Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.08.2013 ПО ДЕЛУ N А41-46872/12

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 августа 2013 г. по делу N А41-46872/12


Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 августа 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Воробьевой И.О., Мордкиной Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания: Себельдиной Д.В.,
при участии в заседании:
от Министерства обороны Российской Федерации: Шкаранда Ю.А., по доверенности от 20.05.2013 N 212/2/203; от Комитета лесного хозяйства Московской области: Денищич Л.Г., по доверенности т 10.12.2012 N 02/4642; от ООО "РУМБ": Середа О.И., по доверенности от 20.08.2013, Давыдчик Ю.М., по доверенности от 20.08.2013; от Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва: не явился, извещен; от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: не явился, извещен; от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии": не явился, извещен; от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области: не явился, извещен;,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Московской области от 14 мая 2013 года по делу N А41-46872/12, принятое судьей Гриневой А.В. по иску (заявлению) Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284; ИНН 7704252261) к Управлению лесного хозяйства по Московской области и г. Москва (ОГРН 1047796657369; ИНН 7724521353), третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области; ООО "РУМБ"; ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"; Комитет лесного хозяйства Московской области; Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области об обязании Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве установить местоположение границ земельного участка,

установил:

Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны РФ, истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Управлению лесного хозяйства по Московской области и г. Москва (далее - Управление, Управление лесного хозяйства, ответчик), с требованием об обязании установить местоположение границ земельного участка площадью 13723 кв. метров, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, с.п. Никольская, аэродром "Кубинка" в соответствии с координатами, зафиксированными в описании земельного участка, согласно представленной таблице.
В качестве третьих лиц в деле участвуют Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (Управление Росреестра), Общество с ограниченной ответственностью "РУМБ" (далее - ООО "РУМБ"), ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - кадастровая палата), Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - комитет), и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества).
Решением Арбитражного суда Московской области от 14 мая 2013 года в удовлетворении требований Министерству обороны Российской Федерации отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, Министерство обороны Российской Федерации обжаловало его в апелляционном порядке.
Министерство обороны Российской Федерации направило в судебное заседание своего представителя, который поддержал доводы апелляционной жалобы. Комитет лесного хозяйства Московской области направил в судебное заседание своего представителя, который возражал против доводов апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства обороны без удовлетворения.
ООО "РУМБ" представил в материалы дела отзыв, в котором поддержал доводы апелляционной жалобы. Направил в судебное заседание своего представителя, который поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Территориальное управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области своих представителей в судебное заседание не направили, отзывов на апелляционную жалобу не представили.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, письмом Наркомзема Союза ССР вх. N 9289 от 19.05.1938 по ходатайству Мособлисполкома ВВС МВО предоставлено для строительства 378 га земли (л.д. 13).
Постановлением Президиума Мособлисполкома N 176 от 29.04.1938 "Об отводе участка земли МВО в Звенигородском и Рузском районах Московской области" изъяты для нужд ВВС МВО от колхоза "8-е марта" - 150 га, от совхоза "Васильевское" - 5 га, от Московского Опорного пункта масленичных культур - 35 га и от Рузского и Звенигородского Лесхозов - 188 га (л.д. 8 - 10).
Решением Исполкома Областного совета Депутатов трудящихся от 26.02.1947 N 25с под расширение и реконструкцию аэродрома "Кубинка", под постройку железнодорожной ветки и постройку "ЗОС" ОАС УВВС МВО отведены земли общей площадью 196,08 га (л.д. 26).
ВВС МВО решением Исполкома Областного совета Депутатов трудящихся от 21.05.1952 N 00759/16 отведен для строительства жилого городка, автодороги и буксировочной рулежной дорожки 43 га земли из земель колхозов и гослесфонда в Звенигородском районе. Разрешено ВВС МВО построить автодорогу в лесах госфонда Звенигородского лесхоза Кубинского лесничества кв. кв. N 7, 13 по существующей дороге без расширения и исключения ее из состава земель гослесфонда (л.д. 28 - 29).
ВВС МВО решением Исполкома Московского областного Совета депутатов трудящихся N 821/18с от 06.06.1952 отведен земельный участок площадью 34,76 га из земель Звенигородского лесхоза под строительство склада боеприпасов и подъездов к нему при аэродроме "Кубинка" (л.д. 27).
12 марта 2010 года между Минобороны России и ООО "Румб" был заключен государственный контракт по оказанию услуг по получению правоустанавливающих и технических документов для проведения землеустроительных работ трех земельных участков государственного аэродрома Кубинка.
Согласно результатам проведенной филиалом ФГУП "Рослеинфорг" "Мослеспроект" экспертизы в отношении территории размещения и внешних границ земельного участка ООО "Румб" стало известно, что часть территории военного городка попадает на территорию Лесфонда - ФГУ "Мособллес".
Рассмотрев письменный запрос ООО "Румб" по поводу территориального размещения и внешних границ земельного участка аэродрома "Кубинка" площадью 1,3723 га, ФГУП "Рослеинфорг" в справке от 06.06.2011 N 08/841, сообщил следующее: часть площади данного земельного участка (0.6549 га) в предоставленных границах накладывается на земли лесного фонда, квартал 30 Тучковского участкового лесничества Звенигородского лесничества ФГУ "Мособллес" Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва (л.д. 31).
16.06.2011 Управлением лесного хозяйства по Московской области и г. Москве в ответ на обращение ООО "Румб" о согласовании границ земельного участка было отказано (л.д. 30).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал следующее.
В порядке части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном данным Федеральным законом порядке обязательному согласованию.
В соответствии с положениями статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесное законодательство регулирует лесные отношения. Для имущественных отношений в силу требований статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и статьи 3 ЛК РФ сохраняется приоритет: за специальными федеральными законами по использованию конкретных природных ресурсов. Участок лесного фонда представляет собой земельный участок с особым правовым режимом, входящий в состав земель лесного фонда. Отношения по предоставлению или передаче иным образом лесных участков, как ограниченных в обороте объектов, производится только на основании ЛК РФ.
Согласно части 3 статьи 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Сведения о лесных участках, внесенные в государственный лесной реестр, основаны на материалах лесоустройства.
В соответствии со статьями 67 - 68 ЛК РФ, пунктами 2 - 3 Постановления Правительства РФ от 18.06.2007 N 377 "О правилах проведения лесоустройства" лесоустройство проводится на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, на которых расположены леса; землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса; землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса, и включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков: проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов (выявление, учет, оценка качественных и количественных характеристик лесных ресурсов): проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995 N 209-ФЗ "О геодезии и картографии". В случаях закрепления на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.
Согласно статье 69 ЛК РФ, при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2012 года, признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
При этом в соответствии с требованиями статьи 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" в случае, если до 1 января 2012 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Кроме того, согласно пункту 1 части 6 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Таким образом, на основании положений статей 3, 67 - 69 Лесного кодекса, статей 4.1 - 4.2, 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", пункта 1 части 6 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" границы земель лесного фонда в рассматриваемом случае определены.
Имущество Вооруженных сил согласно пункту 2 раздела II Приложения N 1 к Постановлению, включено в перечень объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности, земельный участок является собственностью Российской Федерации, из состава федеральной собственности не выбывал.
Между тем, земельный участок истца накладывается на земли лесного фонда в квартале N 30 Тучковского участкового лесничества Звенигородского лесничества, что истцом не отрицается.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 ЛК РФ).
Поскольку спорный земельный участок частично расположен на землях государственного лесного фонда, Управлением лесного хозяйства по Московской области и г. Москве правомерно отказано в согласовании границ спорного земельного участка.
Как следует из заявления Министерства обороны РФ, заявитель просил установить местоположение границ земельного участка площадью 13723 кв. метров, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, с.п.Никольская, аэродром "Кубинка" с координатами, согласно приложенной к заявлению таблице.
В своей апелляционной жалобе Министерство обороны РФ указало, что свои требования по заявлению оно основывает на документах о межевании спорного земельного участка. Указанные работы по межеванию земельного участка проводились ООО "Румб" по государственному контракту. По итогам выполнения вышеназванных работ ООО "Румб" был составлен отчет о межевании. В материалах дела указанные документы отсутствуют.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Министерства обороны РФ затруднился дать пояснения на вопрос суда о причинах непредставления указанного отчета в материалы дела.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Таким образом, истец в нарушение статьи 65 АПК РФ, не представил в материалы настоящего дела отчет о межевании спорного земельного участка, на котором основывает свои требования.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 14 мая 2013 года по делу N А41-46872/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства обороны РФ - без удовлетворения.

Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ

Судьи
И.О.ВОРОБЬЕВА
Л.М.МОРДКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)