Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.06.2013 ПО ДЕЛУ N А81-4861/2012

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2013 г. по делу N А81-4861/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2013 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Надым" (ОГРН 1028900578080, ИНН 8903019871) об обжаловании действий (бездействия) Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа,
при участии в судебном заседании представителей:
- от общества с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Надым" - Титаренко Владимир Александрович, предъявлен паспорт, по доверенности N 24/4-3 от 29.12.2012 сроком действия по 31.12.2013;
- от Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
- от открытого акционерного общества "Газпром" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Надым" (далее по тексту - заявитель, Общество, ООО "Газпром добыча Надым") обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Департаменту природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее по тексту - заинтересованное лицо, Департамент) о признании незаконным решения в части отказа в согласовании перевода прав и обязанностей по договору аренды лесного участка N 60/Л-08 на ОАО "Газпром" и обязании Департамента заключить соглашение о переводе на ОАО "Газпром" прав и обязанностей по договору аренды лесного участка в составе земель лесного фонда от 07.03.2008 N 60/Л-08.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.02.2013 по делу N А81-4861/2012 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Газпром добыча Надым" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.02.2013 по делу N А81-4861/2012 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013 по делу N А81-4861/2012 апелляционная жалоба Общества была принята к производству.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителя ООО "Газпром добыча Надым", суд апелляционной инстанции установил наличие безусловного основания для перехода к рассмотрению дела по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции, предусмотренного пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В частности, апелляционным судом было установлено, что обжалуемый судебный акт по настоящему делу непосредственно затрагивает права и обязанности открытого акционерного общества "Газпром" как лица, которому передаются права и обязанности по договору лесного участка в составе земель лесного фонда от 07.03.2008 N 60/Л-08 на основании соглашения от 10.07.2012, законность отказа в подписании которого является предметом настоящего спора.
Вместе с тем, апелляционным судом при исследовании материалов дела установлено, что при рассмотрении дела в суде первой инстанции открытое акционерное общество "Газпром" не было привлечено к участию в деле.
Данное обстоятельство является безусловным основанием к отмене состоявшегося по делу судебного акта как постановленного с нарушением норм процессуального права (пункт 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В связи с указанным, суд первой инстанции определил перейти к рассмотрению дела N А81-4861/2012 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено открытое акционерное общество "Газпром".
В судебном заседании, состоявшемся 18.06.2013, суд апелляционной инстанции рассмотрел дело N А81-4861/2012 по существу.
Представитель ООО "Газпром добыча Надым" в судебном заседании поддержал заявленные доводы.
Открытым акционерным обществом "Газпром" заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Департамент, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайство об отложении судебного заседания не представлено.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел настоящее дело в отсутствие Департамента, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заявление, отзыв, установил следующие обстоятельства.
31.05.1999 между ОАО "Газпром" (инвестор) и ООО "Газпром добыча Надым" (заказчик) (ранее именуемое Предприятие "Надымгазпром") заключен инвестиционный договор, в соответствии с которым инвестор поручает, а заказчик принимает на себя обязательства по реализации инвестиционных проектов на строительство и сдачу в эксплуатацию объектов, указанных в Приложении N 1 к договору (т. 1 л.д. 129-131).
В соответствии с пунктами 7.8, 13.1, 13.4 указанного договора заказчик передает генподрядчику по акту строительную площадку с оформленными в установленном порядке документами на право землепользования, обеспечивает выполнение работ по созданию разбивочной геодезической основы. Завершенные строительством объекты после подписания акта приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов передаются заказчиком на баланс инвестору. Инвестор является собственником объектов, построенных в результате инвестиционной деятельности заказчика по настоящему договору.
На основании приказа Департамента от 28.11.2007 N 494-3 между Департаментом (арендодатель) и ООО "Газпром добыча Надым" (арендатор) на срок с 28.11.2007 по 27.11.2012 заключен договор аренды лесного участка в составе земель лесного фонда от 07.03.2008 N 60/Л-08, в соответствии с которым арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок площадью 258,396 га в составе земель лесного фонда под строительство объекта "Расширение Ямсовейского месторождения (Ярейская площадь)", имеющего местоположение: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район в защитных лесах, категория - леса, расположенные в лесотундровой зоне Таркосалинского лесничества Уренгойского участкового лесничества в квартале N 1398 в выделах NN 57, 17, 18, 60, 34, 35, в квартале N 1399 в выделах NN 6, 45, 7, 8, 11, 13, 14, 23, 22, 32, 33, 35, 55, 25-27, 30, 37-39, в квартале N 1469 в выделах NN 7-9, 30.12, в квартале N 1470 в выделах NN 12, 13, 16-19, 21, 28, 29, 1, 7, 14, 36, в квартале N 1471 в выделах NN 26, 28-31, 42, 43, 45, 19, 20, 12, 25, 35, 37, 44, в квартале N 1472 в выделах NN 28, 29, 11, 24, в квартале N 1517 в выделах NN 1-5, 9, 10, 12, 30, 11, 13, 29, в квартале N 1518 в выделах NN 16-21, 42, 20.1, 25, 26, 29, 30, 33, 33.1, 32, 32.1, 15, 22, в квартале N 1519 в выделах NN 9, 13, в квартале N 1592 в выделах NN 2-5, в квартале N 1593 в выделах NN 7, 15-17, 22, 25-27, 31, 35, 2, в квартале N 1643 в выделах NN 5-8, 12, 14, 16, 18, в квартале N 1644 в выделах NN 14-16, 11, 18, 9, 10, 13, в квартале N 1723 в выделах NN 2, 4, 25, 41, 37, 38, 38.1, 39.1, 39, 28, 40, 12, 13, 20, в квартале N 1722 в выделах NN 9, 12, 13, 20, Таркосалинского участкового лесничества в квартале N 1753 в выделах NN 29, 30, 25, 27, 31 в квартале N 1801 в выделах NN 2-4, в квартале N 1800 в выделах NN 10, 11, 12.
Согласно подп. "г" пункта 11 договора N 60/Л-08 арендатор имеет право с согласия арендодателя сдавать лесной участок, прошедший государственный кадастровый учет, в субаренду, передавать свои права и обязанности по настоящему договору другим лицам.
На арендованном лесном участке ООО "Газпром добыча Надым" в рамках инвестиционного договора были построены объекты, необходимые для разработки месторождений полезных ископаемых. На данные объекты зарегистрировано право собственности за ОАО "Газпром", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 01.04.2011, 16.03.2011, 18.03.2011 (т. 1 л.д. 74-110).
10.07.2012 между ООО "Газпром добыча Надым" и ОАО "Газпром" подписаны соглашение о передаче ОАО "Газпром" прав и обязанностей по договору аренды лесного участка в составе земель лесного фонда от 07.03.2008 N 60/Л-08 и акт приема-передачи земельных участков.
07.08.2012 ООО "Газпром добыча Надым" руководствуясь статьей 615 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 22 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктом 11 договора аренды N 60/Л-08, обратилось в Департамент с заявлением N 029/8217 о передаче прав и обязанностей по указанному договору аренды ОАО "Газпром".
Департамент, рассмотрев указанное обращение, 30.08.2012 письмом исх. N 2701-17/14875 сообщил Обществу о том, что одним из оснований для заключения договора аренды лесного участка для разработки месторождений полезных ископаемых является наличие у ООО "Газпром добыча Надым" лицензии на право пользования недрами. В связи с тем, что у ОАО "Газпром" такая лицензия отсутствует, вопрос по переводу прав и обязанностей на ОАО "Газпром" на территории лицензионных участков ООО "Газпром добыча Надым" является спорным. В связи с этим, а также учитывая, что объекты недвижимого имущества находятся в собственности ОАО "Газпром", на совместно проведенном 26.11.2011 совещании Обществу рекомендовано обратиться в судебный орган для подкрепления своей позиции по отсутствию в пакете заявочных документов лицензии на добычу УВС у ОАО "Газпром". Таким образом, рассмотрение соглашения о передачи прав и обязанностей по договору аренды возможно только после судебного решения.
Общество, обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о признании незаконным решения Департамента в части отказа согласования перевода прав и обязанностей по договору аренды лесного участка N 60/Л-08 на ОАО "Газпром".
Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, оценив доводы сторон, апелляционный суд пришел к выводу о том, что основания для удовлетворения заявленных Обществом требований отсутствуют. При этом, апелляционный суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации разработка месторождений полезных ископаемых является самостоятельным видом использования лесов.
Лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, для использования в целях, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса РФ, предоставляется лицу по договору аренды (часть 1 статьи 72 Лесного кодекса РФ).
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации).
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи. Без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случае разработки месторождений полезных ископаемых (части 1, 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем). К договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Приказом Рослесхоза от 26.07.2011 N 319 утвержден Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и Формы примерного договора аренды лесного участка (далее - Порядок).
Согласно пункту 18 Порядка в случае заключения договора аренды лесного участка без проведения аукциона в соответствии с частью 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации заинтересованное в получении права на заключение договора аренды лесного участка лицо (далее - заявитель) подает заявление в органы государственной власти или органы местного самоуправления, указанные в пункте 5 настоящего Порядка (далее - арендодатель).
В силу пункта 21 Порядка к заявлению прилагаются следующие документы: документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (при необходимости); документы, подтверждающие необходимость использования испрашиваемого лесного участка (предоставляется по усмотрению заявителя).
Органы государственной власти получают путем межведомственного информационного взаимодействия следующие документы: выписку из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении юридического лица; сведения о постановке на налоговый учет в налоговом органе; сведения о наличии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на объекты, подлежащие реконструкции (при предоставлении лесных участков для реконструкции линейных объектов); сведения о наличии лицензии на пользование недрами или документов, подтверждающих включение инвестиционного проекта в области освоения лесов в перечень приоритетных инвестиционных проектов, утвержденный в установленном порядке, - при предоставлении лесного участка в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых или в целях реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
В силу пункта 23 Порядка заявление и прилагаемые к нему документы рассматриваются арендодателем в течение 30 календарных дней с даты их получения.
По результатам рассмотрения выносится решение о предоставлении лесного участка в аренду либо решение об отказе в предоставлении лесного участка в аренду.
Одним из оснований для принятия решения об отказе в предоставлении в аренду лесного участка является подача заявления и прилагаемых к нему документов с нарушением требований, установленных настоящим Порядком. При вынесении решения об отказе в предоставлении лесного участка представленные документы возвращаются заявителю в течение 3 рабочих дней. В решении об отказе в предоставлении лесного участка в аренду должны быть указаны обстоятельства, послужившие основанием для его принятия. Заявитель вправе повторно направить заявление и прилагаемые документы арендодателю после устранения обстоятельств, послуживших основанием для вынесения решения об отказе в предоставлении лесного участка в аренду.
Согласно пункту 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
В соответствии с положениями статьи 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора. Лицензия удостоверяет право разработки месторождений полезных ископаемых.
Согласно абзацу 7 статьи 17.1 Закона о недрах право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности в случае передачи права пользования участком недр юридическим лицом - пользователем недр, являющимся дочерним обществом, юридическому лицу, являющемуся его основным обществом, если юридическое лицо, которому передается право пользования недрами, создано в соответствии с законодательством Российской Федерации, соответствует требованиям, предъявляемым к пользователю недр законодательством Российской Федерации, условиям проведения конкурса или аукциона на право пользования данным участком недр, условиям лицензии на пользование данным участком недр и такому юридическому лицу передано имущество, необходимое для осуществления деятельности, указанной в лицензии на пользование недрами, в том числе из состава имущества объектов обустройства в границах участка недр.
При переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению. В этом случае условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат (абз. 10 статьи 17.1 Закона о недрах).
Следовательно, для пользования лесным участком на основании договора аренды в целях разработки месторождений полезных ископаемых обязательно наличие у арендатора лицензии на пользование недрами.
Как усматривается из материалов дела, основанием для заключения договора аренды лесного участка в составе земель лесного фонда от 07.03.2008 N 60/Л-08 между Департаментом и ООО "Газпром добыча Надым" послужило наличие у ООО "Газпром добыча Надым" лицензии на право пользования недрами серии СЛЯ номер 02042 в целях добычи газа из сеноманских отложений, геологического изучения с последующей разработкой залежей УВ без ограничения по глубине Ямсовейского месторождения (80 км ЮВ пос. Пангоды Надымского района).
Ввиду завершения ООО "Газпром добыча Надым" на арендованном лесном участке строительства объектов в рамках инвестиционного договора, регистрации права собственности на построенные объекты за ОАО "Газпром", Общество обратилось в Департамент с ходатайством о передаче прав и обязанностей по договору аренды от 07.03.2008 N 60/Л-08 ОАО "Газпром".
Между тем, учитывая, что для пользования лесным участком на основании договора аренды в целях разработки месторождений полезных ископаемых обязательно наличие у арендатора лицензии на пользование недрами, тогда как данная лицензия у ОАО "Газпром" отсутствует, Департамент обоснованно отказал в переводе прав и обязанностей на ОАО "Газпром" по договору аренды лесного участка N 60/Л-08 от 07.03.2008.
В обоснование своей позиции о возможности предоставления Департаментом земельных участков без предоставления лицензии на недропользование заявитель ссылается на письма Рослесхоза от 21.04.2009 и Минэкономразвития от 25.07.2012.
Между тем в письме Минэкономразвития от 25.07.2012 (т. 2 л.д. 21-24) сказано, что поскольку лицензии по большому количеству месторождений, где располагаются объекты единой системы газоснабжения, оформлены на дочерние общества ОАО "Газпром", и для строительства новых объектов ЕСГ ОАО "Газпром" привлекает специализированные дочерние общества, выполняющие функции заказчиков по заключенным с ОАО "Газпром" инвестиционным договорам и не являющиеся недропользователями, то предоставление земельных участков в данном случае для строительства указанных объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, возможно в общем порядке, установленном пунктами 2.1 и 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, с предварительным согласованием мест размещения объектов без предоставления лицензии на недропользование. При этом дополнительных требований к лицу, которое обращается за предоставлением государственной услуги по выдаче разрешений на строительство объектов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых планируется в целях выполнения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе наличие у застройщика лицензии на пользование недрами, не предусмотрено.
Таким образом, в контексте данного письма речь идет о том, что для строительства объектов ЕСГ при получении разрешения на такое строительство наличие лицензии на пользование недрами не требуется именно лицу, не являющемуся недропользователем, или иначе - застройщику.
Письмо Рослесхоза от 21.04.2009 N МГ-03-54/2471 для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации носит лишь рекомендательный характер по выдаче согласия на сделки с арендованными лесными участками или арендными правами.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым указать следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации право аренды лесных участков возникает и прекращается по основаниям и в порядке, определенном гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
Статьей 43 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса.
Для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
На основании разрешений органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, допускается выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, если выполнение таких работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений, строительство объектов капитального строительства (части 1, 2, 3 данной статьи).
Статьей 71 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам (часть 1 данной статьи).
Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом (часть 2 данной статьи).
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 3 данной статьи).
Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 4 данной статьи).
Пунктом 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
Без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях:
- 1) предусмотренных статьями 36, 43 - 45 настоящего Кодекса;
- 2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;
- 3) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации).
Как было указано выше, на арендованном лесном участке ООО "Газпром добыча Надым" в рамках инвестиционного договора были построены объекты недвижимости (подъездные автодороги, газопроводы, линии электропередач, кусты скважин и др.). На данные объекты зарегистрировано право собственности за ОАО "Газпром", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 01.04.2011, 16.03.2011, 18.03.2011.
Между тем, поскольку лесным законодательством правоотношения, связанные с оформлением прав аренды на земельные участки, находящиеся под объектами недвижимости, не урегулированы, вопрос о наличии оснований для предоставления ОАО "Газпром" испрашиваемого земельного участка подлежит рассмотрению по правилам статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Следовательно, вопрос о предоставлении ОАО "Газпром" в аренду спорного лесного участка, как собственнику объектов недвижимости, расположенных на данном участке, должен разрешаться в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, отсутствуют основания для признания незаконным решения Департамента в части отказа в согласовании перевода прав и обязанностей по договору аренды лесного участка N 60/Л-08 на ОАО "Газпром" и обязании Департамента заключить соглашение о переводе на ОАО "Газпром" прав и обязанностей по договору аренды лесного участка в составе земель лесного фонда от 07.03.2008 N 60/Л-08.
При таких обстоятельствах, требования Общества удовлетворению не подлежат.
Поскольку были установлены основания для перехода к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, в соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" по результатам рассмотрения дела суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта (часть 4 статьи 270 Кодекса), и принимает новый судебный акт.
Следовательно, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.02.2013 по делу N А81-4861/2012 подлежит отмене с принятием нового судебного акта.
Поскольку требования заявителя и апелляционная жалоба не подлежат удовлетворению, судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение заявления в суде первой инстанции и апелляционной жалобы относятся на Общество.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 и частью 3 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.02.2013 по делу N А81-4861/2012 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований, заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Надым", отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
А.Н.ЛОТОВ

Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
О.А.СИДОРЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)