Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 июля 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Кононова П.И., Немчаниновой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ш.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя В., действующей на основании доверенности от 12.12.2012,
представителя ответчика Ц., действующей на основании доверенности от 01.04.2013,
представителя третьего лица - ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" П., действующей на основании доверенности от 13.06.2013,
рассмотрев апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 02.04.2013 по делу N А28-10780/2012, принятое судом в составе судьи Агалаковой Н.В.
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Кировской области (ОГРН 1094345014664, Кировская область, г. Киров, ул. Ленина, д. 80а)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области (ОГРН 1044316880453, Кировская область, г. Киров, ул. Ленина, д. 108),
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Нижний Новгород" (ОГРН 1025203016332, г. Нижний Новгород, ул. Звездинка, 11), администрация муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области (ОГРН: 1024300964588, Кировская область, г. Омутнинск, ул. Комсомольская, д. 9),
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Кировской области (далее - заявитель, Территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области (далее - ответчик, Управление Росреестра) о признании незаконными отказов Управления Росреестра от 09.10.2012 NN 989-998 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 43:22:010165:331, 43:22:010165:334, 43:22:010165:332, 43:22:010165:330, 43:22:010165:345, 43:22:010165:346, 43:22:010165:329, 43:22:010165:328, 43:22:010165:326, 43:22:010165:327.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Нижний Новгород" (далее - третье лицо, ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород"), администрация муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области (далее - третье лицо, Администрация) (том 1, л.д. 1-2, том 2, л.д. 7-10).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 02.04.2013 заявленные требования удовлетворены.
Управление Росреестра с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что в рассматриваемой ситуации недопустимо отнесение земельных участков, занятых федеральными энергетическими системами в границах земель поселений, к землям промышленности; все спорные земельные участки находятся в не разграниченной государственной собственности; нахождение земельных участков под объектами единой системы газоснабжения в собственности разных субъектов (на землях промышленности и иного специального назначения - в федеральной собственности, а на территории земель населенных пунктов и иных категорий земель - в государственной не разграниченной собственности (в ведении органов местного самоуправления) не нарушает целостность и неделимость данной системы.
Территориальное управление и ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" в отзывах на апелляционную жалобу просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Администрация отзыв на апелляционную жалобу не представила, представителя в судебное заседание не направила, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя Администрации.
В заседании суда присутствующие представители сторон и третьего лица поддержали позиции, изложенные в жалобе и отзывах на нее.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 22.08.2012 Территориальное управление обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 43:22:010165:331, 43:22:010165:334, 43:22:010165:332, 43:22:010165:330, 43:22:010165:345, 43:22:010165:346, 43:22:010165:329, 43:22:010165:328, 43:22:010165:326, 43:22:010165:327 (далее - спорные земельные участки) по основаниям, указанным в части 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации (том 1, л.д. 88-93, 94-98, 100-104, 106-110, 112-116, 118-122, 124-128, 130-134, 136-140, 142-146). К заявлениям были приложены кадастровые паспорта земельных участков, договоры аренды земельных участков от 06.12.2007.
07.09.2012 ответчиком на основании части 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество) приняты решения о приостановлении государственной регистрации права собственности на спорные земельные участки до 05.10.2012 (далее - решения от 07.09.2012). Данные решения формализованы в уведомлениях от 07.09.2012 (том 1, л.д. 47-56), из которых следует, что причиной для приостановления государственной регистрации стало наличие у регистрирующего органа сомнений в основании для государственной регистрации прав: из представленных данных государственного кадастра недвижимости все земельные участки отнесены к категории земель - земли поселений; заявителю предложено представить дополнительно документы, подтверждающие права Российской Федерации на объекты, указанные в пункте 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации и расположенные на заявленных земельных участках (в том случае, если права на них не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП)).
09.10.2012 Управление Росреестра руководствуясь положениями абзацев 8, 10 пункта 1 статьи 20, пункта 2 статьи 19 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество приняло решения об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки (далее - решения от 09.10.2012). Указанные решения формализованы в сообщениях об отказе в государственной регистрации от 09.10.2012 (том 1, л.д. 74-83). Из указанных решений следует, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки, отнесенные к категории земель - земли населенных пунктов, по основаниям пункта 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации не представляется возможной; не представлены документы, подтверждающие права Российской Федерации на объекты, указанные в пункте 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации и расположенные на заявленных земельных участках.
Не согласившись с решениями от 09.10.2012, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, установив, что обжалуемые решения Управления Росреестра не соответствуют законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя, удовлетворил заявленные требования.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей сторон и ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород", суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Из статьи 1 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество следует, что недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом, - земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
- Согласно пункту 3 статьи 9 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, и органов по государственной регистрации относятся, в том числе: проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав;
- Из пункта 1 статьи 13 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество следует, что осуществление государственной регистрации прав, включает в себя, в том числе установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 16 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя (пункт 1). К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения (пункт 2).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (пункт 1 статьи 18 Федерального закона о государственной регистрации).
В соответствии с абзацами 8, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества (пункт 8); не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (пункт 10).
Согласно статье 6 Земельного кодекса Российской Федерации объектами земельных отношений являются: 1) земля как природный объект и природный ресурс; 2) земельные участки; 3) части земельных участков.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса (пункт 1). Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2).
Из пункта 2 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Пунктами 1, 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (пункт 1). Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий (пункт 2).
Согласно пунктам 1, 8 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами, в том числе к территориальным зонам инженерных и транспортных инфраструктур (пункт 1). Земельные участки в составе зон инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения согласно градостроительным регламентам (пункт 8).
В соответствии с пунктами 1, 2, 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации (пункт 1). Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на: 1) земли промышленности; 2) земли энергетики; 3) земли транспорта; 4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики; 5) земли для обеспечения космической деятельности; 6) земли обороны и безопасности; 7) земли иного специального назначения (пункт 2). Земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью (пункт 4).
Из пунктов 7, 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7); правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8).
В силу пункта 2 части 2 и части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе карту градостроительного зонирования, на которой устанавливаются границы территориальных зон.
Согласно частям 1, 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным (часть 1). Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка (часть 5).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о газоснабжении в Российской Федерации) федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации.
Согласно статье 6 Федерального закона о газоснабжении в Российской Федерации единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, гражданский оборот земли осуществляется путем оборота прав на земельные участки. Земельный участок представляет собой индивидуально определенную землю, сведения о которой как об объекте недвижимости, содержатся в государственном кадастре недвижимости. Отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным. Земли промышленности и иного специального назначения составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации и являются федеральной собственностью.
Материалами дела подтверждено, что ответчик, принимая обжалуемые решения, исходил из того, что недопустима государственная регистрация права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки, отнесенных к категории земель - земли населенных пунктов, по основаниям пункта 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации.
Между тем, сведения о спорных земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости 08.08.2007. Указанные земельные участки были отнесены к категории земель населенных пунктов и имеют разрешенное использование - для эксплуатации газопровода - отвода "Яр - Рудничный" (1 очередь строительства - участок "Яр - Омутнинск").
Распоряжениями главы Администрации 28.09.2007 N 1781 (том 3, л.д. 4-5), 06.12.2007 N 2371 (том 3, л.д. 2371), N 2370 (том 3, л.д. 17), N 2369 (том 3, л.д. 23), N 2368 (том 3, л.д. 29), N 2363 (том 3, л.д. 35), N 2364 (том 3, л.д. 41), N 2365 (том 3, л.д. 47), N 2366 (том 3, л.д. 53), N 2367 (том 3, л.д. 59) спорные земельные участки предоставлены ОАО "Газпром" в аренду для эксплуатации объекта права - линейного сооружения - газопровод - отвод Яр - Рудничный (1- очередь строительства - участок Яр - Омутнинск), назначение - нефтяные и газовые сооружения, протяженность 56707 км, адрес объекта - Кировская область, Удмуртская Республика (Ярский район). На основании данных распоряжений 01.10.2012, 06.12.2012 заключены договоры аренды спорных земельных участков сроком на 49 лет (том 3, л.д. 6-9, 12-15, 18-21, 24-27, 30-33, 36-39, 42-45, 48-51, 54-57, 60-63).
Обществом получены разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 01.02.2007 N 21 (Зуевский район Кировской области), от 12.12.2006 N 1021800587390-13 (Ярский район Удмуртской Республики), от 13.12.2006 N 81 (Омутнинский район Кировской области).
26.02.2008 зарегистрировано право собственности ОАО "Газпром" на указанный линейный объект.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что к спорным земельным участкам, сформированным и поставленным на государственный кадастровый учет с разрешенным использованием для эксплуатации газопровода - отвода "Яр - Рудничный" (1 очередь строительства - участок "Яр - Омутнинск") в 2007 году, должен применяться правовой режим территориальных зон инженерных и транспортных инфраструктур и правовой режим земель промышленности и иного специального назначения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в рассматриваемой ситуации недопустимо отнесение земельных участков, занятых федеральными энергетическими системами в границах земель поселений, к землям промышленности, были исследованы судом первой инстанции и обоснованно им отклонены, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для переоценки соответствующих выводов суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о том, что все спорные земельные участки находятся в не разграниченной государственной собственности; нахождение земельных участков под объектами единой системы газоснабжения в собственности разных субъектов не нарушает целостность и неделимость данной системы, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку в рассматриваемой ситуации предоставление органом местного самоуправления спорных земельных участков для строительства линейного объекта и последующая их передача в аренду свидетельствует об отсутствии возможности использования земельных участков, занятых объектом федеральной энергетической системы, с иным разрешенным использованием.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции и не свидетельствуют об ошибочности обжалуемого решения.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос об уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в силу положений подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Кировской области от 02.04.2013 по делу N А28-10780/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
Г.Г.БУТОРИНА
Судьи
П.И.КОНОНОВ
М.В.НЕМЧАНИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.07.2013 ПО ДЕЛУ N А28-10780/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 июля 2013 г. по делу N А28-10780/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 июля 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Кононова П.И., Немчаниновой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ш.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя В., действующей на основании доверенности от 12.12.2012,
представителя ответчика Ц., действующей на основании доверенности от 01.04.2013,
представителя третьего лица - ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" П., действующей на основании доверенности от 13.06.2013,
рассмотрев апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 02.04.2013 по делу N А28-10780/2012, принятое судом в составе судьи Агалаковой Н.В.
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Кировской области (ОГРН 1094345014664, Кировская область, г. Киров, ул. Ленина, д. 80а)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области (ОГРН 1044316880453, Кировская область, г. Киров, ул. Ленина, д. 108),
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Нижний Новгород" (ОГРН 1025203016332, г. Нижний Новгород, ул. Звездинка, 11), администрация муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области (ОГРН: 1024300964588, Кировская область, г. Омутнинск, ул. Комсомольская, д. 9),
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Кировской области (далее - заявитель, Территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области (далее - ответчик, Управление Росреестра) о признании незаконными отказов Управления Росреестра от 09.10.2012 NN 989-998 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 43:22:010165:331, 43:22:010165:334, 43:22:010165:332, 43:22:010165:330, 43:22:010165:345, 43:22:010165:346, 43:22:010165:329, 43:22:010165:328, 43:22:010165:326, 43:22:010165:327.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Нижний Новгород" (далее - третье лицо, ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород"), администрация муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области (далее - третье лицо, Администрация) (том 1, л.д. 1-2, том 2, л.д. 7-10).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 02.04.2013 заявленные требования удовлетворены.
Управление Росреестра с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что в рассматриваемой ситуации недопустимо отнесение земельных участков, занятых федеральными энергетическими системами в границах земель поселений, к землям промышленности; все спорные земельные участки находятся в не разграниченной государственной собственности; нахождение земельных участков под объектами единой системы газоснабжения в собственности разных субъектов (на землях промышленности и иного специального назначения - в федеральной собственности, а на территории земель населенных пунктов и иных категорий земель - в государственной не разграниченной собственности (в ведении органов местного самоуправления) не нарушает целостность и неделимость данной системы.
Территориальное управление и ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" в отзывах на апелляционную жалобу просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Администрация отзыв на апелляционную жалобу не представила, представителя в судебное заседание не направила, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя Администрации.
В заседании суда присутствующие представители сторон и третьего лица поддержали позиции, изложенные в жалобе и отзывах на нее.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 22.08.2012 Территориальное управление обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 43:22:010165:331, 43:22:010165:334, 43:22:010165:332, 43:22:010165:330, 43:22:010165:345, 43:22:010165:346, 43:22:010165:329, 43:22:010165:328, 43:22:010165:326, 43:22:010165:327 (далее - спорные земельные участки) по основаниям, указанным в части 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации (том 1, л.д. 88-93, 94-98, 100-104, 106-110, 112-116, 118-122, 124-128, 130-134, 136-140, 142-146). К заявлениям были приложены кадастровые паспорта земельных участков, договоры аренды земельных участков от 06.12.2007.
07.09.2012 ответчиком на основании части 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество) приняты решения о приостановлении государственной регистрации права собственности на спорные земельные участки до 05.10.2012 (далее - решения от 07.09.2012). Данные решения формализованы в уведомлениях от 07.09.2012 (том 1, л.д. 47-56), из которых следует, что причиной для приостановления государственной регистрации стало наличие у регистрирующего органа сомнений в основании для государственной регистрации прав: из представленных данных государственного кадастра недвижимости все земельные участки отнесены к категории земель - земли поселений; заявителю предложено представить дополнительно документы, подтверждающие права Российской Федерации на объекты, указанные в пункте 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации и расположенные на заявленных земельных участках (в том случае, если права на них не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП)).
09.10.2012 Управление Росреестра руководствуясь положениями абзацев 8, 10 пункта 1 статьи 20, пункта 2 статьи 19 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество приняло решения об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки (далее - решения от 09.10.2012). Указанные решения формализованы в сообщениях об отказе в государственной регистрации от 09.10.2012 (том 1, л.д. 74-83). Из указанных решений следует, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки, отнесенные к категории земель - земли населенных пунктов, по основаниям пункта 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации не представляется возможной; не представлены документы, подтверждающие права Российской Федерации на объекты, указанные в пункте 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации и расположенные на заявленных земельных участках.
Не согласившись с решениями от 09.10.2012, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, установив, что обжалуемые решения Управления Росреестра не соответствуют законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя, удовлетворил заявленные требования.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей сторон и ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород", суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Из статьи 1 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество следует, что недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом, - земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
- Согласно пункту 3 статьи 9 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, и органов по государственной регистрации относятся, в том числе: проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав;
- Из пункта 1 статьи 13 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество следует, что осуществление государственной регистрации прав, включает в себя, в том числе установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 16 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя (пункт 1). К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения (пункт 2).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (пункт 1 статьи 18 Федерального закона о государственной регистрации).
В соответствии с абзацами 8, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества (пункт 8); не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (пункт 10).
Согласно статье 6 Земельного кодекса Российской Федерации объектами земельных отношений являются: 1) земля как природный объект и природный ресурс; 2) земельные участки; 3) части земельных участков.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса (пункт 1). Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2).
Из пункта 2 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Пунктами 1, 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (пункт 1). Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий (пункт 2).
Согласно пунктам 1, 8 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами, в том числе к территориальным зонам инженерных и транспортных инфраструктур (пункт 1). Земельные участки в составе зон инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения согласно градостроительным регламентам (пункт 8).
В соответствии с пунктами 1, 2, 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации (пункт 1). Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на: 1) земли промышленности; 2) земли энергетики; 3) земли транспорта; 4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики; 5) земли для обеспечения космической деятельности; 6) земли обороны и безопасности; 7) земли иного специального назначения (пункт 2). Земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью (пункт 4).
Из пунктов 7, 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7); правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8).
В силу пункта 2 части 2 и части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе карту градостроительного зонирования, на которой устанавливаются границы территориальных зон.
Согласно частям 1, 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным (часть 1). Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка (часть 5).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о газоснабжении в Российской Федерации) федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации.
Согласно статье 6 Федерального закона о газоснабжении в Российской Федерации единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, гражданский оборот земли осуществляется путем оборота прав на земельные участки. Земельный участок представляет собой индивидуально определенную землю, сведения о которой как об объекте недвижимости, содержатся в государственном кадастре недвижимости. Отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным. Земли промышленности и иного специального назначения составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации и являются федеральной собственностью.
Материалами дела подтверждено, что ответчик, принимая обжалуемые решения, исходил из того, что недопустима государственная регистрация права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки, отнесенных к категории земель - земли населенных пунктов, по основаниям пункта 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации.
Между тем, сведения о спорных земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости 08.08.2007. Указанные земельные участки были отнесены к категории земель населенных пунктов и имеют разрешенное использование - для эксплуатации газопровода - отвода "Яр - Рудничный" (1 очередь строительства - участок "Яр - Омутнинск").
Распоряжениями главы Администрации 28.09.2007 N 1781 (том 3, л.д. 4-5), 06.12.2007 N 2371 (том 3, л.д. 2371), N 2370 (том 3, л.д. 17), N 2369 (том 3, л.д. 23), N 2368 (том 3, л.д. 29), N 2363 (том 3, л.д. 35), N 2364 (том 3, л.д. 41), N 2365 (том 3, л.д. 47), N 2366 (том 3, л.д. 53), N 2367 (том 3, л.д. 59) спорные земельные участки предоставлены ОАО "Газпром" в аренду для эксплуатации объекта права - линейного сооружения - газопровод - отвод Яр - Рудничный (1- очередь строительства - участок Яр - Омутнинск), назначение - нефтяные и газовые сооружения, протяженность 56707 км, адрес объекта - Кировская область, Удмуртская Республика (Ярский район). На основании данных распоряжений 01.10.2012, 06.12.2012 заключены договоры аренды спорных земельных участков сроком на 49 лет (том 3, л.д. 6-9, 12-15, 18-21, 24-27, 30-33, 36-39, 42-45, 48-51, 54-57, 60-63).
Обществом получены разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 01.02.2007 N 21 (Зуевский район Кировской области), от 12.12.2006 N 1021800587390-13 (Ярский район Удмуртской Республики), от 13.12.2006 N 81 (Омутнинский район Кировской области).
26.02.2008 зарегистрировано право собственности ОАО "Газпром" на указанный линейный объект.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что к спорным земельным участкам, сформированным и поставленным на государственный кадастровый учет с разрешенным использованием для эксплуатации газопровода - отвода "Яр - Рудничный" (1 очередь строительства - участок "Яр - Омутнинск") в 2007 году, должен применяться правовой режим территориальных зон инженерных и транспортных инфраструктур и правовой режим земель промышленности и иного специального назначения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в рассматриваемой ситуации недопустимо отнесение земельных участков, занятых федеральными энергетическими системами в границах земель поселений, к землям промышленности, были исследованы судом первой инстанции и обоснованно им отклонены, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для переоценки соответствующих выводов суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о том, что все спорные земельные участки находятся в не разграниченной государственной собственности; нахождение земельных участков под объектами единой системы газоснабжения в собственности разных субъектов не нарушает целостность и неделимость данной системы, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку в рассматриваемой ситуации предоставление органом местного самоуправления спорных земельных участков для строительства линейного объекта и последующая их передача в аренду свидетельствует об отсутствии возможности использования земельных участков, занятых объектом федеральной энергетической системы, с иным разрешенным использованием.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции и не свидетельствуют об ошибочности обжалуемого решения.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос об уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в силу положений подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Кировской области от 02.04.2013 по делу N А28-10780/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
Г.Г.БУТОРИНА
Судьи
П.И.КОНОНОВ
М.В.НЕМЧАНИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)