Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 19.02.2013 N Ф03-6306/2012 ПО ДЕЛУ N А51-8975/2012

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 февраля 2013 г. N Ф03-6306/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: В.А. Гребенщиковой
Судей: О.В. Цирулик, С.И. Гребенщикова
при участии
от истца: Управления муниципальной собственности г. Владивостока - В.В. Еременко, представитель по доверенности от 28.11.2012 N 28/1-6693
от ответчика: Управления Росреестра по Приморскому краю - А.Ю. Норкина, представитель по доверенности от 09.01.2013 N 12-04
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю
на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2012
по делу N А51-8975/2012 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья А.А. Лошакова, в суде апелляционной инстанции - судьи Н.Н. Анисимова, Г.М. Грачев, Е.Л. Сидорович
по заявлению Управления муниципальной собственности г. Владивостока
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю
третьи лица: Управление лесным хозяйством Приморского края, муниципальное казенное учреждение "Комплексное развитие земель в городе Владивостоке"
о признании незаконным решения
Управление муниципальной собственности г. Владивостока (ОГРН 1032501280602, адрес (место нахождении): 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Западная, 15; далее - УМС г. Владивостока) на основании статей 2, 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", статей 7, 8, 83 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ОГРН 1042504382931, адрес (место нахождения): 690091, г. Владивосток, ул. Посьетская, 48; далее - Управление Росреестра по Приморскому краю), оформленного письмом от 10.02.2012 N 01/0210/2011-390, об отказе в государственной регистрации права собственности муниципального образования г. Владивосток на земельный участок общей площадью 6842 кв. м, расположенный по адресу: г. Владивосток, ул. Земляничная, 4, и об обязании зарегистрировать право собственности.
Определениями суда от 17.05.2012, от 13.06.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление лесным хозяйством Приморского края (ОГРН 1072539005967, адрес (место нахождения): 690024, г. Владивосток, ул. Белинского, 3а; далее - управление лесным хозяйством) и муниципальное казенное учреждение "Комплексное развитие земель в г. Владивостоке" (ОГРН 1062536053788, адрес (место нахождения): 690091, г. Владивосток, ул. Уборевича, 7А; далее - МКУ "Комплексное развитие земель в г. Владивостоке", учреждение).
Решением суда от 10.07.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2012 указанное решение суда отменено, заявление удовлетворено.
Не согласившись с принятым по делу постановлением, Управление Росреестра по Приморскому краю подало в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа кассационную жалобу, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права, решение суда первой инстанции оставить в силе.
В обоснование жалобы заявитель, ссылаясь на распоряжение Совета Министров СССР от 21.06.1956 N 3682р, приводит доводы о том, что спорный земельный участок находится на землях лесного фонда (леса первой и второй группы), перевод данного земельного участка из одной категории в другую в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" не производился, в связи с чем он является федеральной собственностью.
УМС г. Владивостока в отзыве на кассационную жалобу, возражая относительно приведенных в ней доводов, просило состоявшееся по делу постановление оставить без изменения как законное и обоснованное, а жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда кассационной инстанции, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи в порядке статьи 153.1 АПК РФ, представители сторон поддержали доводы, изложенные в жалобе и отзыве на нее, дав суду соответствующие пояснения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемого постановления от 04.10.2012 с учетом доводов жалобы и возражений на нее, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает его подлежащим отмене с оставлением в силе решения суда от 10.07.2012 в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлением администрации г. Владивостока от 16.01.2007 N 224 муниципальному учреждению "Комплексное развитие земель в г. Владивостоке" на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок из земель поселений, площадью 6842 кв. м, расположенный по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Земляничная, 4, под площадку для загородного отдыха.
22.11.2011 указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 25:28:050026:984.
14.12.2011 УМС г. Владивостока обратилось в Управление Росреестра по Приморскому краю с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок, кадастровый номер 25:28:050026:984.
Сообщением от 10.02.2012 N 01/210/2011-390 регистрирующий орган, ссылаясь на статью 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) и информацию, предоставленную Владивостокским филиалом КГКУ "Примлес", отказал в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный земельный участок в связи с его нахождением на землях лесного фонда, являющихся федеральной собственностью.
УМС г. Владивостока, полагая, что решение Управления Росреестра по Приморскому краю об отказе в государственной регистрации права собственности противоречит гражданскому законодательству, нарушает права и законные интересы муниципального образования, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исходя из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении спора арбитражными судами установлено, что согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, предоставленным управлением градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока, а также кадастровому паспорту спорного земельного участка он полностью расположен на землях населенных пунктов в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1).
В этой связи суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 7, 101 ЗК РФ, статьями 6, 7, 8, 23, 69, 81 - 83 ЛК РФ, а также положениями Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", исследовав имеющееся в материалах дела письмо Владивостокского филиала КГКУ "Примлес" от 16.01.2012 N 36 с приложением выкопировки из планшета Садгородского участкового лесничества Владивостокского лесничества, пришли к правильному выводу о том, что ответчиком вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ не представлено доказательств, достоверно подтверждающих факт нахождения спорного земельного участка на территории земель лесного фонда.
Доводы заявителя кассационной жалобы о несогласии с данными выводами судом кассационной инстанции отклоняются в силу статьи 286 АПК РФ как направленные на переоценку установленных судами обстоятельств.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции указал на отсутствие оснований для возникновения права муниципальной собственности на спорный земельный участок, поскольку право постоянного (бессрочного) пользования учреждения на него не зарегистрировано в установленном законом порядке.
Признавая данный вывод суда неверным, апелляционный суд исходил из того, что администрация г. Владивостока, действуя в рамках полномочий, предусмотренных абзацем 3 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ), на основании постановления от 16.01.2007 N 224 передало спорный земельный участок МКУ "Комплексное развитие земель в г. Владивостоке" на праве постоянного (бессрочного) пользования, следовательно, право собственности муниципального образования на него с момента принятия указанного постановления следует считать возникшим.
Вместе с тем апелляционным судом не учтено следующее.
Как следует из материалов дела, в качестве основания для государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный земельный участок УМС г. Владивостока указало абзац 3 пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Основания разграничения государственной собственности на землю между уровнями собственности установлены статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, введенной вступившим с 01.07.2006 в законную силу Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с пунктом 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Пунктами 1, 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю также установлены критерии принадлежности земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации.
Таким образом, статья 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ является нормой федерального закона, с момента введения в действие которой названные в ней земельные участки признаются находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо муниципальной собственности.
В этой связи земельные участки, которые на момент введения в действие данной статьи не были переданы соответствующим организациям или заняты объектами недвижимости, находящимися в собственности публично-правовых образований, относятся к земельным участкам, собственность на которые не разграничена.
При этом до разграничения государственной собственности на землю необходимо исходить из того, что соответствующий земельный участок находится в государственной собственности (пункт 2 статьи 214 ГК РФ).
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (абзац 3 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ).
Рассматривая заявленные требования, суды установили, что спорный земельный участок передан МКУ "Комплексное развитие земель в г. Владивостоке" на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании постановления от 16.01.2007 N 224, то есть после вступления в законную силу статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ.
Таким образом, передача администрацией г. Владивостока в рамках предоставленных абзацем 3 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ полномочий спорного земельного участка учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования не влечет разграничение права собственности на него и приобретения соответствующего права муниципальным образованием.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает верным вывод суда первой инстанции о том, что решение Управления Росреестра по Приморскому краю об отказе в государственной регистрации права собственности не затрагивает права и законные интересы муниципального образования г. Владивосток, поскольку право муниципальной собственности на спорным земельный участок не возникло, следовательно, оснований для признания оспариваемого решения незаконным не имеется.
При таких обстоятельствах принятое апелляционным судом постановление подлежит отмене на основании части 2 статьи 288 АПК РФ в связи с неправильным применением норм материального права, а решение суда первой инстанции - оставлению без изменения на основании пункта 5 части 1 статьи 287 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2012 по делу N А51-8975/2012 Арбитражного суда Приморского края отменить, решение от 10.07.2012 по этому же делу оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
В.А.ГРЕБЕНЩИКОВА

Судьи
О.В.ЦИРУЛИК
С.И.ГРЕБЕНЩИКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)