Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 02.10.2013 N Ф09-9335/13 ПО ДЕЛУ N А47-623/2013

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 октября 2013 г. N Ф09-9335/13

Дело N А47-623/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Рябовой С.Э.,
судей Семеновой З.Г., Лазарева С.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования Нижнекузлинский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области (далее - Администрация, заявитель) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2013 по делу N А47-623/2013 Арбитражного суда Оренбургской области.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Администрация обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (далее - Управление Росреестра) в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, расположенный по адресу: Оренбургская обл., Пономаревский р-н, Нижнекузлинский сельсовет, в центральной части кадастрового квартала 56:24:0907001 с кадастровым номером 56:24:0907001:1, содержащегося в сообщении от 11.12.2012 N 24/010/2012-448; об обязании Управления Росреестра осуществить государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования на указанный земельный участок за Администрацией, (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 21.03.2013 (судья Сиваракша В.И.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2013 (судьи Суспицина Л.А., Карпачева М.И., Соколова И.Ю.) решение суда отменено. В удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Администрация просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение апелляционного суда положений ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах), ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), приложение N 1 к Временным Правилам охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, утвержденным Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 15.07.1994 (далее - Временные правила). По мнению заявителя для санкционирования свалок разрешение органа федеральных органов исполнительной власти в области обращения с отходами не требуется. Заявитель, ссылаясь на разъяснения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, полагает, что свалка не является объектом размещения отходов, в связи с чем п. 1 ст. 12 Закона об отходах не применим.

Как установлено судами и следует из материалов дела, комиссией в составе заместителя главы муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области, начальника отдела по управлению имуществом, заведующего отделом архитектуры, главного специалиста-эксперта ТО N 6 Управления Роснедвижимости по Оренбургской области, начальника отдела ГОЧС Пономаревского района Оренбургской области, госинспектора по охране природы, представителя Роспотребнадзора и главы Администрации муниципального образования Нижнекузлинский сельсовет произведен в натуре выбор земельного участка, расположенного в кадастровом квартале N 56:24:0907001, для размещения свалки твердых бытовых отходов в с. Нижние Кузлы Пономаревского р-на Оренбургской обл., о чем составлен акт обследования и выбора земельного участка от 14.05.2009, в котором указано, что комиссия считает возможным рекомендовать к утверждению размещение земельного участка для размещения свалки твердых бытовых отходов в с. Нижние Кузлы при условии: перевода земель из категории земли сельскохозяйственного назначения в категорию земли особо охраняемых территорий и объектов; составление проекта обустройства выбранного земельного участка.
Постановлением Администрации муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области от 30.03.2012 N 233-п для земельного участка с кадастровым номером 56:24:0907001:1 установлена категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, изменен вид разрешенного использования - для размещения свалки твердых бытовых отходов.

Постановлением Администрации муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области от 07.09.2012 N 697-п Администрации в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок, находящийся в государственной собственности, с кадастровым номером 56:24:0907001:1, с местоположением: Оренбургская область, Пономаревский район, Нижнекузлинский сельсовет, в центральной части кадастрового квартала 56:24:0907001, с разрешенным использованием: для размещения свалки твердых бытовых отходов, категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, площадью 10000 кв. м.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 56:24:0907001:1 внесены в государственный кадастр недвижимости 30.01.2012, местоположение: Оренбургская обл., Пономаревский р-н, Нижнекузлинский сельсовет, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:24:0907001, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения (весь), разрешенное использование: для размещения свалки твердых бытовых отходов (группа 6), площадь: 10000 +/- 875 кв. м, сведения о правах отсутствуют.
Администрация обратилась в Управление Росреестра с целью государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок.
Управлением Росреестра в сообщении от 11.12.2012 N 24/010/2012-448 отказано Администрации в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на указанный земельный участок.
Полагая, что данный отказ не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что, поскольку федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений, классификатор видов разрешенного использования земельных участков не утвержден, в рассматриваемом случае подлежат применению виды разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения, указанные в Методических указаниях по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.09.2010 N 445, приложении N 1 к постановлению Правительства Оренбургской области от 13.10.2011 N 1003-п "Об утверждении результатов государственной оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Оренбургской области", приложении N 2 к постановлению Правительства Оренбургской области от 30.05.2012 N 440-п "Об утверждении нормативной цены земли на 2012 год". Суд указал также, что у Администрации отсутствует обязанность согласования передачи земельного участка с кадастровым номером 56:24:0907001:1 на праве постоянного (бессрочного) пользования Администрации с Министерством сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области.
Кроме того, суд пришел к выводу о неприменении в данном случае положения п. 1 ст. 12 Закона об отходах, поскольку свалки (как санкционированные, так и несанкционированные) не являются специально оборудованными сооружениями, предназначенными для размещения отходов.
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении заявленных требований, апелляционный суд правомерно исходил из следующего.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения и действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемого решения, действия (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые его осуществили.
В силу ст. 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный ст. 17 данного Закона, включает в себя, в частности, документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
На основании п. 1 ст. 18 Закона N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в п. 1 ст. 17 Закона N 122-ФЗ, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 данного Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 17 Закона N 122-ФЗ).
В соответствии с абз. 4, 6, 10 п. 1 ст. 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества, а также, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Из материалов дела следует, что для регистрации права постоянного (бессрочного) на спорный земельный участок заявителем представлены следующие документы: постановление Администрации муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области от 07.09.2012 N 697-п "О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование Администрации муниципального образования Пономаревский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области"; акт обследования и выбора земельного участка от 14.05.2009; постановление Администрации муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области от 03.04.2012 N 243-п "О предварительном согласовании места для размещения свалки бытовых отходов с. Нижние Кузлы, утверждении акта обследования и схемы расположения земельного участка", кадастровый паспорт земельного участка от 28.04.2012 N 56/12-64565, карта-схема свалки от 14.05.2010, постановление Администрации муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области от 07.09.2012 N 694-п "О внесении дополнений в постановление от 03.04.2012 N 243-п; постановление Администрации муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области от 30.03.2012 N 233-п "Об изменении характеристик земельного участка по ходатайству МО Нижнекузлинский сельсовет".
Осуществив правовую экспертизу представленных на государственную регистрацию документов, в том числе, правоустанавливающего документа - постановления Администрации муниципального образования Пономаревский р-н Оренбургской области от 07.09.2012 N 697-п "О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование Администрации Управление Росреестра посчитало, что размещение на земельном участке из категории земель сельскохозяйственного назначения каких-либо объектов (сооружений), не связанных с сельскохозяйственным производством недопустимо; Управлением Росреестра указано на непредставление документов, свидетельствующих о согласовании предоставления спорного земельного участка с Министерством сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области, а также на непредставление разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии с п. 1 ст. 12 Закона об отходах на создание объекта размещения отходов.
Как установлено судами, на спорном земельном участке расположена свалка твердых бытовых отходов.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулируется Законом об отходах.
В соответствии со ст. 12 названного Закона создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (п. 1), определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
По смыслу указанной нормы, объекты размещения отходов - это специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
В приложении N 1 к Временным правилам под объектами размещения отходов понимаются: полигоны по обезвреживанию и захоронению промышленных и бытовых отходов, шламонакопители, хвостохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с проектами; санкционированные свалки, то есть разрешенные органами исполнительной власти территории (существующие площадки) для размещения промышленных и бытовых отходов, но не обустроенные в соответствии с СНиП.
Правильно применив указанные норма права, а также исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с положениями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд установил, что свалка твердых бытовых отходов, для размещения которой заявителю был предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования спорный земельный участок, является объектом размещения отходов и пришел к обоснованному выводу о необходимости получения разрешения федерального органа исполнительной власти в области обращения с отходами при создании объектов размещения отходов (п. 1 ст. 12 Закона об отходах).
Доказательств получения указанного разрешения в порядке ст. 12 Закона об отходах и представление его на государственную регистрацию в Управление Росреестра, материалы дела не содержат.
Как верно отмечено апелляционным судом, выяснение вопроса о наличии указанного разрешения необходимо для проверки представленного на государственную регистрацию правоустанавливающего документа - постановления Администрации муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области от 07.09.2012 N 697-п "О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование Администрации на предмет соответствия закону.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции правомерно отменил решение суда и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы Администрации, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции не принимаются, поскольку направлены на переоценку установленных судом апелляционной инстанции при рассмотрении спора по существу фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что не допустимо в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены постановления апелляционного суда, не выявлено.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2013 по делу N А47-623/2013 Арбитражного суда Оренбургской области оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации муниципального образования Нижнекузлинский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области - без удовлетворения.

Председательствующий
С.Э.РЯБОВА

Судьи
З.Г.СЕМЕНОВА
С.В.ЛАЗАРЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)