Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Лесненко С.Ю.
Судей: Гребенщикова С.И., Цирулик О.В.
при участии
- от истца: Струков А.Ю., представитель по доверенности от 16.02.2011;
- от ответчика: представитель не явился;
- от третьих лиц: представители не явились;
- рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края
на решение от 19.03.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2013
по делу N А51-3242/2013 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Кобко Е.В., в апелляционном суде судьи: Култышев С.Б., Ветошкевич А.В., Скрипка Н.А.
По иску индивидуального предпринимателя Заграничного Евгения Викторовича
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Приморскому краю
третьи лица: Федеральное государственное унитарное предприятие "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации", Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края
об определении кадастровой стоимости
Индивидуальный предприниматель Заграничный Евгений Викторович (ОГРНИП 311253609700012, место жительства: 690000, Приморский край, г. Владивосток; далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Приморскому краю (место нахождения: 690063, Приморский край, г. Владивосток, ул. Приморская, 2; далее - кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 25:28:010030:109, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для дальнейшей эксплуатации административно-торгового здания (лит. А, А1-пристройка), общая площадь 439 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами земельного участка, ориентир: административно-торговое здание (лит. А, А1-пристройка), участок находится примерно в 0,1 м от ориентира по направлению на юг, почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, ул. Трамвайная, 16а, равной 2 680 000 руб. Также предприниматель просил суд обязать кадастровую палату внести в Государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка в испрашиваемой сумме.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Федеральное государственное унитарное предприятие "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации" (место нахождения: 107000, г. Москва, просп. Вернадского, 37; далее - предприятие) и Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (место нахождения: 690110, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, 22; далее - департамент).
Решением от 19.03.2013, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2013, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе департамент просит указанные решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы приведены доводы о неправильном применении судами норм материального права, в том числе Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), пункта 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222. Полагает, что рыночная стоимость земельного участка неверно определена по состоянию на 01.01.2010, тогда как спорный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет лишь 17.01.2012.
Предприниматель в отзыве на кассационную жалобу изложенные в ней доводы отклонил, считая оспариваемые судебные акты законными и обоснованными.
В судебном заседании, проведенном в соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Приморского края, представитель истца поддержал позицию отзыва на кассационную жалобу, дав пояснения.
Ответчик и третьи лица, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения поданной кассационной жалобы, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, однако явку своих представителей в суд не обеспечили.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает правовых оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, предприниматель является собственником объекта недвижимости - административно-торгового здания (лит. А, А1-пристройка) общей площадью 674,50 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Трамвайная, 16а, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 17.08.2006 серии 25 АА N 785543.
В целях эксплуатации указанного здания были сформированы и поставлены на кадастровый учет земельные участки площадью 454 кв. м с кадастровым номером 25:28:010030:1 и площадью 439 кв. м с кадастровым номером 25:28:010030:109, с разрешенным использованием "для дальнейшей эксплуатации административно-торгового здания (лит. А, А1-пристройка)".
Решением Арбитражного суда Приморского края от 01.11.2012 по делу N А51-17079/2012 на департамент возложена обязанность в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении в собственность ИП Заграничному Е.В. участка с кадастровым номером 25:28:010030:109 площадью 439 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира административно-торгового здания (лит. А, А1-пристройка), расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Трамвайная, 16а, и в недельный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка подготовить и направить предпринимателю проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
В силу постановления администрации Приморского края от 30.12.2010 N 437-па "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края", которым были утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Приморского края, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 25:28:010030:109 составила 4 478 590 руб. 20 коп.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости земельного участка от 28.12.2012 N 164, выполненному ООО "Краевой центр оценки", рыночная стоимость участка с кадастровым номером 25:28:010030:109 по состоянию на 01.01.2010 составила 2 680 000 руб.
Ссылаясь на то, что кадастровая стоимость указанного земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость (практически в два раза), предприниматель обратился с настоящими требованиями в арбитражный суд.
На основании статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5).
При рассмотрении требования об установлении размера кадастровой стоимости названного земельного участка арбитражные суды правомерно руководствовались положениями пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, учитывая разъяснения, данные в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, суды обоснованно сочли, что рыночная стоимость спорного земельного участка подлежала определению на момент установления его кадастровой стоимости.
Так, установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Именно поэтому статьей 24.19 Закона N 135-ФЗ прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Закон N 135-ФЗ прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III указанного Закона, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
На эту же дату необходимо определять и рыночную стоимость тех объектов недвижимости, сведения о которых не были внесены в кадастр на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в частности вновь образуемых земельных участков, в силу следующего.
Согласно действующим нормативным актам кадастровая стоимость вновь образованного земельного участка определяется самостоятельно кадастровым органом при постановке вновь образуемого земельного участка на кадастровый учет на основании имеющихся результатов проведенной государственной кадастровой оценки, утвержденных до образования такого участка.
В настоящее время определение кадастровой стоимости образуемых земельных участков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222.
Поскольку кадастровая оценка спорного земельного участка была определена на основании постановления администрации от 30.12.2010 N 437-па "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края", суды, проверив отчет оценщика от 28.12.2012 N 164 и не усмотрев его порочности, правомерно приняли указанный документ в качестве надлежащего доказательства по делу, установив кадастровую стоимость спорного участка в размере 2 680 000 руб. по состоянию на 01.01.2010 и обязав уполномоченный орган внести такие сведения в Государственный кадастр недвижимости.
Указанный вывод судов соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.06.2013 N 10761/11, в связи с чем, несогласие заявителя в кассационной жалобе с датой, на которую подлежит определению рыночная стоимость спорного земельного участка, не свидетельствует о неправильном применении судами обеих инстанций норм материального права.
Иных доводов, имеющих существенное значение для настоящего дела и влияющих на правильность выводов арбитражных судов, заявителем в кассационной жалобе не приведено.
Учитывая, что дело рассмотрено судами полно и всесторонне, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах и не противоречат им, неправильного применения норм материального права и положений процессуального законодательства не допущено, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 19.03.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2013 по делу N А51-3242/2013 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
С.Ю.ЛЕСНЕНКО
Судьи
С.И.ГРЕБЕНЩИКОВ
О.В.ЦИРУЛИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 25.10.2013 N Ф03-4540/2013 ПО ДЕЛУ N А51-3242/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 октября 2013 г. N Ф03-4540/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Лесненко С.Ю.
Судей: Гребенщикова С.И., Цирулик О.В.
при участии
- от истца: Струков А.Ю., представитель по доверенности от 16.02.2011;
- от ответчика: представитель не явился;
- от третьих лиц: представители не явились;
- рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края
на решение от 19.03.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2013
по делу N А51-3242/2013 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Кобко Е.В., в апелляционном суде судьи: Култышев С.Б., Ветошкевич А.В., Скрипка Н.А.
По иску индивидуального предпринимателя Заграничного Евгения Викторовича
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Приморскому краю
третьи лица: Федеральное государственное унитарное предприятие "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации", Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края
об определении кадастровой стоимости
Индивидуальный предприниматель Заграничный Евгений Викторович (ОГРНИП 311253609700012, место жительства: 690000, Приморский край, г. Владивосток; далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Приморскому краю (место нахождения: 690063, Приморский край, г. Владивосток, ул. Приморская, 2; далее - кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 25:28:010030:109, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для дальнейшей эксплуатации административно-торгового здания (лит. А, А1-пристройка), общая площадь 439 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами земельного участка, ориентир: административно-торговое здание (лит. А, А1-пристройка), участок находится примерно в 0,1 м от ориентира по направлению на юг, почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, ул. Трамвайная, 16а, равной 2 680 000 руб. Также предприниматель просил суд обязать кадастровую палату внести в Государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка в испрашиваемой сумме.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Федеральное государственное унитарное предприятие "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации" (место нахождения: 107000, г. Москва, просп. Вернадского, 37; далее - предприятие) и Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (место нахождения: 690110, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, 22; далее - департамент).
Решением от 19.03.2013, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2013, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе департамент просит указанные решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы приведены доводы о неправильном применении судами норм материального права, в том числе Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), пункта 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222. Полагает, что рыночная стоимость земельного участка неверно определена по состоянию на 01.01.2010, тогда как спорный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет лишь 17.01.2012.
Предприниматель в отзыве на кассационную жалобу изложенные в ней доводы отклонил, считая оспариваемые судебные акты законными и обоснованными.
В судебном заседании, проведенном в соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Приморского края, представитель истца поддержал позицию отзыва на кассационную жалобу, дав пояснения.
Ответчик и третьи лица, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения поданной кассационной жалобы, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, однако явку своих представителей в суд не обеспечили.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает правовых оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, предприниматель является собственником объекта недвижимости - административно-торгового здания (лит. А, А1-пристройка) общей площадью 674,50 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Трамвайная, 16а, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 17.08.2006 серии 25 АА N 785543.
В целях эксплуатации указанного здания были сформированы и поставлены на кадастровый учет земельные участки площадью 454 кв. м с кадастровым номером 25:28:010030:1 и площадью 439 кв. м с кадастровым номером 25:28:010030:109, с разрешенным использованием "для дальнейшей эксплуатации административно-торгового здания (лит. А, А1-пристройка)".
Решением Арбитражного суда Приморского края от 01.11.2012 по делу N А51-17079/2012 на департамент возложена обязанность в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении в собственность ИП Заграничному Е.В. участка с кадастровым номером 25:28:010030:109 площадью 439 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира административно-торгового здания (лит. А, А1-пристройка), расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Трамвайная, 16а, и в недельный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка подготовить и направить предпринимателю проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
В силу постановления администрации Приморского края от 30.12.2010 N 437-па "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края", которым были утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Приморского края, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 25:28:010030:109 составила 4 478 590 руб. 20 коп.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости земельного участка от 28.12.2012 N 164, выполненному ООО "Краевой центр оценки", рыночная стоимость участка с кадастровым номером 25:28:010030:109 по состоянию на 01.01.2010 составила 2 680 000 руб.
Ссылаясь на то, что кадастровая стоимость указанного земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость (практически в два раза), предприниматель обратился с настоящими требованиями в арбитражный суд.
На основании статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5).
При рассмотрении требования об установлении размера кадастровой стоимости названного земельного участка арбитражные суды правомерно руководствовались положениями пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, учитывая разъяснения, данные в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, суды обоснованно сочли, что рыночная стоимость спорного земельного участка подлежала определению на момент установления его кадастровой стоимости.
Так, установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Именно поэтому статьей 24.19 Закона N 135-ФЗ прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Закон N 135-ФЗ прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III указанного Закона, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
На эту же дату необходимо определять и рыночную стоимость тех объектов недвижимости, сведения о которых не были внесены в кадастр на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в частности вновь образуемых земельных участков, в силу следующего.
Согласно действующим нормативным актам кадастровая стоимость вновь образованного земельного участка определяется самостоятельно кадастровым органом при постановке вновь образуемого земельного участка на кадастровый учет на основании имеющихся результатов проведенной государственной кадастровой оценки, утвержденных до образования такого участка.
В настоящее время определение кадастровой стоимости образуемых земельных участков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222.
Поскольку кадастровая оценка спорного земельного участка была определена на основании постановления администрации от 30.12.2010 N 437-па "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края", суды, проверив отчет оценщика от 28.12.2012 N 164 и не усмотрев его порочности, правомерно приняли указанный документ в качестве надлежащего доказательства по делу, установив кадастровую стоимость спорного участка в размере 2 680 000 руб. по состоянию на 01.01.2010 и обязав уполномоченный орган внести такие сведения в Государственный кадастр недвижимости.
Указанный вывод судов соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.06.2013 N 10761/11, в связи с чем, несогласие заявителя в кассационной жалобе с датой, на которую подлежит определению рыночная стоимость спорного земельного участка, не свидетельствует о неправильном применении судами обеих инстанций норм материального права.
Иных доводов, имеющих существенное значение для настоящего дела и влияющих на правильность выводов арбитражных судов, заявителем в кассационной жалобе не приведено.
Учитывая, что дело рассмотрено судами полно и всесторонне, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах и не противоречат им, неправильного применения норм материального права и положений процессуального законодательства не допущено, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 19.03.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2013 по делу N А51-3242/2013 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
С.Ю.ЛЕСНЕНКО
Судьи
С.И.ГРЕБЕНЩИКОВ
О.В.ЦИРУЛИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)