Судебные решения, арбитраж
Приватизация земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 января 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мисника Н.Н.,
судей О.Г. Ломидзе, М.Н. Малыхиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тарановой Д.П.,
при участии:
от заявителя: Пищенко В.А., удостоверение от 28.06.2010 N 4981., ордер от 10.01.2013 г. N 307 (регистрационный номер 61/2582),
от заинтересованного лица: Барсуков С.В. (доверенность от 23.01.2012, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 15.10.2012 по делу N А53-26703/2012
по заявлению общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России"
к Комитету по управлению имуществом города Таганрога
о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка,
принятое в составе судьи Губенко М.И.,
установил:
Общероссийская общественно-государственная организация "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Комитету по управлению имуществом города Таганрога (далее - заинтересованное лицо, комитет):
- - о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 61:58:0004469:38;
- - об обязании заключить договор выкупа земельного участка с кадастровым номером 61:58:0004469:38 по цене, равной 1 281 060, 75 руб. (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 1 л.д. 17, 20-21).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 15.10.2012 по делу N А53-26703/2012 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания отказа КУИ г. Таганрога от 27.06.2012 N 5724 не соответствующим закону.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить. Заявитель указывает, что на момент подачи заявления в Арбитражный суд Ростовской области, а также на момент обращения в КУИ г. Таганрога, на 10 объектов недвижимого имущества, свидетельства о государственной регистрации на которые не были представлены в КУИ г. Таганрога, право собственности уже было признано решением Арбитражного суда Ростовской области от 24.01.2012 по делу N А53-20527/2011, вступившим в законную силу. Однако в связи с неоднократным обращением в Арбитражный суд Ростовской области по требованию регистрирующего органа, за исправлением описок в решении, право собственности ОГО ДОСААФ России на данные объекты недвижимого имущества не было зарегистрировано в установленном законом порядке и свидетельства о государственной регистрации права не были получены. Общество полагает, что свидетельства о государственной регистрации права являются правоподтверждающими документами, а потому их получение - право, а не обязанность собственника, отсутствие данных документов не может свидетельствовать об отсутствии у заявителя самого права собственности, так как правоустанавливающим фактом и основанием для их получения является решение суда, вступившее в законную силу.
В отзыве на апелляционную жалобу комитет просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, указывает на непредставление документов, подтверждающих право собственности заявителя на 10 объектов, ссылается на возможность нарушения прав третьих лиц при передаче земельного участка в собственность ДОСААФ России.
В судебном заседании стороны поддержали изложенные позиции.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 05.06.2012 общероссийская общественно-государственная организация "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" обратилась с заявлением в Администрацию г. Таганрога в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации о приватизации земельного участка с кадастровым номером 61:58:4469:38, площадью 16,0505 га, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, пер. 1-й Новый, 8, приложив, в частности, в подтверждение правопритязаний, копии свидетельств о регистрации права на объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемом земельном участке: общежитие "Юность", литер Д, п/Д; учебный корпус, литер А, п/А; пункт технического обслуживания, литер К; гаражи, литер Т; гараж, литер Б; гаражи, литер Ф; учебный корпус классов ЛПЗ, литер Л; учебный корпус ЛПЗ, литер З; гараж, литер Х (т. 1, л.д. 8-9).
Письмом от 27.06.2012 N 5724 Комитетом по управлению имуществом г. Таганрога заявителю было отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка (т. 1, л.д. 10). Отказ мотивирован наличием на земельном участке объектов недвижимого имущества (10 объектов) при отсутствии документов, подтверждающих право собственности заявителя на данные объекты.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривается сторонами, что согласно представленным копиям свидетельств о государственной регистрации права от 06.06.2011 и выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущества и сделок с ним от 29.05.2012, от 31.05.2012 организация является собственником лишь 9-ти объектов недвижимости.
Помимо вышеуказанных объектов, на земельном участке расположены объекты, право собственности на которые за организацией не зарегистрировано.
В качестве основания возникновения права на объект недвижимости у заявителя в заявлении имеется ссылка на решение суда от 11.10.2002, передаточный акт от 17.12.2009.
В заявлении организацией указывается, что право собственности на указанные объекты признано за заявителем решением Арбитражного суда Ростовской области от 24.01.2012, но государственной регистрации права собственности в настоящее время не проведено, так как решение суда имеет многочисленные описки.
Общероссийская общественно-государственная организация "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" ссылаясь на признание права собственности решением Арбитражного суда Ростовской области от 24.01.2012 по делу N А53-20527/2011 на объекты: здание тира литер Н, площадью 41,9 кв. м по наружному обмеру и площадью 31,9 кв. м по внутреннему обмеру; здание судейского павильона литер Ж, площадью 81,6 кв. м по наружному обмеру и площадью 67,7 кв. м по внутреннему обмеру; административный корпус литер Г, площадью 93,7 кв. м по наружному обмеру и площадью 65,6 кв. м по внутреннему обмеру; пристройку литер Г1, площадью 84,3 кв. м по наружному обмеру и площадью 70,0 кв. м по внутреннему обмеру; кордодром (круглый), площадью 384,63 кв. м; картодром для соревнований, площадью 18159 кв. м; трассу радиоуправляемых шоссейно-кольцевых автомобилей, площадью 2373,29 кв. м; здание пункта охраны автостоянки, литер Ю, площадью 23,90 кв. м по внутреннему обмеру и площадью 14,6 кв. м по наружному обмеру; площадку под ТБО, площадью 12,4 кв. м; дорожку практического вождения, площадью 5007,8 кв. м, расположенные на спорном земельном участке, и указывая на отсутствие регистрации права собственности на вышеуказанные объекты по причине неоднократного исправления судом описок в решении суда, полагает действия комитета не соответствующими положениям статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушающими его исключительное право на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположены принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимости.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам и юридическим лицам - собственникам зданий, строений, сооружений предоставленное исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права их аренды.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11).
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
Данный Перечень на момент обращения организации с заявлением от 06.06.2012 был утвержден Приказ Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
Пунктом 8 Перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, являющегося Приложением к Приказу N 475 (далее - Перечень) предусмотрено, что к заявлению о приобретении прав на земельный участок прикладывается сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на данном земельном участке, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Заявление, поданное организацией, в комитет содержит такое сообщение (т. 1, л.д. 9).
В соответствии с пунктом 4 Перечня заявитель должен предоставить при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения (пункт 4.1) и копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП (пункт 4.2).
В пункте 2 Приказа N 475 установлено, что документы, указанные в пунктах 2, 4, 4.1, 5, 5.1, 6 Перечня не могут быть затребованы у заявителя, ходатайствующего о приобретении прав на земельный участок, при этом заявитель вправе их представить вместе с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Пунктом 3 Приказа N 475 установлено, что пункт 2 этого же приказа вступает в силу 1 июля 2012 года в отношении документов, необходимых для приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, до 01.07.2012 для решения вопроса о приобретении прав на земельный участок заявителям необходимо предоставлять документы, предусмотренные Перечнем.
Как следует из материалов дела и не оспаривается заявителем по делу, правоустанавливающие документы на объекты: здание тира литер Н, площадью 41,9 кв. м по наружному обмеру и площадью 31,9 кв. м по внутреннему обмеру; здание судейского павильона литер Ж, площадью 81,6 кв. м по наружному обмеру и площадью 67,7 кв. м по внутреннему обмеру; административный корпус литер Г, площадью 93,7 кв. м по наружному обмеру и площадью 65,6 кв. м по внутреннему обмеру; пристройку литер Г1, площадью 84,3 кв. м по наружному обмеру и площадью 70,0 кв. м по внутреннему обмеру; кордодром (круглый), площадью 384,63 кв. м; картодром для соревнований, площадью 18159 кв. м, трассу радиоуправляемых шоссейно-кольцевых автомобилей, площадью 2373,29 кв. м; здание пункта охраны автостоянки, литер Ю, площадью 23,90 кв. м по внутреннему обмеру и площадью 14,6 кв. м по наружному обмеру; площадку под ТБО, площадью 12,4 кв. м; дорожку практического вождения, площадью 5007,8 кв. м, расположенные на спорном земельном участке, организацией не представлены. Организация ссылается на признание за ней права собственности на данные объекты вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ростовской области от 24.01.2012 по делу N А53-20527/2011 и невозможность осуществить государственную регистрацию права собственности в связи с исправлением опечаток в указанном решении суда.
Таким образом, у комитета действительно отсутствовали необходимые согласно Перечню документы с целью решения вопроса по предоставлению заявителю земельного участка в собственность. Из содержания обжалуемого отказа комитета следует, что комитетом дана оценка представленным заявителем документам, в результате которой установлено, что согласно представленным копиям свидетельств о государственной регистрации права от 06.06.2011 и выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 29.05.2012, от 31.05.2012 ДОСААФ России является собственником 9-ти объектов недвижимости. Помимо вышеуказанных объектов, на земельном участке расположены объекты, право собственности на которые за ДОСААФ России не зарегистрировано. В свидетельствах о государственной регистрации права указано, что документом-основанием возникновения права собственности является передаточный акт от 17.12.2009 от РОСТО (ДОСААФ) ДОСААФ России. Согласно приложений к вышеуказанному передаточному акту Таганрогскому отделению были переданы здания, строения, сооружения, из которых: 11 объектов (9 по вышеуказанному адресу) находились в собственности РОСТО ДОСААФ) и были переданы в оперативное управление структурным подлразделениям РОСТО (ДОСААФ) - приложение к п. 13 передаточного акта. Право собственности ДОСААФ России на вышеуказанные 9 объектов зарегистрировано, что подтверждается представленными правоустанавливающими документами. 15 объектов (10 по вышеуказанному адресу) не прошли государственную регистрацию и были переданы в пользование структурным подразделениям РОСТО (ДОСААФ) - приложение к п. 14 передаточного акта. Документы, подтверждающие право собственности ДОСААФ России на неуказанные 10 объектов не представлены. В связи с чем, комитет пришел к выводу, что при передаче в собственность ДОСААФ России земельного участка по вышеуказанному адресу могут быть нарушены права третьих лиц.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу об обоснованности заявленных требований, доводы апелляционной жалобы основаны на неверном понимании норм материального права заявителем, апелляционный суд не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.10.2012 по делу N А53-26703/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.Н.МИСНИК
Судьи
О.Г.ЛОМИДЗЕ
М.Н.МАЛЫХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.01.2013 N 15АП-16009/2012 ПО ДЕЛУ N А53-26703/2012
Разделы:Приватизация земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 января 2013 г. N 15АП-16009/2012
Дело N А53-26703/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 января 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мисника Н.Н.,
судей О.Г. Ломидзе, М.Н. Малыхиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тарановой Д.П.,
при участии:
от заявителя: Пищенко В.А., удостоверение от 28.06.2010 N 4981., ордер от 10.01.2013 г. N 307 (регистрационный номер 61/2582),
от заинтересованного лица: Барсуков С.В. (доверенность от 23.01.2012, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 15.10.2012 по делу N А53-26703/2012
по заявлению общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России"
к Комитету по управлению имуществом города Таганрога
о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка,
принятое в составе судьи Губенко М.И.,
установил:
Общероссийская общественно-государственная организация "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Комитету по управлению имуществом города Таганрога (далее - заинтересованное лицо, комитет):
- - о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 61:58:0004469:38;
- - об обязании заключить договор выкупа земельного участка с кадастровым номером 61:58:0004469:38 по цене, равной 1 281 060, 75 руб. (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 1 л.д. 17, 20-21).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 15.10.2012 по делу N А53-26703/2012 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания отказа КУИ г. Таганрога от 27.06.2012 N 5724 не соответствующим закону.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить. Заявитель указывает, что на момент подачи заявления в Арбитражный суд Ростовской области, а также на момент обращения в КУИ г. Таганрога, на 10 объектов недвижимого имущества, свидетельства о государственной регистрации на которые не были представлены в КУИ г. Таганрога, право собственности уже было признано решением Арбитражного суда Ростовской области от 24.01.2012 по делу N А53-20527/2011, вступившим в законную силу. Однако в связи с неоднократным обращением в Арбитражный суд Ростовской области по требованию регистрирующего органа, за исправлением описок в решении, право собственности ОГО ДОСААФ России на данные объекты недвижимого имущества не было зарегистрировано в установленном законом порядке и свидетельства о государственной регистрации права не были получены. Общество полагает, что свидетельства о государственной регистрации права являются правоподтверждающими документами, а потому их получение - право, а не обязанность собственника, отсутствие данных документов не может свидетельствовать об отсутствии у заявителя самого права собственности, так как правоустанавливающим фактом и основанием для их получения является решение суда, вступившее в законную силу.
В отзыве на апелляционную жалобу комитет просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, указывает на непредставление документов, подтверждающих право собственности заявителя на 10 объектов, ссылается на возможность нарушения прав третьих лиц при передаче земельного участка в собственность ДОСААФ России.
В судебном заседании стороны поддержали изложенные позиции.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 05.06.2012 общероссийская общественно-государственная организация "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" обратилась с заявлением в Администрацию г. Таганрога в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации о приватизации земельного участка с кадастровым номером 61:58:4469:38, площадью 16,0505 га, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, пер. 1-й Новый, 8, приложив, в частности, в подтверждение правопритязаний, копии свидетельств о регистрации права на объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемом земельном участке: общежитие "Юность", литер Д, п/Д; учебный корпус, литер А, п/А; пункт технического обслуживания, литер К; гаражи, литер Т; гараж, литер Б; гаражи, литер Ф; учебный корпус классов ЛПЗ, литер Л; учебный корпус ЛПЗ, литер З; гараж, литер Х (т. 1, л.д. 8-9).
Письмом от 27.06.2012 N 5724 Комитетом по управлению имуществом г. Таганрога заявителю было отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка (т. 1, л.д. 10). Отказ мотивирован наличием на земельном участке объектов недвижимого имущества (10 объектов) при отсутствии документов, подтверждающих право собственности заявителя на данные объекты.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривается сторонами, что согласно представленным копиям свидетельств о государственной регистрации права от 06.06.2011 и выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущества и сделок с ним от 29.05.2012, от 31.05.2012 организация является собственником лишь 9-ти объектов недвижимости.
Помимо вышеуказанных объектов, на земельном участке расположены объекты, право собственности на которые за организацией не зарегистрировано.
В качестве основания возникновения права на объект недвижимости у заявителя в заявлении имеется ссылка на решение суда от 11.10.2002, передаточный акт от 17.12.2009.
В заявлении организацией указывается, что право собственности на указанные объекты признано за заявителем решением Арбитражного суда Ростовской области от 24.01.2012, но государственной регистрации права собственности в настоящее время не проведено, так как решение суда имеет многочисленные описки.
Общероссийская общественно-государственная организация "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" ссылаясь на признание права собственности решением Арбитражного суда Ростовской области от 24.01.2012 по делу N А53-20527/2011 на объекты: здание тира литер Н, площадью 41,9 кв. м по наружному обмеру и площадью 31,9 кв. м по внутреннему обмеру; здание судейского павильона литер Ж, площадью 81,6 кв. м по наружному обмеру и площадью 67,7 кв. м по внутреннему обмеру; административный корпус литер Г, площадью 93,7 кв. м по наружному обмеру и площадью 65,6 кв. м по внутреннему обмеру; пристройку литер Г1, площадью 84,3 кв. м по наружному обмеру и площадью 70,0 кв. м по внутреннему обмеру; кордодром (круглый), площадью 384,63 кв. м; картодром для соревнований, площадью 18159 кв. м; трассу радиоуправляемых шоссейно-кольцевых автомобилей, площадью 2373,29 кв. м; здание пункта охраны автостоянки, литер Ю, площадью 23,90 кв. м по внутреннему обмеру и площадью 14,6 кв. м по наружному обмеру; площадку под ТБО, площадью 12,4 кв. м; дорожку практического вождения, площадью 5007,8 кв. м, расположенные на спорном земельном участке, и указывая на отсутствие регистрации права собственности на вышеуказанные объекты по причине неоднократного исправления судом описок в решении суда, полагает действия комитета не соответствующими положениям статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушающими его исключительное право на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположены принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимости.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам и юридическим лицам - собственникам зданий, строений, сооружений предоставленное исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права их аренды.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11).
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
Данный Перечень на момент обращения организации с заявлением от 06.06.2012 был утвержден Приказ Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
Пунктом 8 Перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, являющегося Приложением к Приказу N 475 (далее - Перечень) предусмотрено, что к заявлению о приобретении прав на земельный участок прикладывается сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на данном земельном участке, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Заявление, поданное организацией, в комитет содержит такое сообщение (т. 1, л.д. 9).
В соответствии с пунктом 4 Перечня заявитель должен предоставить при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения (пункт 4.1) и копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП (пункт 4.2).
В пункте 2 Приказа N 475 установлено, что документы, указанные в пунктах 2, 4, 4.1, 5, 5.1, 6 Перечня не могут быть затребованы у заявителя, ходатайствующего о приобретении прав на земельный участок, при этом заявитель вправе их представить вместе с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Пунктом 3 Приказа N 475 установлено, что пункт 2 этого же приказа вступает в силу 1 июля 2012 года в отношении документов, необходимых для приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, до 01.07.2012 для решения вопроса о приобретении прав на земельный участок заявителям необходимо предоставлять документы, предусмотренные Перечнем.
Как следует из материалов дела и не оспаривается заявителем по делу, правоустанавливающие документы на объекты: здание тира литер Н, площадью 41,9 кв. м по наружному обмеру и площадью 31,9 кв. м по внутреннему обмеру; здание судейского павильона литер Ж, площадью 81,6 кв. м по наружному обмеру и площадью 67,7 кв. м по внутреннему обмеру; административный корпус литер Г, площадью 93,7 кв. м по наружному обмеру и площадью 65,6 кв. м по внутреннему обмеру; пристройку литер Г1, площадью 84,3 кв. м по наружному обмеру и площадью 70,0 кв. м по внутреннему обмеру; кордодром (круглый), площадью 384,63 кв. м; картодром для соревнований, площадью 18159 кв. м, трассу радиоуправляемых шоссейно-кольцевых автомобилей, площадью 2373,29 кв. м; здание пункта охраны автостоянки, литер Ю, площадью 23,90 кв. м по внутреннему обмеру и площадью 14,6 кв. м по наружному обмеру; площадку под ТБО, площадью 12,4 кв. м; дорожку практического вождения, площадью 5007,8 кв. м, расположенные на спорном земельном участке, организацией не представлены. Организация ссылается на признание за ней права собственности на данные объекты вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ростовской области от 24.01.2012 по делу N А53-20527/2011 и невозможность осуществить государственную регистрацию права собственности в связи с исправлением опечаток в указанном решении суда.
Таким образом, у комитета действительно отсутствовали необходимые согласно Перечню документы с целью решения вопроса по предоставлению заявителю земельного участка в собственность. Из содержания обжалуемого отказа комитета следует, что комитетом дана оценка представленным заявителем документам, в результате которой установлено, что согласно представленным копиям свидетельств о государственной регистрации права от 06.06.2011 и выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 29.05.2012, от 31.05.2012 ДОСААФ России является собственником 9-ти объектов недвижимости. Помимо вышеуказанных объектов, на земельном участке расположены объекты, право собственности на которые за ДОСААФ России не зарегистрировано. В свидетельствах о государственной регистрации права указано, что документом-основанием возникновения права собственности является передаточный акт от 17.12.2009 от РОСТО (ДОСААФ) ДОСААФ России. Согласно приложений к вышеуказанному передаточному акту Таганрогскому отделению были переданы здания, строения, сооружения, из которых: 11 объектов (9 по вышеуказанному адресу) находились в собственности РОСТО ДОСААФ) и были переданы в оперативное управление структурным подлразделениям РОСТО (ДОСААФ) - приложение к п. 13 передаточного акта. Право собственности ДОСААФ России на вышеуказанные 9 объектов зарегистрировано, что подтверждается представленными правоустанавливающими документами. 15 объектов (10 по вышеуказанному адресу) не прошли государственную регистрацию и были переданы в пользование структурным подразделениям РОСТО (ДОСААФ) - приложение к п. 14 передаточного акта. Документы, подтверждающие право собственности ДОСААФ России на неуказанные 10 объектов не представлены. В связи с чем, комитет пришел к выводу, что при передаче в собственность ДОСААФ России земельного участка по вышеуказанному адресу могут быть нарушены права третьих лиц.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу об обоснованности заявленных требований, доводы апелляционной жалобы основаны на неверном понимании норм материального права заявителем, апелляционный суд не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.10.2012 по делу N А53-26703/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.Н.МИСНИК
Судьи
О.Г.ЛОМИДЗЕ
М.Н.МАЛЫХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)