Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Гафиатуллиной Т.С., судей Захаровой М.В., Кадулина А.В., при участии от правительства Тверской области Смялковского П.Е. (доверенность от 15.01.2013 N 2), Львова В.А. (доверенность от 17.08.2012 N 33), от Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Львова В.А. (доверенность от 19.04.2013 N 6261-04), рассмотрев 03.07.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тверской лесозаготовительный концерн" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2013 по делу N А66-6561/2012 (судьи Ралько О.Б., Виноградова Т.В., Тарасова О.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Тверской лесозаготовительный концерн", место нахождения: 170000, Тверская обл., Калининский р-н, г. Тверь, наб. Афанасия Никитина, д. 90/2, 20, ОГРН 1076952008870 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным распоряжения правительства Тверской области, место нахождения: 170000, Тверская обл., Калининский р-н, г. Тверь, Советская ул., д. 44, ОГРН 1026900587702 (далее - Правительство), от 05.04.2012 N 146-рп об отказе в переводе земельных участков с кадастровыми номерами 69:35:0000021:189 (42 000 кв. м) и 69:35:0000021:190 (158 000 кв. м), расположенных по адресу: Тверская область, Удомельский район, Таракинское сельское поселение, деревня Тараки, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для их использования в целях разработки карьера песчано-гравийного материала, а также об обязании Правительства принять решение об указанном переводе.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области (далее - Министерство), Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области и администрация Удомельского района Тверской области (далее - Администрация).
Решением от 04.10.2012 заявление Общества удовлетворено.
Постановлением апелляционного суда от 14.03.2013 решение от 04.10.2012 отменено; в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального права и несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит постановление от 14.03.2013 отменить, принять новый судебный акт.
Как указывает податель жалобы, к спорным правоотношениям, возникшим 17.02.2011, применяется законодательство, действовавшее в этот период времени; вывод апелляционного суда о том, что письмо Администрации от 27.01.2012 является надлежащем доказательством, основан на неправильном применении норм права; статья 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) не предоставляла Правительству возможности самостоятельно запрашивать какие-либо документы; апелляционный суд не учел, что в обоснование заявления Общества положена не только экономическая целесообразность, но и принятые администрацией Тверской области и иными уполномоченными органами документы, признающими целесообразность добычи полезных ископаемых; доводы Администрации о наличии на участках коммуникаций, дороги регионального значения, а также об отнесении их к особо ценным сельскохозяйственным угодьям документально не подтверждены.
В отзывах на кассационную жалобу Правительство и Администрация просят постановление от 14.03.2013 оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представители Правительства и Министерства возражали против удовлетворения жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество по результатам проведенного Департаментом государственного заказа Тверской области открытого аукциона на получение права пользования участком недр с целью разведки и добычи песчано-гравийного материала месторождения "Таракинское" признано победителем (протокол от 20.10.2008).
Общество 15.12.2008 получило лицензию серии ТВЕ номером 80056, вид лицензии ТЭ, на право пользования недрами для разведки и добычи песчано-гравийного материала месторождения "Таракинское" площадью 48,9 га, расположенного в 18 км к югу от города Удомли с центром в деревне Тараки Удомельского района Тверской области. Месторождение расположено на землях Таракинского сельского поселения, занято пашней.
Общество и Администрация 04.03.2009 заключили договор аренды N 06 находящихся в государственной собственности земельных участков с кадастровыми номерами 69:35:0000021:189 (площадь 42 000 кв. м) и 69:35:0000021:190 (площадью 158 000 кв. м) из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - для ведения сельского хозяйства.
Для перевода земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения с целью разработки месторождения "Таракинское" Общество обратилось с ходатайством к администрации Тверской области 17.02.2011. К указанному ходатайству был приложен рабочий проект по разработке и рекультивации месторождения и письмо Администрации от 30.10.2009 N 01-01-10/2339 о согласии на перевод земельных участков из одной категории в другую.
Распоряжением Правительства от 05.04.2012 N 146-рп в переводе спорных земельных участков из одной категории в другую отказано.
Не согласившись с указанным распоряжением, Общество обратилось в Арбитражный суд Тверской области с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление, указав, что оспариваемое распоряжение не содержит ссылок на нормы федерального закона, устанавливающего ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод. Суд признал, что представленное с ходатайством письмо Администрации от 30.10.2009 N 01-01-10/2339 является доказательством того, что Обществом выполнены требования пункта 5 части 4 статьи 2 Закона N 172-ФЗ. Суд не применил к спорным отношениям положения Регламента организации работы при рассмотрении ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, утвержденного распоряжением Правительства от 16.11.2011 N 262-рп (далее - Регламент), поскольку он принят по истечении установленного частью 4 статьи 3 Закона N 172-ФЗ срока на рассмотрение ходатайства Общества.
Апелляционный суд не согласился с выводами суда первой инстанции, решение от 04.10.2012 отменил и в удовлетворении заявления отказал, посчитав, что основания для вывода об исключительности случая, при котором допускается перевод земельного участка сельскохозяйственного назначения в другую категорию, отсутствуют.
Кассационная инстанция не находит правовых оснований для отмены постановления от 14.03.2013.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель из одной категорию в другую, осуществляется Законом N 172-ФЗ.
Статьей 2 названного Закона регламентирован состав и порядок подготовки документов для перевода земельных участков, которые подаются заинтересованным лицом вместе с ходатайством в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона N 172-ФЗ по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую. Акт о переводе или акт об отказе в переводе может быть обжалован в суд (пункт 8 той же статьи).
В статье 4 Закона N 172-ФЗ указано, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае:
- 1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
- 2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
- 3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В соответствии со статьей 78 ЗК РФ и пунктом 1 части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" основным принципом оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение их целевого использования.
Согласно статье 7 Закона N 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, приведенных в данной статье, в том числе связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель (пункт 8 статьи 7).
Как видно из материалов дела, Общество обратилось с ходатайством о переводе принадлежащих ему на праве аренды земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, относящихся к сельскохозяйственным угодьям (пашне), в категорию земель промышленности, ссылаясь на то, что наиболее рациональным способом их использования является добыча песчано-гравийного материала.
Мотивируя отказ в переводе, Правительство сослалось на пункт 1 части 1 статьи 4 Закона N 172-ФЗ, Регламент и протокол от 07.03.2012 N 3 заседания Межведомственной комиссии при Правительстве по земельным отношениям.
Апелляционный суд обоснованно применил к спорным отношениям положения Регламента, поскольку после его принятия и опубликования, установленные им положения должны учитываться уполномоченным органом.
Апелляционный суд принял во внимание, что спорные участки отнесены к землям сельскохозяйственного назначения и в их состав входят сельскохозяйственные угодья - пашня.
Рассматривая возможность применения пункта 8 части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ, суд учел выводы Межведомственной комиссии при Правительстве по земельным отношениям, оформленные выпиской из протокола от 07.03.2012 N 3. Согласно рецензии Главного управления архитектуры и градостроительства Тверской области перевод земельных участков нецелесообразен с точки зрения градостроительного развития территории - ввиду несоответствия площади карьера документам территориального планирования, нарушений требований СанПин в части соблюдения санитарно-защитной зоны 100 м; месторождение занимает территорию меньшую, чем площадь испрашиваемых к переводу участков. Согласно заключению Министерства лесного хозяйства Тверской области, земельный участок с кадастровым номером 69:35:0000021:189 пересекается с землями лесного фонда. Администрации Удомельского района и Таракинского сельского поселения возражают против перевода земельных участков из одной категории в другую.
Довод жалобы о неправильном применении законодательства, действовавшего в момент его обращения с ходатайством, был предметом рассмотрения апелляционного суда и получил надлежащую оценку.
Указание подателя жалобы на принятые администрацией Тверской области и иными уполномоченными органами документы, признающие целесообразность добычи полезных ископаемых, не принимается кассационной инстанцией в качестве основания для отмены обжалуемого постановления, поскольку эти документы не являются безусловным основанием для перевода в будущем земельных участков из одной категории в другую.
Доводы Администрации о наличии на участках коммуникаций, дороги регионального значения, а также об отнесении их к особо ценным сельскохозяйственным угодьям, подтверждены материалами дела.
При таких обстоятельствах апелляционный суд правомерно не признал оспариваемое распоряжение недействительным, в связи с чем в удовлетворении заявления отказал.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2013 по делу N А66-6561/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тверской лесозаготовительный концерн" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Тверской лесозаготовительный концерн" из федерального бюджета 1000 руб. излишне уплаченной по квитанции от 13.05.2013 N 55 государственной пошлины по кассационной жалобе.
Председательствующий
Т.С.ГАФИАТУЛЛИНА
Судьи
М.В.ЗАХАРОВА
А.В.КАДУЛИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 10.07.2013 ПО ДЕЛУ N А66-6561/2012
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июля 2013 г. по делу N А66-6561/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Гафиатуллиной Т.С., судей Захаровой М.В., Кадулина А.В., при участии от правительства Тверской области Смялковского П.Е. (доверенность от 15.01.2013 N 2), Львова В.А. (доверенность от 17.08.2012 N 33), от Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Львова В.А. (доверенность от 19.04.2013 N 6261-04), рассмотрев 03.07.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тверской лесозаготовительный концерн" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2013 по делу N А66-6561/2012 (судьи Ралько О.Б., Виноградова Т.В., Тарасова О.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Тверской лесозаготовительный концерн", место нахождения: 170000, Тверская обл., Калининский р-н, г. Тверь, наб. Афанасия Никитина, д. 90/2, 20, ОГРН 1076952008870 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным распоряжения правительства Тверской области, место нахождения: 170000, Тверская обл., Калининский р-н, г. Тверь, Советская ул., д. 44, ОГРН 1026900587702 (далее - Правительство), от 05.04.2012 N 146-рп об отказе в переводе земельных участков с кадастровыми номерами 69:35:0000021:189 (42 000 кв. м) и 69:35:0000021:190 (158 000 кв. м), расположенных по адресу: Тверская область, Удомельский район, Таракинское сельское поселение, деревня Тараки, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для их использования в целях разработки карьера песчано-гравийного материала, а также об обязании Правительства принять решение об указанном переводе.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области (далее - Министерство), Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области и администрация Удомельского района Тверской области (далее - Администрация).
Решением от 04.10.2012 заявление Общества удовлетворено.
Постановлением апелляционного суда от 14.03.2013 решение от 04.10.2012 отменено; в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального права и несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит постановление от 14.03.2013 отменить, принять новый судебный акт.
Как указывает податель жалобы, к спорным правоотношениям, возникшим 17.02.2011, применяется законодательство, действовавшее в этот период времени; вывод апелляционного суда о том, что письмо Администрации от 27.01.2012 является надлежащем доказательством, основан на неправильном применении норм права; статья 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) не предоставляла Правительству возможности самостоятельно запрашивать какие-либо документы; апелляционный суд не учел, что в обоснование заявления Общества положена не только экономическая целесообразность, но и принятые администрацией Тверской области и иными уполномоченными органами документы, признающими целесообразность добычи полезных ископаемых; доводы Администрации о наличии на участках коммуникаций, дороги регионального значения, а также об отнесении их к особо ценным сельскохозяйственным угодьям документально не подтверждены.
В отзывах на кассационную жалобу Правительство и Администрация просят постановление от 14.03.2013 оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представители Правительства и Министерства возражали против удовлетворения жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество по результатам проведенного Департаментом государственного заказа Тверской области открытого аукциона на получение права пользования участком недр с целью разведки и добычи песчано-гравийного материала месторождения "Таракинское" признано победителем (протокол от 20.10.2008).
Общество 15.12.2008 получило лицензию серии ТВЕ номером 80056, вид лицензии ТЭ, на право пользования недрами для разведки и добычи песчано-гравийного материала месторождения "Таракинское" площадью 48,9 га, расположенного в 18 км к югу от города Удомли с центром в деревне Тараки Удомельского района Тверской области. Месторождение расположено на землях Таракинского сельского поселения, занято пашней.
Общество и Администрация 04.03.2009 заключили договор аренды N 06 находящихся в государственной собственности земельных участков с кадастровыми номерами 69:35:0000021:189 (площадь 42 000 кв. м) и 69:35:0000021:190 (площадью 158 000 кв. м) из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - для ведения сельского хозяйства.
Для перевода земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения с целью разработки месторождения "Таракинское" Общество обратилось с ходатайством к администрации Тверской области 17.02.2011. К указанному ходатайству был приложен рабочий проект по разработке и рекультивации месторождения и письмо Администрации от 30.10.2009 N 01-01-10/2339 о согласии на перевод земельных участков из одной категории в другую.
Распоряжением Правительства от 05.04.2012 N 146-рп в переводе спорных земельных участков из одной категории в другую отказано.
Не согласившись с указанным распоряжением, Общество обратилось в Арбитражный суд Тверской области с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление, указав, что оспариваемое распоряжение не содержит ссылок на нормы федерального закона, устанавливающего ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод. Суд признал, что представленное с ходатайством письмо Администрации от 30.10.2009 N 01-01-10/2339 является доказательством того, что Обществом выполнены требования пункта 5 части 4 статьи 2 Закона N 172-ФЗ. Суд не применил к спорным отношениям положения Регламента организации работы при рассмотрении ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, утвержденного распоряжением Правительства от 16.11.2011 N 262-рп (далее - Регламент), поскольку он принят по истечении установленного частью 4 статьи 3 Закона N 172-ФЗ срока на рассмотрение ходатайства Общества.
Апелляционный суд не согласился с выводами суда первой инстанции, решение от 04.10.2012 отменил и в удовлетворении заявления отказал, посчитав, что основания для вывода об исключительности случая, при котором допускается перевод земельного участка сельскохозяйственного назначения в другую категорию, отсутствуют.
Кассационная инстанция не находит правовых оснований для отмены постановления от 14.03.2013.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель из одной категорию в другую, осуществляется Законом N 172-ФЗ.
Статьей 2 названного Закона регламентирован состав и порядок подготовки документов для перевода земельных участков, которые подаются заинтересованным лицом вместе с ходатайством в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона N 172-ФЗ по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую. Акт о переводе или акт об отказе в переводе может быть обжалован в суд (пункт 8 той же статьи).
В статье 4 Закона N 172-ФЗ указано, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае:
- 1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
- 2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
- 3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В соответствии со статьей 78 ЗК РФ и пунктом 1 части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" основным принципом оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение их целевого использования.
Согласно статье 7 Закона N 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, приведенных в данной статье, в том числе связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель (пункт 8 статьи 7).
Как видно из материалов дела, Общество обратилось с ходатайством о переводе принадлежащих ему на праве аренды земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, относящихся к сельскохозяйственным угодьям (пашне), в категорию земель промышленности, ссылаясь на то, что наиболее рациональным способом их использования является добыча песчано-гравийного материала.
Мотивируя отказ в переводе, Правительство сослалось на пункт 1 части 1 статьи 4 Закона N 172-ФЗ, Регламент и протокол от 07.03.2012 N 3 заседания Межведомственной комиссии при Правительстве по земельным отношениям.
Апелляционный суд обоснованно применил к спорным отношениям положения Регламента, поскольку после его принятия и опубликования, установленные им положения должны учитываться уполномоченным органом.
Апелляционный суд принял во внимание, что спорные участки отнесены к землям сельскохозяйственного назначения и в их состав входят сельскохозяйственные угодья - пашня.
Рассматривая возможность применения пункта 8 части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ, суд учел выводы Межведомственной комиссии при Правительстве по земельным отношениям, оформленные выпиской из протокола от 07.03.2012 N 3. Согласно рецензии Главного управления архитектуры и градостроительства Тверской области перевод земельных участков нецелесообразен с точки зрения градостроительного развития территории - ввиду несоответствия площади карьера документам территориального планирования, нарушений требований СанПин в части соблюдения санитарно-защитной зоны 100 м; месторождение занимает территорию меньшую, чем площадь испрашиваемых к переводу участков. Согласно заключению Министерства лесного хозяйства Тверской области, земельный участок с кадастровым номером 69:35:0000021:189 пересекается с землями лесного фонда. Администрации Удомельского района и Таракинского сельского поселения возражают против перевода земельных участков из одной категории в другую.
Довод жалобы о неправильном применении законодательства, действовавшего в момент его обращения с ходатайством, был предметом рассмотрения апелляционного суда и получил надлежащую оценку.
Указание подателя жалобы на принятые администрацией Тверской области и иными уполномоченными органами документы, признающие целесообразность добычи полезных ископаемых, не принимается кассационной инстанцией в качестве основания для отмены обжалуемого постановления, поскольку эти документы не являются безусловным основанием для перевода в будущем земельных участков из одной категории в другую.
Доводы Администрации о наличии на участках коммуникаций, дороги регионального значения, а также об отнесении их к особо ценным сельскохозяйственным угодьям, подтверждены материалами дела.
При таких обстоятельствах апелляционный суд правомерно не признал оспариваемое распоряжение недействительным, в связи с чем в удовлетворении заявления отказал.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2013 по делу N А66-6561/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тверской лесозаготовительный концерн" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Тверской лесозаготовительный концерн" из федерального бюджета 1000 руб. излишне уплаченной по квитанции от 13.05.2013 N 55 государственной пошлины по кассационной жалобе.
Председательствующий
Т.С.ГАФИАТУЛЛИНА
Судьи
М.В.ЗАХАРОВА
А.В.КАДУЛИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)