Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Бархатова В.Ю., Кручининой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Светловой Е.С.,
при участии в заседании:
от заявителя: Шеховцов Д.С., доверенность от 01.07.2011, Менжерес Д.А., доверенность от 25.10.2010,
- от заинтересованного лица: не явился, извещен;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Ступинского муниципального района Московской области (ОГРН 1025005922457; ИНН 5045014891) на решение Арбитражного суда Московской области от 18.01.2013 по делу N А41-42243/12, принятое судьей Федуловой Л.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Краснохолмский камвольный комбинат" (ОГРН 1027739387060; ИНН 7705454447) к администрации Ступинского муниципального района Московской области (ОГРН 1025005922457; ИНН 5045014891) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Краснохолмский камвольный комбинат" (далее - заявитель, общество, ООО "Краснохолмский камвольный комбинат") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации Ступинского муниципального района (далее - заинтересованное лицо, администрация) с требованиями:
- признать незаконным отказ администрации Ступинского муниципального района Московской области в предоставлении в собственность ООО "Краснохолмский камвольный комбинат" земельного участка с кадастровым номером 50:33:0020409:647 (площадью 308 998 кв. м) и земельного участка с кадастровым номером 50:33:0020409:648 (площадью 25 002 кв. м), расположенных по адресу: Московская область, Ступинский район, с. Троице-Лобаново, сельское поселение Аксиньинское, за 2.5% кадастровой стоимости;
- обязать администрацию Ступинского муниципального района Московской области предоставить в собственность ООО "Краснохолмский камвольный комбинат" земельный участок с кадастровым номером 50:33:0020409:647 (площадью 308 998 кв. м) и земельный участок с кадастровым номером 50:33:0020409:648 (площадью 25 002 кв. м), расположенных по адресу: Московская область, Ступинский район, с. Троице-Лобаново, сельское поселение Аксиньинское, за 2.5% кадастровой стоимости;
- обязать администрацию Ступинского района Московской области в месячный срок со дня принятия судебного акта по настоящему делу направить в адрес ООО "Краснохолмский камвольный комбинат" проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:33:0020409:647 (площадью 308 998 кв. м) и земельного участка с кадастровым номером 50:33:0020409:648 (площадью 25 002 кв. м), расположенных по адресу: Московская область, Ступинский район, с. Троице-Лобаново, сельское поселение Аксиньинское, за 2.5% кадастровой стоимости.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18.01.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация обратилась с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд.
В судебное заседание не явились представители заинтересованного лица, в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения о дате, времени и месте судебного заседания. Информация о времени и месте судебного заседания имеется на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Представитель общества в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы администрации Ступинского муниципального района Московской области
Как следует из материалов дела и установлено судом, заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежал земельный участок с кадастровым номером 50:33:0020409:33, расположенный по адресу: Ступинский район, с/о Большеалексеевский, с. Троице-Лобаново, площадью 334000 кв. м, который был ранее учтенным земельным участком в соответствии с Актом на право пользования землей от 19.03.1973 (т. 1 л.д. 15 - 18).
Акт на право пользования землей от 19.03.1973 площадью 334000 кв. м был выдан Московскому Краснохолмскому камвольному комбинату, который согласно Протоколу N 4 собрания трудового коллектива арендного предприятия Краснохолмского камвольного комбината от 22.09.1992 преобразован в АОЗТ "Краснохолмский камвольный комбинат" (т. 1 л.д. 133 - 135).
Правопреемником АОЗТ "Краснохолмский камвольный комбинат" является заявитель, что подтверждается Уставом в редакции 2010 г. (т. 1 л.д. 44 - 55).
Впоследствии, как следует из представленных в материалы дела кадастровых дел, кадастровых выписок от 30.10.2012, заключения ГУП "МР БТИ" от 08.05.2013, земельный участок с кадастровым номером 50:33:0020409:33 был разделен на земельные участки с кадастровыми номерами 50:33:0020409:647 и 50:33:0020409:648, расположенные по адресу Московская область, Ступинский район, с/пос. Аксиньинское, с. Троице-Лобаново, площадью 308998 кв. м и площадью 25002 кв. м, соответственно.
20.06.2012 общество обратилось в администрацию Ступинского муниципального района с заявлением о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 50:33:0020409:647 и 50:33:0020409:648 в собственность в порядке статьи 36 Земельного кодекса РФ по цене равной 2.5% кадастровой стоимости (т. 1 л.д. 8).
Администрация письмом от 19.07.2012 N И7-21/2716 в предоставлении испрашиваемых участков отказала.
В обоснование отказа администрация сообщила, что из представленных документов невозможно идентифицировать земельные участки с расположенными на них объектами недвижимости. Испрашиваемые земельные участки не имеют отношения к приложенным правоустанавливающим документам и не прослеживается факт переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками (т. 1 л.д. 10).
Заявитель, полагая данный отказ в предоставлении в собственность испрашиваемых земельных участков незаконным, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Принимая решение об удовлетворении заявленного требования, Арбитражный суд Московской области сделал вывод о том, что заявитель имеет право на приобретение в собственность земельных участков, по цене, равной 2,5% от кадастровой стоимости земельных участков.
Данный вывод суда является обоснованным, соответствует действующему законодательству и представленным в материалы дела доказательствам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
- Согласно пункту 1 статьи 2 указанного Закона до 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками;
- При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
- двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
- двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ перечень документов прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок утвержден приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 (далее - Перечень).
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 названного Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в собственности, в том числе и органов местного самоуправления, за исключением случаев прямо указанных в законе, перечень которых является исчерпывающим.
Из материалов дела следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:33:0020409:647, 50:33:0020409:648, расположенные по адресу Московская область, Ступинский район, с/пос. Аксиньинское, с. Троице-Лобанове, площадью 308998 кв. м и площадью 25002 кв. м образованы из земельного участка с кадастровым номером 50:33:0020409:33, расположенного по адресу: Ступинский район, с/о Большеалексеевский, с. Троице-Лобаново, площадью 334000 кв. м.
Кроме того, на данном земельном участке имеются объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности.
Заявитель является собственником зданий, строений, сооружений, расположенных по адресу: Московская область, Ступинский район, с. Троице-Лобаново, Физкультурно-оздоровительный комплекс "Северка" ООО "Краснохолмский камвольный комбинат" N на плане 4 - 5, 7, 9, 10, 13, 17, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 38, 39, 42, 43, 44, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 50:33:0020409:647, что подтверждается свидетельствами о регистрации права и кадастровыми паспортами на объекты недвижимости, представленными в материалы дела.
Кроме того, ООО "Краснохолмский камвольный комбинат" является собственником зданий, строений, сооружений, расположенных по адресу: Московская область, Ступинский район, с. Троице-Лобаново, Физкультурно-оздоровительный комплекс "Северка" ООО "Краснохолмский камвольный комбинат" номер на плане 30, 31, 32, 33, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 50:33:0020409:648, что подтверждается свидетельствами о регистрации права и кадастровыми паспортами на объекты недвижимости, представленными в материалы дела.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что ООО "Краснохолмский камвольный комбинат" имеет право приобрести спорные земельные участки с кадастровыми номерами 50:33:0020409:647, 50:33:0020409:648, расположенные по адресу Московская область, Ступинский район, с/пос. Аксиньинское, с. Троице-Лобанове по льготной цене, переоформив свое право постоянного (бессрочного) пользования спорными земельными участками.
Факт аннулирования на основании решения ФГУ Кадастровая палата по МО от 04.02.2013 сведений в государственном кадастре недвижимости о земельных участках с кадастровыми номерами 50:33:0020409:647, 50:33:0020409:648 не может служить основанием для отмены решения суда первой инстанции и отказа в удовлетворении заявленных требований.
Право бессрочного пользования заявителя не оспорено.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в собственности, в том числе и органов местного самоуправления, за исключением случаев прямо указанных в законе, перечень которых является исчерпывающим.
При обращении за переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования спорными земельными участками общество представило все необходимые и достаточные документы в соответствии с требованиями действующего законодательства. Оснований для отказа в оформлении договора купли-продажи земельных участков у администрации не имелось.
Наличие в отношении спорных земельных участков обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ заинтересованным не доказано.
Довод администрации о недоказанности обществом права требовать предоставления земельного участка в заявленном размере является необоснованным.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" лица, которым земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками предоставлены до вступления в силу ЗК РФ, вправе по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность до 01.07.2012 в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 ЗК РФ, независимо от того, для какой цели были предоставлены эти участки.
Из заявления от 20.06.2012 вх. N 86 следует, что общество обращалось в администрацию с просьбой о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки с кадастровыми номерами 50:33:0020409:647, 50:33:0020409:648.
Обязанность переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или собственности в срок до 01.07.2012 года была возложена на юридические лица пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
При этом для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования не имеет правового значения факт наличия или отсутствия на указанном земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих заявителю, соотношение площади испрашиваемого участка и площади размещенных на нем объектов недвижимости.
Обращаясь в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности, заявитель не обязан обосновывать площадь испрашиваемого земельного участка, принадлежащего ему на праве постоянного (бессрочного) пользования в конкретной площади, необходимой для использования расположенных на земельном участке объектов недвижимого имущества. Указанная обязанность имеется у заявителя в том случае, если он обращается за приобретением земельного участка в порядке пункта 1 статьи 36 ЗК РФ.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 ЗК РФ, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Пунктом 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ установлен льготный порядок определения цены при приобретении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лицами, являющимися собственниками расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости, если последние ранее были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 12 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ (ред. от 17.02.2012, с изм. от 21.03.2012) "О регулировании земельных отношений в Московской области" (принят решением Мособлдумы от 29.05.1996 N 9/92) до 1 июля 2012 года цена продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения - в размере, равном двум с половиной процентам кадастровой стоимости земельного участка.
Судом первой инстанции правомерно указано, что в силу пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ выкупная цена земельного участка в рассматриваемом случае не может превышать двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт органов местного самоуправления, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными.
Доводы, приведенные администрацией Ступинского муниципального района Московской области в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению ввиду их несостоятельности, поскольку они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную правовую оценку, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить или изменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.
Несогласие заинтересованного лица с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 18.01.2013 по делу N А41-42243/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.А.МИЩЕНКО
Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
Н.А.КРУЧИНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.05.2013 ПО ДЕЛУ N А41-42243/12
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 мая 2013 г. по делу N А41-42243/12
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Бархатова В.Ю., Кручининой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Светловой Е.С.,
при участии в заседании:
от заявителя: Шеховцов Д.С., доверенность от 01.07.2011, Менжерес Д.А., доверенность от 25.10.2010,
- от заинтересованного лица: не явился, извещен;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Ступинского муниципального района Московской области (ОГРН 1025005922457; ИНН 5045014891) на решение Арбитражного суда Московской области от 18.01.2013 по делу N А41-42243/12, принятое судьей Федуловой Л.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Краснохолмский камвольный комбинат" (ОГРН 1027739387060; ИНН 7705454447) к администрации Ступинского муниципального района Московской области (ОГРН 1025005922457; ИНН 5045014891) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Краснохолмский камвольный комбинат" (далее - заявитель, общество, ООО "Краснохолмский камвольный комбинат") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации Ступинского муниципального района (далее - заинтересованное лицо, администрация) с требованиями:
- признать незаконным отказ администрации Ступинского муниципального района Московской области в предоставлении в собственность ООО "Краснохолмский камвольный комбинат" земельного участка с кадастровым номером 50:33:0020409:647 (площадью 308 998 кв. м) и земельного участка с кадастровым номером 50:33:0020409:648 (площадью 25 002 кв. м), расположенных по адресу: Московская область, Ступинский район, с. Троице-Лобаново, сельское поселение Аксиньинское, за 2.5% кадастровой стоимости;
- обязать администрацию Ступинского муниципального района Московской области предоставить в собственность ООО "Краснохолмский камвольный комбинат" земельный участок с кадастровым номером 50:33:0020409:647 (площадью 308 998 кв. м) и земельный участок с кадастровым номером 50:33:0020409:648 (площадью 25 002 кв. м), расположенных по адресу: Московская область, Ступинский район, с. Троице-Лобаново, сельское поселение Аксиньинское, за 2.5% кадастровой стоимости;
- обязать администрацию Ступинского района Московской области в месячный срок со дня принятия судебного акта по настоящему делу направить в адрес ООО "Краснохолмский камвольный комбинат" проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:33:0020409:647 (площадью 308 998 кв. м) и земельного участка с кадастровым номером 50:33:0020409:648 (площадью 25 002 кв. м), расположенных по адресу: Московская область, Ступинский район, с. Троице-Лобаново, сельское поселение Аксиньинское, за 2.5% кадастровой стоимости.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18.01.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация обратилась с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд.
В судебное заседание не явились представители заинтересованного лица, в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения о дате, времени и месте судебного заседания. Информация о времени и месте судебного заседания имеется на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Представитель общества в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы администрации Ступинского муниципального района Московской области
Как следует из материалов дела и установлено судом, заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежал земельный участок с кадастровым номером 50:33:0020409:33, расположенный по адресу: Ступинский район, с/о Большеалексеевский, с. Троице-Лобаново, площадью 334000 кв. м, который был ранее учтенным земельным участком в соответствии с Актом на право пользования землей от 19.03.1973 (т. 1 л.д. 15 - 18).
Акт на право пользования землей от 19.03.1973 площадью 334000 кв. м был выдан Московскому Краснохолмскому камвольному комбинату, который согласно Протоколу N 4 собрания трудового коллектива арендного предприятия Краснохолмского камвольного комбината от 22.09.1992 преобразован в АОЗТ "Краснохолмский камвольный комбинат" (т. 1 л.д. 133 - 135).
Правопреемником АОЗТ "Краснохолмский камвольный комбинат" является заявитель, что подтверждается Уставом в редакции 2010 г. (т. 1 л.д. 44 - 55).
Впоследствии, как следует из представленных в материалы дела кадастровых дел, кадастровых выписок от 30.10.2012, заключения ГУП "МР БТИ" от 08.05.2013, земельный участок с кадастровым номером 50:33:0020409:33 был разделен на земельные участки с кадастровыми номерами 50:33:0020409:647 и 50:33:0020409:648, расположенные по адресу Московская область, Ступинский район, с/пос. Аксиньинское, с. Троице-Лобаново, площадью 308998 кв. м и площадью 25002 кв. м, соответственно.
20.06.2012 общество обратилось в администрацию Ступинского муниципального района с заявлением о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 50:33:0020409:647 и 50:33:0020409:648 в собственность в порядке статьи 36 Земельного кодекса РФ по цене равной 2.5% кадастровой стоимости (т. 1 л.д. 8).
Администрация письмом от 19.07.2012 N И7-21/2716 в предоставлении испрашиваемых участков отказала.
В обоснование отказа администрация сообщила, что из представленных документов невозможно идентифицировать земельные участки с расположенными на них объектами недвижимости. Испрашиваемые земельные участки не имеют отношения к приложенным правоустанавливающим документам и не прослеживается факт переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками (т. 1 л.д. 10).
Заявитель, полагая данный отказ в предоставлении в собственность испрашиваемых земельных участков незаконным, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Принимая решение об удовлетворении заявленного требования, Арбитражный суд Московской области сделал вывод о том, что заявитель имеет право на приобретение в собственность земельных участков, по цене, равной 2,5% от кадастровой стоимости земельных участков.
Данный вывод суда является обоснованным, соответствует действующему законодательству и представленным в материалы дела доказательствам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
- Согласно пункту 1 статьи 2 указанного Закона до 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками;
- При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
- двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
- двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ перечень документов прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок утвержден приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 (далее - Перечень).
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 названного Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в собственности, в том числе и органов местного самоуправления, за исключением случаев прямо указанных в законе, перечень которых является исчерпывающим.
Из материалов дела следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:33:0020409:647, 50:33:0020409:648, расположенные по адресу Московская область, Ступинский район, с/пос. Аксиньинское, с. Троице-Лобанове, площадью 308998 кв. м и площадью 25002 кв. м образованы из земельного участка с кадастровым номером 50:33:0020409:33, расположенного по адресу: Ступинский район, с/о Большеалексеевский, с. Троице-Лобаново, площадью 334000 кв. м.
Кроме того, на данном земельном участке имеются объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности.
Заявитель является собственником зданий, строений, сооружений, расположенных по адресу: Московская область, Ступинский район, с. Троице-Лобаново, Физкультурно-оздоровительный комплекс "Северка" ООО "Краснохолмский камвольный комбинат" N на плане 4 - 5, 7, 9, 10, 13, 17, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 38, 39, 42, 43, 44, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 50:33:0020409:647, что подтверждается свидетельствами о регистрации права и кадастровыми паспортами на объекты недвижимости, представленными в материалы дела.
Кроме того, ООО "Краснохолмский камвольный комбинат" является собственником зданий, строений, сооружений, расположенных по адресу: Московская область, Ступинский район, с. Троице-Лобаново, Физкультурно-оздоровительный комплекс "Северка" ООО "Краснохолмский камвольный комбинат" номер на плане 30, 31, 32, 33, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 50:33:0020409:648, что подтверждается свидетельствами о регистрации права и кадастровыми паспортами на объекты недвижимости, представленными в материалы дела.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что ООО "Краснохолмский камвольный комбинат" имеет право приобрести спорные земельные участки с кадастровыми номерами 50:33:0020409:647, 50:33:0020409:648, расположенные по адресу Московская область, Ступинский район, с/пос. Аксиньинское, с. Троице-Лобанове по льготной цене, переоформив свое право постоянного (бессрочного) пользования спорными земельными участками.
Факт аннулирования на основании решения ФГУ Кадастровая палата по МО от 04.02.2013 сведений в государственном кадастре недвижимости о земельных участках с кадастровыми номерами 50:33:0020409:647, 50:33:0020409:648 не может служить основанием для отмены решения суда первой инстанции и отказа в удовлетворении заявленных требований.
Право бессрочного пользования заявителя не оспорено.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в собственности, в том числе и органов местного самоуправления, за исключением случаев прямо указанных в законе, перечень которых является исчерпывающим.
При обращении за переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования спорными земельными участками общество представило все необходимые и достаточные документы в соответствии с требованиями действующего законодательства. Оснований для отказа в оформлении договора купли-продажи земельных участков у администрации не имелось.
Наличие в отношении спорных земельных участков обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ заинтересованным не доказано.
Довод администрации о недоказанности обществом права требовать предоставления земельного участка в заявленном размере является необоснованным.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" лица, которым земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками предоставлены до вступления в силу ЗК РФ, вправе по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность до 01.07.2012 в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 ЗК РФ, независимо от того, для какой цели были предоставлены эти участки.
Из заявления от 20.06.2012 вх. N 86 следует, что общество обращалось в администрацию с просьбой о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки с кадастровыми номерами 50:33:0020409:647, 50:33:0020409:648.
Обязанность переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или собственности в срок до 01.07.2012 года была возложена на юридические лица пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
При этом для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования не имеет правового значения факт наличия или отсутствия на указанном земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих заявителю, соотношение площади испрашиваемого участка и площади размещенных на нем объектов недвижимости.
Обращаясь в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности, заявитель не обязан обосновывать площадь испрашиваемого земельного участка, принадлежащего ему на праве постоянного (бессрочного) пользования в конкретной площади, необходимой для использования расположенных на земельном участке объектов недвижимого имущества. Указанная обязанность имеется у заявителя в том случае, если он обращается за приобретением земельного участка в порядке пункта 1 статьи 36 ЗК РФ.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 ЗК РФ, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Пунктом 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ установлен льготный порядок определения цены при приобретении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лицами, являющимися собственниками расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости, если последние ранее были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 12 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ (ред. от 17.02.2012, с изм. от 21.03.2012) "О регулировании земельных отношений в Московской области" (принят решением Мособлдумы от 29.05.1996 N 9/92) до 1 июля 2012 года цена продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения - в размере, равном двум с половиной процентам кадастровой стоимости земельного участка.
Судом первой инстанции правомерно указано, что в силу пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ выкупная цена земельного участка в рассматриваемом случае не может превышать двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт органов местного самоуправления, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными.
Доводы, приведенные администрацией Ступинского муниципального района Московской области в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению ввиду их несостоятельности, поскольку они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную правовую оценку, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить или изменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.
Несогласие заинтересованного лица с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 18.01.2013 по делу N А41-42243/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.А.МИЩЕНКО
Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
Н.А.КРУЧИНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)