Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Ермолов Г.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Е.И.
судей Шелудько В.В., Леганова А.В.
по докладу судьи краевого суда Поповой Е.И.
при секретаре М.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Р.А. на решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 23 мая 2013 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Р.А. обратился в суд с заявлением к администрации муниципального образования г. Краснодар, Департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка в собственность. В обоснование требований указал, что на основании решения президиума Краснодарского городского Совета народных депутатов от 04.07.1991 года "номер обезличен", решения профсоюзного комитета совхоза "Южный" от 27.03.1992 года работникам совхоза "Южный", в том числе и ему, был предоставлен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства и садоводства с правом жилищного и хозяйственного строительства площадью 600 кв. м по адресу: "адрес обезличен", с кадастровым номером "номер обезличен". На указанном земельном участке он построил жилой дом, гараж и хозяйственные постройки. 11.04.2011 года он обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением о государственной регистрации права собственности на данный земельный участок. Однако, 23.09.2011 года ему было отказано в государственной регистрации, поскольку Управление не сочло представленные им решение президиума Краснодарского городского Совета народных депутатов от 04.07.1991 года "номер обезличен" и решение профсоюзного комитета совхоза "Южный" от 27.03.1992 года правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельный участок и рекомендовало с данным вопросом обратиться в орган местного самоуправления. 07.03.2013 года он обратился на имя главы муниципального образования г. Краснодар с заявлением о предоставлении ему указанного земельного участка в собственность. 01.04.2013 года Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар отказал ему в предоставлении земельного участка в собственность, поскольку НПО "Овощи Кубани" не является уполномоченным органом по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной собственности. Просил признать незаконным отказ администрации муниципального образования г. Краснодар в предоставлении ему в собственность земельного участка из земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства и садоводства с правом жилищного и хозяйственного строительства, площадью 600 кв. м, с кадастровым номером "номер обезличен", расположенного по адресу: "адрес обезличен"; обязать администрацию муниципального образования г. Краснодар предоставить ему испрашиваемый земельный участок в собственность бесплатно.
Представитель Р.А. по доверенности Д.Е. в судебном заседании поддержала заявленные требования.
Представитель администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности С. и представитель Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности Ш. в судебном заседании возражали против заявленных требований.
Решением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 23 мая 2013 года в удовлетворении требований, заявленных Р.А., отказано.
В апелляционной жалобе Р.А. просит отменить решение суда и принять новое, полагает, что судом дана неверная оценка представленным по делу доказательствам, а выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя Р.А. по доверенности Д.Е., поддержавшей доводы жалобы, представителя администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности Д.Я. о законности и обоснованности решения суда, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового решения по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что согласно приказу научно производственного объединения "Овощи Кубани" "номер обезличен" от 27.03.1992 года, профсоюзным комитетом совхоза "Южный", на основании решения Президиума Краснодарского городского Совета народных депутатов от 04.07.1991 г. "номер обезличен", работникам совхоза "Южный", в том числе и Р.А., выделены земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства и садоводства с правом жилищного и хозяйственного строительства.
Согласно справке, выданной 20 сентября 2008 года Государственным научным учреждением "Научно-исследовательский институт овощного и картофельного хозяйства", Р.А. из земель НПО "Овощи Кубани" Совхоза "Южный" был выделен и предоставлен в собственность земельный участок площадью 600 кв. м по адресу: "адрес обезличен", для ведения личного подсобного хозяйства и садоводства, с правом жилищного и хозяйственного строительства на указанном участке.
11.04.2011 года Р.А. обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок.
23.09.2011 года Р.А. было направлено сообщение об отказе в государственной регистрации и рекомендовало обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ.
07.03.2013 года Р.А. обратился на имя главы муниципального образования г. Краснодар с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка ему в собственность.
Письмом Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар от 01.04.2013 года "номер обезличен" Р.А. отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, поскольку НПО "Овощи Кубани", приказом которого заявителю был выделен земельный участок, не является уполномоченным органом по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной собственности.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, судом первой инстанции указано, что в соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам земельных участков осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления. НПО "Овощи Кубани" не является уполномоченным органом по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной собственности. Кроме того, согласно ст. 36 Земельного кодекса РФ, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане или юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Таким образом, учитывая, что у заявителя отсутствуют правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемом земельном участке, предоставить ему в собственность данный земельный участок не представляется возможным.
С данным выводом суда первой инстанции согласиться нельзя.
При рассмотрении дела судом первой инстанции не принято во внимание то обстоятельство, что Земельный кодекс РФ был введен в действие Федеральным законом РФ от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" с момента его официального опубликования, то есть с 30.10.2001 года.
Согласно ч. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие Закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено Законом.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок был предоставлен Р.А. решением профсоюзного комитета совхоза "Южный" от 27.03.1992 года.
Таким образом, в отношении прав заявителя по предоставленному ему земельному участку, суду первой инстанции необходимо было применить нормы материального права, действовавшие на момент предоставления заявителю земельного участка.
Так, Указом Президента РФ "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" от 27.12.1991 N 323 постановлено осуществлять приватизацию земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в соответствии с действующим законодательством и настоящим Указом.
Согласно пункту 3 Указа, колхозы и совхозы были обязаны в 1992 году провести реорганизацию, привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и перерегистрироваться в соответствующих органах.
Согласно пункту 6 Указа, коллективам совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, колхозов и кооперативов, использующих землю на праве бессрочного (постоянного) пользования, предписывалось до 01.03.1992 года принять решение о переходе к частной, коллективно-договорной и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР. Местная администрация была обязана обеспечить выдачу гражданам, ставшим собственниками земли, соответствующих свидетельств на право собственности на землю, которые имеют законную силу до выдачи документов, удостоверяющих это право.
Пунктом 9 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.09.1992 N 708 установлено, что решение о выборе формы собственности на землю должны принимать трудовые коллективы реорганизуемых колхозов и совхозов. С учетом принятого решения в районную комиссию по приватизации земель и реорганизации сельскохозяйственных предприятий должна была подаваться заявка на предоставление земли в ту или иную форму собственности, к которой должны были прилагаться списки лиц, имеющих право на получение земли в соответствии с Указом Президента РФ от 02.03.1992 N 213.
В списки включались: работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств, проживающие на их территориях; лица, занятые в социальной сфере на селе (работники предприятий и организаций народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территории сельскохозяйственных предприятий). Кроме того, в списки включались временно отсутствующие работники, лица, имеющие право вернуться на прежнее место работы, и лица, уволенные с этого предприятия по сокращению численности работников после 01.01.1992 года.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" совхозы и колхозы обязаны были до 01.01.1993 года провести реорганизацию и привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности".
Пунктом 9 указанного Постановления установлено, что все члены колхоза и работники совхоза, в том числе ушедшие на пенсию, имели право на бесплатный земельный и имущественный пай. При этом, размер земельного пая устанавливался в натуральном или стоимостном выражении. При среднем качестве земли земельный пай в натуральном выражении не должен превышать утвержденной в районе предельной нормы бесплатной передачи земли в собственность.
При рассмотрении дела судебной коллегией установлено, что, учитывая вышеуказанные нормы и положения действовавшего в 1992 году земельного законодательства, профсоюзным комитетом совхоза "Южный" на основании решения президиума Краснодарского городского Совета народных депутатов 04.07.1991 года было принято решение "номер обезличен" о выделении земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства и садоводства с правом жилищного и хозяйственного строительства работникам совхоза, в том числе и Р.А. После чего совхоз "Южный" был обязан подать в районную комиссию по приватизации земли заявку на предоставление земли в собственность работникам совхоза по списку, а местная администрация должна была обеспечить выдачу работникам совхоза, включенным в списки на приватизацию земли, соответствующих свидетельств на право собственности на землю.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, ни совхозом "Южный", ни администрацией в 1992 году не были предприняты действия по оформлению и выдаче гражданам, ставшим собственниками земли, соответствующих свидетельств на право собственности на землю. Между тем, заявитель владеет земельным участком более 20 лет, обрабатывает его, построил на нем жилой дом, гараж, хозяйственные постройки, постоянно проживает в жилом доме.
В соответствии с требованиями ст. 29 действующего Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Именно к полномочиям органов местного самоуправления относятся управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (ст. 11 ЗК РФ).
Таким образом, судебная коллегия полагает, что по земельному законодательству, действовавшему на момент предоставления земельного участка заявителю в 1992 году и по земельному законодательству, действующему на сегодняшний день, именно орган местного самоуправления, обязан принять решение о передаче земельного участка в собственность заявителя. Вместе с тем, администрацией муниципального образования г. Краснодар незаконно отказано Р.А. в предоставлении земельного участка в собственность, с указанием, что совхоз "Южный" (преобразован в НПО "Овощи Кубани") был не вправе предоставлять земельные участки в собственность своих работников в период земельной реформы.
Указанные обстоятельства и требования действующего законодательства судом первой инстанции при рассмотрении дела оставлены без внимания и им не дано соответствующей правовой оценки.
В соответствии с п. 2 ст. 328 ГПК РФ суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы, представления вправе изменить или отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Отменяя решение суда, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о возможности одновременно, с учетом представленных по делу доказательств, принятия нового решения об удовлетворении требований, заявленных Р.А.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 23 мая 2013 года - отменить. Принять по делу новое решение.
Удовлетворить требования, заявленные Р.А.
Признать незаконным отказ администрации муниципального образования г. Краснодар в предоставлении в собственность Р.А. земельного участка из земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства и садоводства с правом жилищного и хозяйственного строительства, площадью 600 кв. м, с кадастровым номером "номер обезличен", расположенного по адресу: "адрес обезличен".
Обязать администрацию муниципального образования г. Краснодар предоставить Р.А. в собственность бесплатно земельный участок из земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства и садоводства с правом жилищного и хозяйственного строительства, площадью 600 кв. м, с кадастровым номером "номер обезличен", расположенный по адресу: "адрес обезличен".
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 01.08.2013 ПО ДЕЛУ N 33-16475/13
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 августа 2013 г. по делу N 33-16475/13
Судья: Ермолов Г.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Е.И.
судей Шелудько В.В., Леганова А.В.
по докладу судьи краевого суда Поповой Е.И.
при секретаре М.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Р.А. на решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 23 мая 2013 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Р.А. обратился в суд с заявлением к администрации муниципального образования г. Краснодар, Департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка в собственность. В обоснование требований указал, что на основании решения президиума Краснодарского городского Совета народных депутатов от 04.07.1991 года "номер обезличен", решения профсоюзного комитета совхоза "Южный" от 27.03.1992 года работникам совхоза "Южный", в том числе и ему, был предоставлен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства и садоводства с правом жилищного и хозяйственного строительства площадью 600 кв. м по адресу: "адрес обезличен", с кадастровым номером "номер обезличен". На указанном земельном участке он построил жилой дом, гараж и хозяйственные постройки. 11.04.2011 года он обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением о государственной регистрации права собственности на данный земельный участок. Однако, 23.09.2011 года ему было отказано в государственной регистрации, поскольку Управление не сочло представленные им решение президиума Краснодарского городского Совета народных депутатов от 04.07.1991 года "номер обезличен" и решение профсоюзного комитета совхоза "Южный" от 27.03.1992 года правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельный участок и рекомендовало с данным вопросом обратиться в орган местного самоуправления. 07.03.2013 года он обратился на имя главы муниципального образования г. Краснодар с заявлением о предоставлении ему указанного земельного участка в собственность. 01.04.2013 года Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар отказал ему в предоставлении земельного участка в собственность, поскольку НПО "Овощи Кубани" не является уполномоченным органом по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной собственности. Просил признать незаконным отказ администрации муниципального образования г. Краснодар в предоставлении ему в собственность земельного участка из земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства и садоводства с правом жилищного и хозяйственного строительства, площадью 600 кв. м, с кадастровым номером "номер обезличен", расположенного по адресу: "адрес обезличен"; обязать администрацию муниципального образования г. Краснодар предоставить ему испрашиваемый земельный участок в собственность бесплатно.
Представитель Р.А. по доверенности Д.Е. в судебном заседании поддержала заявленные требования.
Представитель администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности С. и представитель Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности Ш. в судебном заседании возражали против заявленных требований.
Решением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 23 мая 2013 года в удовлетворении требований, заявленных Р.А., отказано.
В апелляционной жалобе Р.А. просит отменить решение суда и принять новое, полагает, что судом дана неверная оценка представленным по делу доказательствам, а выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя Р.А. по доверенности Д.Е., поддержавшей доводы жалобы, представителя администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности Д.Я. о законности и обоснованности решения суда, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового решения по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что согласно приказу научно производственного объединения "Овощи Кубани" "номер обезличен" от 27.03.1992 года, профсоюзным комитетом совхоза "Южный", на основании решения Президиума Краснодарского городского Совета народных депутатов от 04.07.1991 г. "номер обезличен", работникам совхоза "Южный", в том числе и Р.А., выделены земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства и садоводства с правом жилищного и хозяйственного строительства.
Согласно справке, выданной 20 сентября 2008 года Государственным научным учреждением "Научно-исследовательский институт овощного и картофельного хозяйства", Р.А. из земель НПО "Овощи Кубани" Совхоза "Южный" был выделен и предоставлен в собственность земельный участок площадью 600 кв. м по адресу: "адрес обезличен", для ведения личного подсобного хозяйства и садоводства, с правом жилищного и хозяйственного строительства на указанном участке.
11.04.2011 года Р.А. обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок.
23.09.2011 года Р.А. было направлено сообщение об отказе в государственной регистрации и рекомендовало обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ.
07.03.2013 года Р.А. обратился на имя главы муниципального образования г. Краснодар с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка ему в собственность.
Письмом Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар от 01.04.2013 года "номер обезличен" Р.А. отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, поскольку НПО "Овощи Кубани", приказом которого заявителю был выделен земельный участок, не является уполномоченным органом по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной собственности.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, судом первой инстанции указано, что в соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам земельных участков осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления. НПО "Овощи Кубани" не является уполномоченным органом по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной собственности. Кроме того, согласно ст. 36 Земельного кодекса РФ, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане или юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Таким образом, учитывая, что у заявителя отсутствуют правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемом земельном участке, предоставить ему в собственность данный земельный участок не представляется возможным.
С данным выводом суда первой инстанции согласиться нельзя.
При рассмотрении дела судом первой инстанции не принято во внимание то обстоятельство, что Земельный кодекс РФ был введен в действие Федеральным законом РФ от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" с момента его официального опубликования, то есть с 30.10.2001 года.
Согласно ч. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие Закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено Законом.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок был предоставлен Р.А. решением профсоюзного комитета совхоза "Южный" от 27.03.1992 года.
Таким образом, в отношении прав заявителя по предоставленному ему земельному участку, суду первой инстанции необходимо было применить нормы материального права, действовавшие на момент предоставления заявителю земельного участка.
Так, Указом Президента РФ "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" от 27.12.1991 N 323 постановлено осуществлять приватизацию земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в соответствии с действующим законодательством и настоящим Указом.
Согласно пункту 3 Указа, колхозы и совхозы были обязаны в 1992 году провести реорганизацию, привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и перерегистрироваться в соответствующих органах.
Согласно пункту 6 Указа, коллективам совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, колхозов и кооперативов, использующих землю на праве бессрочного (постоянного) пользования, предписывалось до 01.03.1992 года принять решение о переходе к частной, коллективно-договорной и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР. Местная администрация была обязана обеспечить выдачу гражданам, ставшим собственниками земли, соответствующих свидетельств на право собственности на землю, которые имеют законную силу до выдачи документов, удостоверяющих это право.
Пунктом 9 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.09.1992 N 708 установлено, что решение о выборе формы собственности на землю должны принимать трудовые коллективы реорганизуемых колхозов и совхозов. С учетом принятого решения в районную комиссию по приватизации земель и реорганизации сельскохозяйственных предприятий должна была подаваться заявка на предоставление земли в ту или иную форму собственности, к которой должны были прилагаться списки лиц, имеющих право на получение земли в соответствии с Указом Президента РФ от 02.03.1992 N 213.
В списки включались: работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств, проживающие на их территориях; лица, занятые в социальной сфере на селе (работники предприятий и организаций народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территории сельскохозяйственных предприятий). Кроме того, в списки включались временно отсутствующие работники, лица, имеющие право вернуться на прежнее место работы, и лица, уволенные с этого предприятия по сокращению численности работников после 01.01.1992 года.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" совхозы и колхозы обязаны были до 01.01.1993 года провести реорганизацию и привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности".
Пунктом 9 указанного Постановления установлено, что все члены колхоза и работники совхоза, в том числе ушедшие на пенсию, имели право на бесплатный земельный и имущественный пай. При этом, размер земельного пая устанавливался в натуральном или стоимостном выражении. При среднем качестве земли земельный пай в натуральном выражении не должен превышать утвержденной в районе предельной нормы бесплатной передачи земли в собственность.
При рассмотрении дела судебной коллегией установлено, что, учитывая вышеуказанные нормы и положения действовавшего в 1992 году земельного законодательства, профсоюзным комитетом совхоза "Южный" на основании решения президиума Краснодарского городского Совета народных депутатов 04.07.1991 года было принято решение "номер обезличен" о выделении земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства и садоводства с правом жилищного и хозяйственного строительства работникам совхоза, в том числе и Р.А. После чего совхоз "Южный" был обязан подать в районную комиссию по приватизации земли заявку на предоставление земли в собственность работникам совхоза по списку, а местная администрация должна была обеспечить выдачу работникам совхоза, включенным в списки на приватизацию земли, соответствующих свидетельств на право собственности на землю.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, ни совхозом "Южный", ни администрацией в 1992 году не были предприняты действия по оформлению и выдаче гражданам, ставшим собственниками земли, соответствующих свидетельств на право собственности на землю. Между тем, заявитель владеет земельным участком более 20 лет, обрабатывает его, построил на нем жилой дом, гараж, хозяйственные постройки, постоянно проживает в жилом доме.
В соответствии с требованиями ст. 29 действующего Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Именно к полномочиям органов местного самоуправления относятся управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (ст. 11 ЗК РФ).
Таким образом, судебная коллегия полагает, что по земельному законодательству, действовавшему на момент предоставления земельного участка заявителю в 1992 году и по земельному законодательству, действующему на сегодняшний день, именно орган местного самоуправления, обязан принять решение о передаче земельного участка в собственность заявителя. Вместе с тем, администрацией муниципального образования г. Краснодар незаконно отказано Р.А. в предоставлении земельного участка в собственность, с указанием, что совхоз "Южный" (преобразован в НПО "Овощи Кубани") был не вправе предоставлять земельные участки в собственность своих работников в период земельной реформы.
Указанные обстоятельства и требования действующего законодательства судом первой инстанции при рассмотрении дела оставлены без внимания и им не дано соответствующей правовой оценки.
В соответствии с п. 2 ст. 328 ГПК РФ суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы, представления вправе изменить или отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Отменяя решение суда, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о возможности одновременно, с учетом представленных по делу доказательств, принятия нового решения об удовлетворении требований, заявленных Р.А.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 23 мая 2013 года - отменить. Принять по делу новое решение.
Удовлетворить требования, заявленные Р.А.
Признать незаконным отказ администрации муниципального образования г. Краснодар в предоставлении в собственность Р.А. земельного участка из земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства и садоводства с правом жилищного и хозяйственного строительства, площадью 600 кв. м, с кадастровым номером "номер обезличен", расположенного по адресу: "адрес обезличен".
Обязать администрацию муниципального образования г. Краснодар предоставить Р.А. в собственность бесплатно земельный участок из земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства и садоводства с правом жилищного и хозяйственного строительства, площадью 600 кв. м, с кадастровым номером "номер обезличен", расположенный по адресу: "адрес обезличен".
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)