Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.04.2013 ПО ДЕЛУ N А61-29/2012

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 апреля 2013 г. по делу N А61-29/2012


18 апреля 2013 года объявлена резолютивная часть постановления.
22 апреля 2013 года постановление изготовлено в полном объеме.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Фриева А.Л.,
судей: Луговой Ю.Б., Марченко О.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Алмазовой М.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия - Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 27.02.2012 по делу N А61-29/2012 (судья Акимцева С.А.)
по заявлению открытого акционерного общества "Одежда" (ИНН 1500000160, ОГРН 1021500574347)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия - Алания (ИНН 1515900318, ОГРН 1041502003674),
с участием третьего лица: Правительства Республики Северная Осетия-Алания,
о признании государственного земельного кадастра о кадастровой стоимости земельного участка с КН 15:09:020112:12,
в отсутствие представителей других лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, а также путем размещения информации в сети "Интернет",

установил:

открытое акционерное общество "Одежда" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с заявлением о признании действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия - Алания (далее - управление), которые выразились во внесении в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости принадлежащего обществу земельного участка площадью 603 кв. м, с КН 15:09:020112:12, расположенного в РСО-Алания, г. Владикавказ, проспект Мира/ул.Никитина/ул.Маяковского, 46/22/19, в размере 10 584 169 рублей 56 копеек, незаконными; о признании неподлежащими применению сведений государственного земельного кадастра о кадастровой стоимости земельного участка, КН 15:09:020112:12, с даты их внесения.
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 27.02.2012 заявленные требования удовлетворены. Суд признал действия управления по применению постановления Правительства РСО - Алания от 24.10.2008 N 244 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Северная Осетия - Алания" и от 30.12.2008 N 305 "О внесении изменений в постановление Правительства РСО-Алания от 24.10.2008 N 244 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Северная Осетия-Алания" при определении кадастровой стоимости земельного участка площадью 603 кв. м, с КН 15:09:020112:12, расположенного в РСО-Алания, г. Владикавказ, проспект Мира/ул.Никитина/ул.Маяковского, 46/22/19, в размере 10 584 169 рублей 56 копеек, не соответствующими законодательству, а также признал не подлежащими применению сведения государственного земельного кадастра о кадастровой стоимости земельного участка площадью 603 кв. м, с КН 15:09:020112:12, расположенного в РСО-Алания, г. Владикавказ, проспект Мира/ул.Никитина/ул.Маяковского, 46/22/19, в размере 10 584 169 рублей 56 копеек, исходя из стоимости 1 кв. м, равной 17 552 рублям 52 копейкам, с даты их внесения. Судебный акт мотивирован тем, что управление неправомерно применило нормативно-правовой акт об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в РСО-Алания по состоянию на 1 января 2009 года без официального опубликования его приложений.
Не согласившись с данным решением суда, управление подало апелляционную жалобу, в которой просило решение суда первой инстанции отменить. Заявитель считает, что после официального опубликования нормативно-правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов РСО-Алании у общества имелась возможность ознакомления с результатами проведенной кадастровой оценки. При этом заявитель указал, что акты, которыми утверждена кадастровая оценка, не оспорены в установленном законом порядке, не отменены, не признаны недействующими.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, но о времени и месте судебного заседания считаются извещенными надлежащим образом в соответствии с пунктами 4, 5, 14 Постановления Пленума ВАС РФ N 12 от 17.02.2011 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие. Доказательства их извещения имеются в деле.
Правильность решения проверяется в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и апелляционную жалобу, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о необходимости отмены обжалуемого решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, по результатам обращения общества о выдаче справки о кадастровой стоимости принадлежащих ему участков получен ответ Управления Росреестра по РСО-Алания N 1073 от 19.10.2011, согласно которому кадастровая стоимость земельного участка КН 15:09:020112:12 составляет 10 584 169 рублей 56 копеек (за 1 кв. м - 17 552,52 руб.).
Между тем кадастровая стоимость земельного участка была рассчитана по результатам проведенной государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по РСО-Алания в рамках Республиканской целевой программы "Создание системы государственного кадастра недвижимости (2006 - 2011 гг.), утвержденными постановлениями Правительства РСО-Алания от 24.10.2008 N 244 и от 30.12.2008 N 305 и введенными в действие на территории г. Владикавказа с 01.01.2010.
Полагая, что увеличение кадастровой стоимости принадлежащего заявителю земельного участка на основании не опубликованного в установленном порядке постановления Правительства РСО-Алания от 24.10.2008 N 244 осуществлено неправомерно, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для применения нормативно-правового акта, утверждающего кадастровую стоимость земельного участка при отсутствии официального опубликования приложений о величине кадастровой стоимости земель.
Между тем суд первой инстанции не учел следующего.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Из положений Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель вытекает, что в процессе государственной кадастровой оценки земель производится оценочное зонирование территории, по результатам которого составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
Пунктом 5 Правил государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Материалами дела установлено, что результаты государственной кадастровой оценки земель отражены в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков в РСО-Алания на основании ранее проведенных работ по актуализации полученных результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в соответствии с государственным контрактом ГК N 1 от 14.06.2007.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил).
Данные результаты государственной кадастровой оценки земель положены в основу постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 24.10.2008 N 244 "Об утверждении кадастровой оценки земель населенных пунктов в РСО-Алании", им утверждены и являются действующими.
Указанным нормативным правовым актом утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 15:09:020112:12.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, предусматривающим, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Официально опубликованным может считаться только акт, который опубликован в полном объеме.
Утверждая, что данный нормативный акт опубликован, Управление не представило доказательств его официального опубликования в соответствии с порядком опубликования нормативных актов, утвержденных Указом Главы Республики Северная Осетия-Алания от 04.04.2006 N 49. Управление не представило доказательств опубликования нормативного акта Правительства РСО-Алания согласно пункту 2 Указа Главы республики. В своем отзыве на жалобу Управление указало, что нормативный акт с приложениями N 1, 3 был опубликован в официальном издании "Собрание законодательства Республики Северная Осетия-Алания" N 2 за февраль 2012 г.
Таким образом, действия Управления по применению неопубликованного нормативного акта по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка являются неправомерными.
В то же время в силу пункта 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд признает действия незаконными в случае несоответствия действий (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Между тем, как считает апелляционный суд, общество, оспаривая действия управления и требуя возложить обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов, имевших место в 2008 году, не может достигнуть цели восстановления своих прав по следующим основаниям.
В Федеральном законе от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (статьи 12, 13) содержатся положения, по смыслу которых оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки в случаях ее обязательного проведения согласно законам или иным нормативным актам возможно только до момента утверждения результатов такой оценки в установленном порядке (издания акта государственного органа).
В данном случае на момент обращения общества в арбитражный суд с настоящими требованиями результаты государственной кадастровой оценки земель утверждены постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 24.10.2008 N 244.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 и от 15.12.2011 N 265/11 споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота, требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Однако, как следует из заявления общества и приложенных в его обоснование документов, воля общества не направлена на оспаривание внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка; общество согласно с размером кадастровой стоимости и уплачивает его, общество не согласно лишь с тем, что орган кадастрового учета применил нормативный акт, не подлежащий применению. Даже в случае признания действий незаконными общество согласно уплачивать налог на землю, исходя из новой кадастровой стоимости. В случае если общество не согласится с новой кадастровой стоимостью, общество вправе обратится в арбитражный суд с исковыми требованиями об установлении кадастровой стоимости земельного участка.
Права и законные интересы общества, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости принадлежащего истцу земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка путем предъявления иска, который подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
Однако в настоящее время целью общества является признание применения нормативного акта незаконным.
Таким образом, в случае если общество согласно с утвержденной кадастровой стоимостью и не оспаривает его размер, который может быть оспорен только в исковом порядке с распределением бремени доказывания в соответствии со статьей 65 АПК РФ, то права общества либо его интересы в сфере предпринимательской деятельности не нарушаются применением органом кадастрового учета нормативного акта, не опубликованного в установленном порядке.
Учитывая, что общество в суде первой инстанции настаивало на рассмотрении его требований в порядке главы 24 АПК РФ и просило признать действия незаконными, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для удовлетворения заявленных обществом требований о признании незаконными действий управления не имеется, поскольку отсутствует необходимый признак для признания действий незаконными, а именно отсутствует нарушение права общества либо его интересов в сфере предпринимательской деятельности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 102, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 27.02.2012 по делу N А61-29/2012 отменить.
В удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Одежда" (ИНН 1500000160, ОГРН 1021500574347) отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
А.Л.ФРИЕВ

Судьи
Ю.Б.ЛУГОВАЯ
О.В.МАРЧЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)