда не опровергают, были предметом исследования в суде и в решении им дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы Ю.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Егорьевского городского суда Московской области от 19 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ю. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 19.07.2011 ПО ДЕЛУ N 33-16231
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 июля 2011 г. по делу N 33-16231
Судья Гречишников Н.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Хрипунова М.И.
судей Меншутиной Е.Л. и Шипиловой Т.А.
при секретаре Беккере О.А.
рассмотрела в заседании от 19 июля 2011 года кассационную жалобу Ю.
на решение Егорьевского городского суда Московской области от 19 мая 2011 года по делу по иску Ю. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области о признании незаконным решения об отказе в постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости и взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Меншутиной Е.Л., объяснения представителя ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области З., судебная коллегия
установила:
Ю. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области о признании незаконным отказа территориального отдела по Егорьевскому району Управления Роснедвижимости по Московской области от 03.03.2010 г. в постановке на государственный кадастровый учет принадлежащего ей на праве собственности земельного участка с кадастровым номером N расположенного по адресу: <адрес>; обязании уточнить кадастровый номер, разрешенное использование и площадь указанного земельного участка; обязании поставить участок на государственный кадастровый учет с уточненным кадастровым номером; взыскании компенсации морального вреда в размере 100000 рублей. В обоснование исковых требований Ю. сослалась на то, что ей было отказано в постановке на государственный кадастровый учет указанного выше земельного участка в связи с тем, что заявление о государственном кадастровом учете объекта недвижимости по содержанию не соответствует установленным требованиям, так как сведения о данном земельном участке с соответствующим кадастровым номером уже содержатся в базе данных государственного кадастра недвижимости. Кроме того, орган государственного кадастрового учета вместо оригинала межевого плана принял от нее его копию, а в самом межевом плане отсутствовали в полном объеме полномочия лица, проводившего согласование границ земель неразграниченной государственной собственности, что также явилось основаниями для отказа в постановке земельного участка на государственный кадастровый учет. Ю. считает действия сотрудников территориального отдела по Егорьевскому району Управления Роснедвижимости по Московской области незаконными и указывает, что они причинили ей моральные страдания, размер компенсации которых она оценивает в 100 000 рублей.
В судебном заседании Ю. иск поддержала.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - К. и ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области - С. иск не признали, пояснив, что отказ в постановке на учет принадлежащего истице земельного участка является законным.
Решением суда от 19 мая 2011 года в удовлетворении исковых требований Ю. отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе Ю. просит указанное решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Выслушав объяснения представителя ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов.
Из материалов дела усматривается, что истица на основании свидетельства на право собственности на землю от 01.03.1993 г. (л.д. 6) является собственником земельного участка, общей площадью 1800 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для ведения личного подсобного хозяйства, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>.
04.02.2010 г. истица обратилась в территориальный отдел по Егорьевскому району Управления Роснедвижимости по Московской области с заявлением о постановке указанного земельного участка на государственный кадастровый учет. Решением территориального отдела по Егорьевскому району Управления Роснедвижимости по Московской области от 03.03.2010 г. в постановке на государственный кадастровый учет указанного выше земельного участка было отказано.
Согласно кадастровой выписки на земельный участок от 24.06.2009 г. (л.д. 4) и копий материалов кадастрового дела (л.д. 42 - 54), земельный участок истицы с кадастровым номером N, на момент ее обращения с заявлением о постановке участка на учет является ранее учтенным.
В этой связи суд при разрешении спора правильно исходил из того, что территориальный отдел по Егорьевскому району Управления Роснедвижимости по Московской области 03.03.2010 г. обоснованно отказал в его постановке на государственный кадастровый учет.
Кроме того, согласно п. 2 ч. 1 ст. 22 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", с заявлением в орган кадастрового учета должен быть представлен межевой план, а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка. В силу ст. 12 того же ФЗ, форма межевого плана и требования к его подготовке, в том числе особенности подготовки межевого плана, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Пунктом 16 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Министерства экономического развития РФ от 24 ноября 2008 г. N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке..." определено, что межевой план на бумажном носителе оформляется в количестве не менее двух экземпляров, один из которых предназначен для представления в орган кадастрового учета вместе с соответствующим заявлением, а второй и последующие экземпляры в соответствии с договором о выполнении кадастровых работ - для передачи заказчику кадастровых работ.
Отказывая Ю. в иске суд сделал верный вывод о том, что ею в нарушение указанных выше требований в органы государственного кадастра недвижимости была представлена копия межевого плана. Данный факт подтверждается материалами дела (л.д. 75).
В соответствии с п. п. 2, 4 ч. 25 указанных выше Требований, если межевой план оформляется в результате кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка или в результате кадастровых работ по образованию земельных участков, уточнено местоположение границ смежных с ними земельных участков, заявителю также необходимо представить копии иных документов, подтверждающих полномочия лиц, участвующих в согласовании. При этом полномочия представителей органов государственной власти или органов местного самоуправления подтверждаются актом соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Судом установлено, что границы земельного участка истицы были согласованы начальником Ефремовского территориального отдела городского поселения Егорьевск Егорьевского муниципального района Московской области Ф. (л.д. 84). В качестве приложения к межевому плану истица представила копию Постановления Руководителя администрации Егорьевского муниципального района Московской области N 574 от 22.04.2009 г. "О внесении дополнений в постановление Руководителя администрации Егорьевского муниципального района от 27.03.2009 г. N 165 "О предоставлении права подписи документов по согласованию границ земельных участков, смежных с участками земель неразграниченной государственной собственности" (л.д. 89), которым начальнику Ефремовского территориального отдела Ф. предоставлено право подписи документов по согласованию границ земельных участков, смежных с участками земель с неразграниченной государственной собственностью в границах своего территориального отдела. Однако сам документ, в который данным постановлением внесены соответствующие изменения, к межевому плану приложен не был.
С учетом изложенного, суд пришел к обоснованному выводу о том, что у территориального отдела по Егорьевскому району Управления Роснедвижимости по Московской области имелись основания для отказа Ю. в постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, который ранее уже был поставлен на соответствующий учет с присвоением индивидуального кадастрового номера.
Суд правильно отвергнуты доводы истицы о том, что сотрудники Роснедвижимости при приеме документов должны были указать на недостатки в представленных ею документах. В соответствии с п. 5 Письма Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 30 апреля 2008 г. N ВК/2003 "О порядке организации приема заявителей при ведении государственного кадастра недвижимости", категорически не допускается при приеме заявлений анализ и проверка представленных документов на предмет выявления отсутствия оснований для приостановления или отказа в осуществлении кадастрового учета. Кроме того, рекомендации о доработке представленных документов с учетом требований ч. 8 ст. 27 Закона "О государственном кадастре недвижимости" Егорьевским отделом Роснедвижимости по Московской области были даны при отказе в постановке на государственный кадастровый учет.
Таким образом, оспариваемое истицей решение Егорьевского отдела Роснедвижимости по Московской области законно и обоснованно, в связи с чем, судом правомерно отказано в удовлетворении требований Ю. об обязании уточнить кадастровый номер, разрешенное использование и площадь спорного земельного участка, обязании поставить на государственный кадастровый учет спорный земельный участок с уточненным кадастровым номером; взыскании в пользу истицы компенсации морального вреда.
При разрешении спора судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда в решении соответствуют фактически обстоятельствам дела, нарушений материального и процессуального права допущено не было.
Доводы кассационной жалобы являются несостоятельными, поскольку выводов суда не опровергают, были предметом исследования в суде и в решении им дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы Ю.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Егорьевского городского суда Московской области от 19 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ю. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)