Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 24.06.2013 N Ф09-6298/13 ПО ДЕЛУ N А60-39715/2012

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июня 2013 г. N Ф09-6298/13

Дело N А60-39715/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июня 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Столярова А.А., Лазарева С.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Снежинка" (далее - общество "Снежинка") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.01.2013 по делу N А60-39715/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

Общество "Снежинка" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий администрации городского округа Сухой Лог (ИНН 6633003095; (далее - администрация), выразившихся в предъявлении не предусмотренных действующим законодательством требований к заявителю о предоставлении дополнительных документов на испрашиваемый земельный участок, а также длящегося бездействия администрации, выразившегося в невыдаче схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Сухой Лог, ул. Артиллеристов, 33; об обязании администрации выдать обществу схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17.01.2013 (судья Филиппова Н.Г.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013 (судьи Скромова Ю.В., Дюкин В.Ю., Усцов Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Снежинка" просит обжалуемые судебные акты отменить, удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на неприменение подлежащих применению ст. 11.1, п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам. Заявитель считает ошибочным вывод судов о том, что процедура оформления прав на землю должна осуществляться путем раздела (выдела) уже сформированного земельного участка. Общество "Снежинка" указывает, что испрашиваемый земельный участок действительно находится в границах ранее учтенного и сформированного участка, однако границы его на местности не установлены, следовательно, данный участок как объект права не индивидуализирован и его преобразовать невозможно.

Как установлено судами, по договору купли-продажи муниципального имущества от 16.09.2009 N 5 общество "Снежинка" приобрело в собственность нежилое помещение N 2 общей площадью 411,5 кв. м на 1 этаже по ул. Артиллеристов, 33 в г. Сухой Лог. Право собственности общества "Снежинка" зарегистрировано, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12.11.2009.
Общество "Снежинка" обратилось к главе городского округа Сухой Лог с заявлением от 24.05.2012 о предоставлении в собственность земельного участка для эксплуатации принадлежащего обществу объекта недвижимости.
Письмом от 25.06.2012 администрация уведомила, что в соответствии с п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации обществу следует предоставить кадастровый паспорт или кадастровую выписку о земельном участке.
Полагая, что данное требование администрации является незаконным, так как испрашиваемый земельный участок под принадлежащим ему объектом недвижимости не сформирован, поэтому администрация не вправе требовать представления кадастровой выписки, а должна выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, общество "Снежинка" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, принимая во внимание, что объект недвижимости заявителя находится на сформированном земельном участке, в отношении которого осуществлен кадастровый учет, сделали вывод об отсутствии у администрации обязанности по подготовке схемы расположения земельного участка (п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации). При этом суды пришли к выводу о том, что процедура оформления прав на землю должна осуществляться путем раздела (выдела) уже сформированного земельного участка. Кроме того, суд апелляционной инстанции указал, что принадлежащий обществу объект недвижимости не является обособленным объектом, поэтому права на земельный участок могут быть оформлены в соответствии с п. 3 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Вывод судов об отсутствии у администрации предусмотренной п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации обязанности по подготовке схемы расположения земельного участка является ошибочным.
Согласно п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, за исключением указанных в данном пункте случаев.
В силу п. 2 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации решения об образовании земельных участков, указанных в п. 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков, указанных в п. 1 настоящей статьи, необходимы следующие документы: 1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; 2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
В соответствии с п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Как следует из содержания ст. 22, 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", для проведения кадастрового учета образуемого земельного участка необходимо предоставление межевого плана, который изготавливается на основании утвержденной органом муниципального образования схемы расположения земельного участка.
Таким образом, если на земельном участке находится несколько объектов недвижимости, собственниками которых являются разные лица, то при реализации одним из собственников объекта недвижимости преимущественного права на выкуп земельного участка и при разделе (выделе) исходного земельного участка обращение его за схемой расположения земельного участка в порядке, предусмотренном п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, не исключается. При этом то обстоятельство, поставлен ли исходный земельный участок на кадастровый учет и определены ли его границы, не имеет правового значения и не влияет на необходимость формирования выкупаемого земельного участка в установленном законом порядке.
Как следует из материалов дела, на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 66:63:0101031:67, на котором расположены несколько объектов недвижимого имущества. Доказательств того, что испрашиваемый обществом "Снежинка" земельный участок под принадлежащим заявителю объектом недвижимости сформирован, не имеется, данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
При таких обстоятельствах вывод судов о том, что при разделе сформированного земельного участка основания для выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории отсутствуют, основан на неправильном применении норм права.
Кроме того, судом апелляционной инстанции сделан вывод о том, что права заявителя на земельный участок могут быть оформлены в соответствии с п. 3 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, учитывая, что принадлежащий обществу объект не является обособленным объектом недвижимости.
Между тем ни судом первой инстанции, ни судом апелляционной инстанции не исследованы вопросы о том, принадлежит ли заявителю на праве собственности отдельно - стоящее здание, является ли при этом земельный участок с кадастровым номером 66:63:0101031:67 делимым (либо неделимым), и, соответственно, возможно ли формирование испрашиваемого земельного участка под принадлежащим обществу "Снежинка" на праве собственности объектом недвижимости и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
При таких обстоятельствах, поскольку судами не исследованы имеющие существенное значение для разрешения данного спора обстоятельства, а также не дана надлежащая правовая оценка доводам заявителя и представленным в обоснование данных доводов доказательствам, судебные акты подлежат отмене, дело - передаче на новое рассмотрение (п. 3 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При новом рассмотрении суду необходимо устранить изложенные недостатки, исследовать все значимые для дела обстоятельства и рассмотреть спор в соответствии с действующим законодательством.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.01.2013 по делу N А60-39715/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013 по тому же делу отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Снежинка" из федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе, уплаченной платежным поручением от 21.05.2013 N 129, которое находится в материалах дела.

Председательствующий
Т.В.СУЛЕЙМЕНОВА

Судьи
А.А.СТОЛЯРОВ
С.В.ЛАЗАРЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)