Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Денисова О.А.
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе
председательствующего Няшина В.А.
судей Степанова П.В., Елецких О.Б.
при секретаре О.
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по заявлению М. об оспаривании решения департамента земельных отношений администрации города Перми об отказе в предоставлении муниципальной услуги
по апелляционной департамента земельных отношений администрации города Перми жалобе на решение Ленинского районного суда г. Перми от 24 июля 2013 года, которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Пермского краевого суда Степанова П.В., выслушав объяснения представителя М. - К., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда,
установила:
М. обратилась в суд с названным заявлением, просила признать незаконным решение департамента земельных отношений администрации города Перми (далее - департамент), изложенное в письме от 11 февраля 2013 г. N И-21-01-09-2073 об отказе в предоставлении муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством", возложении обязанности устранить допущенное нарушение.
В обоснование своих требований указала, что 05.12.2012 г. обратилась в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 731 кв. м, как дополнительного к основному земельному участку, предоставленному ранее под жилой дом, принадлежащему заявителю на праве собственности и расположенному по адресу: <...>.
Письмом от 11 февраля 2013 г. N И-21-01-09-2073 департамент сообщил о невозможности предоставления земельного участка по тем основаниям, что в отношении территории, на которой находится испрашиваемый земельный участок, принято решение о разработке документации по планировке территории.
По мнению заявителя, федеральный законодатель, в частности в ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации таких оснований к отказу в представлении земельных участков, не установил.
Решением Ленинского районного суда г. Перми от 24 июля 2013 года заявление удовлетворено, оспариваемое решение департамента признано незаконным и на него возложена обязанность повторно рассмотреть заявление М. о предоставлении дополнительного земельного участка.
В апелляционной жалобе департамент просит решение суда отменить, полагая, что оно является незаконным и необоснованным.
Ссылается на то, что испрашиваемый земельный участок входит в границы территории, в отношении которой принято решение о подготовке документации по планировке, а Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми, утвержденный решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260 не противоречит ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации.
Проверив законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда, находит решение подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права (ч. 2 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что заявитель является собственником земельного участка площадью 1 269 кв. м, расположенного по адресу: <...>, разрешенное использование: индивидуальный жилой дом.
05.12.2012 г. представитель заявителя обратилась в департамент с заявлением о предоставлении в собственность дополнительного земельного участка площадью 731 кв. м, расположенного по тому же адрес для увеличения ранее предоставленного земельного участка под объект недвижимости.
Письмом от 11 февраля 2013 г. N И-21-01-09-2073 департамент сообщил о невозможности предоставления земельного участка по тем основаниям, что в отношении территории, на которой находится земельный участок, принято решение о разработке документации по планировке территории до момента ее утверждения в установленном законом порядке (Постановление Администрации г. Перми от 15.03.2010 N 115 "О подготовке документации по планировке территорий в Ленинском, Свердловском, Кировском районах города Перми").
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен исключительный перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность граждан и юридических лиц, решение Пермской городской Думы к федеральному закону не относится и не может подменять понятия, основания и условия, установленные федеральным законом.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции.
В соответствии с п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц. Помимо указанных оснований отказа в предоставлении гражданам и юридическим лицам в собственность земельных участков, Земельным кодексом Российской Федерации устанавливаются критерии и условия предоставления земельных участков, в частности ст. 33 (нормы предоставления земельных участков), п. 4 ст. 34, ст. 85 (учет зонирования территории), п.п. 8 п. 1 ст. 1 (целевое назначение земельного участка с учетом категории земель и разрешенного вида использования) и т.д.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством определен ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно ч. 1 которой: органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Во исполнение требований ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации решением Пермской городской Думы утвержден Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми (далее Порядок).
Пунктом 1.6 Порядка установлены критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.
В соответствии с пунктом 1.6.8. (1) Порядка предоставление земельного участка невозможно, если в отношении территории, на которой находится испрашиваемый земельный участок, принято решение о подготовке документации по планировке территории до момента ее утверждения в установленном законом порядке.
Аналогичные положения содержатся в Административном регламенте предоставления департаментом земельных отношений администрации города Перми муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством", утвержденном Постановление Администрации г. Перми от 13.09.2012 N 73-11.
Администрацией г. Перми в целях выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры и границ застроенных и незастроенных земельных участков, планируемых для строительства объектов принято Постановление от 15.03.2010 N 115 "О подготовке документации по планировке территорий в Ленинском, Свердловском, Кировском районах города Перми" в соответствии с которым, на архитектурно-планировочное управление администрации города Перми возложена обязанность обеспечить подготовку документации по планировке ряда территорий, в том числе и той, на которой находится испрашиваемый земельный участок, что заявителем не оспаривается.
Учитывая, что на момент обращения М. в департамент о предоставлении в собственность дополнительного земельного участка имелось решение органа местного самоуправления о подготовке документации по планировке территорий, решение об утверждении документации в установленном законном порядке принято не было, решение департамента о невозможности предоставления земельного участка по основанию, предусмотренному п. 1.6.8. (1) Порядка закону не противоречит, не исключает возможность обращения заявителя о предоставлении дополнительного земельного участка для целей не связанных со строительством после утверждения документации по планировке указанной выше территории.
Это же следует из заключения департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми от 16.01.2013 г. N 2314.
Предоставление земельного участка невозможно, если в отношении территории, на которой находится испрашиваемый земельный участок, принято решение о подготовке документации по планировке территории, решение департамента является правомерным.
Установив данное обстоятельство, суд первой инстанции не дал ему должной оценки и не признал его значимым, чем нарушил нормы материального права.
С учетом изложенного Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда,
определила:
решение Ленинского районного суда г. Перми от 24 июля 2013 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявления М. об оспаривании решения департамента земельных отношений администрации города Перми об отказе в предоставлении муниципальной услуги, изложенного письме от 11 февраля 2013 г. N И-21-01-09-2073 отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 23.09.2013 ПО ДЕЛУ N 33-9563
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 сентября 2013 г. по делу N 33-9563
Судья Денисова О.А.
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе
председательствующего Няшина В.А.
судей Степанова П.В., Елецких О.Б.
при секретаре О.
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по заявлению М. об оспаривании решения департамента земельных отношений администрации города Перми об отказе в предоставлении муниципальной услуги
по апелляционной департамента земельных отношений администрации города Перми жалобе на решение Ленинского районного суда г. Перми от 24 июля 2013 года, которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Пермского краевого суда Степанова П.В., выслушав объяснения представителя М. - К., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда,
установила:
М. обратилась в суд с названным заявлением, просила признать незаконным решение департамента земельных отношений администрации города Перми (далее - департамент), изложенное в письме от 11 февраля 2013 г. N И-21-01-09-2073 об отказе в предоставлении муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством", возложении обязанности устранить допущенное нарушение.
В обоснование своих требований указала, что 05.12.2012 г. обратилась в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 731 кв. м, как дополнительного к основному земельному участку, предоставленному ранее под жилой дом, принадлежащему заявителю на праве собственности и расположенному по адресу: <...>.
Письмом от 11 февраля 2013 г. N И-21-01-09-2073 департамент сообщил о невозможности предоставления земельного участка по тем основаниям, что в отношении территории, на которой находится испрашиваемый земельный участок, принято решение о разработке документации по планировке территории.
По мнению заявителя, федеральный законодатель, в частности в ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации таких оснований к отказу в представлении земельных участков, не установил.
Решением Ленинского районного суда г. Перми от 24 июля 2013 года заявление удовлетворено, оспариваемое решение департамента признано незаконным и на него возложена обязанность повторно рассмотреть заявление М. о предоставлении дополнительного земельного участка.
В апелляционной жалобе департамент просит решение суда отменить, полагая, что оно является незаконным и необоснованным.
Ссылается на то, что испрашиваемый земельный участок входит в границы территории, в отношении которой принято решение о подготовке документации по планировке, а Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми, утвержденный решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260 не противоречит ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации.
Проверив законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда, находит решение подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права (ч. 2 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что заявитель является собственником земельного участка площадью 1 269 кв. м, расположенного по адресу: <...>, разрешенное использование: индивидуальный жилой дом.
05.12.2012 г. представитель заявителя обратилась в департамент с заявлением о предоставлении в собственность дополнительного земельного участка площадью 731 кв. м, расположенного по тому же адрес для увеличения ранее предоставленного земельного участка под объект недвижимости.
Письмом от 11 февраля 2013 г. N И-21-01-09-2073 департамент сообщил о невозможности предоставления земельного участка по тем основаниям, что в отношении территории, на которой находится земельный участок, принято решение о разработке документации по планировке территории до момента ее утверждения в установленном законом порядке (Постановление Администрации г. Перми от 15.03.2010 N 115 "О подготовке документации по планировке территорий в Ленинском, Свердловском, Кировском районах города Перми").
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен исключительный перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность граждан и юридических лиц, решение Пермской городской Думы к федеральному закону не относится и не может подменять понятия, основания и условия, установленные федеральным законом.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции.
В соответствии с п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц. Помимо указанных оснований отказа в предоставлении гражданам и юридическим лицам в собственность земельных участков, Земельным кодексом Российской Федерации устанавливаются критерии и условия предоставления земельных участков, в частности ст. 33 (нормы предоставления земельных участков), п. 4 ст. 34, ст. 85 (учет зонирования территории), п.п. 8 п. 1 ст. 1 (целевое назначение земельного участка с учетом категории земель и разрешенного вида использования) и т.д.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством определен ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно ч. 1 которой: органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Во исполнение требований ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации решением Пермской городской Думы утвержден Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми (далее Порядок).
Пунктом 1.6 Порядка установлены критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.
В соответствии с пунктом 1.6.8. (1) Порядка предоставление земельного участка невозможно, если в отношении территории, на которой находится испрашиваемый земельный участок, принято решение о подготовке документации по планировке территории до момента ее утверждения в установленном законом порядке.
Аналогичные положения содержатся в Административном регламенте предоставления департаментом земельных отношений администрации города Перми муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством", утвержденном Постановление Администрации г. Перми от 13.09.2012 N 73-11.
Администрацией г. Перми в целях выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры и границ застроенных и незастроенных земельных участков, планируемых для строительства объектов принято Постановление от 15.03.2010 N 115 "О подготовке документации по планировке территорий в Ленинском, Свердловском, Кировском районах города Перми" в соответствии с которым, на архитектурно-планировочное управление администрации города Перми возложена обязанность обеспечить подготовку документации по планировке ряда территорий, в том числе и той, на которой находится испрашиваемый земельный участок, что заявителем не оспаривается.
Учитывая, что на момент обращения М. в департамент о предоставлении в собственность дополнительного земельного участка имелось решение органа местного самоуправления о подготовке документации по планировке территорий, решение об утверждении документации в установленном законном порядке принято не было, решение департамента о невозможности предоставления земельного участка по основанию, предусмотренному п. 1.6.8. (1) Порядка закону не противоречит, не исключает возможность обращения заявителя о предоставлении дополнительного земельного участка для целей не связанных со строительством после утверждения документации по планировке указанной выше территории.
Это же следует из заключения департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми от 16.01.2013 г. N 2314.
Предоставление земельного участка невозможно, если в отношении территории, на которой находится испрашиваемый земельный участок, принято решение о подготовке документации по планировке территории, решение департамента является правомерным.
Установив данное обстоятельство, суд первой инстанции не дал ему должной оценки и не признал его значимым, чем нарушил нормы материального права.
С учетом изложенного Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда,
определила:
решение Ленинского районного суда г. Перми от 24 июля 2013 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявления М. об оспаривании решения департамента земельных отношений администрации города Перми об отказе в предоставлении муниципальной услуги, изложенного письме от 11 февраля 2013 г. N И-21-01-09-2073 отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)